Советская граница и жизнь под замком - 20
Вскоре, то ли на следующее или через одно утро, нас повезли в Москву, в международный аэропорт Шереметьево-2. Вылет в Гавану стартовал в середине дня. Группу молодёжи со всего Советского Союза в социалистическую Кубу увёз самолёт "Аэрофлота" ИЛ-Х (какой же номер был.. вроде ИЛ-64 и стартовали два самолёта, поскольку в один вся группа из 300 человек просто не влезла).
До вылета из Советского Союза нас ждало ещё одно большое заполнение каких то бумаг. (Возможно, что это важное заполнение мы проделали раньше, в гостинице "Спутника").
Выезжающий за границу советский гражданин должен был деклалировать всё, что он берёт с собой при выезде из Советского Союза.
Ценные вещи, техника,валюта. Сумма, знаки.
Заполненные декларации тщательно проверяли советские пограничники и работники таможни, при необходимости переворачивая вверх дном весь чемодан. Они же хотели знать, не обманул ли ты их, оставив незаписанным и не задекларированным что либо.
На основании заполненной декларации советский гражданин получал ещё одну порцию адреналина по возвращении на советскую родину. Где ваше золотое кольцо? Где ваш фотоаппарат? На какие деньги бы купили то и это? У вас же не было столько валюты для возможности покупки того и этого?
Такими вопросами бомбардировали советская власть вернувшихся из за границы.
Странно, но я совсем не помню, что делали дальше с этими заполненными декларациями. Осталась ли эта бумага у меня и я должен был её предьявить по возвращении? Или руководитель группы собирал у нас все декларации и передавал советским официальным властям в то время, когда мы ожидали разрешения, чтобы пересечь границу для возвращения на родину? Или заполненную декларацию забрали у меня советские таможенники? Или декларации крутились в официальных каналах ожидая, когда выехавшие за границу сыновья и дочери великой родины начнут возвращатся в родное гнездо? Чтобы работник таможни смог вытащить из своей папки декларацию конкретного гражданина и начать выяснять, привёз ли гражданин обратно все свои задекларированные ценности.
Но разницы нет. Всё было и так известно.
Шок в аэропорту Шаннона.
Полёт. Наконец то полёт. Выезд из СССР за границу.
Промежуточная посадка была в Ирландии, в аэропорту Шаннона. Первое настоящее соприкосновение с настоящей заграницей, с совсем другой жизнью, с заграничным миром.
О! Как всё пёстро!
Прибывшие из Советского Союза путешественники шатались с большими глазами от одного к другому магазинам аэропорта. Остекленевший, выпученный взгляд, каменные лица. Сначала смотрели только глазами, потом оживились и стали крутить-вертеть в пальцах капиталистические товары в яркой упаковке, как будто боясь, что похожая на мираж картина может растворится сама по себе.
Но когда картина и не подумала растворяться, туристы начали вытаскивать из кармана свои тощие пачки долларов. Доллары таяли и таяли,а они покупали и покупали. Было ощущение, что прибывшие из Советского Союза в аэропорт Шаннона туристы, за какие то полтора часа потратили все разрешённые на обмен деньги, все 15 долларов.
Меня же учило, воспитывало и закаляло финское телевидение. Я знал, что есть другой мир с другими товарами. Хотя, чего тут скрывать, и у меня чесались пальцы,когда я трогал и ощущал наличие другого мира.
В помощь описание туристического рейса.
Далее.
Далее ИЛ-64 поднялся в воздух, через 9,5 часов мы приземлились в Гаване, где нас доставили на советский круизный корабль "Латвия". Это было в феврале 1982 года.
В феврале 2008 года я пошел в национальную библиотеку и заказал для чтения газету Таллинского Политехнического Института (ТПИ)за 1983 год.
Редакция ТПИ была моим первым официальным местом работы в начале моего жирналистского пути. Главным редактором я отвечал, чтобы газета выходила каждую пятницу и была заполнена хорошим материалом и информацией. Так я и вставлял в свою газету, чтобы был материал,по частям, свои впечатления после первого заграничного рейса (я больше не знал,куда это можно было предложить).
