Что такое время? Анонс монографии

Кайыр ЖУНУСОВ

Что такое время? Взгляд физика

Дубна, 2013

21.01.2013 23:04:00.00
Мне думается, что лучшим ответом на поставленный вопрос в названии книги будет согласованный ответ физика, философа, богослова и психолога, который я представлю от своего лица в таком виде, как воспринял при изучении понятия в названных разделах знания человека 20-го века.

Передо мной в рабочем кабинете груда книг, которые приобретались в течение жизни так, что книги являлись единственным излишеством в семейной жизни, отнимавшим из бюджета средства моим личным волевым решением. Книги отбирались так, что каждая изучалась от корки до корки с тем, чтобы оправдать прихоть приобретателя. Иногда, правда (особенно ближе к финалу) некоторые книги были подаренные или взяты из отвалов никому не нужных. Вся библиотека соответствует принципу сбора – дай, купи, подари. По тому же принципу она будет и ликвидированная, так как наступает время электронной книги. Последнее заключение подкрепляется моим опытом освоения электронных сетевых ресурсов.

В моём распоряжении был также межбиблиотечный абонемент в Объединённом Институте Ядерных Исследований (ОИЯИ), где пришлось работать с 1972 по 2003 год. Этот источник давал возможность изучать порой уникальные издания. В контактах с коллегами по ОИЯИ и его гостями удавалось получить неопубликованные сведения. Многочисленные конференции и другие форумы стоит тоже помнить, так как без них не чувствовался бы дух времени, которое завершило историю перед новым тысячелетием.

Жизнь автора – это календарь, в котором чередовались дни и ночи так, что создавалось впечатление об избранности автора, об избранности именно для того, чтобы посвятить понятию время отдельную книгу, книгу для вечности. Избранность предполагает одну начальную причину, которая запустила отсчёт времени от определённого мгновения в прошлом к настоящему. Настоящее же и есть та вечность, которая длится, пока предмет сохраняет свою определённость. Мы будем далее называть вечность моментом времени. Это определение выработано за годы обдумывания тезиса, впервые подхваченного у советского философа Б.Молчанова, ссылавшегося на Ф.Шеллинга. Тезис гласит, что момент времени – это интервал, в течение которого предмет сохраняет свою определённость.

Для автобиографических сведений может быть стоит зафиксировать, что отмеченный выше факт, о тезисе, случился в 1983 году, когда мне при третьем заходе удалось сдать экзамен по философии для кандидатского минимума профессору И.Акчурину, советскому философу. Но скрытая причина появилась ранее, даже ранее той второй попытки того же экзамена, на котором профессор Е.Мамчур, советский философ, задала коварный вопрос – Есть ли в чередовании дней и ночей причинно-следственная связь? Причина даже ранее первой практики хронометража в 1962 году, когда мне пришлось протоколировать расходные материалы при работе трактора К-75 в совхозе Урюпинский. Тогда я был школьник, окончивший 9-й класс Алексеевской средней школы №1 на родине в Целиноградской области КазССР.

Скрытая причина потому и скрытая, чтобы мы её не знали, когда она отметила начало временной жизни, чтобы создавалось впечатление о том, что начала как такового не было и всё происходит из бесконечно далёкого прошлого. Только одно туманное облачко над всеми моими рассуждениями – гипотеза Большого Взрыва, которая довлеет над космологией и задаёт неведомое начало, начало всё же случившееся на конечном отрезке времени. Отрезок этот мы, однако, не будем отождествлять с моментом определённости, отмеченным в тезисе выше.

Многие миниатюры, опубликованные автором в Интернет на портале proza.ru, будут интегрированы в нашу книгу. Так как в миниатюрах заложен хронометраж творческого пути автора, который имеет историографическую ценность, как фиксации электронного приоритета, мы их копируем в  последовательность, имеющую пропедевтическую цель. Мы оформим четыре раздела – естествознание, философия, религия и психология. Особенность раздела психологии будет в том, что он окажется незавершённым.

