Глава 7. Становление. Москва 1968

Предыдущая глава http://www.proza.ru/2012/08/09/656
 
  МОСКВА. 1968.
 В самый разгар полевых работ нам из экспедиции была передана копия почтограммы за подписью Министра геологии УССР, на имя руководителя треста «Киевгеология» Котикова Михаила Андреевича:
«КОМАНДИРУЙТЕ МОСКВУ ВСЕГИНГЕО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ЛИСТОВ М-36-ІІ  и М-36-ІІІ ТЧК ЗАСЕДАНИЕ ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ СОСТОИТСЯ 21 ИЮНЯ СЕГО ГОДА = ШПАК».

Итак, 21 июня мне и Надежде Сергеевне Бохановой необходимо было присутствовать и защищать свои работы на гидрогеологической секции ВСЕГИНГЕО в Москве.
Наш «тандем» с момента подготовки к отъезду был «неразлучен».
 Начали с поездки в Белую Церковь и, далее, в Фурсы в экспедицию для оформления командировки, получения допуска в спецотделе. Быстро: обратно в Киев. Взяли билеты в Москву на скорый поезд номер первый. Вагон купейный в новом составе из новых вагонов, приобретенных в ГДР. День отъезда 20 июня.

Оставалось два-три дня на подготовку к отъезду. Купил карту Москвы и спланировал места обязательного посещения ряда: Кремлёвских и других музеев, выставок, магазинов, кинотеатров. Разработал маршруты поездок по Москве.
Сбор пожеланий и денег на покупки для коллег: Москва – главный «магазин» страны.

Вечером 20 июня наш «тандем» занял свои места в новеньком купейном вагоне скорого поезда Киев – Москва. Интерьер купе и вагона  разительно отличался от наших вагонов комфортом, уютом и элементами безопасности. Я занял верхнюю полку, которая была оборудована ремнями безопасности: падать с этой полки было невозможно. В дальнейшем эти ремни исчезли: как это принято у нас!
Утро  пятницы 21 июня мы встречали на подъезде к перронам Киевского вокзала. День предстоял напряженный: с вещами прямо на Большую Ордынку 32, где «доживал» свои последние дни ВСЕГИНГЕО, в связи с передислокацией в пос. Зелёный, где были отстроены новые корпуса института.
Прибыли на Большую Ордынку быстро, и сразу же через боковой ход в проходе во двор в кабинет к Ирине Михайловне Цыпиной – руководителю секцией. Меня представили моему эксперту: молодому человеку – работнику Института. С его стороны последовали намёки на его «сложную жизнь» в Москве. Я ответил, что тоже занимаю скромно оплачиваемую должность и возможности на подаяние не имею. В результате оценка моей работы была «хорошей», а не «отличной»! О чём я узнал из протокола № 7 от 21.06.68 заседания Гидрогеологической секции ВСЕГИНГЕО.
 http://www.proza.ru/2013/01/25/1419
После работы необходимо было устроиться на жильё в гостинице. Нам порекомендовали ехать в гостиничный городок, что за ВДНХ. Метро, троллейбус и мы городке гостиниц с названиями республик. Например, АЛТАЙ.
 К вечеру удалось, после обхода ряда гостиниц, устроиться в гостиницу ВОСТОК 36 (Москва И-106). Моя комната была 124. Двухместный номер. Напарником по номеру был инженер-горняк из Кемерово. Так, что темы для общения были профессиональными. Узнал много интересного о житье бытье в городе горняков Кемерове.http://www.proza.ru/2013/01/27/1530
  Командировку «закрыли» 28 июня. Таким образом, у нас была неделя пребывания в Москве в режиме «свободного полёта»!
 
  22 июня. Суббота. День выходной. С Надеждой Сергеевной во время завтрака в буфете, с «приличным» меню и качеством, мы решили, что я в понедельник закажу билеты  в Киев на 28 июня вечер. На этом и расстались: у меня была своя программа, которую я спланировал ещё в Киеве, и уточнил вчера вечером.
Итак, сегодня у меня «День ВДНХ»! Последний раз я побывал на выставке летом 1957 года с Володей Кисловым во время международного Фестиваля молодёжи  и студентов. В мой план входило посещение 31-го павильона ГЕОЛОГИЯ, нового павильона КОСМОС, открытого в 1967 году в бывшем павильоне «Машиностроение» - № 32, павильон 15-ый РАДИОЭЛЕКТРОНИКА, «Товаров народного потребления» №57, построенный в 1967 году. По традиции 1957 года, решил, что пообедаю в том кафе, где мы были с Володей Кисловым в тот год: десять лет назад.
 Если останется время: пройти к Монументу КОСМОС и по Аллее Космонавтов.
Это был самый ближайший от гостиницы первый объект посещения достопримечательностей Москвы. На троллейбусе я добрался до Центрального входа за полчаса. Это быстро по московским меркам.
 Решил воспользоваться экскурсионным автопоездом выставки. Конечная остановка располагалась слева от центрального хода за пределами выставки. Чтобы занять место в вагончике поезда, нужно было предъявить входной билет. Поэтому поспешил к кассам.
Я комфортно устроился недалеко от выхода вагончика, и приготовился к авто экскурсии. Хорошая погода благоприятствовала этому, «настроив» на такое же настроение.
Поехали! Немного пропутешествовав по центральной аллее, выехали на западную сторону «кольцевой дороги». Повернули к площади «Промышленности»,где я вышел на остановке возле павильона КОСМОС.http://www.proza.ru/2013/02/04/1194

Вход в павильон украшал: ракетоноситель Р-7 с кораблем ВОСТОК, установленный на консоли, имитирующей край пускового стола, и самолёт  ТУ. Эта композиция была одним из  знаменитых «брендов» выставки, известном во всем мире!
 http://www.proza.ru/2013/02/04/1201

  Несколько слов об истории павильона.
До открытия в 1967 года специализированного павильона КОСМОС, первые экспонаты по этой «теме» на выставке появились после запуска первых искусственных спутников Земли, которые  экспонировались в павильоне НАУКА, с подключением площадей других павильонов. Была даже задумка построить в 1959- 1961 г.г. новое здание для «НАУКИ». В 1960 году планировалось расширение экспозиции по космосу в «НАУКЕ» под эгидой АН СССР. Широко (по возможности) экспонировались разделы «Ракетная техника и искусственные спутники Земли», включающая в себя, наряду с другими, раздел «Освоение космического пространства».

Огромный  поток посетителей раздела КОСМОС в павильон «НАУКА. АН СССР» хлынул после полета 12 апреля 1961 года Юрия Алексеевича Гагарина.
Стал вопрос о расширении экспозиции и увеличении площади раздела КОСМОС. На промежуточном этапе решения проблемы был успешный 1962 год в обновлении  и расширении разделов КОСМОС в павильоне АКАДЕМИЯ НАУК СССР. КОСМОС.

 Но проблема оставалась. Вариантов ее решения было много, как и бумажных решений приуроченных к разным знаменательным датам и событиям. Разумеется, что возник вопрос о строительстве отдельного павильона КОСМОС. Причем на самом высоком уровне. Строительство задерживалось…

Все завершилось «перетасовкой» в павильоне МАШИНОСТРОЕНИЕ в 1964 году: павильон стал называться "Космос.Машиностроение" Под экспозиции павильона "Машиностроение", были выделены помещения с обратной стороны павильона и своим входом.
В 1966 году павильон был закрыт для подготовки к обновленной и расширенной экспозиции, открытие которой планировалось к 1 мая 1967 года.
«Выставка 1967 года готовилась с размахом. Значительно были увеличены ассигнования для расчета с предприятиями Министерства общего машиностроения  СССР за изготовление экспонатов космической техники, их транспортировке и монтажу». Так зафиксировано в отчётах по подготовке выставки юбилейной дате. Это уже было не только усилие Академии наук. В игру вступили «тяжеловесы» космонавтики СССР.

В 1967 состоялось торжественное открытие, приуроченное к 50-летию государства, обновленного и расширенного по площади и экспонатам павильона КОСМОС.
Сохранились фотографии посещения нового павильона в 1967 первым космонавтом Юрием Гагариным.