Теперь я хотел всё это прочесть заново, поскольку в феврале 2008 года я начал понимать, что о заграничном рейсе с посещением шести государств, по прошествии 26 лет, я много что уже и не помню. До этого я выжал из памяти всё, что можно было выжать. Выжимал по крупицам, всё что предшествовало. Но когда я подошел к описанию самого рейса, мозги свело судорогой.
Иногда вообщем то полезно прочитать заново всё ранее написанное. Чтобы понять себя, время, обстоятельства. Посмотреть свежим взглядом на когда то написанное и спросить: ну что, братан, тебе не стыдно за ту чушь, что написал:почему вообще этот бред опубликовали?
Ну, так должен ли я стыдится за написанное мною в 1982 году, когда молодым советским человеком описывал свой заграничный рейс? Да, местами я просто должен сгореть от стыда...
Из написанного на меня сквозит необразованностью молодого человека, охарактеризованная красной эпохой, по-настоящему разрешающей писать только то, что разрешено, что можно было видеть и что хотели видеть в написанном руководители соаюзных республик, давшие тебе возможность выехать из страны "дружбы и мира между народами".
В то же время всё написанное и разрешённое к написанию хорошо показыват и характеризует в своём роде, особенно если умеешь сейчас посмотреть на всё это совсем другим взглядом.
Местами, к моему счастью, я не должен был стыдиться и краснеть. Внутренняя цензура оставила одно, второе и третье ненаписанным. Внутренняя цензура уже знала, что существует и действует внешнаяя цензура, которая всё равно вычеркнула одно, второе,третье, которое пропустила внутренняя цензура.
Если бы я не перечитал своё страрое описание рейса, то сейчас я написал бы так о начале всего путешествия: Куба, Гавана. Для начала обязательный обзорный рейс, в течении которого были обязательные посещения мест, связанных с революционной деятельностью на Кубе.
В старом описании путешествия начало было более поэтическое:
"какой контраст с Москвой! Москва - постоянно шумная, вечно спешащая, вечно борющаяся и нервная. Гавана - спокойная, смеющаяся со сверкающими глазами, радостная и шумная."
Вот так. За границей всётаки другой мир, который ты ощущаешь всеми своими чувствами.. Даже в Гаване. Даже будучи 22-х летним советским молодым студентом.
Почему советские военные умерли?
Обязательный обзор, естественно, строго фиксирован. Нам показывают новый дворец конгрессов, вывозят на площадь Революции, на площадь, где кубинский лидер Фидель Кастро говорил длинные речи перед горячо любимым народом. На площади Революции он клеймил мировой капитализм и США и превозносил революционный путь Кубы и СССР. (Только вчера Фидель сообщил,что отказывается от власти. Невероятно, он отказался от власти в год празднования 50-и летия этой власти.)
"Площадь Революции это место, которое не пугает сбор полутора миллионов человек. Такое количество кубинцев приходило сюда, чтобы показать свою поддержку Революционному правительству, Коммунистической партии, 1,5 миллиона - это примерно половина населения Гаваны. Украшением площади служит монумент Хосе Марти, национальному герою Кубы."
Браво,Таммер, вот и приходят советские штампы!!
Но экскурсия продолжается. Уже в менее обязательном ключе, поскольку нас повезли за 18 километров от Гаваны на берег Санта Мария.
"Тут и там видны хижины, стада чёрно-белых коров. Где то тарахтит знакомый "Белорусь". На побережье океана много построенных, современных комплексов: военная академия, лагерь отдыха пионеров Гаваны и длинный ряд гостиниц, мотелей и развлекательных заведений."
Спасибо,Таммер, а то я это уже почти забыл.
Да, вспоминается, что соправождающий нас гид Диего был очень горд за пионерский лагерь, где бегали кубинские дети в белых рубашках с галстуками на шее (красными,разумеется).
"Длинные ряды гостиниц,мотелей и развлекательных заведений" - могу спорить на что угодно, это было наследие "хорошего американского времени". Но об этом ничего не говорили.
Берег Санта мария и Атлантический океан.
Попавшие сюда, на берег Атлантического океана, люди из внутренних районов Советского Союза впервые видели и берег, воду и волны. Они орали. Сходили с ума. Некоторых из них кубинские службы спасения силой выдёргивали из воды. Иначе первое увиденное могло стать и последним.
