Лавр Корнилов. Штрихи биографии ч. 3

«Приказ об отходе на линию Роги-Сенява был получен Корниловым в 22 ч.
Условия, при коих приходилось совершать этот отход, в общем, сводились к тому, что войска германского корпуса Эммиха, занявшие Змигрод, теснили и обходили справа 49 дивизию, обстреливая артиллерией шоссе из Дуклы в Кросно, а на фронте 48 дивизии и XII корпуса части австрийской армии Бороевича, выжидая результата обходного движения немцев, пока лишь наблюдали за передвижением наших войск.

План неприятеля, который нетрудно было разгадать, заключался в том, чтобы окружить русские корпуса стоявшие в Карпатах в районе Дуклы. При подобной обстановке следовало не только спешить с отходом, воспользовавшись ночью, но и по возможности избрать пути, проходившие вне ударов обходившего противника.

Из района, занятого 48 дивизией, к новому фронту Роги-Сенява вело прекрасное шоссе Тилова, Яслиска, Риманов. В ночь с 22 на 23 апреля (5-6/V) это шоссе было прикрыто расположением XII корпуса; днем 23 апреля оно было также свободно, что неопровержимо доказывается движением 3 парка 49 парковой артиллерийской бригады, который, следуя по ней,  прибыл в Риманов в 15 ; час. 23 апреля.
Кроме того, из района 48 дивизии к фронту Роги-Сенява вела еще грунтовая дорога…которой, впоследствии, воспользовался Ларго-Кагульский полк. Между этой дорогой и шоссе Ялиска-Риманов, несомненно, имелись еще другие пути, годные для движения пехоты.
Таким образом, 48 дивизия имела полную возможность отойти быстро, несколькими колоннами, отправив артиллерию и тяжелые обозы с соответствующим прикрытием по шоссе.
Между тем, для движения было выбрано самое опасное направление от Хирова через Ивлю и Дуклу.
 
Из отчета 48 дивизии видно, что Корнилов совершенно неверно оценивал обстановку: в то время, когда нужно было возможно быстрее вывести войска из образовавшегося мешка, он предавался иллюзиям об общем переходе в наступление, пока же полагал, что 48 дивизия двигаясь от Хирова на Ивлю и Дуклу, будет иметь возможность действовать во фланг противнику "в случае, если бы он потеснил 49 дивизию».
 
Такой неумеренный оптимизм, не желавший считаться с обстановкой, однажды (под Гродеком) уже привел 48 дивизию к потере почти всей ее артиллерии, а другой раз во время экспедиции за Карпаты к Гоменне едва не погубил ее совершенно».


- Мне впервые, в этом очерке Комиссии, довелось прочитать о том, что ранее дивизия Корнилова УЖЕ теряла почти всю свою артиллерию и была на грани катастрофы «во время экспедиции за Карпаты к Гоменне». Об этом  и раньше не вспоминали, да  и теперь – мало что можно узнать;
- Обратите внимание на то, что Корнилов имел возможность спокойно и без потерь отойти на назначенный ему рубеж. Однако – неверные оценка   обстановки и выбранные маршруты движения частей дивизии, и привели  к её катастрофе.

«К неправильному выбору направления присоединялась потеря времени.
Получив приказ по корпусу в 22 час., Корнилов только в 2 часа пополуночи отдал соответствующий приказ по дивизии. Согласно этого приказа, обозы первого разряда Измаильского, Очаковского и Рымникского полков должны были двинуться тотчас же из Хирова на Ивлю, а оттуда по шоссе через Дуклу на Ивонич и Риманов.
Рымникскому полку с 1 батареей 48 бригады было приказано немедленно выступить из Хирова, и, заняв высоты  к западу и северу от д.Ивля образовать "заслон" для прикрытия движения Измаильского и Очаковского полков со всей остальной артиллерией, коим предписывалось тронуться из Хирова в 3 часа утра и следовать через Ивлю, Дуклу, Ясионку и Любатовку {2} на Ивонич.
 
По объяснению Корнилова назначить выступление главных сил раньше этого было нельзя по той причине, что только к 3-4 час.утра можно было ожидать прибытия к Хирову четырех батарей, застрявших на дороге Поляны-Хиров.
Мы видели, что артиллерия собралась у д. Поляны около полудня 22 апреля (5/V), следовательно, на прохождение шести верст до Хирова ей понадобилось пятнадцать часов!!
Ларго-Кагульскому полку, занимавшему позицию на высоте Студеный Верх, Корнилов приказал выступить в 3 часа утра и двигаться к м. Дукла, где присоединиться к дивизии.

Теперь посмотрим, как был выполнен этот приказ.
Обоз первого разряда тронулся из Хирова в 3 часа утра и, пройдя через Ивлю, около которой еще не было неприятеля, в 6 час.утра подошел к м. Дукла. Так как шоссе из Дуклы в Мейсце-Пястове обстреливалось артиллерийским огнем, то обоз свернул на Ясионку и через д. Любатовку благополучно прибыл в Ивонич, потеряв всего семь повозок, разбитых на походе снарядами противника.
 
