60. Переименование улиц в Академгородке - задание

На скане адрес редакции газеты в Академгородке записывался до переименования улиц так: 8-в кв.27. На конверте мы бы написали более подробно: Новосибирск, Академгородок, Микрорайон "В" д.№8 кв.27.


Когда Председатель Советского райисполкома Юрий Николаевич Абраменко предложил нашей бытовой комиссии подумать над названиями улиц верхней зоны Академгородка, я поначалу подумал:

– А почему нам? Вроде бы это не наше дело?

– А мне больше и попросить некого, – сказал он. Лучше Вас никто не предложит. Вы и живете здесь, и работает в институтах, и болеете за Академгородок, и всеми вопросами его жизни занимаетесь. И ваша бытовая комиссия представительная и активная. Если хотите, привлеките, кого считаете нужным.

Действительно, в бытовой комиссии Объединенного комитета профсоюза работали сотрудники практически всех институтов Академгородка. Жилье-то они уже получили, но повсюду было много неурядиц, и каждый хотел внести свой вклад в улучшение нашего быта, торговли, общественного питания, бытовых и ремонтных мастерских, – создании всех тех служб, которые необходимы в повседневной жизни современного человека. У всех нас было желание сделать хоть что-то, чтобы снова оказаться в том мире, к которому привыкли, к тем удобствам, без которых уже и жить трудно, а порой и просто невозможно. Более того, каждый хотел, чтобы у нас было лучше, чем где ьы то ни было. И каждый считал, что знает, что делать и как делать.

Подавляющая часть молодежи приехала из Москвы, Ленинграда, и других крупных городов, таких, как Львов, Киев, Харьков, а там быт был налажен много лучше, чем в Новосибирске и несравнимо лучше, чем в Академгородке. А нам хотелось, чтобы и здесь было не только не хуже, чем в столицах, а много лучше. И у нас в комиссии все инициативы приветствовались и горячо обсуждались. А потом мы действовали по принципу: инициатива «наказуема», то-есть тот, кто предлагал, тот и работал над тем, чтобы его предложение воплотилось в реальность. А право контроля деятельности соответствующих торгово-бытовых предприятий и учреждений мы ему давали.

Работали у нас молодые люди, темперамент у большинства был горячий, желание поучаствовать в создании не просто научного центра, а Академгородка, как лучшего места для жизни на земле, было огромное. Авторитетов для нас не существовало. Все подвергалось сомнению и оценке. Мнений было больше, чем участников любого обсуждения. И мы не успокаивались, пока наши решения не претворялись в дела.

Получив такое необычное предложение, мы с Гариком Платоновым, моим  заместителем в бытовой комиссии, решили, что идти с пустыми руками на заседание комиссии, нельзя. Будет миллион предложений, потом два миллиона поправок, дым коромыслом, – и мы ни до чего не договоримся. Надо было предложить для обсуждения готовые названия улиц.

Наверное, правильнее было бы сначала дать над этим вопросом подумать каждому, а потом собраться, но времени в райисполкоме нам дали мало. Так что такой путь отпадал. Тем не менее, мы нее скрывали ни от кого, что нам дали такое задание, говорили о нем всем нашим знакомым и предлагали распространить это задание по всем институтам. А предложения направлять либо в Объединенный комитет профсоюза, либо в газету "За науку в Сибири".

Подробные планы Академгородка у нас были – мы их взяли в Управлении капитального строительства СО АН. На этих планах стояли условные названия улиц, предложенные для определенности проектировщиками. Если на улице располагались институты, на плане она называлась Институтской улицей. Если больница – больничной. Около запроектированного большого спортивного комплекса, рядом с микрорайоном «Г», который потом решили не строить, – Спортивная. Улица, которая обводила то ли первые жилые дома, то ли островок соснового леса и молодые сосновые лесопосадки, была названа Обводной. Главная улица в жилых районах, идущая от Институтской улицы к Обскому водохранилищу, которое мы сразу иначе, чем Обским морем не называли, – Академической улицей. Она, правда, до Обского моря не доходила, только до Бердского шоссе. Не доходит и сейчас. Был проспект Науки, который шел от Академической ул. до унивеситета. Были Коттеджная ул. и ул. Ученых. Были и такие, которые никак не назывались.

Некоторые из этих названий уже вошли в обиход. Поскольку несколько улиц с заселенными домами уже сформировалось, кое-где были прикреплены даже таблички с названиями улиц, правда без номеров домов. А дома были нумерованы опять же проектировщиками на их планах. И в обратном адресе на письмах мы указывали название микрорайона – «А», «Б» или «В» и номер дома и обязательно после слова Новосибирск писали "Академгородок".

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/26/395]


Рецензии