C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

история мировой культуры 11

Ковалева М.В., Макаров Д.А. Культурология: История мировой культуры. - Орел: Изд. Госуниверситет - УНПК, 2011.

Учебное пособие для ТЕХНИЧЕСКИХ специальностей среднего профессионального образования

Предлагаемое учебное пособие не претендует на изложение исчерпывающих знаний о предмете. При отборе фактов истории мировой культуры авторами делался упор на те достижения, которым суждено было стать ступенью, приближающей человечество к современному уровню знаний, и которыми мы пользуемся до сих пор.

В данном месте будут помещены лишь части пособия, написанные Ковалевой М.В.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВВ.

1. Общая характеристика культуры ХХ – начала XXI вв.

ХХ век положил начало возникновению единой универсальной культуры, в то же время не исключающей существования национальных форм. Научно-рациональное познание мира и распространение  передовых способов производства привело к появлению единого экономического пространства. Быстрое развитие техногенной цивилизации привело к появлению кризисных явлений, возникновению экологической проблемы в 1960-е гг.
В ХХ в. массы вышли на арену мировой истории. Эрих Фромм в работе «Бегство от свободы»  отмечает, что в пронизанном экономическими интересами мире человек стал  «маленькой деталью одного большого механизма» и «если он владеет достаточно большим капиталом, то он большая и нужная шестерня; если он беден и не имеет ни гроша за душой, то он – маленькая гайка». Отношения людей строятся на взаимном использовании друг друга для достижения своих экономических целей, каждая из сторон рассматривает другую в качестве инструмента.
 Распространение  всеобщего образования,  как отмечают философы ХХ в., привело к парадоксальному снижению уровня культурных потребностей. Это отразилось в феномене массовой культуры с её стремлением «удовлетворить патологическую тягу простого обывателя к красивой и роскошной жизни» (Э. Фромм).  Для современного человека, писал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, характерны постоянный рост жизненных запросов и неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь: «Что ни день, то новое болеутоляющее или профилактическое средство, которым пользуются тоже все. (…) Почему же тем не менее массы не обнаруживают ни малейшего поползновения жертвовать деньги, чтобы материально или морально поддерживать науку?» Права человека признаются за современными людьми по инерции, даром. Искусство и образование, которые раньше составляли достояние элиты, даются всем просто так, и потому в глазах массы теряют свою ценность. «В существовании массового порядка всеобщее образование приближается к требованиям среднего человека. Духовность гибнет, растворяясь в массе, рационализация, доведённая до грубой моментальной доступности рассудку, приносит в каждую область знания процесс обеднения. С нивелирующим массовым порядком исчезает тот образованный слой, который на основе постоянного обучения обрёл дисциплину мыслей и чувств и способен откликаться на духовные творения», – писал немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс.
Стремление массового человека быть как все, низкий уровень его куль-турных потребностей  привели к возникновению возможности в небывалых до этого масштабах  манипулировать сознанием людей через идеологию и массовое искусство с помощью средств массовой информации.  СМИ диктуют через рекламу безостановочное потребление, превращая в цель  существования приобретение всё новых продуктов и услуг (лекарств, престижных вещей, модных средств для коррекции внешнего вида), создают социальные мифы (кумиромания, недостоверные псевдонаучные передачи, мистика).
Противостояние механическому существованию выразилось в философии экзистенциализма. Цель ёё – осознать суровость действительности и поста-раться достойно пережить жизненные испытания. Карл Ясперс (1883 – 1869), крупнейший представитель экзистенциализма, писал о смысле жизни человека: «Быть действительным в мире, даже если поставленной цели достичь невозможно, остаётся условием собственного существования. Поэтому этос заключается в том, чтобы жить вместе с другими внутри аппарата власти, не давая ему поглотить себя». Другой представитель этого течения, Жан - Поль Сартр (1905-1980), утверждал, что человек есть ни что иное,  как проект самого себя. Он существует лишь настолько, насколько себя осуществляет, а «мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить его отрицательно, а не положительно».

2. Развитие литературы

На литературу ХХ в. большое влияние оказали две мировых войны. Они породили плеяду писателей, выступавших против жестокости и бессмысленности бесчеловечной бойни. После Первой мировой войны получили широкий резонанс книги «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя, «На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка. Протестом против бесчеловечности фашизма стали книги «Доктор Фаустус» Томаса Манна, «Седьмой крест» и «Мёртвые остаются молодыми» Анны Зегерс. В исторической перспективе человеконенавистнические идеи фашизма критикуют в своих произведениях «Лже-Нерон» и «Испанская баллада» Лион Фейхтвангер, «Молодые годы короля Генриха IV» Генрих Манн. В отечественной литературе можно отметить такие произведения о Великой Отечественной войне как «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева, «Горячий снег» Юрия Бондарева,  «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Дожить до рассвета» Василя Быкова.
Расцвет пережил жанр художественной биографии в творчестве Стефана Цвейга («Мария Стюарт», «Жозеф Фуше»), Андре Моруа (книги об О. де Бальзаке, В. Гюго), Ирвинга Стоуна (биографии В. Ван Гога, Микеланджело), Дэвида Вейса (романы об О.Родене, Моцарте).
Социально-психологическое направление представляли Симона де Бовуар, Франсуа Мориак, Виржиния Вульф. Модернистская литература пополнилась книгами, опирающимися на философию экзистенциализма («Чума» Альбера Камю).
Конец XX – начало XXI в. охарактеризовались падением интереса к реалистической и критической проблематике. Если с начала XX в. вплоть до 1980 - х гг. неизменной популярностью пользовалась научная фантастика, то позже разочарование в том, что существенные успехи в освоении космоса – дело ближайшего будущего, переключило интерес на жанр мистики и фэнтази.  Наметился уход от реальности в мир фэнтази, свидетельствующий об усталости людей  от повседневных проблем и желании отдохнуть от них в иной, отличной от окружающего мира и более привлекательной действительности.
В искусстве современности Х. Ортега-и-Гассет отметил следующие характерные черты: дегуманизация, избегание живых форм, стремление к тому, чтобы произведение искусства было только произведением искусства, желание понимать искусство как игру, тяготение к глубокой иронии и избеганию всякой фальши, а также отказ от серьёзной проблематики и претензий на спасение мира.