По этому поводу на отчете XXIV корпуса  командующий 3-й армией Радко-Дмитриев положил резолюцию:
"характерно, что обозы могли выйти, а боевой элемент дивизии дал себя окружить".

Рымникский полк выступил от Хирова только в 5 час.утра, на три часа позже назначенного времени, что командир полка Петровский объяснил утомлением людей.
Трудно себе представить такое утомление, которое бы помешало, если не всему полку, то хотя бы части его, пройти в решительный момент от двух до четырех верст для занятия указанных высот. (!!!!!!!!)

Впрочем, если бы Корнилов выполнил, отданный еще вечером 21 апреля (4/V), приказ командира корпуса о выделении одного полка в корпусный резерв к д. Ивля, то возможно, что в заслоне Рымникского полка даже не встретилось бы надобности».

Вот и наступает развязка.
Разгильдяйство и невыполнение боевых приказов: (сначала сам Корнилов не выполнил приказ своего комкора о занятии   высот у д. Ивля, а потом командир Рымникского полка на три часа сорвал срок  исполнения уже корниловского приказа) самым роковым образом отразились на судьбе дивизии.
 
ТАК воевать с немцами было нельзя и наказание за разгильдяйство последовало незамедлительно:
«Тем временем германские войска, шедшие за отходившими частями 49 дивизии, успели занять высоты 421 и 534 к северу и северо-востоку от д. Ивля».
(Это – те самые высоты, которые должен  были занять полк корниловской дивизии ещё 21 апреля.Если бы исполнил приказ комкора).
 
И вот что за этим произошло:
«Когда рымникцы показались из этой деревни, то немцы неожиданно встретили их пулеметным огнем, а немецкая тяжелая и легкая артиллерия стала обстреливать походную колонну дивизии, двигавшуюся по узкому дефиле от Хирова.
 
"В виду внезапности огня и сильного поражения колонны, вытянутой на дороге Ивля - Хиров, среди нижних чинов произошло замешательство. Многие повозки обозов бросились назад, некоторые в сторону от шоссе, стали переворачиваться, валиться в овраги и промоины, находившиеся по сторонам дороги; пехота также бросилась в стороны, частью назад в прилегающие овраги" (из материалов  расследования о потери артиллерии).
Местность не давала возможности развернуть всю артиллерию, а снявшиеся с передков к югу от Ивли взвод 1 батареи 48 бригады и взвод мортирной батареи были тотчас же подбиты. Корнилов, вместе с начальником штаба, выехал для разведки на северную окраину д. Ивля, причем был слегка ранен пулей в руку. (Рана была настолько легкая, что Корнилов даже обошелся без перевязки).

Определив силы немцев около бригады, он приказал Рымникскому полку, двум батальонам Очаковского и одному батальону Измаильского полков отбросить противника, преграждашего дорогу. Эта атака, произведенная без всякого содействия артиллерии не удалась.
"Части, понеся тяжелые потери, залегли и окопались".
 
Корнилов говорит: „Так как артиллерии 48 дивизии негде было развернуться, а без артиллерии дальнейшее наступление вело только к уничтожению, то я решил немного подождать, полагая, что 49 дивизия, находившаяся в 5-6 верстах от меня, окажет мне поддержку переходом в наступление, хотя бы накоротке на высоту 534".
Эта надежда не оправдалась и прежде всего по той при чине, что обе дивизии не поддерживали между собою связи, а Корнилов даже и теперь не послал офицерского разъезда для розыска Пряслова и извещения его о происшедшем».

Вот тут-то и сказалось отсутствие какой-либо связи Корнилова с соседней дивизией… Понять причины такого отношения Корнилова к «нерву армии» - невозможно.

Никакого боя (тем более штыкового) не было.
Противник, заняв господствующие высоты, которые ранее не стали своевременно занимать части корниловской дивизии, встретил внезапным артиллерийским и пулемётным её основную колонну на марше. Это вызвало «замешательство» войск и панику в обозах.
Войска залегли.
Местность не позволяла развернуть артиллерию. Попытка  импровизированной атаки этих высот силами 3-х батальонов, проведенная экспромтом, без разведки и не поддержанная артиллерией – провалилась.
Части залегли и окопались под огнём противника…

Рисунок: Схема ТВД, на котором развернулись эти события.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/01/29/448


Рецензии
Карта, конечно, помогает. Кстати, Тим есть и севернее Ростова. (меня аж в заблуд ввело) В общем, нарушение, но НАЧАЛО! Спасибо.

Поправкин   11.12.2013 19:11     Заявить о нарушении
На здоровье, Алексей!

Сергей Дроздов   11.12.2013 22:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.