Сыновья Гл 18 Герасик

   Сегодня, в воскресенье, позвонил Гера и сказал, что они заедут за мной и повезут на день рождения. Я возразила:
- Тогда вам придётся меня терпеть в центре внимания, потом, у меня, возможно, футбол.
- Можешь смотреть свой футбол у нас - хоть по телику, хоть по ноутбуку.
   Вижу, день посвящается Гере. Подняла давние записи о сыне и когда, как не сейчас, обратиться к ним?
14 апреля 1988.
   23 января в 16ч 40м родила Геру (суббота, Водолей), вес 4 кг, рост 53 см (год Дракона). Он был один раз обмотан пуповиной, поэтому всё лицо красно-синее, и белки глаз кровяные. Сероглазый. Спокойный. Первый из детей, который дан мне судьбой не в наказание, а на радость: почти всегда выдерживает график - 3 часа между кормлениями, а иногда спит 5-6 часов. Ночью даёт мне спать. Только меняю, когда мокрый, да переворачиваю на живот, если плачет на спине, да места меняю, где ему лежать.
   Но у маленького водянка яичка и грыжа пупка. Хирург прописал зарядку и массаж живота - от грыжи и "бабку".
   Первые недели делал несчастное, жалкое лицо, а сейчас улыбается, смеётся, разговаривает по-своему (2-2,5 месяца). Голос от Эльзиного не отличишь. Эльза сильно его любит: коляску качает, соску суёт, погремушки трясёт, пытается его на руки взять, гладит, целует.
   Первый месяц голова очень терпко пахла, а сейчас - головокружительный аромат от личика. Сам беленький (кожа). Глаза были серые, но уже коричневеют. Ножки очень длинные, ползунки надеваю чуть ли не с первых дней. Марался первый месяц 3-4 раза на день, а остальные разы просто подмарывал пелёнки. Но стала давать больше воды - и теперь - 1 раз в сутки.
   Молока хватает. Когда не высплюсь, не поем или не погуляю - уменьшается соасем; тогда капризничает - не уймёшь. Папу боится: плачет, когда увидит.
   Мне хотелось девочку. Но Герочку я люблю. Он мне совсем не в тягость. Глядя, как Глеб с Эльзой превращаются совсем не в тех, какими я хотела их видеть, я утешаю себя так:
- А Герочка у меня будет хороший!
22 января 1989
   Завтра Герику 1 год. В 8 месяцев он стал стоять сам без поддержки. В это же время появился первый зуб. В 8 месяцев делал шаги самостоятельно. В 10 месяцев - ходит.
   Где-то с 11 месяцев говорит:
- Де, мама, чё это?
Привычка издавна - указывать пальчиком вперёд.
27 сентября 1989.
   Герику 1 год 8 месяцев. Стал капризный за последний месяц (после поездки в Среднеколымск к его тёте). Когда ругаю, вытягивает губки вперёд, плачет, кашляет и задыхается. Ночью прибегает спать ко мне. Много плачет.
   Воистину, много детей - и всегда у кого-нибудь да что-нибудь. Покоя нет. Герик уже говорит:
- Здеся, Няма (Эльза), где, вон, кой (открой), биби де.
   Волосы светло-жёлтые ("пшеничный мальчик") по-прежнему. Стал спать с "Мишкой косолапым". Всё новое, незнакомое называет "папа". На всё одна реакция - выбрасывает вперёд правый кулак, в том числе и на людей. Всё время путает, кто из нас мама, кто папа.
22 января 1990.
   Завтра Герику 2 года. Говорит всё.
13 мая 1991.
   Как уехал папа (1 апреля), Герик перестал мне грозить:
- Я вырасту, куплю ружьё и тебя стрельну.
   Эльза льнёт к дядям, а Герасик неподкупный, но не бестолковый. Вот пример.
   М: Герасик, меня зовут дядя Вася. Понял?
Герик молчит. М взял сахар. Пришёл папа. Герик ему:
- Приходил Магомет, хотел взять сахар.
   Перед отъездом приходил папа. Гера его увидел, раскинул ручки и бросился к нему.
5 февраля 1992.
   Герику уже 4 года. Когда ему было ещё 3, собираю детей гулять. Вывожу с порога и говорю:
- Дуйте.
Герасик встал на пороге и дует губами.
   Говорю ему:
- Гера.
Г: -Я что - папа? Я не Гера (отца называла Гира), я Расик (Герасик).
   Мою пол. Герасик, выглядывая из комнаты:
- Мама, а я не шастаю!
   Приходит с мороза:
- Мама, я задубел.
   - Герасик, откуда синяк?
- Это я в садике шваркнулся.
- У меня на ноге фингал.
   Смотрят семейную фотографию:
- Это Эльзин папа. Эльза - папина, а я - мамин.
- Если ты меня будешь наказывать, не буду тебя любить.
   Языком "балякает", потом говорит:
- Это я по-ингушски разговариваю.
14 июня 1995.
   Гере 7 лет. Мой маленький "кретинчик" не такой уж кретин: кажется, читать скоро научится. Бедняга: то черви в кале, то лишай на голове, то мочится в постель. А в остальное время - то гремит и машет костями, как орангутанг, то корчится, как клоун. Ни дать, ни взять - "гадкий утёнок". Значит, надо ждать лебедя.
   Глебха - какой был: и рот набок, и голова как у льва, и живот складками, а теперь - красавец, глаз не оторвёшь, и умён, и образован, и милосердие местами проскальзывает.
   За Эльзу и говорить нечего: принцесса. Как кистями рук двигает, как плечики назад держит! Лёгкая, как птичка; глазки - вишенки ("птичка-ягодка"); носик Афродиты; умненькая, начитанная-перечитанная.
   Жаль только, что в совершенствовании детей я не принимаю прямого участия: некогда. Главное - кормить их каждый день. Иначе пошатнётся их здоровье, увянет красота, скукожится умишко. Этого не должно быть! Вообще, не хочу писать о плохом. Пусть эти записи будут летописью радости и счастья моего с детьми!
   Я их люблю и жалею, и хочу, чтоб они не отдалялись от меня. Я их воспитываю, а они меня, чтоб я не стала чёрствой и злой ханжой, чтоб я и в 38 лет умела радоваться жизни, как они, и сочувствовать их огорчениям. Мне бы их печали: они часто так легко искоренимы.  Хочется, чтобы дети чему-то научились, определили свои желания; чтобы жизнь провели в удовольствии: труд чтоб в радость; друзья, семья, любовь, достаток.
  28 ноября 1995.
   Был прекрасный случай вспомнить, всегда ли Герасик был такой кривляка? И я вспомнила: он такой никогда не был. Он был очень красивый, немного насупленный среди чужих, неповторимый. Я любовалась им, когда он смотрел телевизор или играл. Он был как ангел.      
   Потом я вернула Глеба от отца (Глеб зимовал с новой семьёй отца), и Глебха стал унижать Геру, гнать от себя и товарищей (в отсутствии Глеба Гера дружил с друзьями брата). И Герасик научился быть клоуном, но никогда не просил милости и достойно переносил своё одиночество.
   Сейчас ему 7 лет 10 месяцев, и у него нет друга. Он пошёл в школу неграмотным (я лежала в больнице). Но он не боится трудностей, он всему научится. Отец (я его тоже вернула) с Глебом каждый день тиранят его, говоря, какой он дрянной. А Гера им всё прощает, как только они с ним общаются по-хорошему.
   На этом записи кончаются, и слава Богу, потому что не вся правда жизни может быть отражена в художественном произведении, коим является этот роман.

27.01.2013


Рецензии