То что увидел в павильоне я 22 июня 1968 года, отражало достижения научной и «гражданской» космонавтики страны за период с 1957 года. Некоторые экспонаты отражали и более ранние этапы нашей космонавтики.
Зайдем!
 http://www.proza.ru/2013/02/14/1385
 Под вывеской КОСМОС для входа были открыты  высокие металлические двери слева от двустворчатых «ворот» - для  въезда. Темный тамбур. Входим в огромный зал павильона, сооруженного в виде большого ангара. Эта конструкция «досталась» павильону по наследству от его «дедушки»: первого сооружения 1937 года. В те годы он был запроектирован  и сооружен в виде открытого ангара- причала: эллинга для большого дирижабля. В 1938 году этот «ангар» был снесен и построен открытый остекленный павильон-дебаркадер по аналогии с дебаркадером над перронами Киевского вокзала. А форма ангара сохранилась. Здесь находился павильон «Машиностроение».http://www.proza.ru/2013/02/14/1415

 В 1954 году, по завершении реконструкции ВСХВ, конструктивно и архитектурно павильон приобрел существующий вид. Его украсил  колоссального размера купол из стекла и стали, в интерьере которого была установлена позолоченная скульптурная композиция Евгения Вучетича, ставшая символом преобразованной после войны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Назывался павильон «Механизации и электрификации сельского хозяйства СССР».
 http://www.proza.ru/2013/02/14/1457
  В том павильоне я был в 1957 году. Но тогда ему вернули довоенное название: «Машиностроение». Вход был оформлен светлыми стеклянными проемами и был более привлекательным в архитектурном плане, чем вход в «Космос» образца 1968г.  Из экспонатов запомнились авто тех лет, выпускаемые московскими и горьковскими автостроителями.http://www.proza.ru/2013/02/14/1478,
http://www.proza.ru/2013/02/14/1587

 в 1968 году "КОСМОС" «открылся» моему взору реальными копиями побывавшей в полётах космической техники, которые я видел до этого момента только на фото в газетах, журналах, кинохронике. С первого мгновенья глаза жадно выхватывали с экспозиционных подиумов знакомые объекты, запечатленные навсегда в памяти из источников СМИ: спутники Земли, пилотируемые аппараты, межпланетные корабли, первые ракеты-носители.http://www.proza.ru/2013/02/15/1505

 К началу осени 1968 году, начиная с октября 1957 года, прошли первые 10 с лишним лет космической эпохи на Земле. Главными странами «двигателями» космонавтики были Советский Союз и США.
По данным космической хроники важнейшими в Советской космонавтике событиями этих лет были следующие свершения:

 «В 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в том же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли.
4 октября 1957 — запущен первый искусственный спутник Земли Спутник-1. Начало космической эры.
3 ноября 1957 — запущен второй искусственный спутник Земли Спутник-2, впервые выведший в космос живое существо, — собаку Лайку.
4 января 1959 — станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца.
14 сентября 1959 — станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР.
4 октября 1959 — запущена АМС «Луна-3», которая впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны. Также во время полёта впервые в мире был на практике осуществлён гравитационный манёвр.
19 августа 1960 — совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле «Спутник-5» этот полёт совершили собаки Белка и Стрелка.
12 апреля 1961 — совершён первый полёт человека в космос (Юрий Гагарин) на корабле Восток-1.
12 августа 1962 — совершён первый в мире групповой космический полёт на кораблях Восток-3 и Восток-4. Максимальное сближение кораблей составило около 6.5 км.
16 июня 1963 — совершён первый в мире полёт в космос женщины-космонавта (Валентина Терешкова) на космическом корабле Восток-6.
12 октября 1964 — совершил полёт первый в мире многоместный космический корабль Восход-1 с космонавтами Владимиром Комаровым (командир корабля), Константином Феоктистовым (научный сотрудник) и Борисом Егоровым (врач) .
18 марта 1965 — совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля Восход-2.
3 февраля 1966 — АМС Луна-9 совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны, были переданы панорамные снимки Луны.
1 марта 1966 — станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету.
3 апреля 1966 — станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны.
12 июня 1967 г . Запуск космического аппарата «Венера-4» к планете Венера (СССР). Космический аппарат, преодолев расстояние примерно 350 млн. км, вошел в атмосферу планеты и впервые осуществил плавный спуск в атмосфере другой планеты.
30 октября 1967 — произведена первая стыковка двух беспилотных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188». ).
15 сентября 1968 — первое возвращение космического аппарата (Зонд-5) на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии».

 Павильон «Космос» демонстрировал только успешные результаты и технику их достижений. О неудачах в те годы информация была скупой, и только явные трагические события приходилось руководству сообщать стране. Но не будем о печальном.

 Я в тот момент был в приподнятом настроении и горд за наши космические успехи. Конечно, меня в первую очередь привлекли экспонаты по пилотируемым полетам. Но, по своей привычной для себя «геологической методике исследования нового объекта», прошел бегло весь павильон по правой стороне от входа, затем по левой к выходу. Так я ознакомился с расстановкой и системой экспонирования. Выделил "точки возврата" к интересным мне экспонатам для детального изучения.
 
 Продолжу в этом порядке. Хорошо иллюстрируют общий вид экспозиций павильона КОСМОС  фотографии 1968 года, найденные в ИНТЕРНЕТ. Я подбирал фото по системе: с видом «от входа» и «на выход».

 На фото «Общий вид интерьера павильона. Первый взгляд» точка съемки очень близка почти к выходному порталу павильона, и охватывает почти весь интерьер.  Передний план правой стороны от входа экспонирован точными копиями первых спутников Земли, а далее: автоматические межпланетные станции. Центр зала занимают ракетоносители типа КОСМОС (в конце павильона под куполом) ротонды и геофизические ракеты.  Перед ротондой расположен космический пилотируемый корабль Восток. По левой стороне просматриваются фрагменты спутников земли серии КОСМОС.http://www.proza.ru/2013/02/15/1505

 Стену ротонды украшало большое панно с изображением момента выхода в открытый космос  Алексея Леонова в 1965 году из корабля ВОСХОД -2: первого человека в космическом пространстве!  Фото:  « Ротонда. Ракетоноситель Космос»
 http://www.proza.ru/2013/02/15/1508
 Интерьер с видом «на выход» демонстрирует  фото « Космос» как на ладони». По центру, левее геофизической ракеты «парит» спутник земли «Электрон». Почти под ним на подиуме стоит автоматическая межпланетная станция Луна -9.
 http://www.proza.ru/2013/02/15/1516
  В экспозиции павильона демонстрировались результаты выполнения ряда наших космических программ тех лет. Эти программы я систематизировал по направлениям:
«Пилотируемые полеты» – полеты  космонавтов на кораблях ВОСТОК, ВОСХОД, СОЮЗ.
«Луна», «Венера», «Марс» – полеты  автоматических космических станций к планетам Солнечной системы.
«Космические спутники Земли»  - запуски искусственных спутников Земли различного назначения: спутники связи, научные, военные, технологические – отработка прототипов космических кораблей в автоматизированном беспилотном  режиме. В их ряды невольно приходилось причислять, оставшиеся из-за аварий на околоземной орбите межпланетные и лунные зонды.

Примерно по таким «группировкам» располагалась и космическая техника в павильоне.
 
  ВОСТОК-1.
В 1968 году на почетном месте на входе в ротонды высился на подиуме, установленный на пьедестале, стилизованном под «трассу-виток», макет корабля ВОСТОК-1 в полной орбитальной сборке с последней космической ступенью ракеты-носителя. Компоновка  корабля: шарообразный спускаемый аппарата – при посадке, он же –  орбитальный отсек на орбите и приборный отсек, коническая часть которого скрыта в верхнем обрезе последней ступени.
Вся же «машина» стояла перед входом в павильон: корабль под конусом-обтекателем на последней ступени ракеты и вся трехступенчатая ракета – носитель 8К72К на базе Р-7.
 http://www.proza.ru/2013/02/18/1777
Это был самый примечательный из всех экспонатов в павильоне Космосе. Восток -1 на выставке с самого начала космической экспозиций с 1964 года, когда экспозиция размещалась в павильоне Наука.
Ведь это была  38- метровая, весом 4275 кг «машина» с «двигателями» в 20 миллионов лошадиных сил, на которой Юрий Алексеевич Гагарин «поехал» на околоземную космическую орбиту 12 апреля 1961 года!
 http://www.proza.ru/2013/02/18/1828
Я упоминал о посещении в год открытия  павильона «Космос» 1967 Юрием Гагариным. Сохранилось несколько фотографий, «откопанных» мной в Интернете, на которых зафиксированы: момент выступления Юрия Алексеевича на подиуме возле Востока -1 (на черно-белом фото); момент рассказа Юрия Алексеевича о спускаемом аппарате Восток-1, побывавшем в космосе.
 http://www.proza.ru/2013/02/21/1364
 С ним в тот день была старшая дочь Галина. Она рядом со своим любимым славным папой.http://www.proza.ru/2013/02/21/1381

Сразу после полета Юрия Гагарина, у "писак-папарацци"  всего мира возникла проблема в получении полной информации о корабле, на котором летал Гагарин. Режим секретности в те годыбыл жестким. Для прессы "секретчики" подсовывали, что угодно, но не реальный вожделенный объект неудержимого интереса.

 "Размытые снимки, на которых были изображены сигара взлетающей ракеты и конус головного обтекателя, прятавший настоящий корабль, ничего не могли дать ни журналистам, ни экспертам-профессионалам" - читаем в газете "Секретные материалы ХХ век" за 2006 год.

 Все разрешилось в 1965 году 30 апреля, когда  макет «Востока» в подлинном виде был экспонирован на ВДНХ.
  http://www.proza.ru/2013/02/21/1453
   В 1968 году все оставалось, так же как и год назад. Возле Востока-1 и «сопровождающих» его объектов: спускаемый аппарат,  костюм  космонавта, витрина с  продуктами бортового питания, пульт управления корабля, кресло космонавта, и других экспонатов я провел достаточно много времени. Это была наиболее интересующая меня программа космонавтики:  пилотируемые полеты.
Всего по программе ВОСТОК с 1962 по 1964 годы было осуществлено 6 пилотируемых полетов. В феврале 1964 году эта программа была завершена, хотя планировались еще 7 пилотируемых полетов. Программу ВОСТОК унаследовала программа «Восход». Но это были многоместные корабли.

