Ценность недооцененных

История помнит недооцененных людей. Сократ, Калигула, Годунов... - впрочем, список можно продолжать до бесконечности. Взять хотя бы XX век. Мережковский, Зощенко, Форман, Вуд...

"Стойте! Эдвард Вуд же худший режиссер всех времен!" - скажете вы. Да? Не думаю.

Что вы вкладываете в понятие "худший режиссер всех времен"? Малые кассовые сборы? Хлесткие рецензии критиков? Непонятные сюжеты? Хм, почти у каждого режиссера встречаются такие фильмы, и разве мы вешаем на них сей уничижительный ярлык?

Фильм Тима Бертона "Эд Вуд" открыл мне Голливуд с другой стороны. Я привыкла его видеть таким, каким его видит Линч в "Малхолланд Драйв": жестким, беспринципным, жадным. А здесь, да, хамство тоже встречается, но есть и дружба, и искренность, и любовь.

Эда нельзя назвать обычным режиссером. Хоть они и странные люди, этот более чудак, чем они. Его мать хотела девочку, поэтому Эда в детстве одевали в женскую одежду. А наши детские привычки подчас перерастают во взрослые. Свитер из ангоры, например, его любимая вещь. :)

Я не понимаю, почему Эдварда не приняли в кинообществе. Да, чудак, да, любит побыть женщиной (что не мешает ему, между прочим, их любить!). А кто же из нас не без странностей? Почему-то в 50-е годы их было принято скрывать. Зато сейчас никто не парится.

Поистине, Эд родился не в то время, не в тот момент. Мне нравятся идеи его фильмов. Например, в "Глене или Гленде" он показал невыносимо сложный выбор между внутренней сущностью и оболочкой. Кстати, в нем он сыграл главную роль, так что можно назвать эту картину автобиографической. "Невеста монстра" вообще изумителен! К тому же, в обоих фильмах играет потрясающая звезда "Дракулы" - Белла Лугоши. Это же успех!

Стоит отметить прекрасные черты Эда. Он дружелюбен, искренен, в чем-то наивен, добр и смел. Никто не решился рискнуть и претворить в жизнь идеи Вуда, кроме его самого. У него замечательные друзья, любимая, - ну, просто не повезло со зрителями. Думаю, в наше время он был бы оценен. И, кстати, Эдвард прошел Вторую мировую и при этом остался таким же открытым и веселым. Дорогого стоит! Один мой хороший знакомый говорит, что Эду присущ наивный оптимизм. Именно эта черта проявляется в том самом знаменитом эпизоде "Эд и продюссер":

- Что нужно, чтобы снять хороший фильм?
- Сиськи!
- Неверно! Звезда!
- Я не делаю выдающихся фильмов, я делаю дерьмо.
- Да, но если Вы возьмете это дерьмо и вставите туда звезду, у вас уже будет кое-что!
- Да! Дерьмо со звездой!

Уникально!

Безукоризненна игра актеров. Джонни Депп, отмеченный искрой безумия, идеально вписался в роль Вуда. Его Эд настоящий. И какую надо иметь силу воли, чтобы выйти на камеру в женской одежде! Мартин Ландау - никто иной не сыграл бы так героя "Дракулы", венгра Лугоши. Его "Оскар" заслуженный. Понравилась мне и Сара Джессика Паркер в роли девушки Эда. Она такая эмоциональная в кадре, чем и привлекает. Без ума от Билла Мюррея, как, впрочем, и всегда. А вы бы сыграли человека, мечтающего о смене пола? И, конечно, неповторимый Джеффри Джонс завершает этот парад.

Фильм снят в черно-белом цвете, что помогает лучше понять эпоху Вуда. Очень жаль, что зрители его недооценили (как когда-то и самого режиссера). Тим Бертон один из тех немногих режиссеров, который раскрывает человеческие души.

P.S.: "Видение стоит того, чтобы драться. Зачем тратить жизнь, воплощая чьи-то чужие мечты?"

03/09/12


Рецензии