Фантасмагория. 30
Новости в институте распространялись быстро и большей частью искажённые. Поговаривали в последнее время, что в родственном исследовательском центре изобрели машину времени. Никто не верил, но известие заставило заиграть воображение всеми цветами радуги.
Начальник отдела сообщил вдруг своему заместителю, что тому предстоит командировка. Его посылают как самого молодого, перспективного и талантливого инженера в тот самый центр. Соорудили, оказывается, вундеркинды машину, но споткнулись в последний момент, помощь понадобилась. Организуют там мозговую атаку и собирают умы, подающие надежды, а в данном случае идеи. Лететь предстоит чуть ли не через всю страну, но за казённый счёт.
Подчинённый смотрел на начальника, онемев от удивления, а тот продолжал говорить, не давая вставить слово:
- Решили улучшить настоящее, исправив прошлое. Представляешь? Не будет войн, не погибнут миллионы людей из-за этого, не…. Что-то ведь послужило палкой в своё время, попадая в колёса истории? Надумали избавиться от такого. В прошлом даже от неверных исследований отказаться можно. Изготовили машину. Это не сплетни.
- И для чего тогда понадобились гении? – мужчине наконец-то удалось вставить фразу и заодно похвалить себя.
- Повторяю для особо одарённых: испытания провалились. Всё правильно, логично, и не получается. Улетают опытные образцы в прошлое и будущее, но не возвращаются. С десяток кошек и мышек во времени раскидали, и хоть бы одна вернулась! За головы учёные мужи схватились, а мозги-то иссякли! Блок-схему устройства прислали с описанием принципа работы. Изучай, думай, но в дороге: ждут с нетерпением.
Самолёт летел несколько часов, и времени подумать хватило, тем более, что инженер не смог думать о другом. Когда летательный аппарат приземлялся, у него созрело несколько предложений. Сомневался в каждом, потому что варианты казались необычными, но для такого его и вызвали.
В назначенное время мужчина прибыл в зал заседаний исследовательского института. Он был полон, и действо началось минута в минуту. Ведущий оказался деловым и энергичным человеком среднего возраста, поприветствовал всех и сразу расставил точки:
- Ни для кого не секрет, для чего мы собрались. Вам сообщили заблаговременно, чтобы подумали. Время, конечно, терпит, но все вы исследователи, изобретатели и знакомы с творческим нетерпением. Мозговую атаку проведём здесь и сейчас.
Очередь до Матвея дошла не скоро, и кто-то озвучил уже два его предложения, но главное всё же осталось. Ему было что сказать. Аудитория встречала новичков с напряжённым любопытством, и зал притих, когда он поднялся на сцену.
- Конечно, всего не предвидишь, - начал говорить заместитель отдела известного всем института. - Каждый из нас сталкивался с таким. В данном случае необходимо доработать установку. Это очевидно. Перемещать нематериальное легче, чем предметы, а тем более живые организмы. Делать это нужно поэтапно – от простого к сложному.
Он начал издалека, кому-то не понравилось, и раздался нарочитый кашель. Докладчик перешёл к сути.
- Установка уже переносит предметы и даже живые существа. Часть задачи выполнена, но проверить такое трудно. Проблема в возврате.
У вас конь в стойле не стоял! Если машина выдаёт путёвку только в один конец, зачем нужна тогда? Закопать в каменном веке в условленном месте капсулу для потомков, а самому жить среди бездарей, к каким прибыл? Кому понравится такая перспектива? Какие новости будут в капсуле? Что Сальери не убивал Моцарта, что это художественный вымысел? Стоит такое жизни нашего современника? Сомневаюсь! А улучшать прошлое вообще опасно: могут на костре сжечь всезнайку. Кто согласится вернуться в феодальный строй, рискуя при этом переделать не только прошлое, но и будущее!?
А прибыв в будущее, что нового сообщит наш посланник потомкам?
- Дружище, это и до тебя известно было! - выкрикнул кто-то из зала. – И без тебя знаем, что собака пропала, скажи, где зарыта?
