МЫ и мы
Через десятки лет - чёрти из каких уголков! - переносит эта штуковина и суёт под нос не то что самоважное, в чём варился по самые уши, но и такие пустяшные мелочи, у которых, рассекая по «прекрасному далёку» то галопом, то иноходью, задержаться даже не удосужился. Чего там «мелочи»?! В пику «гордому разуму» - запах тех мелочей переносит! форму! вес! Хоть таковых и в природе-то быть не может. Никак не может. Потому что противоречит. Чему? – Да всему. Ну, какая форма у тумана над озером, что замер в тебе (вместе с застрявшим в нём чёрным турпаном) не то сорок, не то пятьдесят лет тому? Какой, к чёрту, вес?! А ведь, знаете, - давит…
А какой запах у детского разговора? Какой - через столько-то лет! - у него может быть запах?! А вот, на тебе: головой о берёзку стукнулся – получи под нос! По-особенному… Так, что вроде бы – запах, без всяких сомнений (ведь свербит-то не где-нибудь, а - в носу); однако ж аналога в скудных извилинах - днём с огнём не сыскать; потому и объяснить ничегошеньки невозможно, когда ты не Пушкин.
Ах-ах! Это, может, почки тогда на деревьях набухли. Был ведь апрель…
Конечно-конечно. Это ассоциации. Это - нелепейшие носовые галлюцинации. Потому что наоборот ровно всё. Тогда был апрель… а теперь? Теперь уже осень…
Всё так. Почки мало причём. Прошло сорок, плюс тогда… сколько было? Это осень. Это, может, уже наши метаморфозы…
(Всё так. И слова, и «видео» - это потом; а сначала запах…)
Школа. Апрель. День рождения Благодетеля. На втором этаже в комсомол принимают. Всех приняли, а Чёбота нет. Ладно б с тем: «поведенье хромает» и «на вид» у него уже было… Обстояло серьёзней, - с орденами Чёбот напутал. Из шести, всего два-то и угадал. А это тебе не перед завучем-Протоплазмой «Прибой» засмолить; это тебе не нос даже «презренному гурону» на переменке расквасить. Тут политикой пахло…
- Чёбот, ты в плечи бери, в голову не бери. Не переживай. Потом вступишь…
- А зачем? Не буду…
- Во, даёт?! Не был комсомольцем – в партию шиш возьмут.
- А туда зачем?
- Куда «туда»? Чёбот, у тебя, кажись, ящур…
Вот и «мелочь» вся, у которой в той жизни задержаться не удосужился.
Почему эта «мелочь» вернулась сейчас, а не месяцем до или после? Это понятно. Потому что сейчас передо мной роман «Мы». «Мы» и есть та самая «берёзка для памяти». Не переоцениваю свой аналитический потенциал; прекрасно осознаю: потому только хоть что-то да понимаю, что подобные «носовые галлюцинации» случались уже, и существует аналог в извилинах…
Лет двадцать тому натолкнулся на Оруэлла. Осмысление, переживания протекали как-то безрадостно и от одной бескрайности по абсцисс до другой. Безысходность какая-то. И ведь вроде яснее всё ясного (вот и в предисловии для тебя, «особо талантливого», мельче мелкого всё разжёвано): «1984» - это предупреждение, где собственно цифра – символ случайный; вот это в произведении есть гиперболы, это – утопия; а всё вместе – АНТИутопия. И про любовь всё понятно (хоть в книжке она и не очень по-русски): любовь обязательно нас спасёт. Да-да, разумеется, могут быть жертвы…
И всё же две вещи не поддавались анализу. Первая из них: с пресловутых плакатов «с каждого заметного угла смотрело [на меня] лицо [почему-то] черноусого»… Сталина (?!). Хотя Джордж конкретно вполне указал: Старший Брат – это не мой управитель, а наоборот, генсек враждебного государства. И вторая необъяснимая вещь: чувство личной вины за истерзанный глобус, за: «ВОИНА – ЭТО МИР, СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО, НЕЗНАНИЕ – СИЛА»; за нескончаемую грызню между Океанией, Остазией и Евразией и, особо, за недостойные Хомо сапиенс сапиенс «Миниправ» и «Минилюб».