ВОСХОД -1 и ВОСХОД -2
На выставке макет корабля ВОСХОД не был представлен, так как он фактически повторял серию ВОСТОК.

 На  Восходе-1 (полёт 12 октября 1964) из-за экономии пространства  не было катапультируемых кресел, и космонавты космонавт-пилот Комаров, конструктор Феоктистов и врач Егоров были без скафандров, а в «спортивных костюмчиках» сидели на обычных креслах. Экипаж приземлялся в спускаемом аппарате, для обеспечения мягкой посадки которого была вмонтирована парашютная система. Так же был установлен твердотопливный тормозной двигатель, срабатывавший непосредственно перед касанием земли от сигнала механического высотомера.
Полёт длительностью 24 ч 17 мин. происходил на орбите 177,5 км (перигей), 408 км (апогей).
«В результате полёта был испытан новый многоместный пилотируемый космический корабль, проверены работоспособность, и взаимодействие в полёте космонавтов-специалистов в различных областях науки и технике, проведены научные физико-технические исследования в условиях космического полёта, продолжено изучение влияния различных факторов космического полёта на человеческий организм и выполнены расширенные медико-биологические исследования в условиях суточного полёта».

     «Восход-2» был предназначен для выхода в открытый космос.
Космонавты Беляев и Леонов были одеты в скафандры «Беркут». Место третьего кресла занимала зона выхода в надуваемую шлюзовую камеру, которая сбрасывалась после использования.
«Восход-2» стартовал 18 марта 1965 года ровно в 10 часов московского времени. Параметры орбиты 167 км (перигей), 475 км (апогей). Продолжительность полёта одни сутки, два часа с минутами (17 витков).
Вспомним коротко о результатах и ходе полёта: «Первый выход Леонова в открытое космическое пространство (всего 20 мин., вне шлюза 12 мин.), удаление от корабля до 5 м. Из-за отказа системы ориентации эта операция перед выдачей тормозного импульса производилась вручную. Приземление в глухой заснеженной тайге. Трудности с эвакуацией экипажа».

Риск был огромный! В отличие от наличия системы катапультирования на кораблях «Восток» система носителя и корабля «Восход» в первые минуты после запуска не имела средств спасения в случае  аварии.
Поэтому и пилотируемых полётов на ВОСХОД было только два.
Последний полёт ВОСХОДА состоялся 24 февраля 1968 года за несколько месяцев до моей поездки в Москву. 20 суток летали на нём собачки Ветерок и Уголёк. Этим и завершилась программа ВОСХОД.
Наступала эра кораблей СОЮЗ.

Что я запомнил из представленного в 1968 году в павильоне из перечисленных программ, в дополнение к упомянутому ранее? Что я «покажу» в иллюстрациях?
Конечно, это Гагаринский спускаемый аппарат Востока-1, кресло космонавта.
Фото этих экспонатов в « комплексе» представляю из фотоколлекции РКК «Энергия» имени С.П. Королева. Предполагаю, что этот «шарик» был выставлен в павильоне, возле которого сфотографирован Юрий Гагарин с дочерью в 1967г.
Кресло космонавта и скафандр располагались в павильоне недалеко от спускаемого аппарата. На правой стороне запомнилась витрина, где был выставлен с борт-пайок: сублимированные продукты питания в тубах, консервы, шоколад.
  http://www.proza.ru/2013/02/27/1099
 Скафандр Гагарина   теперь находится в Музее космонавтике возле Выставки. Это красного цвета мягкой конструкции «костюмчик» для высотных полетов. Шлем съемный. О разработке скафандра и его возможностях рассказал для РИА Новости главный специалист отдела испытаний космических скафандров ОАО "НПП Звезда" Геннадий Глазов:
«Разработка СК-1 началась в 1959 году.  В скафандре космонавт мог находиться внутри корабля, но выходить на орбиту в нем было нельзя. В случае отказа всех систем и разгерметизации корабля СК-1 пять часов мог работать автономно».
То есть времени хватало для аварийного спуска с орбиты, и, на определенной высоте, катапультироваться на кресле, приземлении на парашюте.
 http://www.proza.ru/2013/02/27/1257
В Музее космонавтики находиться макет спускаемого аппарата ВОСТОК.      
На фото из музейной фототеки демонстрируется внутренность «кабины». Понятно становится, что в такие габариты не мог сесть «габаритный» человек! Поэтому в первую команду космонавтов подбор шел и по главному принципу, диктуемому конструкцией аппарата: не выше 170 см.

Краткая характеристика  из Интернет:
« Спускаемый аппарат имел два иллюминатора, один из которых размещался на входном люке, чуть выше головы космонавта, а другой, оснащенный специальной системой ориентации, в полу у его ног.
 Космонавт, одетый в скафандр, размещался в специальном катапультируемом кресле. На последнем этапе посадки, после торможения спускаемого аппарата в атмосфере, на высоте 7 км, космонавт катапультировался из кабины и совершал приземление на парашюте. Кроме того, была предусмотрена возможность приземления космонавта внутри спускаемого аппарата. Спускаемый аппарат имел собственный парашют, однако не был оснащён средствами выполнения мягкой посадки, что грозило оставшемуся в нём человеку серьёзным ушибом при совместном приземлении.
 Аппаратура кораблей «Восток» была выполнена как можно более простой. Манёвр возвращения обычно обрабатывался по автоматической команде, передаваемой по радио с Земли. С целью горизонтальной ориентации корабля использовались инфракрасные датчики. Выравнивание вдоль оси орбиты выполнялось при помощи звёздных и солнечных датчиков ориентации.
В случае отказа автоматических систем космонавт мог перейти на ручное управление. Это было возможно за счёт использования оригинального оптического ориентатора «Взор», установленного на полу кабины. На иллюминаторе размещалась кольцевая зеркальная зона, а на специальном матовом экране были нанесены стрелки, указывающие направление смещения земной поверхности. Когда космический корабль был правильно сориентирован относительно горизонта, все восемь визиров зеркальной зоны освещались солнцем. Наблюдение земной поверхности через центральную часть экрана («бег Земли») позволяло определить направление полёта.

Решить, когда следует начать манёвр возвращения, космонавту помогал другой прибор — небольшой глобус с часовым механизмом, который показывал текущее положение корабля над Землёй. Зная исходную точку положения можно было с относительной точностью определить место предстоящей посадки.

Эта ручная система могла быть использована только на освещённой части орбиты. Ночью Земля не могла наблюдаться через «Взор». Автоматическая система ориентации должна была иметь возможность работать в любое время».

 Итак, на фото мы видим тесную кабину спускаемого аппарата. "Скромный набор" системы управления: пульт космонавта на передней панели над иллюминатором со специальной системой ориентации ВЗОР.Кресло космонавта с парашютом в полусферы спинки кресла. Прочитайте надписи на обрезе  боковых направляющих для катапультирования кресла.
   Героя нужно было давать только за то, что сел в это кресло!
 http://www.proza.ru/2013/02/27/1297

    Геофизические и метеорологические ракеты.
 
 По центральному проходу павильона стояли в «стартовом» положении, как две  триумфальные колонны  ракеты, полеты, «по вертикали» которых начались задолго до эпохи спутников и космических кораблей: с 1949 года.

Эти «сооружения» невольно привлекали внимание и местом расположения, размером и своим «устремленным видом». Информацию  о них можно было получить со стендов, установленных рядом.

 «Рогатая» ракета типа Р-1В (В-1В), стоящая от входа в павильон первой – одна  из первых геофизических, совершавшая суборбитальные полеты. С их помощью вели геофизические, физические, астрофизические, химические, медико-биологические исследования почти в ближнем космосе.
Медико-биологические исследования вели в «сотрудничестве» с собачками. Их даже возвращали на Землю. Ракета была создана на базе «боевой» Королевской    Р-1Б, «родственницы» ФАУ-2. Отличалась от боевой наличием парашютной системы для плавного спуска на Землю.

В задания Р-1В входили решения научных и экспериментальных исследований:
 изучение состава первичного космического излучения и его взаимодействия с веществом;
 исследование физических и химических характеристик воздуха;
 исследование спектрального состава излучения Солнца;
 проверка поглощающей способности озона;
 проверка жизнедеятельности живых организмов в условиях больших высот и нарастающей      перегрузки при подъеме на ракете и возможности спасения после подъема;
 аэродинамические исследования при больших скоростях и больших высотах полета;
 экспериментальная проверка возможности спасения ракеты с помощью парашютов с целью многократного использования ракет при экспериментальных пусках.

Первый пуск ракет этого типа был проведен в 22 июля 1951 года в 12 часов 54 минуты со стартовой позиции на полигоне Капустин Яр с аппаратурой и подопытными животными на борту. Это тоже было секретно до 1991 года! Даже клички собачек, конструкторов, исследователей  было под псевдонимами. А первых собачек, полетевших так высоко и вернувшихся на Землю живыми,  звали Дезик и Цыган.