- Нужно переделать два блока и добавить один. Сигнал в них мечется в поисках выхода и в итоге находит три. Это чревато. Как доработать установку, доложу в рабочем порядке. Замечу только, что, решив проблему, получим новые. Научимся отправлять человека в прошлое и возвращать, и что? Всем известен так называемый «эффект бабочки». Убив в прошлом даже насекомое, можно таких дров наломать, что мало не покажется. Конечно, фантасты сгустили краски, но рациональное зерно в этом есть.
Необходимо моментально анализировать последствия, изменять прошлое и тут же анализировать результат. Автоматы должны сами принимать решение согласно заложенной программе и возвращать всё в исходное состояние или продолжать эксперимент. На всё про всё уйдёт секунда-другая, а то и меньше. Путешествие в прошлое только тогда можно продолжать, когда последствия станут понятными.
Предстоит определиться с программой. Ясно, что всего не охватить. Предлагаю сделать единственное ограничение: все живущие в настоящий момент люди должны остаться. Для этого необходимо произвести перепись населения. При сегодняшних возможностях такое не займёт много времени.
Предложение заинтересовало. Слушатели невольно занялись поиском нестыковок. Кто-то предложил, чтобы копия документа отправлялась в прошлое с посланцем, а затем возвращалась для сравнения, потому что оставшийся в настоящем времени список может сам собой измениться.
Дебаты могли продолжаться долго, но опытный ведущий навёл порядок.
- Позвольте напомнить вам, что сначала нужно найти зверя и только потом стрелять по нему. Мы собрались, чтобы совместными усилиями решить, как доделать установку. А потом…. Потом будет день, и будет пища.
Остальным выступающим пришлось туго, так как их доклады выглядели блеклыми после этого. Начались повторы. В итоге предложение Матвея признали самым перспективным.
Делегаты разъехались, а инженеру пришлось остаться: его включили в группу разработчиков. Руководитель проекта прокомментировал своё решение наедине:
- Мысли гуляют, и вы вместе с ними. Или наоборот? Ноги несут, непонятно куда, но мозг ищет брод. Предложили лучший вариант, вам и воплощать задуманное.
Он помолчал какое-то время и сказал, как подвёл итог:
- Молодой человек, помните сказку, когда всаднику пришлось выбирать у огромного камня между чёрным, серым и белым? Флаг вам в руки!
Матвею пришлось работать в другом городе, в незнакомом коллективе и по новой тематике. Жизнь сделала зигзаг приятный для творческой личности.
Начались серые будни, насыщенные радостями от удачного решения и огорчениями, когда что-то не получалось.
Прошло несколько недель. Оба блока доработали и сделали ещё один, а воз по-прежнему стоял на месте, хотя тянули его в одну сторону. Над проблемой думали многие, но в жизнь решение воплощали лишь Матвей и Егор. Последний помогал.
К очередному испытанию готовились долго, но надеялись на него мало. Провели без помпы, как предчувствовали, что не получится. Предметы должны были исчезнуть и сразу появиться. В прошлом испытуемые образцы могли находиться сколь угодно долго, но отсутствовать на месте старта не больше секунды. Не вернулись.
- Ну ладно, блокнот пропал, и чёрт с ним! – сказал Егор. - Но ложки и вилки должны были дожить до нашего времени. Десять лет не срок для нержавейки! Дезинтегратор какой-то сделали для распыления. В жилищные хозяйства можно передать устройство, чтобы не вывозили мусор, а сразу уничтожали.
Матвей усмехнулся.
- Долго у тебя посуда живёт? Спасибо кто-то сказал, попользовался нашим подарком и переплавил постаревший столовый набор. Предметы при возвращении должны находиться там, куда прибыли.
Мысль показалась разумной. В следующий раз отправили ржавую пудовую гирю всего лишь на неделю.
Чудо произошло: она вернулась. Никто не ожидал, но замедленный просмотр съёмки показал, что гиря какое-то время отсутствовала.
- Что теперь делать? – Егор еле сдерживал радость.
- Повторить.
В этот день много чего побывало в прошлом, пока изобретатели не вспомнили про животных. Отправили мышь в клетке с запасом пищи на весь небольшой срок. Вернулась она без корма в куче мусора.