Спрашивается: ну - какое отношение имеет наш Коба, давно уже бывший, к будущей (и то - может быть) стране Океании? В чём моя, букашки, вина, когда литосфера (!) задёргалась?..
И ответ, казалось бы, вот он – на блюдечке! (кому ж не поверить-то, если не Достоевскому?!):
«Да, назначение русского человека есть бесспорно… всемирное. Стать настоящим русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком…»
А только от такого «братства» - ещё больше коробит; от этого «всечеловека» серой, знаете, тхнёт…
И вот: прошло двадцать. Мне уже «сорок, плюс тогда сколько было». Передо мной роман «Мы». И из меня так и хочет выпрыгнуть то же самое, унижающее меня, чувство личной вины (правда, теперь я его не очень пускаю): уже перед Чёботом (за то что «не удосужился»); перед собой, любимым (в той жизни вроде обманутым); перед мировым, конечно, сообществом (всегда пушистым и гладеньким). Как ни верти, а Световой Узурпатор у Замятина - наш получился: черепастый и лысый, умный и, как упырь, кровожадный. (Что с того, что помладше на «девять веков»? – то символ случайный.) Не спутать! И никак нам, русским, не отвертеться от этого. Не отмыться. Так-так. Два только Мировых Злодея на глобусе – оба наши, и на все времена.
(А вот Лютер – гений, а Марат - герой. Искариот, поговаривают, - тоже скоро будет герой. Там у них насчёт этого очень качественно всё унавожено. Плодородная почва такая: как ни плюнь, не на героя, так Нобелевского Лауреата непременно уж капнет.)
Вот ещё, что существенно: добавилась третья «необъяснимая вещь». В «1984»-ом, очутись я в Лондоне и будь у меня пистолет, я вырвал бы из цепких лап Партии - а пусть хоть канул за то на «острове фарисеев»! - всех пролов, Уинстона, Джулию… сегодня же в «Мы» – ни врагов, ни друзей я себе НЕ НАШЁЛ…
Вот они, «осенние наши метаморфозы»: видать, что-то пожухло; где-то что-то, видать, отцвело… Одна теперь радость-нерадость, одно преимущество: ты давно уж не комсомолец, ты уже что-то с чем-то можешь сопоставлять, для того у тебя уйма времени…
___________________________
Ну? И што?
А - ништо! Поднатужился. Сопоставил. - Наврал всё Замятин. По другому-то как ещё мыслить? Может, жили мы с Чёботом по разные стороны от «Зелёной Стены»? Он, свободный и волосатый, в лесу; я, счастливый невольник, в стеклянной многоэтажке? Враки всё! Кому, как не мне это знать? Были мы обязательно – вместе. Такие вот разные. Чаще счастливые, реже – несчастные. И ни с какого ведь боку не походили мы на Оруэлловских пролов – безмозглых и квёлых. Мы были – всякие. И мы были - поживей всех живых! Признаю: возмущало в Чёботе это глупое «зачем?» и «не буду?». С бугорка своих лет допускаю: моё умное априори смущало его.
Итак, «Мы» Замятин написал - не про нас. Однако полезней будет вот как сказать: это мы (не чёботы, «дураки волосатые», а – МЫ, проходящие в «Мы» как «умные-лысые») его переврали. Это мы его – ну ни фигашеньки! – не осмысли и, посчитав либерастом, - слушок в рабоче-крестьянские коллективы пустили и… на корню мыслителя извели…
То понятно, что прежде чем бить по кнопочкам, я успел познакомиться не с одним и даже не с пятью «замятиноведами» (со знатоками, так сказать, утопии-антиутопии). То понятно, что именно потому, что заумствования ни одного из них меня не устроили (либо абсолютно, либо в деталях, которые полагаю существенными), я и навожу сейчас на них справедливую критику. Тут одна беда: все труды «замятиноведов» удивительно толстые; потому любые тонкие пояснения к ним будут выглядеть заведомо скомканными.