  Геофизическая ракет типа Р-5В, стоявшая в павильоне  «в затылок» Р-1В, была «стройной», без значительных выступов. Разработка велась в КБ, руководимым С.П.Королевым, на основе баллистической ракеты Р-5М. Называли ее «академической», так как она «…предназначалась главным образом для проведения научных исследований по программе высотной астрофизической обсерватории (ВАО). Поэтому ракеты новой серии имели ещё один индекс — Р-5ВАО.
Требовалось сбросить носовой конус и освободить верхнюю полусферу с аппаратурой ВАО, которая оставалась открытой в течение дальнейшего полета. Установка ВАО не имела иллюминаторов и герметичных отсеков». Что мы и видим на снимке – момент раскрытия носового конуса.
 Первые пуски состоялись в 1964 году. http://www.proza.ru/2013/03/03/1316

  Метеорологическая ракета МР-20 «скромно приютилась» на боковом стенде павильона рядышком с геофизическими ракетами. Это ракеты на твердом топливе. Неуправляемые. Длина ракеты чуть более 10 метров. Подъем: на высоту более 200 км. Стартовая установка со спиральными направляющими для придания ракете вращательного  движения.  Запуск возможен даже с борта научного судна.

С их помощью исследовался состав верхней атмосферы, включая регистрацию рентгеновского и нейтронного излучения. То есть, их можно было использовать для зондирования атмосферы в зоне ядерных взрывов в ближнем космосе.
Что и было проведено в 1961 и 1962 годах при ядерных испытаниях в СССР.  Это в 1968 году на стенде возле ракеты не приводилось в описании «изделия». Табу!

Но нет ничего тайного, чтобы не стало явным! Сейчас об этом можно свободно и  подробно  прочитать в «Сети». http://www.proza.ru/2013/03/04/1667

   Самые первые спутники Земли.

 Спутник -1. Почти сразу же от входа  в павильон справа «парил» первый спутник Земли: «бип-бип», как называли Спутник-1 во всем мире. Его кодовое обозначение соответствовало его «содержанию» - «Простейший спутник -1». Сокращенно: ПС-1.

Почему «бип-бип»?
«Спутник излучал радиоволны на двух частотах 20,005 и 40,002 МГц в виде телеграфных посылок длительностью 0,3 с, это позволяло изучать верхние слои ионосферы, ведь до запуска первого спутника можно было наблюдать только за отражением радиоволн от областей ионосферы, лежащих ниже зоны максимальной ионизации ионосферных слоев»- читаем в Википедии.
 Вот эти 0,3 секунды и создавали эту незабываемую «космическую мелодию», которую мог услышать любой радиолюбитель в любой точке планеты.

Почему «рогатый»? Антенны торчат в разные стороны: «В верхней полуоболочке располагались две антенны, каждая из двух штырей по 2,4 м и по 2,9 м. Так как спутник был не ориентирован, то четырёхантенная система давала равномерное излучение во все стороны».

 Запуск ПС-1 преследовал такие цели:
проверка расчётов и основных технических решений, принятых для запуска;
ионосферные исследования прохождения радиоволн, излучаемых передатчиками спутника;
экспериментальное определение плотности верхних слоёв атмосферы по торможению спутника;
исследование условий работы аппаратуры.

 «Шарик»  весом 83,6 кг, диаметром 0,58 м отлетала 1440 витков по орбите: в апогее  -947 км, перигее  - 228 км. Стартовав 4 октября 1957 года, он завершил свой полет  4 января 1958 года, когда я служил второй месяц в армии.
Столько не летали первые космонавты!

  В связи с запуском ПС-1 исследователи космонавтики прослеживают историю создания ракеты-носителя вынесшего «первенца» мировой космонавтики на орбиту, привязываясь к дате начала работ в 1931 году «Группы изучения реактивного движения» (с 1933 г. «Ракетный институт»).
Здесь начали, конструировалась первые ракеты в Союзе. Главные участники: Цандер, Тихонравов, Победоносцев, Королёв.

  А далее, как писал Черток: «История создания Первого спутника есть история ракеты. Ракетная техника Советского Союза и США имела немецкое начало».
Базовой была  ФАУ -2: эта первая в мире управляемая баллистическая ракета.
Она «родила» с Королевым ракету Р-1, «которая являлась модифицированным аналогом Фау-2, изготовляемым полностью в СССР».

   Р-1 «родила» Р-2. Р-2 «родила» Р-5, которая уже была «не похожа на бабушку»: 
«Создание ракеты Р-5 с дальностью до 1200 км стало первым отрывом от техники Фау-2. Эти ракеты прошли испытания в 1953 г, и сразу же начались исследования использования их как носителя ядерного оружия. Автоматика атомной бомбы была совмещена с ракетой, сама ракета доработана для принципиального повышения её надёжности. Одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности получила название Р-5М. 2 февраля 1956 г. произведён первый в мире пуск ракеты с ядерным зарядом».

  Затем была создана принципиально новая Р-7, ставшая «прародительницей» целого семейства «…ракет-носителей среднего класса, внёсших большой вклад в освоение космоса — на ракетах-носителях семейства Р-7 были запущены в космос многие ИСЗ, начиная с самых первых, и все советские и российские космонавты, начиная с первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина».
 
  Спутник – 3.  Под «парящим» СП-1, на боковом подиуме установили макет третьего искусственного спутника, совершенно отличного по своему облику от первого «шарика».
  http://www.proza.ru/2013/03/05/1627
 
Его уже можно назвать полноценным космическим аппаратом и по форме (конусообразный, диаметром основания 1,73 метра и высотой 3,75 метра, спутник весил 1327 килограммов.) и по «содержанию» (на борту установили 12 научных прибора). Он полетел в космос 27 мая 1958 года на Р-7. Спутник пролетал до 6 апреля 1960 года. Приборы спутника изучали состав атмосферы на высотах полета, определяли концентрацию заряженных частиц, протонов и космических лучей, магнитных и электростатических полей, наличие и частоту встречи с микрометеоритами. Сильно вытянутая орбита с минимальным расстоянием от Земли около 226 километров, а максимальным — 1881 позволило уже в 1958 году определить безопасные для полета человека высоты орбит.

Спутник-2, по–моему, не был представлен на выставке. Но упоминание о нем было связано с героической гибелью собачки Лайки, которая полетела на этом корабле, форму, которого унаследовал и СП-3.
  Вот как повествует об этом историческая справка (Википедия):
«Хрущёв, оценив политический успех запуска «Спутника-1», потребовал от ОКБ-1 к 40-й годовщине Октябрьской революции запустить ещё один спутник. Времени на разработку нового спутника, тем самым, было выделено очень мало, и усовершенствовать существующие системы обеспечения жизнедеятельности за столь короткий срок не было возможности. Поэтому эксперимент с Лайкой получился очень коротким: из-за большой площади контейнер быстро перегрелся, и собака погибла уже на первых витках. Но в любом случае, источников электроэнергии для питания системы жизнеобеспечения хватало максимум на шесть суток и не были разработаны технологии безопасного спуска с орбиты.
Через 5—7 часов полёта физиологические данные более не передавались и, начиная с четвёртого витка, нельзя было получить никаких данных о состоянии собаки. Позднее исследования показали, что Лайка, вероятно, умерла от перегрева через 5—7 часов полёта. Но этого было достаточно, чтобы доказать что живой организм может выдерживать длительное пребывание в невесомости».
 
 Спутник же пролетал 162 дня с 3 ноября 1957 года по 14 апреля 1958 года, измеряя радиационный фон, обнаружив при этом повышение радиационного фона в высоких северных широтах.
 Лайка сделалась героиней. Гибель ее вызвала негативную реакцию мировой общественности, и в Союзе это вызвало тоже негатив. Чтобы как то компенсировать это ей поставили памятник, назвали новые сигареты «Лайка».

 На Западе прославлять и сожалеть о гибели симпатичной собачки взялись песенники, поэты, мультипликаторы, выпустили анимационные фильмы.

 «Некоторые сотрудники, участвовавшие в подготовке Лайки, психологически тяжело перенесли смерть собаки. Советский физиолог О. Г. Газенко так рассказывал о своём психологическом состоянии уже после запуска Лайки:
«Сам по себе запуск и получение… информации — всё очень здорово. Но когда ты понимаешь, что нельзя вернуть эту Лайку, что она там погибает, и что ты ничего не можешь сделать, и что никто, не только я, никто не может её вернуть, потому что нет системы для возвращения, это какое-то очень тяжёлое ощущение. Знаете? Когда я с космодрома вернулся в Москву, и какое-то время ещё ликование было: выступления по радио, в газетах, я уехал за город. Понимаете? Хотелось какого-то уединения».

  В дальнейшем готовились к полету новые спутники такого класса и даже с ориентируемым полетом по орбите: без « кувырканья». Но эти идеи были осуществлены на кораблях «Восток».       

 На этом завершилась эпоха «Простейших спутников – ПС».

    Лунная программа
Реализация лунной программы в Союзе началась раньше пилотируемых полетов.  Для этого в Королевском КБ было проведено усиление мощности ракеты-носителя, установкой дополнительной ступени. Этим решилась проблема достижения второй космической скорости -11,2 км/с. Разрабатывались первые космические аппараты для исследования нашего естественного спутника, которые и устанавливались на третей ступени.
Первый,  относительно успешный, запуск аппарата в сторону Луны состоялся 2 января 1959 года. Назывался корабль:
 Луна -1.
 На выставке он был представлен в двух видах: в виде макета третей ступени, на котором находился сам аппарат, «висевший» над  ней в виде отдельного макета.