14.3. Живопись и кино

В ХХ в сформировались новые стилевые направления в искусстве.
Абстракционизм  ставил своей целью передать чувства и настроения художника, его отношение к окружающему миру через сочетание красочных плоскостей и пятен (Василий Кандинский, Робер Делоне).
Сюрреализм опирался на теорию Зигмунта Фрейда о влиянии на человеческое сознание  тёмных сторон бессознательного. Художники этого направления стремились к изображению образов, часто пугающих, прямо вытекающих  из освобождённого от пут сознания бессознательного (Сальвадор Дали, Пауль Клее)
Поп-арт появился в США и Великобритании в 1950-е годы. Художники этого направления использовали продукты массового производства, фотографии, рекламу, комиксы для введения  в созданное ими пространство, чтобы показать власть предметов, правящих людьми в современном мире.
Оп-арт (1960-е гг.) специализировался на создании картин, строящихся на ритмических повторах, которые при разглядывании вызывали у зрителя ощущение перемещения, расхождения, вращения изображённых фигур.
Кино стало ведущим видом искусства в ХХ в. Черно-белый кинемато-граф в 1930-е гг. приобрёл звук и цвет. Значительный вклад в искусство кино внесла наша страна. Международных премий удостоились фильмы Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин» (1925, приз Всемирной выставки в Париже), «Летят журавли» Михаила Калатозова (1957, «Золотая пальмовая ветвь» кинофестиваля в Каннах), «Иваново детство» Андрея Тарковского (1962, «Золотой лев» кинофестиваля в Венеции), «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968, «Оскар»), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, «Оскар»), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980, «Оскар»), «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994, «Оскар»).

14.4. Развитие науки и техники, перспективы будущего

В ХХ в. огромных успехов достигла наука. Появились пограничные области знания – биофизика, биохимия, геофизика и геохимия. Человек вышел в космос, освоил околоземную орбиту, поставил себе на службу атомную энергию.
Были синтезированы витамины и антибиотики, в медицинскую практику вошли сложные приборы, способствующие более точной диагностике заболеваний, что привело к продлению жизни людей.
Радиоприёмники, холодильники и стиральные машины появились ещё в первой половине 1920-х гг в., но из-за низкой покупательной способности населения их широкое использование наступило только после Второй мировой войны. Телевизоры получили распространение в 1950-х гг. В 1970-е гг. были изобретены компьютер, вычислительные машины, в обиход промышленности стала входить производственная автоматика. В 1980 - е гг. привычными вещами стали магнитофоны, видеомагнитофоны, цветные телевизоры.
Современный уровень действительности олицетворяют  домашний компьютер, мобильная связь, Интернет.
Передовые страны мира переходят на новый уровень развития – информационное общество. Учёные-футурологи предсказывают постепенную смену прежней промышленной элиты «элитой знания». Те, кто не смогут вовремя сориентироваться и не будут готовы освоить новое, постепенно опустятся в социальные низы.  Будущее экономики и развития передовых стран связывается с развитием информационных технологий. Борьба за знания станет основной формой борьбы. Скорость накопления знаний, нуждающихся в усвоении, будет нарастать, что приведёт к потребности непрерывного повышения уровня образования.

Вопросы для самоконтроля
1. К каким последствиям привёл быстрый рост в мире высшего и среднего образования? Почему повсеместно утверждается концепция непрерывного образования?
2. Соотнесите писателя с его произведением? В какой период он жил? Какие проблемы поднимал в своём творчестве? 
Г. Уэллс, Э. Хэмингуэй, С. Цвейг, Э. М. Ремарк, А. Камю, Л. Фейхтвангер, Г. Манн
«Человек-невидимка», «Мария Стюарт» «Чума», «Испанская баллада», «Молодые годы короля Генриха IV», «На западном фронте без перемен», «Прощай, оружие!»
3. Соотнесите имена отечественных режиссёров, получивших международные награды, и названия их фильмов:
С.Эйзенштейн, М. Калатозов А Тарковский, С. Бондарчук, В. Меньшов,
А. Куросава
«Война и мир», «Дерсу Узала», «Летят журавли», «Иваново детство»,  «Броненосец Потёмкин»,  «Москва слезам не верит».
4. Каковы основные тенденции развития культуры современной России?


Рецензии