- А дальше, что? - спросил Матвея напарник.
- Человека нужно заслать, чтоб наверняка знать.
- Где найти добровольца? Как ни крути, а риск остался.
- Осуждённого, приговорённого на пожизненный срок отправим.
- В прошлое или будущее? Сбежит, воспользуется возможностью!
- Может, сам сгоняешь? Выбирай.
- Думал об этом. В будущем элементная база лучше, и цивилизация не чета нашей, больше шансов на благополучный исход. Там уже известны результаты наших мытарств.
- За чем дело стало?
- Почему из будущего сюда не летают? Могли бы весточку подать. Обнародовать достижение нужно, и сообща обмозговать.
Матвей принял решение:
- Потом, когда я в прошлое сгоняю. Мать хочу посмотреть со стороны. Погибла двенадцать лет назад.
- Но…
- Возражения не принимаются. Дел-то на пару секунд.
Егор не сумел помешать, его непосредственный начальник уже готовил установку к запуску.
- Соня, шеф вызывает, – мужчина потряс дремлющего на стуле коллегу за плечо. – Срочно!
- Что надо? – спросил Матвей спросонья и удивлённо уставился на друга. – Ты откуда здесь?
- Весь народ из одних ворот, а тебя, похоже, назад загонят.
Молодой человек ушёл и по дороге начал понимать, что произошло: он вернулся из прошлого, но почему-то домой.
Начальник отдела встретил заместителя улыбаясь.
- Доигрался, вундеркинд? Поедешь помогать родственному исследовательскому центру. Машину времени там изобрели, слухи имели под собой почву, но что-то не срослось.
- Помогу, раз своих гениев не хватает. Догадываюсь даже, как!
- Откуда знаешь?
- Друг Егорка там работает. Созваниваемся время от времени, - солгал инженер.
- Так это ты сплетнями людей баламутишь?
- Вот ещё!
- Убирайся. Завтра вылетаешь.
В самолёте Матвей опять думал о машине времени. Теперь он знал, как доработать установку, но блок ориентирования предстояло переделать полностью, ужесточив временной допуск возвращения. Радостное настроение помогало и одновременно отвлекало, и мешала память. Произошедшее недавно настойчиво пробивалось в сознание.
Знакомый родной дворик показался на удивление молодым, а деревья смотрелись маленькими и не такими пышными. Кустов ещё не было – их посадили позже. Здания также закрывали песочницу от солнца, в которой всегда было мало песка. На лавочках сидели старушки, но другие. Жизнь во дворе текла полным ходом, и детские крики подтверждали это.
Неожиданно Матвей увидел мать. Женщина, судя по времени, шла на работу, а он смотрел из-за угла дома и боролся с желанием подойти. Неизвестно, чем бы всё закончилось, но к ней подбежал его молодой двойник. Мать чмокнула мальчика в щёку и развернула к подъезду. Сын что-то сказал, женщина нахмурилась. Ответила строго, но видно было, что заставляет себя сердиться.
Они разошлись, ушёл чуть позже и взрослый Матвей и думал при этом, что теперь всегда можно будет вернуться. Обязательно придёт сюда и, может быть, получится избежать автомобильной аварии, в которой погибла мать. Он изменит ситуацию, когда убедится, что в будущем из-за этого не произойдёт катастрофы.
Блок возврата доработали, стал точнее, и всё равно недостаточно: вернул изобретателя чуть раньше, чем тот планировал – прямо в зал заседаний.
Матвей пошёл к кафедре вместе с первым докладчиком. Извинился, обогнав, и начал говорить чуть ли не на ходу:
- Нам передали исходные данные, и была возможность подумать над изделием. Оно не просто больное, оно помирает!
Он подошёл к плакатам и один начал переделывать, чёркая фломастером.
- Эти два блока ни к чёрту. Сигнал блуждает в них в поисках выхода. Находит три, а не один. Вероятность возврата в таком случае уменьшается почти на семьдесят процентов. Понадобится ещё один. Здесь собака зарыта. Детально объясню в рабочем порядке. Я много думал над проблемой, и многое пришлось пережить в буквальном смысле этого слова. Так больно было лишь, когда умерла в больнице мать.