В задание АМС входило: достижение поверхности Луны, измерения космических лучей, метеорных частиц, излучения Солнца, магнитного поля Земли и Солнца.
 
 Что выполнено и не выполнено? Если коротко: «Не выполнено только достижение поверхности (пролёт на расстоянии 6000 км).
  Впервые достигнута вторая космическая скорость, в результате чего аппарат вышел на гелиоцентрическую орбиту, став первым искусственным спутником Солнца, открыт солнечный ветер, внешний радиационный пояс Земли, установлено отсутствие у Луны регулярного магнитного поля, создана искусственная комета (натриевое облако) наблюдавшаяся с Земли».
Причины не выполнения: «В целях полёта ставилась задача достижения станцией поверхности Луны. Попадания не произошло, так как в циклограмму полёта закралась ошибка: при выдаче команды на отсечку двигателя третьей ступени (блока «Е»), которая выдавалась с Земли, не было учтено (уже довольно значительное) время прохождения сигнала от командного пункта до станции. Носитель и вся бортовая аппаратура станции отработали корректно. На выполнении бортовых экспериментов указанная наземная ошибка не сказалась».
Это уже «рабочие моменты», а не потери при авариях ракет- носителей при предшествующих пусках в 1958 году (три неудачные попытки: сентябрь, октябрь, декабрь).

 Луна-2.
12 сентября 1959 года стартовала автоматическая станция "Луна-2". Через два дня -14 сентября 1959 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны и доставила на ее поверхность вымпел с изображением герба СССР.
Конструктивно: абсолютный «близнец» Луны-1. Поэтому отельного макета Луны -2 на выставке на было, но были копии вымпела в отдельной витрине…
«Луна-1 и Луна-2 по своей конструкции были не очень сложными. Они решали совершенно определенные задачи: отработку и проверку точности выведения аппаратов на межпланетные орбиты, проверку возможности поддержания радиосвязи с ними на значительных расстояниях, исследование свойств космического пространства между Землей и Луной и вблизи Луны. Так, при их полете изучались магнитные поля Земли и Луны, радиационные пояса, космические лучи, метеорные частицы» - читаем в журнале «Техника Молодежи» тех лет.
 http://www.proza.ru/2013/03/14/1442
    Луна – 3.
 Совершенно новая АМС! И по конструкции, и по оснащению. И по задачам и абсолютным результатам.
Дата запуска тоже была « со значением»: 4 октября 1959 года  два года назад над Землей появился первый спутник «биб-биб»!
7 октября 1959 автоматическая межпланетная станция  «Луна–3» сфотографировала обратную сторону  своей тезки – Луны  с расстояния 60 тыс. км и передала серию фотографий на Землю.
 
  Вот описание нового лунника в том же журнале «Техника Молодежи» в статье академика Раушенбаха и его соавторов – космонавта Валерия Кубасова и кандидата наук Глеба Максимова: 
«Впервые автоматический космический аппарат получил систему ориентации, причем в качестве источников тока для питания аппаратуры использовались солнечные батареи. На АМС было установлено также фототелевизионное устройство.
  Новой станции предстояло облететь Луну, "взглянуть" на ее обратную сторону и сфотографировать, а при возвращении к Земле передать изображения из космоса. Вот для этого и была установлена система ориентации. В нее входили оптические датчики, которые "видели" Солнце и Луну, и микродвигатели ориентации, поддерживавшие станцию в строго определенном положении, когда объектив фототелевизионного устройства направлялся на поверхность обратной стороны Луны.
  Необычным было и само фототелевизионное устройство. Это не просто фотоаппарат, но и проявочное устройство, и передатчик (через бортовую радиолинию) полученных после обработки изображений.
 Необычной была и конфигурация солнечных батарей. Дело в том, что на всей траектории полета, кроме участка фотографирования, станцию не ориентировали на Солнце. В то же время для выполнения всей программы работ ее химические батареи нуждались в постоянной подзарядке. И тогда, после сложных расчетов, в которых пришлось учесть общую компоновку АМС, требования теплового режима, была выбрана оптимальная форма солнечных батарей, позволяющая при любом положении станции относительно Солнца получать ток практически одинаковой величины…
 В результате первых полетев к  Луне, было установлено, что у нее отсутствуют магнитное поле и пояса радиации. Измерения общего потока космического излучения, проведенные на траектории полетов и вблизи Луны, дали новые сведения о космических лучах и частицах, о микрометеорах в открытом пространстве. Полученная информация позволила перейти к созданию еще более сложных, еще более совершенных космических аппаратов».
  Это была абсолютная победа!
 На выставке Луна- 3 занимала почетное место в линии «лунников», которые были экспонированы в 1968 году, и я их мог  увидеть в тот июньский день.
 http://www.proza.ru/2013/03/14/1616

 Луна – 9.
 Разрыв в нумерации ЛУН говорит о неудачных предыдущих пусках. Это иллюстрируется справка из Интернет (Википедии) о Луне-9, которая наконец-то достигла поверхности Луны, совершив мягкую посадку на лунную поверхность:

 «Луна-9» — советская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. 31 января 1966 года осуществлен пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полета к Луне АМС «Луна-9». Станция первоначально была выведена на опорную околоземную орбиту с параметрами: наклонение орбиты — 52°; период обращения — 88 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) — 170 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) — 220 км, а затем стартовала в сторону Луны. 3 февраля 1966 года станция «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Мариус, в точке с координатами 64 градуса 22 минуты западной долготы и 7 градусов 8 минут северной широты. Со станцией были проведены 7 сеансов связи общей продолжительностью более 8 часов. Во время этих сеансов АМС передавала панорамное изображение поверхности Луны вблизи места посадки. Масса АЛС после посадки — около 100 кг.
Была подтверждена «метеорно-шлаковая» теория строения наружного покрова Луны, выдвинутая В. Шароновым и Н. Сытинской.http://www.proza.ru/2013/03/15/1519.
http://www.proza.ru/2013/03/15/1530
До станции «Луна-9» было совершено более десятка неудачных попыток мягкой посадки на Луну по программе Е-6. Первый запуск по этой программе был выполнен 4 января 1963 года, но двигатель 4 ступени ракеты-носителя не запустился, и станция осталась на низкой околоземной орбите. В 1965 Королёвым была инициирована передача тематики АМС и АЛС в КБ им. Лавочкина, под руководство Г. Н. Бабакина, и Луна-9 была первым аппаратом, подготовленным на новой фирме из задела, переданного из ОКБ-1».

 Это был завершающий экспонат «Лунной программы» выставки.  С ним однотипной была и Луна-13.
 До 1968 года, включительно, были проведены успешные пуски «ЛУН» :
10-я (31.03.1966 спутник Луны), 12-я (22.10.1966 исследований Луны и окололунного пространства, проведение съёмки лунной поверхности.), 13-я (21.12.1966 посадка спускаемого аппарата и съемка панорамная, определение типа грунта) и 14-я (07.04. 1968, отработка средств связи).

  Автоматизированная межпланетная станция внушительного вида с спускаемым ступенью на «борту» стояла ближе к ротонде по правой стороне павильона возвышаясь над глобусом ЛУНЫ не менее внушительного размера. Чуть далее расположился спускаемый аппарат в раскрытом виде.
   
    Программа ВЕНЕРА.
 Первый  удачный  запуск («машина» стартовала и полетела в «нужном направлении») автоматической межпланетной станции в сторону Венеры состоялся12 февраля 1961 года, незадолго до старта Гагаринского корабля.
Это был первый в истории полет искусственного аппарата в сторону планеты Солнечной системы. На седьмые сутки после запуска связь с АМС «Венера-1» была потеряна. Неуправляемая станция пролетела около 100 тыс. км от планеты Венера. В этом и был первый относительный успех.

 На выставке  в павильоне КОСМОС в 1968 году экспонировали макеты двух АМС: «Венеры -3» и «Венеры-4».http://www.proza.ru/2013/03/18/1672

 "Венера -3". Была запущена в ноябре 1965 года одновременно «Венерой -2». В феврале 1966 года «двоечка» получила «двойку» за решение задания: она промчалась мимо планеты на расстоянии 24 тыс. км.
Венера-3 получила «тройку»: она 1 марта 1966 достигла Венеры и стала первым искусственным «бездействующим предметом» на ее поверхности.
Дело в том, что обе станции потеряли управление при подлете к Венере. Данных о планете получено не было. Но на трассе полета, как сообщает хроника, изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, космические радиоизлучения и микрометеориты.
«Венера-4»
Более успешный запуск состоялся в июне 1967 года: 12 числа стартовала Венера-4. Вот как описывает ее полет Википедия:

 «Венера-4» была запущена с космодрома Байконур 12 июня 1967 года в 5 часов 40 минут (московское время) ракетой-носителем «Молния-М». Первоначально АМС была выведена на околоземную орбиту, а затем была переведена на траекторию полёта к Венере.
17 июня 1967 года в 5 часов 37 минут была запущена вторая станция, аналогичная станции «Венера-4». Эта станция успешно вышла на орбиту вокруг Земли, однако, из-за отказа разгонного блока, не удалось вывести эту станцию на межпланетную орбиту. Эта станция осталась на околоземной орбите под названием «Космос-167».
29 июля 1967 года на расстоянии 12 миллионов километров от Земли была проведена коррекция орбиты «Венеры-4».

