46. НИС

     НИС (научно-исследовательский сектор) был отделён от института–метрополии – Гидропроекта - в конце 40-х, когда уже явно намечалась склонность власть имущих к гигантомании: уж если строить гидростанции, то самые крупные в мире. Для проведения   модельных исследований плотин и было выбрано место в Тушино, на речке Сходня. Выделили территорию, начали строить испытательную базу. Постепенно образовалось порядка полутора десятков отделов, которые проводили работы по ряду научных  направлений.

     Когда я пришёл в НИС, в нём насчитывалось около полутора тысяч человек. Тогда, в начале 70-х, была на подъёме атомная энергетика. Одно из направлений в разработке атомных станций за несколько лет до моего прихода было поручено Гидропроекту, а НИС взялся за научные обоснования. Часть отделов НИСа постепенно переходила на новую тематику, тем более денег на это выделяли достаточно. Атомной тематикой занимался и  отдел железобетонных конструкций, куда я пришёл в 72-м.
   
     Начальником отдела был Кириллов, молодой доктор наук, чуть больше сорока, он защитил докторскую примерно за два года до этого – по гидротехническому направлению, но сейчас уже полным ходом переключался на атомные дела, активно набирал людей. Кириллов был очень энергичен, в те годы защитить докторскую в районе сорока было скорее исключением (если брать технические науки).  Он пробивался сам, напором брал многих, был неутомим в достижении цели. Тема у него была (если не вдаваться в технические детали) – повреждения конструкций в динамике, под действием вибраций от водяных потоков или от работы оборудования, что могло привести в конечном итоге к разрушениям (возможно, это было одной из причин недавней катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС).
   
     Когда он пробивал эту тематику, он так напористо и красочно описывал возможные последствия этих повреждений (а если брать как пример названную катастрофу, он был недалёк от истины), что не дать ему денег, как и не дать добро на исследования по таким важным вопросам, было просто невозможно. Более того, он получил отдел, закупил технику для проведения испытаний, ему построили новое современное здание для камеральной работы, и к моменту моего прихода в отделе уже была очень приличная экспериментальная база. Я с самого начала подключился к работам по его направлению. Многое пришлось осваивать заново –  испытательные установки, методики, образцы, отчёты, статьи, доклады…. Но - лиха беда начало. Постепенно всё наладилось, испытания пошли.   


Рецензии