Чтение по аллахвердову
26.01.13
В 2009 году мы сделали две публикации: 1.Что значит читать. Для неграмотных ученых. 2. Что значит читать. Продолжение. И вот неделю назад я нашел по данной теме одно место в публикации под авторством Виктора Михайловича Аллахвердова. Изготовим соответствие: «Вы, дорогой читатель, наверное сейчас понимаете, что читаете книгу определенного формата, видите те или иные буквы. Если потребуется, то способны ответить, в каком месте Земного шара вы читаете эту книгу. Но на самом деле вы не видите книгу. То, что вы видите, - это ворох кусочков информации (по выражению Г.Бейтсона), которые вы синтезируете в зрительный образ.Но процесса этого синтеза вы не видите! Человек всегда осознает некое содержание (связанное с внешним миром или самим собой), но не сам процесс осознания этого содержания» (В.М.Аллахвердов. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., Изд-во «Речь», 2003, с.11).
Если тому, чему мы изготовили соответствие (цитату), соответствует воображаемая ситуация – человек (пользователь книги – читатель) держит в руках предмет (изделие типографии – книгу), то этот предмет, который условно мы назвали книгой, он не видит, если нет соответствующих процессов в атмосфере, где он находится. Если же процессы есть, например, включена электрическая лампочка в помещении, где он находится, то его система зрения формирует зрительные образы-модели в соответствии с процессами в его защитных структурах, которые взаимодействуют с возмущаемыми областями воздушной среды, находящимися в контакте с защитными структурами. Если воспользоваться ранее сформированными штампами, то можно выдать: зрительный образ книги читатель сформирует тогда, когда есть соответствующий источник излучения. Он зрительно имеет дело не с тем, что держит в руках, но с тем, что сформировал соответственно тому, что держит в руках.
Знаки, символы (иллюстрации, тексты) являются фрагментами его зрительного образа, соответствующего книге, но они не являются фрагментами самой книги. Книга (предмет, который он держит в руках) – это конструкция из листов бумаги и внесенных в бумагу составов. Текстов и иллюстраций там нет. Но пользователь-читатель переживает состояние видения им рисунков, фотографий (если составы нанесены соответствующим образом) и букв, слов и предложений, что зависит от характера его чтения (начинающий читать слов еще не видит). Он отождествляет свой зрительный образ с тем, что держит в руках. А это иллюзия (хотя и полезная).
Что же касается «вороха информации», то информации вне ее производящего пользователя-читателя нет. Есть средства, с помощью которых информация производится. Книга – средство, которым пользуется читатель. С помощью этого средства в определенных условиях он формирует (производит) для себя «ворохи информации». Передать информацию нельзя. Можно изготовить средство, с помощью которого кто-то другой для себя изготовит (сформирует информацию). Заметим, точно также не передаются ни звуки, ни слова (звуки формирует система слуха, т.е. человек слушающий), но можно организовать возмущение воздушной среды так, что другой (слушающий) может формировать звуки, на их основе – слова. Но в силу автоматизированности процесса формирования речи, когда кто-то говорит (организует возмущение воздушной среды), формирующий считает сформированную им речь речью говорящего. Пользователь-читатель книги считает, в силу того же, формируемую им письменную речь тем, что находится в книге – в средстве, с помощью которого он это делает.
Таким образом, благодаря публикации под авторством В.М,Аллахвердова – замечательного нашего психолога мы еще более укрепились в плодотворности нашего подхода.
Свидетельство о публикации №213012700510