«Книга о будущем способна интересовать нас, только если содержащиеся в ней предвидения склонны осуществиться…»
(Это Бердяев. Догадайтесь: о чём это он? - Об утопии!)
«Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. Утопия гораздо ближе к нам. Жизнь движется к утопиям…»
Иными словами сказать: то, что - по определению - не может произойти НИКОГДА, может нагрянуть уже послезавтра…
Оторванный от Родины, великолепный русский мыслитель будто лишился питающего материнского шланга и, очень может, немножечко опупел. Очень уж опупело выглядят его и рецепт по спасению эфемерной «цивилизации», и его эфемерные «свободные личности». Оторванного от Отечества, Бердяева будто ассимилируют забугорные неософисты: он с радостью кидается вслед за ними в придуманную ещё аж Платоном (для софистов) игрушку: философствую, потому что у меня это здорово получается:
«Открывается новое столетие мечтаний культурного слоя о том, как избежать утопий»;
размышляю, лишь бы поразмышлять:
«По сути дела, если мы не изберем путь децентрализации и прикладную науку не станем применять как средство для создания сообщества свободных личностей, то нам останутся только два варианта: либо некое число национальных, милитаризованных тоталитарных государств, имеющих своим корнем страх перед атомной бомбой, а следствием своим — гибель цивилизации, либо же одно наднациональное тоталитарное государство, порожденное социальным хаосом — результатом быстрого технического прогресса… Государство это под воздействием нужды в эффективности и стабильности разовьется в благоденственную тиранию, воплощенную в Утопии…»
(Читая подобное, невольно начинаешь с уважением относиться к З. Фреду. Во всяком случае, к его пресловутым «инверсиям»…)
А «мы» - это кто? - «мировое сообщество»? А «свободных»-то от чего? - от каких материальных хлопот? от каких конкретно душевных повинностей и привязанностей? Так ведь – свято место не бывает пусто! И один из самых убедительных примеров тому, это – Вы! За бугром Вы уже окончательно позабыли о том, что есть такие «философские категории» как ДУША и ГАРМОНИЯ (их вытеснили такие пустышки, как «цивилизованность» и «свобода»). Во всяком случае, с боку ДУШИ Вы даже и не пытаетесь чего-либо объяснить: например, «опережающий рост технического прогресса» или хотя бы те же Ваши «утопии» (которые на самом-то деле АНТИутопии).
И ещё один важный момент: в своё время Каин (случись у него более сложные отклонения в психике) представлял гораздо большую угрозу для всего человечества, чем нынче бомбы - все вместе взятые…
Так что в подвешенной выше фразе, съедобными для меня являются две только вещи. Первая: тирания, после социального хаоса, безусловно, есть – благоденствие. И вторая: наука важна не сама по себе, но в виде своего результата, который, пусть не сразу, но можно бы было хоть куда-нибудь прилепить. Всё.
Что такое «утопия»?
«Утопия (греч.) - понятие для обозначения воображаемого идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований».
Право слово, хочешь получить дурацкий ответ, задай дурацкий вопрос. Почему «дурацкий»? Потому что в определении всё как есть от лукавого. Покопайте-ка на досуге, - хотя бы с недельку: что есть и есть ли оно вообще в сослагательном (именно так, как ты эту «утопию» ни верти!..) – НЕутопия? Что значит, ВООБРАЗИТЬ (представить себе мысленно) «идеальный строй»?! – Да вы попробуйте вообразить себе идеальный – хотя бы – стол или дом?! Кому дано судить о заведомой реальности-нереальности чего-либо в будущем?!
