Владимиру Высоцкому народному поэту посвящается

Ему было бы 75, если бы он был сейчас рядом с нами… Может, и история нашей великой Родины была бы несколько иной. Верю, что сила СЛОВА способна изменить мир. Но, история не терпит сослагательного наклонения. Он ушел от нас в полном расцвете силы и таланта в 80-ом, ушел, успев стать СОВЕСТЬЮ нашей эпохи, кумиром своего поколения, истинный НАРОДНЫЙ ПОЭТ.

"Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю-погоняю!
Что-то воздуху мне мало: ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!"

Он был другим, но он был НАШ… В те далекие «застойные» 70-ые его хриплый, надтреснутый, рвущийся из самых глубин души, голос звучал в каждом доме, в высоких кабинетах и заброшенных трущобах.

"Он не вышел ни званьем, ни ростом,
Не за славу, не за плату,
На свой необычный манер,
Он по жизни шагал над помостом,
Натянутому как нерв…"

И, сколько возни, ненужного, мелкого мельтешения , вокруг его имени. Исписаны тонны бумаги в бесплодных попытках пояснить, объяснить, истолковать этот феномен. Его песни – стихи самоценны, не нуждаются в чьей- либо трактовке. Они живут в сердцах и памяти людской.

"Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда весёлых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и ещё -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда – наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или – когда все время против шерсти,
или когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, -
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово *честь* забыто
И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья -
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье, -
Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в неё плюют.

Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены -
Я это никогда не полюблю!"

В те далекие уже 70-ые, когда еще живы были, вернувшиеся с фронтов, жив был в памяти людской ужас прошедшей войны, все повидавшие на своем веку бывалые фронтовики плакали, слушая  военные песни. Его, Владимира Высоцкого, родившегося в !938 году, считали ровней себе, товарищем фронтового братства

"Я ступни свои сзади оставил,
Мимоходом по мертвым скорбя,
Шар земной я вращаю локтями -
От себя, от себя."

Застарелые раны, бередящие душу воспоминания о прошедших боях, память о погибших…

"Мне этот бой не забыть нипочем -
Смертью пропитан воздух, -
А с небосклона бесшумным дождем
Падали звезды.

Снова упала – и я загадал:
Выйти живым из боя, -
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою."

Военные обелиски, бесчисленные братские и безымянные могилы, усеявшие израненную войной родную землю…

"На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.

 А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?.."

 Я, родившаяся после окончания войны, не знаю строк пронзительнее, сильнее..

"Нынче вырвалась словно из плена весна
По ошибке окликнул его я
Друг оставь покурить, а в ответ тишина
Он вчера не вернулся из боя
Друг оставь покурить, а в ответ тишина
Он вчера не вернулся из боя."

Весь кошмар, потрясающая бессмысленность взаимоуничтожения в этих строках!

Алла Демидова, лично хорошо знавшая поэта, много лет проработавшая рядом с ним в театре «На Таганке», вспоминала: «Он был абсолютно сопричастен эпохе».

26 января 2013 года                Беларусь Гродно

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 


Рецензии