Незавершённость раздела психологии происходит по причине того, что психология как наука пока под сомнением. Психология – это скорее бизнес, бизнес очень доходный, но продукция его уступает по ценности религиозному опиуму. Если в первых разделах мы можем почувствовать наглядно высокий уровень достоверности и низкий уровень невероятного, то последний раздел порождает исключительно один пессимизм, так как автор лишает психологию её предмета, души.

Итак, благодарности, которые автор обязан высказать источникам вдохновения, появятся в конце повествования. Можно сказать только, что пока автор обязан только себе, так как тратит на написание всё своё время, которое протекает в изоляции от работы ради зарабатывания денег.

22.01.2013 01:01:00.00

РАЗДЕЛ первый. Естествознание

Естествознание стало формироваться с тех пор, когда знание как таковое стало обособляться от верования, а верование – от любомудрия (философии). Верованию всегда противостояло сомнение, которое и породило оправдания в естествознании и философии. Первое колесо видимо появилось тогда, когда наблюдатель (ещё вначале дикий) среди движущихся предметов стал выделять качение (вращение дикарь должен был сначала освоить как игру), что возможно при любовании движущимися телами. Когда дикарь покатил первый тяжёлый предмет, началась история производительного труда. Может быть, что тогда первый философ и сформулировал первую философскую проблему, которая была и самым основным вопросом первого философа, – может ли бог сотворить такой тяжёлый камень, который сам не сможет поднять? И появился первый математик. Он придумал метод индукции для философа, чтобы ответить философу, бог может поднять камень, который сотворил тяжёлым, чтобы поднять. Но тогда это не такой камень, о котором его спрашивал философ, и он творит тяжелее другой, который снова поднимает и снова творит ещё тяжелее и так далее, по индукции. Физик тут же стал проверять это на опыте, за что получил прозвище еретик.

Когда история подошла к временам Галилея, колесо истории уже катилось в многообразии вариантов, но, как сообщает в «Истории физики» Б.Спасский, (см. изд. 1977 г.), тут появились основоположники естествознания, одним из которых считается Галилей (1564 – 1642). И факт этот трудно оспаривать.

В России естествознание основал М.Ломоносов (1711 – 1765), хотя колесо здесь уже катилось тоже,  но может быть не столь революционно, как в Европе.

Почему-то считается, что философия древнее естествознания (и математика древнее, а уж религия – тем паче) в своих основах. В чём тут дело?

А дело в том, что появились точные механические часы! Часы стали точнее отмечать совпадение событий и вместо беспорядочной последовательности в течении дня и ночи стал появляться более менее строгий временной распорядок, когда труд стал абстрагироваться в единицах, которые труд обезличили (тут К.Маркс оказался прав).

Глава 1. Часы

Время человек в эмоциях должен зафиксировать раньше, чем пространство. Это верно, как для дикарей в прошлом, так и для плода в чреве матери. Дикаря, освоившего огонь костра, инстинкт должен вернуть с охапкой дров ранее, чем костёр погаснет. Плод чувствует чередование дня и ночи в ограниченном пространстве утробы в течение плодоношения. От всего этого человек сумел абстрагироваться (хорошо забыть), чтобы свести время к упорядоченной последовательности натуральных чисел, обозначающих совпадение мест его расположения с «равномерным» шагом часовой стрелки.

Наконец, наступила 2-я половина 20-го века, когда эталон времени стал атомным. Земной год стал измеряться с точностью не хуже секунды, и у каждого человека появилась возможность иметь отсчёты, СВЕРЯЯСЬ с атомным эталоном.

Мы пришли к тому, что фиксируем события года даже лучше, чем с точностью наносекунды, но это пока условия для ограниченного круга лиц. Всё это привело к точности наблюдения в пространстве планеты не хуже миллиметра. Так, при катастрофе в Японии, вызванной цунами, когда была и авария на ядерном объекте в Фукусима, островная гряда сдвинулась на 12 миллиметров, что зарегистрировали спутниковыми наблюдениями. Это говорит о том, что точность хода часов обеспечивает фиксацию абсолютного пространства. Мы никакие пространственные измерения теперь не мыслим без точных часов. Пространство мы называем абсолютным, потому что нет способа его определить через самоё себя. Что же происходит с временем? Почему оно не абсолютное?