Для понятия «общественный строй» (как и для «идеальных» цвета и запаха) - НЕТ мерила в «Палате мер и весов»! Потому, в силу ущербности нашего разума, человек ВООБЩЕ не способен представить себе этот строй. Даже в символах не способен. Даже в треугольничках, метрах и килограммах. Человек способен вообразить себе ТАКОЙ строй (стол, дом), который лишь кажется ему лучшим, - из всех, понятно, ему известных. Таким образом, маленький антихрист Маркс представляет себе – один строй; поганец Вильсон – другой; Я же, наоборот, - совершенно третий. И т.д. и т.д. Притом каждый воображающий «идеальным» свой строй – ниразу! нигде! никогда! - НЕ назвал!
Пробегите в древность от меня до Сократа: «Если бы государство состояло из одних только хороших людей…»
На этом можно бы и закончит все споры об идеальном строе. Тривиальный вопрос: как назвать хороших хорошими, если рядом с ними не будет плохих? Словосочетание «идеальный строй» - это выдумка – единственно! - составителей словарей; так что нечего на нас, мыслителей (а даже и на вильсонов и прочих поганцев), напраслину наговаривать. Покажите мне место, где Маркс называл бы свой строй «ИДЕАЛЬНО ХОРОШИМ»? Не получится, не покажете. Потому что такой строчки нет. Ну, - не вышло у папы Карлы Химеру «научно обосновать»! Результат: мир признал коммунизм «еретизмом».
Определение, тем не менее, принимаем (всё равно лучше нет). Приняли. А теперь в сторону любую софистику…
Итак: против какого строя мог вершить своё АНТИ Замятин? Против коммунизма? Против каких преобразований? Против продразвёрстки? Помилуйте! На дворе 19-й год! Я, конечно, не стану рисовать сейчас ТУ Россию. ТУ Россию гениально изобразил для нас коллега Булгаков: «Самый ужасный год в России был 1918-й. Хуже его был только 1919-й»… Орать в России-1919 (не в трактире, - в печати!) о том, что: «Вы тут все оболванены, революцию зря затеяли, людей зря положили. Ничего-то из экспроприированного поделить меж собой вы не сможете! И вообще ничего хорошего у вас не получится, потому как коммунизм ваш - сплошная утопия!» - это собственным пальцем царапать нос кобре! Ну как бы на такое (не боевику-эсеру-отморозку!) - нормальному человеку осмелиться?! «Россия 1919» – это ведь не «майдан-2005». На «майдане» игрушки были, там была – прости, Господе - «демократия». У НАС же всё происходило по-взрослому…
«Будто сама преисподняя выбросила в Святую Русь свои черные дьявольские орды убийц-сатанистов, принявшихся истреблять Русский народ…»
Ну, и как бы это умудриться (нормальному человеку) извилинами в башке извернуть, чтобы от продразвёрстки к «Интегралу» дошлёпать, а потом (в такой-то обстановке!) объявить, что его идеоты построили? Мало того: потом по-идеотски всё вывернуть: «Вот, - дескать, - кабы не были вы тут коммунистической утопией оболванены, но построили то же самое, то Единое ваше Государство складывалось бы не из безликих “нумеров”, но из “свободных личностей” и называлось бы “постиндустриальное общество”; “Интеграл” же ваш – “Светлым Будущим”»…
А и не пытайтесь так изворачивать. Ничего не получится. Будь хоть семь у вас пядей во лбу, будь хоть (как у Замятина) восемь. А потому и с Замятиным так порешим: по подворотням интеллектуал наш не бегал и «Ребята! Лысому утописту не верьте! “Каждому по потребностям” – это КАПКАН!» - не орал.
Официально ЗАЯВЛЯЮ: ни про НАС (коммунистов, сочувствующих им или, наоборот, волосатых), ни про лысый наш «коммунизм» в «Мы» Замятин НИЧЕГОШЕНЬКИ не писал. Как не писал и про всякие там утопии-антиутопии.