Матвей остановился, словно услышал непонятное и вдумался в свои же слова. Повернулся к аудитории.
- С координатором времени предвижу проблемы, предстоит ужесточить допуск, по этому зверю нужно стрелять. Мне хватит недели, чтобы довести изделие до ума. А вот потом…. Как безопасно пользоваться им? Поверьте, здесь много подводных камней.
Изобретатель вдруг замер и почему-то виновато оглядел присутствующих. Зал притих, и он молчал. Ведущий форума очнулся и сказал в полной тишине:
- Я понял большую часть сказанного. Занятно и похоже на правду. У кого есть предложения лучше, прошу на кафедру.
Кто-то встал и пошёл, но свернул в последний момент к дверям. Через несколько минут аудитория опустела.
- Матвей, сообщили, что программа готова, - сказал Егор, ответив на телефонный звонок. – Проверять будем?
- Доверяешь программистам?
- Как себе.
- Проследи только, чтобы наши фамилии в списке были. Доделывать аппаратуру будет кому, если что. Хорошая штука машина времени, даже слово воробьём делает: вернёшься назад, поймаешь и голову свернёшь.
- Конечно, словесный ляп легко исправить получится! Когда опробуем?
- Я отправлюсь, как своё доделаем.
- Нет. Поэтапно испытывать нужно.
Матвей не ответил. Егор заволновался: неспроста тот делает вид, что не слышит.
- Я доложу, что завтра начинаем испытания?
- Отправим сначала что-нибудь простенькое.
Непосредственный начальник не стал спорить с подчинённым. Того ответ удовлетворил.
Цикл испытаний пролетел как одно. Уже к обеду даже кошка побывала в прошлом.
- Ну? – Матвей повернулся к Егору. – Теперь отпустишь?
- Ты начальник. Почему не я?
- Потому что я старший не только по возрасту, но и по должности. Правильно ситуацию обрисовал?
- Дел-то на пару секунд. Не доверяешь?
Матвей побывал уже в прошлом и не сомневался в благополучном исходе. Вдруг захотелось сделать приятное коллеге.
- Чёрт с тобой. Куда и насколько?
Егор должен был исчезнуть и сразу появиться.
Он не вернулся. Установка гудела от напряжения, непонятно свистела и не делала то, что от неё ждали. Что-то случилось в прошлом, Матвей понимал это. Он положил руку на прибор и почувствовал тепло. Аппаратура нагрелась так, что руку пришлось отдёрнуть. Мысли метались, пока одна не заслонила остальные: «Я понял! Возвращались те вещи, которые уже существовали во времени, в какое попали. Ложки десять лет назад ещё не были изготовлены и превратились в руду! А Егор убыл далеко за время своего рождения. Клетки обновляются через четыре года, новые заменяют старые. Этот процесс постоянен. Я не медик и то знаю. Аппаратура проигрывает ситуацию в обратном порядке. Для живого существа всё гораздо сложнее. Это не металл вернуть в исходное состояние – в породу или месторождение!»
Понимание не помогло найти выход из критической ситуации. Сознание лишь констатировало факт: «Скоро начнут лопаться электролиты, уж лучше выключить, так хоть шанс на благополучный исход сохранится».
Инженер щёлкнул тумблером. Наступила тишина. Взгляд его остановился на столе, заваленном деталями, но он не видел их, задумался: «Мы остановились на том, что Егор навестит любимого композитора – Моцарта. Хотели сначала отправить его в май сорок первого предупредить о начале войны с немцами. Такие попытки были, вспомнили, чем закончились. Тогда Егор пошутил, что это кто-то из будущего опередил их, но так и не справился с задачей.
Хотели предостеречь Гитлера, доказать пагубность задуманного. И от этой затеи отказались: Егор не смог бы попасть к нему, наверняка погиб, а попади, ждала та же участь - диктатор не любил неблагоприятные прогнозы».