Точность мониторинга времени увеличивается по мере совершенствования метрологии в целом и, в частности, хронометра, часов. Наносекундный предел относительный. Есть перспективы увеличения точности и идёт освоение пикосекундного предела. Есть ли предел вообще?

Ядерные процессы самые быстрые. Гамма-лазеры позволят подойти к ядерному пределу. Уже идёт сравнение скоростей света и нейтрино в экспериментах на распределённых в пространстве установках экспериментальной физики элементарных частиц. Но не всё пока ясно и 21-й век ожидает новые технологии, которые снимут завесу тайны с вопроса о существовании предела точности ядерного хронометра.

Что же видно уже сейчас? Например, считавшиеся тождественными частицы ядер гелия, ночью имеют вес меньший, чем днём. Это отражает процессы гравитационной экранировки в земной лаборатории, в которой дни и ночи чередуются. На очереди дня совместное теоретическое описание ядерных и гравитационных процессов, что пока является принципиальной проблемой всего естествознания, философии, религии и психологии (всего знания).

Всё сказанное подводит к мысли, что мы не знаем предела точности хронометра, и тут соображения от принципа неопределённости В.Гейзенберга не работают, так как являются частными соображениями квантовой теории, которые в общем случае могут быть не верными. Если, однако, предел существует, то в пределах точности время измеряется не точно, а это значит, что мы не сможем знать истинного времени, время останется «субъективным» (коллекцией событий с ошибками упорядочения, которые исключают знание причинно-следственной связи). Если предела нет, то мгновение может иметь нулевое значение, что означает возможность абсолютно точного прицеливания и в прошлое и в будущее, т.е. возможность знания истинной причины и истинного следствия (начала и конца всего).

22.01.2013 03:50:00.00

Глава 2. Динамическая химия

Мы привыкли слышать о генах, геноме и прочем, зная, что весь разговор о них связан с систематизацией знаний о распределении и перераспределении в клеточных структурах элементов А, Г, Ц и Т – так называемых генетических единиц. Но мы мало знаем о процессах, как правило, быстрых, в которых эти единицы образуются или распадаются. Сведения о них даёт динамическая химия или молекулярное динамическое моделирование. Здесь изучается, прежде всего, как целостные молекулы вовлекаются в химические молекулярные превращения. Как правило, проводится  моделирование химической динамики очень сложных молекулярных комплексов.

Мы коснёмся химии мало атомных молекул. Чтобы рассчитать процесс, надо решать задачу на квантовую механику нескольких тел. Много теоретических разработок здесь связано с именем Л.Фаддеева.

Методы Л.Фаддеева проникли и в расчёты чисто ядерных процессов. Аналогия проводится полная, так как основы квантовой механики общие, надо только подобрать соответствующий потенциал взаимодействия. Расчёты всегда сопоставляются с экспериментом, чтобы в итоге определить потенциал взаимодействия. Есть область взаимодействий, когда надо проверить какие свойства будут иметь атомы из вновь образуемых ядер. Эта часть актуальна для поисков совершенно новых  областей стабильности вещества. Задача близка к расчётам эволюции из ядерной материи в атомную, и из атомной в молекулярную. Всюду в расчётах используется стационарное уравнение Шредингера, в котором времени нет, оно как параметр исключается. Это значит, что в принципе квантовая задача не описывает процесс во времени. Это порок и всей квантовой теории поля.

Казалось бы, динамическая химия – мир процессов, но времени в уравнениях нет, рассчитываются равновесные системы, стационарные, а проверка расчётов проводится в специально подобранных условиях.

На все перечисленные основания опираются расчёты процессов в звёздах и во Вселенной. А тогда, о какой эволюции из начального положения при Большом Взрыве может идти речь?

В этих условиях приходится признать, что все расчёты до сих пор приблизительно не точные. Это положение хуже, чем тогда, когда исходят из заведомо неверных оснований, но получают точное решение. Психологический трюк, проникнувший в физику. Этот трюк мы рассмотрим подробнее в разделе о психологии восприятия времени.

Глава 3. Дендрохронология (продолжение следует)

22.01.2013 05:40:00.00

+)))
http://www.proza.ru/2013/01/25/2225


Рецензии