18 октября 1967 года станция «Венера-4» достигла планеты Венера. При входе в атмосферу Венеры, на скорости 11 км/с, от станции отделился спускаемый аппарат. Орбитальный отсек передавал на Землю телеметрическую информацию, пока не разрушился в атмосфере.http://www.proza.ru/2013/03/18/1700
Спускаемый аппарат вошёл в атмосферу планеты на ночной стороне, в районе экватора, на расстоянии ; 1500 км от утреннего терминатора. Во время торможения, перегрузки на спускаемом аппарате достигали 300 g. После снижения скорости до ; 210 м/с, была введена в действие парашютная система, введены в действие радиопередатчик и включились измерительные приборы. Началась передача информации, со скоростью 1 бит/с. Радиовысотомер передал значение 26 км, позже после того, как данные были тщательно проанализированы, это значение было исправлено на 61—65 км. Значения давления передавались вплоть до значения, на которое был рассчитан манометр, — 7,3 атмосферы. Значения температур передавались в течение 93 минут, пока продолжался парашютный спуск, приблизительно до высоты 28 км над поверхностью. За это время температура менялась от 33 °C до 262 °C.

До полета Венеры-4 предполагалось, что давление на поверхности Венеры может достигать 10 атмосфер (на порядок меньше истинного значения — 90 атмосфер), поэтому спускаемый аппарат был рассчитан с двойным запасом прочности — на 20 атмосфер. В результате, он был раздавлен на высоте 28 км от поверхности. Несмотря на то, что аппарат не смог достигнуть поверхности в рабочем состоянии, на основе его измерений была полностью пересмотрена модель атмосферы Венеры, и была получена новая оценка давления у поверхности — около 100 атм. Однако, времени на переделку спускаемых аппаратов «Венера-5» и «Венера-6» уже не было, и они полетели с аналогичными спускаемыми аппаратами, но площадь тормозных парашютов у них была уменьшена до 12 м;, что позволило им достичь более глубоких слоев атмосферы. Лишь на «Венеру-7» был поставлен новый спускаемый аппарат, рассчитанный на 180 атмосфер, что позволило ему достичь поверхности в рабочем состоянии».

 Но полеты следующих АМС на Венеру были проведены гораздо позже: в 1969 и 1970 годах. В «живом» виде поверхности планеты в декабре 1970 достигла «Венера-7». Об этом рассказ будет далее: давайте доберемся в нашем повествовании до этих лет.
 
    Исследование Марса: Программа МАРС.
  «Первые советские попытки достичь Марса (АМС «Марс-1» в 1962 г. и «Зонд-2» в 1964 г.) оказались неудачными, и в 1965 году американский «Маринер-4» впервые прошёл около Марса и передал фотографии планеты.
   Только в 1971 году американская АМС Маринер-9 и советские АМС «Марс-2» и «Марс-3» стали первыми искусственными спутниками Марса, а посадочный модуль «Марса-3» осуществил первую в мире мягкую посадку на Марс, но из-за выхода из строя по неустановленной причине не смог, ни передать фотографии, ни опробовать первый макетно-динамический шагающий марсоход ПРОП-М».
Может быть, поэтому на выставке в павильоне «Космос» в 1968 году образца АМС «Марс» я не припомню.
 
    Космические аппараты серии КОСМОС

   Начиная с запуска 16 марта 1962 года, и далее «на все времена», так обозначали все ИСЗ, не зависимо от назначения и выполняемой программы, по соображениям секретности или вследствие неудач не называли «собственными именами» - название  типа  аппарата.

   Это были спутники Земли, выполнявшие  военные, технологические, научные медицинские и другие исследования и испытания; или АМС, которые из-за аварий остались на околоземной орбите.
 За период с 12.03.1962 по 30.10.1968  было запущено 250 космических аппаратов, получивших название КОСМОС с порядковым номером от 1 и далее.

  Что же было на выставке в 1968 году. Приведу несколько примеров с иллюстрациями и справками из Википедии.http://www.proza.ru/2013/03/21/1003

   КОСМОС-93 — советский малый военный научно-исследовательский спутник серии космических аппаратов «Космос». КА типа «ДС-У2-В» (сер. № 1) разработан Конструкторским бюро «Южное» и предназначен для исследования ионосферы, а также для определения вибрационных нагрузок на КА. Был запущен 19 октября 1965 с космодрома Капустин Яр со стартового комплекса № 86/1 ракетой-носителем «Космос 63С1М».
 Первоначальные орбитальные данные спутника:
 Перигей (км) — 220 Апогей (км) — 522
 Период обращения вокруг Земли (мин.) — 91,7
 Угол наклона плоскости орбиты к плоскости экватора Земли — 48°4’
 Параметры спутника:
 Длина спутника — 2400 мм Диаметр спутника — 2300 мм
 Масса — 240 кг  Масса научных приборов — 40 кг

  КОСМОС-97 — советский малый военный научно-исследовательский спутник серии космических аппаратов «Космос». КА типа «ДС-У2-М» (сер. № 1) разработан Конструкторским бюро «Южное» и предназначен для различных исследований в области физики. Был запущен 26 ноября 1965 с космодрома Капустин Яр со стартового комплекса № 86/1 ракетой-носителем «Космос 63С1М».
  Первоначальные орбитальные данные спутника:
 Перигей (км) — 220 Апогей (км) — 2100
 Период обращения вокруг Земли (мин.) — 108,3
 Угол наклона плоскости орбиты к плоскости экватора Земли — 49°
 Параметры спутника:
 Длина спутника — 2400 мм Диаметр спутника — 2300 мм
 Масса — 230 кг Масса научных приборов — 30 кг
 Аппаратура, установленная на спутнике:
 На Космосе-97 был установлен молекулярный генератор для измерения стабильности и гравитационного сдвига его частоты для проверки общей теории относительности в космическом полете.
 
 КОСМОС 149 - ДС-МО (Днепропетровский спутник—Оптический), известный также как «Космическая стрела» — тип экспериментального космического аппарата научного назначения, разработанный в ОКБ-586 (ныне КБ «Южное»). Запущен  на орбиту 21.03.1967 года
  Предназначался для исследования физических процессов в атмосфере и определения атмосферных параметров, необходимых при решении задач метеорологии, океанологии и изучения природных ресурсов Земли.
 Стал первым в мире искусственным спутником Земли с системой аэродинамической ориентации и аэрогироскопической стабилизации.
 Ракета-носитель Космос-2.
 Стартовая площадка Капустин Яр
 Технические характеристики:
 Масса 321 кг Размеры 6500*1200 (длина*диаметр), герметичен и заполнен азотом.
 Источники питания: Химические батареи.
 Ориентация: На Землю и по вектору скорости.
 Срок активного существования 10 суток.
 Тип орбиты: Низкая околоземная орбита.
 Наклонение 48,4°—48,5° Период обращения 89,8—90 минут
 Апоцентр 297—342 км Перицентр           240—248 км.

 Научный комплекс космического аппарата включал в себя:
телевизионная аппаратура «Топаз-25-М» — съёмка и передачи телеизображения на наземные пункты;
актинометрическая аппаратура «Актин-1» в составе:
 — телефотометры ТФ-3А и ТФ-3Б — измерение углового распределения энергетической яркости уходящей коротковолновой радиации в видимом, ближнем УФ и инфракрасном частях спектра;
 — спектроанализатор СА-2 — измерение длинноволновой радиации Земли в спектральном диапазоне 8-12 мкм;
 — приборы РБ-21 и РВ-2П — измерение отраженной солнечной радиации и собственного излучения Земли и атмосферы;
 — манометр РИМ-901 — измерение и анализ потока нейтральных молекул.
В результате экспериментов была выполнена комплексная программа по изучению отраженной от Земли солнечной радиации в видимом, ультрафиолетовом и инфракрасном частях спектра, а также собственного излучения Земли в инфракрасном диапазоне. Были разработаны методы определения некоторых параметров атмосферы, облачного покрова и земной поверхности, которые были рекомендованы для практического применения в метеорологии. Успешно отработана аэродинамической ориентации и аэрогироскопической стабилизации. Также впервые приём телеметрической информации, в частности, телевизионного изображения Земли, передаваемой со спутника аппаратурой «Топаз-25-М», осуществлялся непосредственно в ОКБ-586 в специально созданной для этих целей лаборатории.