Тогда они рассуждали полусерьезно, понимали, что кардинально менять ход истории нельзя без всестороннего анализа последствий. Решили в итоге, что глобальные проблемы решать рано, и остановились на Моцарте. Не факт, что Сальери отравил его, но пусть поругаются, и пути их разойдутся. На всякий случай. Такое легко устроить.
Инженеры вдвоём доводили установку до ума. Что делать с ней, решали коллегиально, но паял и менял детали только один человек, чтобы исключить путаницу. Второй проверял. Такой подход гарантировал правильность доработки.
Теперь Матвей остался в одиночестве. Груз ответственности парализовал его, а сожаления чуть не добили.
Они хотели выйти наверх с первым удачным путешествием человека в прошлое, а пришлось ему - руководителю - сообщать о возможной гибели коллеги.
Все уже знали, что произошло, когда собрались в зале. Доклад Матвея был краток. Его предположению о причине случившегося поверили, так как события вписывались в гипотезу.
Аудитория погрузилась в тишину. Прервал молчание старейший научный сотрудник. Он редко предлагал что-либо, но, если говорил, возразить было трудно.
- Матвей утверждает, что знает что-то наверняка, но это только предположения, и случившееся тому подтверждение. Я могу отправиться в прошлое. Прожил своё, а тут появился шанс вернуться в молодость. Прибуду за месяц-другой до рождения Егора. Тогда я не был знаком с ним, но сам жил полноценной жизнью. Зная его биографию, нетрудно будет проследить….
Учёный вдруг замолчал, задумался. Задумались все: а чего, собственно, можно добиться через посланца в прошлое?
Старик определился с целью первым:
- Родители живы, значит, родится и он. Я доживу до встречи с ним. Если наш экземпляр Егора не умер, бросьте в меня камень, крутиться будет рядом. В любом случае я найду потерю.
- Дождётесь рождения несмышлёныша? Для чего?
Чей-то вопрос заставил зал вновь погрузиться в раздумья, потому что попал в яблочко.
Старец знал ответ и на это:
- Вот и вы пришли к тому, что я давно понял. Родители живы. Он – нет, но родится. Доживёт до наших дней и отправится в прошлое. Воронка засосала, и из этой круговерти ему не выбраться. А мы продолжим жить. Я оставлю послание для него, чтобы вручили в день совершеннолетия.
- Зачем? Чтобы расплевался, прочитав? Или сошёл с ума? - выкрикнул Матвей. - А мы продолжим жить, если ещё не попали в замкнутый круг! Попал один, а можем все! Уничтожить машину нужно!
Он не стал дожидаться реакции на свою выходку, пошёл к выходу.
Изобретатель воспользовался установкой, установив режим возвращения на небольшой срок.
Начальник отдела заметил, что заместитель его не слушает. Пощёлкал пальцами, привлекая внимание, и сказал:
- А знаешь, сгоняй-ка ты в исследовательский центр. Слухи о машине времени имеют под собой почву, но не всё гладко, помощи просят.
- Исчерпали серое вещество?
- Похоже на то. Ты достал нас идеями, пусть и они помучаются.
- Не полечу.
- Не понял!?
- Не дорабатывать полуфабрикат нужно, а уничтожить! В исследовательском центре местное светило предложит прикрыть лавочку, и его послушают. Один раз старик пришёл к такому выводу, додумается и во второй: в минуте от правильного решения. Я только помешаю.
- Интересовался уже? Бредовая идея?
- Пагубная. Знаю человека, который первым пострадает, если не прекратят работу над установкой. В прошлое нельзя вмешиваться, потому что изменится настоящее. Не факт, что к лучшему. Сегодняшнему дню, может быть, и поможет, а завтра обязательно аукнется. И в будущее лучше не соваться. Для него мы – прошлое. Помогут нам оттуда, считай, что изменят свою предысторию. Непредсказуемые последствия проявятся уже для них. Там понимают, что потом недоразумения начнутся, только поэтому к нам не суются. Замкнутый круг. Жить нужно сегодняшним днём и надеяться только на себя.
- Не хочешь, значит? Уверен?
- Проверено временем. Аминь!
*****
Свидетельство о публикации №213012600027