…Вот и с Вовкой Чеботарёвым «Хранители» сговорились, конечно. Всё душевно, по-доброму. Никто даже и не собирался иголки ему под ногти совать или помещать весь его организм под Газовый Колокол. Достигли консенсуса. С недельку ренегата убалтывали. Ренегат кочевряжился, пыжился (подумать страшно: ведь запросто могли и НЕ убалтать!); однако, явил-таки милость (видать, клюнул на что-то): на уговоры поддался и «быть» Хранителям обещал…
Ну - не жили МЫ, которым теперь от тридцати до семидесяти, в нарисованном в «Мы» государстве! Исключенье одно – новодворские… Только тем мадам всяка власть не во сласть. И при любых-то императорах (от Путина до Романовых, минус Ленина, т.к. все они детки лениных) новодворские – это те же Полиграфы и Швондеры, только в юбках и с высшим образованием. Они диссидентки и декабристки, они гуманистки и демократки. Те мадам (как и Чаадаев-душка) во все времена ощущали в себе «верования высшего порядка сравнительно с теми, которые исповедует масса»; и для них (во все времена!) любой народ – это сброд, если только он не по авеню бредёт, а по улицам шастает. Если только он не «гражданское общество»…
Бог с ними – с новодворскими, с Чёботом; ладно с ними, с «галлюцинациями». Попробуем мыслить не носом… В каком году «Мы» написано? Кого Замятин предупреждал? О какой «стене», - важней того, о какой напасти пророчествовал?! Могло ли «Единое Государство» «нашим яковам» не понравиться? – ЧУШЬ! ОНО для них НЕ напасть! ОНО - их многовековая мечта!
«Сегодня могу сообщить, что наша цель уже в нескольких шагах от нас… Когда этот круг замкнется, все государства будут им замкнуты, как крепкими тисками…» (ПСМ).
Могли ли «Полиграф Полиграфович и Ко» подтолкнуть Замятина к «Мы»? - ЧУШЬ! «Интегралом» рядом с ними - не пахло! В «Мы» ублюдков этих до небес вознесли!
«Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах…
Вам предстоит… славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах… наш долг заставить их быть счастливыми…»
Им бы, Полиграфам то, - не надо бы им Замятина критиковать…
«Тогда в большевистской России роман не был опубликован: современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего… Литературная газета писала: “Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя”». (Из аннотации к «Мы». Россия, середина 90-х.)
Что за бред?! Какие «современники»? Кто из них роман-то читал? Ну, а те, кому таки прочесть посчастливилось? (Человек десять на всю страну. Причём из тех десяти – восемь яковов. Следовательно нас, полысевших, но нифигашеньки не осмысливших: 10 – 8 = 2.) В чём карикатуру-то смогли разглядеть?! Да в 20-ом САМ Ленин по-иному, как «Единое Государство», коммунизм свой – НЕ мыслил!!
Для меня очевидно: заметка в «Литературной газете» оформлена скрытно, врагом Революции; комментарий же 90-х написан – явным (из «новых русских» ) большевиком. И ещё очевидно: если бы «Мы» современники всё же прочли, никто из них и не вспомнил про слово «утопия». Нет-нет, спор разгорелся бы в массах! А как же?! (Припомним коллективные читки и диспуты…) Но диспутировали бы современники об одном:
- самое первое: «Юнифаки на нумерах не должны быть безобразно-голубоватые!»
- самое важное: «Юнифаки должны быть – оранжевыми, алыми или красными!»
Им бы, Полиграфам то Полиграфычам, с писателя пылинки сдувать, горшок его по утрам – кто быстрей – выносить…
__________________________
Куда мозг ни кинь, всюду клин…
Кто Вы, мистер Замятин? Есть ли Вы в Вашем «Мы»? Может, Вы – «государственный» Д-503? Это вряд ли. Вот как выглядит Ваше кредо:
«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, скептики, бунтари…»
(Вона как!.. Какой там Белинский?! Какой там Вальтер?!)