  КОСМОС 166-  известный как ДС-У3-С № 1 , Это был 285кг космический корабль,  который был разработан Конструкторским бюро «Южное». 
 «Космос-166» – первая отечественная специализированная солнечная обсерватория для изучения Солнца в рентгеновском диапазоне.
 http://www.proza.ru/2013/03/21/1027
 Аппарат запущен 16 июня 1967 года. Масса аппарата —300 кг. Масса полезной нагрузки– 35 кг. Высота в перигее - 283 км..Высота в апогее - 578 км.
Наклонение – 48,4 град. Период – 92,9 мин. Срок существования – 4, 5 месяца. Цель запуска: наблюдения Солнца в рентгеновском и ультрафиолетом диапазонах, в том числе,
- измерение потока и вариации интенсивности мягкого рентгеновского излучения Солнца,
- измерение интенсивности солнечного спектра,
- исследование работы системы ориентации аппарата на Солнце.
В программе работы аппарата были предусмотрены научные эксперименты:
1) рентгеновский гелиограф,
2) рентгеновский фотометр,
3) сканирующий спектрометр,
4) УФ спектрометр.
Научные результаты:
- проведены измерения потока и вариаций интенсивности рентгеновского излучения Солнца в области спектра 2 – 100 ангстрем, локализованы источники этого излучения,
- измерены интенсивности солнечного спектра вблизи линии Лайман-альфа, а также интенсивности линии ионизированного гелия, которые были связаны с наблюдаемыми процессами в хромосфере,
- определены физические условия в областях вспышек и в прилегающих активных участках короны (плотность вещества и эффективная температура).


Вот, пожалуй, и все, что было тогда в павильоне по этой тематике в 1968 году. Но тема эта до сих пор в реализации: программа «Космос»  в действии. На сегодняшний день запущено в полет более 2,5 тысяч космических аппаратов разного назначения.

     Спутники  целевых серий.
Особое место на выставке выделено было для спутников целевого назначения, не попадавших под тип серии КОСМОС. К такому типу я бы отнес:
 ЭЛЕКТРОН, ПРОТОН, МЕТЕОР, МОЛНИЯ.

Просмотрим эти «серии», используя данные Википедии (фото и справки).

  ЭЛЕКТРОН
Искусственные спутники Земли "Электрон-1" и "Электрон-2" - научные спутники, предназначавшиеся для одновременного исследования внешних и внутренних зон радиационного пояса Земли и связанных с ним физических явлений. "Электроны" образуют системы из двух ИСЗ, выведенных на разные орбиты одной ракетой-носителем.
 
 Две аналогичные специализированные системы "Электрон" были запущены 30 января и 11 июля 1964 г. Их полет позволил получить обширные данные о радиационном поясе и магнитном поле Земли, необходимые для обеспечения радиационной безопасности при полетах космических кораблей, и открыть ряд новых физических явлений в околоземном космическом пространстве. Запуски осуществлялись ракетой "Союз".
 http://www.proza.ru/2013/03/21/1142
Справка из Википедии:
 «Электрон» — серия из четырёх советских искусственных спутников Земли, запущенных в 1964 году.
Цель серии — исследование радиационных поясов Земли и связанных с ними физических явлений. Программа предусматривала исследование частиц радиационных поясов малых и больших энергий, магнитного поля, космических лучей, коротковолнового излучения Солнца, микрометеоритов. Полёты были приурочены к Международному году спокойного Солнца.
Спутники выводились по два одной ракетой-носителем типа Р-7, при этом один из спутников отделялся ещё на активном участке полёта (он размещался в трубе, расположенной перпендикулярно продольной оси ракеты, и «выстреливался» с помощью порохового двигателя), чтобы обеспечить выход спутников на разные орбиты и, таким образом, обеспечить одновременное наблюдение в двух разных точках. Орбиты были высокоэллиптическими, так что спутники могли исследовать радиационные пояса на всём их протяжении.
«Электрон-1» и «Электрон-2» были запущены 30 января 1964 г.; параметры орбит: наклонение 61°, перигей для «Э-1» — 425 км, для «Э-2» — 460 км, апогей для «Э-1» — 6000 км, для «Э-2» — 60 000 км.
«Электрон-3» и «Электрон-4» были запущены 11 июля того же года; программа полёта была аналогичной «Э-1» и «Э-2».

 На основании полученных данных НИИ ядерной физики МГУ составил «Модель космического пространства», позволяющую оценивать радиационную опасность при полётах космических аппаратов и разрабатывать меры радиационной защиты».

   МОЛНИЯ
 Остановился подробно на этой системе: очень важный для всей страны было создание дальней  системы связи. Не только для "определенных" организаций и ведомств, но и для каждого из нас. По этому,привожу без купюр подробную справку из ВИКИПЕДИИ, выходя за временные рамки повествования.
 «Молния-1 — первый советский спутник связи. http://www.proza.ru/2013/03/21/1317
Всего было запущено 5 экспериментальных аппаратов для создания с их помощью линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком.
В дальнейшем на базе КА «Молния-1» была разработана целая линейка советских и российских спутников связи: Молния-1+ (1967), Молния-2(1971), Молния-3 (1974), Молния-1Т (1983), Молния-3К (2001). С помощью этих аппаратов была успешно решена проблема обеспечения дальней телефонно-телеграфной связи и ретрансляции передач программ Центрального Телевидения. Для связи со спутником использовалась система цифровой связи.
С 2006 года на смену спутникам «Молния» стали приходить более совершенные аппараты Меридиан.

История
Работы по созданию спутника начались в конструкторском бюро Королева ОКБ-1 в 1961 году в кооперации с большим количеством специалистов других конструкторских бюро и институтов. Генеральным конструктором спутника был член-корреспондент Академии технических наук СССР, дважды лауреат Государственной премии СССР, профессор, завкафедры Конструирования и производства МИРЭ АМурад Рашидович (Рашитханович) Капланов (1915—1980)[2].
Первоначально ставилась задача создания с помощью «Молния-1» экспериментальной линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком. В то же время, на базе спутников связи типа «Молния-1» в будущем замышлялось создание эксплуатационной системы радиосвязи по территории Советского Союза и со странами северного полушария. Такая система в сочетании с местными радиорелейными линиями могла бы обеспечить передачу телевизионных программ Центрального телевидения во все основные районы СССР.
Первая попытка запуска была произведена с космодрома Байконур 4 июня 1964 года. Из-за аварии второй ступени ракеты-носителя «Молния» на 287-й секунде полёта спутник с заводским номером 2 был потерян. Причиной аварии был отказ системы опорожнения блока «А», который привёл к преждевременному окончанию горючего (керосин). Без топлива турбонасосный агрегат пошёл в разнос, далее автоматика сформировала команду на аварийное отключение двигательной установки.[3]
Следующий пуск стал частично успешным — 22 августа 1964 года спутник был штатно выведен на орбиту, но обе дублирующие друг-друга параболические антенны развернулись не полностью, что исключало его использование по назначению. При анализе причин отказа было установлено, что во время испытаний изоляция кабелей идущих к антенной штанге была повреждена.
По указанию конструктора изделия кабели были дополнительно обмотаны поливинилхлоридой лентой, полноценных испытаний после этой доработки не проводилось. Поливинилхлорид при низких температурах теряет эластичность. В официальной прессе Молния-1 № 1 была названа Космос-41, на орбите она просуществовала девять месяцев, за это время были испытаны все системы, кроме системы ретрансляции. Других отказов, кроме нераскрытия антенн не было.[3]
Первый успешный запуск состоялся 23 апреля 1965 года. «Молния-1» № 3 была успешно выведена на орбиту, однако включить ретранслятор удалось только после нескольких безуспешных попыток, причиной, по-видимому, была окисленность контактов реле в цепях питания ретранслятора или попадание в них посторонней частицы.
Общей проблемой для первых аппаратов серии Молния-1 было быстрое падение мощности снимаемой с панелей фотоэлектрических преобразователей. Причиной было плохоизученное на тот момент влияние радиационных поясов Земли, а также термоциклирование (на каждом витке температура элементов солнечных батарей резко меняется с +120 °C на освещённой части траектории, до ;180 °C в тени).[3]
Всего было запущено 7 КА «Молния-1», 5 из которых успешно. В 1966 году, из-за большой загрузки ОКБ-1, КА «Молния-1» были переданы филиалу № 2 ОКБ-1 (КБПМ, нынешнее ОАО ИСС) и все последующие спутники серии «Молния» уже изготовлялись на этом предприятии

Предназначение
Спутники «Молния-1» предназначались в первую очередь для создания экспериментальной линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком. Позже, усовершенствованные КА «Молния-1+» и «Молния-2» использовались для обеспечения телефонно-телеграфного сообщения на территории СССР, а также для передачи программ Центрального телевидения на 20 специально созданных земных станций с антеннами диаметром 12 м (система «Орбита»). Благодаря «Орбите», к началу 1968 года количество зрителей ЦТ выросло на 20 млн человек..
 Кроме того, уже в 1965—1967 гг. было принято решение о создании на базе КА «Молния-1+» системы связи и боевого управления «Корунд» с бортовым ретранслятором «Бета». Система была принята на вооружение в 1975 г. Комплекс второго поколения «Молния-2» использовался в Единой Системе Спутниковой Связи (ЕССС) вместе с КА «Радуга».
КА «Молния-1» предназначались для работы в одиночном режиме, и поэтому их запуск осуществлялся в жестко определенное стартовое окно для обеспечения оптимальных условий освещенности солнечных батарей.
После старта, КА «Молния-1» выводились на промежуточную орбиту, затем включением двигателя последней ступени ракеты - на высокоэллиптическую 12-часовую орбиту с апогеем около 40000 км, который находился над Северным полушарием . Такая орбита обеспечивает длительность сеансов связи для пунктов, расположенных на территорииСССР и стран в Северном полушарии, около 10 часов».
 
