Гости из прошлого

Вот уж ни как не думала, что в старости, а мои года к семидесяти приближаются,  в течение нескольких дней придётся пережить приступ ревности. В один из воскресных дней ранней осени я пришла домой и увидела интересную картину: дома непонятная суета, меня ни кто не встречает. Встала у порога и стала наблюдать за происходящим. Муж мой, вместо того чтоб забрать у меня сумки с продуктами, тащит из гостиной на кухню дополнительный стул, жену свою в упор не видит. Из кухни метнулся снова в комнату – несёт рюмки и бокалы. « Кого это он собирается угощать? Видно кто-то из близких пожа-ловал в гости, если в кухне стол накрывает. Там ведь уютнее». – Такие мысли пролетели в моей голове.

Сумки у меня тяжёлые, поэтому, чтоб разгрузить их от продуктов, прохожу на кухню. И что я вижу? За столом сидит незнакомая пожилая женщина, примерно моих лет, может чуть постарше, в платочке не яркой, скромной расцветки. Валентин, так зовут мое-го мужа, наливает ей в бокал вина, садится рядом. Напряжённое молчание установилось в кухне. Незнакомка сидела за столом лицом ко мне, поэтому первой меня заметила. Она непроизвольно встала, за ней встал и муж мой. Обернулся и увидел свою жену.
-Простите меня ради Бога, я не хочу влезать в вашу жизнь, мне ни чего не надо. – После затянувшейся паузы со смущением говорит гостья.
-Кто вы? – Спрашиваю я.
Она смотрит на Валентина, как бы приглашая его рассказать, кто она и зачем здесь.
-Садись за стол. Познакомьтесь – это, Нина, а это – моя жена, Надя, – тихо проговорил Валентин.
Села за стол. Имя Нина мне ни о чём не говорило. Смотрю недоумённо на мужа.
-Что же ты молчишь, Валя? – Не выдержала она. – Если не возражаешь, я сама всё расскажу.
-Познакомились мы с Валентином, когда он служил в Армии, – начала Нина свой рассказ. – Около нашего села стояла небольшая воинская часть, и солдаты в увольнение часто приходили в наш клуб на танцы. Я,  уже не совсем молоденькая (мне в ту пору было двадцать семь) приходила туда с подружками. В один из вечеров увидела Валю и сказала себе, что этот молодой воин будет отцом моего  будущего ребёнка. Нет, я не влюбилась в него, просто он мне понравился своим внешним видом. В моём селе меня считали старой девой; замуж сватали меня, отказывала, всё ждала принца, но не дождалась, поэтому и засиделась в девках. Мне же очень хотелось иметь ребёночка, тем более молва в нашем селе не осуждала девицы-перестарка за то, что она родит не в замужестве. Происходило всё это в шестидесятых годах прошлого столетия. Нашла предлог познакомиться со своим избранником. Начали встречаться. Он честно сказал о том, что женат, и что они ждут ребёнка, поэтому он мне ничего не обещает. Недели через три, когда познакомились поближе, рассказала о своём желании, Валентин не возражал против таких моих планов. После двух месяцев наших встреч я забеременела. Отец моего будущего ребёнка вскоре демобилизовался и уехал к своей семье. Адрес свой он мне оставил, на всякий случай. У меня родился мальчик, назвала его Жорой, в то время это имя было в моде. Написала письмо Валентину, сообщила о рождении сына. Он мне ответил, поздравил с успешными родами и в свою очередь поведал о рождении дочери в его семье, которую назвали Мариной. На этом наша переписка окончилась. Замуж я так и не вышла, сына растила одна. Сынуля часто спрашивал меня о своём отце, а я всё время увиливала от ответа. Пришло время получать паспорт Жорику. Паспорт он получил, и первый вопрос, который задал после просмотра паспорта, был о своём отце. Сын мой стал совершеннолетним, и со спокойной совестью я рассказала ему историю его рождения. В селе дети быстро взрослеют, и потому Жора воспринял всё это спокойно. Попыток разыскать своего отца он не делал, а вот внук, – у тебя Валя, и внук есть, начал составлять свою родословную и захотел познакомиться с дедом. Зовут внука Виталиком. Поэтому мы с внуком и приехали в ваш город. Когда разыскали ваш дом, то поняли, что вы ни куда не переезжали. У меня было намерение вначале встретиться с Валентином и рассказать ему о внуке, ну а там как получится. Виталика оставила во дворе, а сама пришла к вам. Остальное, Надя, вы всё видели.Гостья замолчала. Гляжу на мужа. Он уставился в тарелку и ни на кого не смотрел.
-Чего ты сидишь, старый пень? Сына не видел, так хоть на внука погляди. Иди, позови его в дом, – приказным тоном заявила я своему муженьку.

Он послушно встал и вышел из квартиры. Мы с Ниной остались вдвоём. Я из подтишка рассматривала её. Простая сельская женщина в возрасте. Натруженные руки. Видно нелегко прошла её жизнь. Не так-то просто поднимать на ноги ребёнка в одиночку. Внука своего любит – не смогла отказать ему и привезла его к нам. В глазах спокойная грусть. У меня невольно возникло чувство уважения к Нине. Прожила всю свою жизнь одна со своими невзгодами и радостями и ни разу не написала Валентину. Ни разу не попросила помощи. Гордая.

-Где вы живёте, – поинтересовалась я,  нарушив тягостное молчание.
-Всё там же, в селе, – спокойно ответила гостья. – Живём все вместе – у сына есть маленькая пекарня, и они с женой выпекают ржаной хлеб. Он окончил ПТУ, где получил профессию пекаря. Люди с удовольствием покупают их выпечку в своём селе и в городе, куда они отправляют часть своего хлеба. Заказов много, только успевай крутиться. Я тоже им помогаю, как могу, да и Виталик старается помочь, по возможности, он ведь ещё в школе учится. Ему это дело нравится, если после школы решил учиться на пекаря в кулинарном училище, и, как родители выпекать хлебобулочные изделия. Похоже, пекарское дело у нас наследственное, ведь в молодости я работала в сельской пекарне. Особых прибылей не имеет, но на жизнь хватает, – с достоинством закончила свой рассказ Нина, будто хотела подчеркнуть, что и она не лыком шита, не хуже меня, и ей есть чем гордиться, а при желании могла бы увести у меня мужа.
 
 Как будто угадав её мысли, я спросила:
-Чего же не увела?
-Мне хотелось иметь красивого и здорового ребёнка, – ничуть не удивившись, отвечала она, - а в качестве мужа Валентин мне не нравился. Вспыльчивый, не выдержан, временами грубый и ветреный и с ленцой. Будучи женатым, легко пошёл на связь со мной. Для меня и для жизни в селе он не подходил. Мужчину, который бы соответствовал моим требованиям, я так и не встретила. Прожила жизнь одна, без мужа. Зато сыном и внуком я горжусь.
-Что-то долгонько нет наших мужчин, – заволновалась гостья.
-Наверное, им есть о чём поговорить. Давайте не будем мешать. Сейчас разгрузим сумки и начнём готовить обед. Ведь вы не откажетесь мне помочь с обедом? – Предложила я.

Через несколько дней они уехали. Расстались дружески. Вскоре получили письмо, в котором нас с Валей приглашали на Новый год приехать к ним в гости и попробовать специально испечённый в нашу честь каравай из ржаной муки. Если всё будет нормально со здоровьем, мы примем приглашение.

  30ноября 2010г., г.Канев


Рецензии