Д-503, конечно, мечтатель, НО: Д-503 исполнительный, Д-503 благодушный, Д-503 не бунтарь…
Может Вы – это I–330? Уж очень схожи ваши «прогнозы»…
«А какую же ты хочешь последнюю революцию? Последней – нет, революции – бесконечны…»
(Вас с ней, с этой I–330, в одни ясли будто носили; будто Ментор у вас был один на двоих…
«Революция не обязательно произойдёт одновременно во всём мире, как полагал Маркс. Она может вначале произойти и в одной, отдельно взятой стране. Эта страна затем поможет революции и в других странах…»)
Снова чушь. ДО 17-го Вы - были «большевиком» (правда, маленьким), но в политику вполне наигрались…
«Идейным руководителем “Серапионовых братьев” был Замятин. В своих декларациях объединение подчёркивало свою аполитичность».
Разобрали, поди, что смысл Революции, как верно подметила I–330, в САМОЙ Революции, и больше – НИКАК. Что всё её созидание – РАЗРУШЕНИЕ; что она – это Молох семитов, монстр гибридный из Огня-Пожирающего и Онанки-Неотвратимости! Нет, не так: Революция - это Мельхет, сука мерзкая Молоха, олицетворение Ненасытности, сама Кровожадность.
Вот, как было у них…
«Самой приятной жертвой считались дети... Дети клались на простертые руки идола… внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки…»
А это случилось у нас…
Красный Павка Корчагин с улыбкой на губах, с шашкой наголо мчится, чтобы - во имя той СУКИ! – отрубить голову такому же, только Белому Корчагину Павке…
Думается, ТО ещё смогли разобрать, что любая Революция – это торжество Демократии. Что пик Демократии есть Охлократия. А дальше – Диктатура! - власть подавляющего СУПЕРлицемерного меньшинства. Власть шайки дистроеров и СУПЕРпаразитов. Власть ХАМОВ…
«Доктриной строгости мы восторжествуем… Достаточно, чтобы знали, что мы неумолимы…» (ПСМ).
А ещё дальше – Тирания (гнёт!): как ЖУТКОЕ очищение; как ЖУТКОЕ, но единственное средство от чумы-Демократии - хоть что-то! – спасти. Или рабство… если тиран вдруг задерживается. (Не ищите, - в том нет парадокса.)
Разобрали, поди: Демократия, если по-русски сказать, – это грандиознейшая попойка народа. Но пить без конца невозможно. Стало быть, Тирания - это похмелье…
«Наше государство, шествуя путем мирного завоевания, имеет право заменить ужасы войны менее заметными и более целесообразными казнями…» («Мы»).
(Этнос может не вынести пытки похмельем; тогда он перестаёт просто – БЫТЬ. Нам ещё повезло: мы – слегка только видоизменились.)
Ну, а коль уяснили, что ОНО и к чему, значит Вы НЕ I–330 и НЕ Благодетель. Так как эти двое на самом-то деле – ОДНО, только удивительным образом размазанное во времени. Они есть КОНЕЦ и НАЧАЛО непрерывного цикла, под названием «Мы наш мы новый мир построим!», стартовавшего сразу же после: «И изгнал Адама»…
«И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя… И сказал Господь: не отстанут они от того, что задумали…»
Цикл этот упомянут и в Протоколах Сионских Мудрецов: упомянут интересно, местами правдиво, однако, по понятным причинам, не в виде бесконечного кругооборота, но в виде конечного ряда, и, в силу генетической природы самих «мудрецов», совершенно по-хамски:
«Сама природа установила неравенство умов… Толпа - сила слепая. Выскочки, избранные из нее для управления, такие же слепцы, как и она сама… Наша власть будет вершителем порядка…»
Припомним: «НАШ Новый Мир» по Керенскому – это «Первое Масонское Государство». Октябрьская Революция спутала планы. Но (мы-то с вами понимаем): «февраль», «октябрь» - это лишь «формы», «содержание» же везде одинаково. И «финал» один: это - «похмелье». Это если не Великий Магистр, то – Благодетель. Мы-то с вами понимаем, что Керенский в 17-ом - это ОБЯЗАТЕЛЬНО Сталин в 37-ом; что какой-нибудь Гришка Отрепьев «давно», это обязательно Пётр I «чуть позже»…
[Ну – в конце-то концов! – ЧЕМ, кроме ФИО, Пётр I от Сталина ОТЛИЧАЕТСЯ?! Покопайте-ка на досуге? - ничем СОВЕРШЕННО! Они – «двойники» от Истории. Вот вопрос: почему же тогда одному из них от потомков «Vivat!», а другому – презренье? Чего ж мы сами-то о себя сапоги вытираем?! Нельзя ведь – ни того, ни другого вот так просто – вне конкретного времени – брать и мерять! Как картошку на вёдра – «по частям» измерять! Да ещё «с помощью» ЧУЖИХ совершенно «весов» – гуманизмов и обездушенных гордостью разумов… Ну да, отвлекся я, кажется.]