  ПРОТОН
Спутники этой серии были запущены в период 1965- 1968 года. Всего их было четыре. Относились к классу тяжелых: массой 12-17 тонн.
Цель серии - исследование частиц высоких и сверхвысоких энергий.
 http://www.proza.ru/2013/03/22/1224
«В процессе исследований космических лучей с помощью станций «Протон» впервые было изучено энергетическое распределение частиц космических лучей. Были открыты потоки электронов не галактического происхождения, обладающие энергиями в сотни миллионов электрон-вольт».
(А. Леонов и А. Соколов «Косм. дали 1972 г.)
 
   МЕТЕОР

«Метеор» — серия советских метеорологических спутников эксплуатировавшихся в 1960 — 1970-х годах.
«Спутники «Метеор» оборудованы телевизионной, инфракрасной и актинометрической аппаратурой.http://www.proza.ru/2013/03/22/1432
Спутник, двигаясь по орбите, «видит» обширные пространства. Если наблюдения обычной метеорологической станции регистрируют погоду «в точке», то спутник в течение суток последовательно осматривает метеорологическую обстановку на всей Земле. Сейчас от пристального «глаза» метеоспутника не может укрыться ни один тропический ураган, ни один опасный циклон. Необозримые просторы Мирового океана не являются уже той таинственной областью, где неожиданно зарождаются тайфуны, или в которой скрыты непредвиденные опасности для мореплавания.
Потребность в метеорологической информации непрерывно возрастает и является необходимым фактором в развитии авиации, морского флота, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства. Информация, получаемая с помощью советских метеорологических спутников, эффективно используется для уточнения прогнозов погоды. С помощью метеорологических спутников системы «Метеор» регулярно получается информация о состоянии ледовых полей в Арктике и Антарктике. Уточнение границы ледового покрова в восточной части Арктики позволило весной 1967 года значительно раньше начать навигацию. Благодаря спутниковой информации были уточнены границы залегания снегов в труднодоступных горных районах, что имеет большое значение для определения водных режимов рек. В январе 1968 года сведения, полученные с метеорологического спутника, помогли советскому теплоходу «Богдан Хмельницкий» избежать встречи с мощным циклоном «Жоржетта», который зародился в Индийском океане» ( А.Леонов, А. Соколов)
Вот такие мои воспоминания о посещении павильона КОСМОС в далеком 1968 году.

  В тот день я успел посетить еще ряд павильонов. Но это был беглый просмотр после обстоятельного знакомства с КОСМОСОМ.

 Заглянул в «свою» ГЕОЛОГИЮ.
Посмотрел на технику бурения, информацию о последних открытиях месторождений полезных ископаемых в Союзе.На памяти знаменитые Якутские алмазы...
 Об алмазах якутских информация была, об открытии которых я прочитал еще в 1957 году в Казахстане, работая  в Агадырской экспедиции.
  Летом 1954 года 21 августа в долине реки Далдын – геолог Лариса Попугаева методом пиропового поиска (пироп  спутник алмазов в кимберлите) нашла первую в Советском Союзе кимберлитовую трубку. Эту «трубку» Попугаева назвала "Зарница".
   В 1955 году, применив этот метод, геолог Юрий Хабардин обнаружил на реке Малой Ботоубуе кимберлитовую трубку "Мир". В этом году открыли ещё 10 трубок, в том числе в бассейне реки Далдын богатейшую трубку «Удачную».
 Вот других экспонатов павильона  «Геология» не упомню: много занял в памяти «Космический павильон».

 Прошелся по территории выставки. Много изменилось по сравнению с 1957 годом. Отраслевой принцип реконструкции выставки в 60-е годы изменил фасады ряда бывших республиканских павильонов: «Азербайджанская ССР» — «Вычислительная техника», «Поволжье» — «Радиоэлектроника и связь», «Казахская ССР» — «Металлургия», «Узбекская ССР» — «Культура» и другие замены -перемены…

  Небольшое отступление в хронологии.
 Просматривая материал к этой главе по ВДНХ, узнал много «печального», произошедшего на выставке. Вот данные на сегодняшний день из Википедии:
Перечень утраченных объектов ВДНХ - ныне ВВЦ.

«Грузинская ССР» (Сгорел в 1965 году).
«Дальний Восток» (Сгорел в конце 1970-х).
«Профтехобразование» («Урал» — Сгорел в 1992—1993 годах).
«Киргизская ССР» (Снесён в 1965 году).
«Туркменская ССР» (Снесён в 1965 году).
«Татарская АССР» (Снесён в 1965 году).
«Башкирская АССР» (Снесён в 1965 году).
«Центральные промышленные области» (Снесён в 1965 году).
«Северо-восточные области» (Снесён в 1965 году).
«Масличные культуры» (Снесён в середине 1980-х годов).
Зерно (Снесён в 1965 году).
Совхозы (Снесён в 1965 году).
«Главпиво»
«Узбекская чайхана»
«Главликёрводка»
«Мороженое» (Снесён в 1986 году).
«Самолёт ТУ-154» (Демонтирован 13 сентября 2008 года).
«Охота и охотное хозяйство» (Сгорел 25 мая 2005 года).
«Ветеринария» (Сгорел 30 августа 2011 года).
Эстрадный театр (Сгорел в 1990-х годах).
Ресторан «Ассоль» (Сгорел в 1990-х годах, после пожара реконструирован в частный дом).

 Многие запомнились еще с первых посещений выставки в 1957 и 1968 годах. Самый интересный был  павильон «Мороженое».  Ходил специально посмотреть из-за его необычайной архитектуры: «верхушка айсберга»! Вот таким он и запомнился. И мороженое московское понравилось. Но, увы, оказывается, снесли в 1986 году. Простояло это сооружение с 1954 года.http://www.proza.ru/2013/03/31/1453

 "Эстрадный театр" я впервые посетил в праздничные дни Всемирного Фестиваля молодежи и студентов летом 1957 года. С удовольствием посмотрел необычные танцы Китайского танцевального ансамбля: изысканные движения народного танца и сложнейшие акробатические танцевальные номера с высокой скоростью! Я еще бывал там в те дни: смотрел выступления коллективов других стран и нашей эстрады.
 И вот я читаю список погибших за последние годы сооружений выставки. Среди них: «Построен в 1939 году. Сгорел в 1990-х годах. Сейчас на месте бывшего театра, пустырь».
Кому-то это было
   Стерли с «лица земли» и «залихватски хмельного» вида здание павильона «Главпиво» заросшего хмелем с «парящей» над крышей большущей пивной бочкой… Время существования: 1939 - 60-е годы.
  http://www.proza.ru/2013/03/31/1482
 Увы: «Время жить и время умирать! Ничто не вечно под Луной».
   
 Вернемся в июнь 1968 года.
На выставке я пробыл почти весь день. Заглянул в павильон, «Вычислительная техника» (бывший «Азербайджанская ССР»), где  увидел « в живую» одну из первых вычислительных машин советской конструкции. Это была машина УРАЛ.

Завершил свою экскурсию походом на Аллею космонавтов и «обходом» монумента «Покорителям космоса», торжественное открытие которого  состоялось 4 октября 1964 года, в седьмую годовщину запуска первого спутника.
  Главная часть монумента — «титановый след», оставленный ракетой, «замершей» на взлете на высоте 107 метров.
Перед монументом находится памятник основоположнику космонавтики Константину Эдуардовичу Циолковского.
Стартовый «стол» ракеты имитирует приземистый стилобат, украшенный горельефными изображениями-фигурами ученых, инженеров рабочих, реализовавших идеи основоположников космонавтики.
Здесь же  находится посвящение: «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства сооружён этот монумент».
 
Тогда внутренние помещения стилобата были закрыты. Там планировалось создание Музея космонавтики. Оно состоялось гораздо позже: Мемориальный музей космонавтики был открыт в 1981 году. http://www.proza.ru/2013/03/30/1547

 На ВДНХ Аллея космонавтов была открыта в 1967 году в честь десятилетия запуска Советскими учеными первого искусственного спутника земли.
Вдоль Аллеи космонавтов тогда -  были установлены бюсты космонавтов (бронза, гранит): Ю.А. Гагарина, П.И. Беляева,  В.М. Комарова, В.В. Николаевой-Терешковой  и А.А. Леонова. Здесь стоял и гранитный памятник С.П. Королеву. Его затем перенесли к мемориальному дому музею Сергея Павловича.
 http://www.proza.ru/2013/03/30/1565
На этом я завершил свой первый московский экскурсионный день 22 июня 1968 года. Вспомнил, что это был день начала войны в 1941 году, которая нас «застала» на моей родине: в военном авиа городке в городе Белая Церковь.

30 марта 2013 год 14:31

 

 На фото из Интернет: Гостиница "Москва" 1968 год

 Продолжение http://www.proza.ru/2013/04/17/1191



         


Рецензии
Познавательно! Ваш круг интересов, Игорь, вызывает уважение! Спасибо за подробную информацию.

Светлана Шаляпина   20.10.2020 22:34     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензии, Светочка!

Игорь Браевич   21.10.2020 12:39   Заявить о нарушении