На следующий день,по расписанию экскурсий, мы посетили кладбище Колумбуса. Почему то я ничего не писал об этом, что туманно есть где то в памяти до сих пор, что создаёт вопросы как 26 лет назад так и до сих пор.
В памяти туманно всплывает, что я видел на кладбище советские военные надгробия с русскими фамилиями и фамилиями других национальностей. Их были не одна и не две....пальцы так и хотят написать сейчас,что их были десяток. Может десятки. Но уже рочно более десяти.
(Возлогал ли я венки? Было ли это точно кладбище Колумбуса? Не был ли я где то отдельно на,так называемом, братском кладбище? Или на кладбище Колумбуса был отдельно угол для погибших советских военных). На надгробьях советских военных датой смерти был указан 1961 или 1962 год.
В апреле 1961 года кубинские эмигранты при поддержке ЦРУ пытались свергнуть Кастро. Но далее залива Свиней у них не получилось продвинуться.
В октябре 1962 года разразился Карибский кризис, в котором как США (Кеннеди) так и СССР (Хрущёв) были готовы уничтожить друг друга при помощи ядерных ракет.
Так что в виде братской помощи командированные на "остров свободы" советские специалисты работали и продолжают работать дальше, дал нам понять гид. Советский военный был советским специалистом. Советские специалисты и должны были быть на острове, когда Хрущёв распорядился доставить туда ядерные ракеты.
Такая "братская помощь" в советское время была темой-табу. Почему же советские военные ,посланные как братская помощь на "остров свободы", погибали в 1961-1962 годах? Так думал я в феврале 1982 года там, так думал я и гораздо позже. Ответ на этот вопрос никто мне дать не смог.
Обязательно: посещение передового предприятия.
Экскурсия продолжалась. В обязательную программу входило посещение некоторых передовых предприятий.
Читаем впечатления от путешествия молодого советского студента.
"Мы едем в гости к молодёжи с текстильного комбината. /---/ Молодёжь знакомит нас со своим заводом. Большой и шумный, как и положено крупному заводу. Много красивых кубинок, которым некоторые из нашей группы дарят на память значки. Из шумных цехов нас ведут в прохладное и тихое помещение, где на столе нас ждут бананы, апельсины, кокосы и лимонад. Очень вкусно! Произносятся речи. У нашего гида Юрия работы по горло, поскольку с обоих сторон желающих взять слово было достаточно. Руководитель группы Яан демонстрирует своё красноречие, четверть часа произнося речь о кубинско-советской дружбе. В благодарность текстильному комбинату Кубы подарили альбом, знакомящий с народными куклами ЭССР и другими народными промыслами".
Хорошо пишешь, Таммер! Чудо, что ты не переписал речь руководителя группы Яана о кубинско-советской дружбе.
Бананы были действительно вкусные. НО я не совсем сейчас уверен, пробывал ли я бананы вообще.
Там, на встрече с прогрессивной молодёжью текстильной фабрики мы ром не пили. Это мы сделали вечером в "Тропикане". Известное в Гаване варьете и развлекательное заведение. Ром "Гавана Клуб" был очень хорош и в чистом виде и в коктейлях. Если решшь потратить обменные деньги,можно заказать дополнительную порцию. Разок я,вроде, решился.
Великолепное шоу-варьете с красивийшими девушками в "Тропикане", под открытым небом, было для советской молодёжи незабываемым зрелищем. Что с того, что я видел до этого программы варьете в гостинице "Виру".
На следующий (последния) день утром было, так называемое, свободное время. Мы неспеша гуляли по Гаване с Меелисом Мильдером. На улице мы продали девушками, с шоколадным цветом кожи, женские чулки. Они были счастливы. Мы тоже.
Посетили полутёмный пивной бар в Гаване и инвестировали кубинские деньги, полученные от кубинских девушек, в кубинское пиво. По чуть-чуть.
Отьезд. По расписанию рейса мы были на Кубе один вечер, три ночи, два дня и ещё полдня. Достаточно много. Хотя было такое впечатление, что на Кубе мы были не более двух дней.
В дорогу.
Свидетельство о публикации №213012702180