…мы то с вами понимаем, что I–330 «сегодня» - это Благодетель через «девять веков»; что правнучка Благодетеля – обновлённая I–330… И так до конца всех времён! Вот ТАК до конца всех времён:
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас…»
У меня сложилось – пусть и не очень твёрдое, но - убеждение: не мог наш Замятин всего этого НЕ понимать. Отсюда и следует исходить, так как глупо анализировать произведение дурака. Согласно с этим я и повторю свой вопрос: о какой «Стене», о каких «Хранителях» речь; что, в конце концов, за страшилки?
Кого и от чего предупреждали Оруэлл, Хаксли? - Здесь всё понятно. Девять из десяти идеотизированных цивилизаторов-европейцев и сто процентов среднестатистических американцев-дегенератов (из числа овладевших таки алфавитом) тыкнут пальцем в Москву и укажут на славянофилов-империалистов, на коммунистов-интернационалистов, на путинцев-реваншистов, - т.е. на всех НАС, схизматиков и (одновременно) ревизионистов. На угрюмых и коварных обитателей Империи Зла. В ту же сторону, уж будьте уверены, тыкнет и каждый второй из НАС.
Ну - ОТКУДА у нас (и ведь не только у «лысых совков», ведь - во все времена!) это чувство вины: всегда по любой фигне (демократии нет! мяса нет! Гондурас!), а по четвергам за весь, исключительно, глобус?!
ВСЕ вышеперечисленные вопросы и есть ПЕРВОЕ, что возникает сразу же после: «Завтра они все взойдут по ступеням Машины Благодетеля… я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить».
(Однако это совершенно не значит, что вопросы эти есть правда, и что Бобик наш зарыт где-то здесь.)
Условимся ТАК: Замятин – «интеллектуал НЕобыкновенный». Если оно по-другому, то и рыться в Замятине нечего. Следовательно, решить его уравнение «Мы» НЕинтеллектуалу обыкновенному (скажем, МНЕ), с помощью одного лишь «гордого разума», - никак не получится.
(Потому что… ЛЮДИ ДОБРЫЕ, где ж его столько взять?! Дураку ведь известно: «гордый разум» - это «неотъемлемый атрибут» лишь только позитивистов. Насчёт присутствия в самих себе этого кантовского Mutterwitz , причём в размерах именно Кантовских, в смысле в безразмерных количествах, господа эти - ничуть и не сомневаются! Счастливый Кант, он не знал, кого ради ночей не спал, карандаши изводил. Узнал бы – сразу повесился.)
Итак, попытаемся «собаку» искать не в реальной политике, не в ленинской или сталинской линии, не в утопии-антиутопии, но… в ИРРЕАЛЬНЫХ корнях; пусть и составлено оно (уравнение) силой Mutterwitz, - скажем так, в большей части. Парадокса в том нет: из числа «потому» потому в том числе, что Замятин не Кант был, но – русский…
ПЕРВОЕ, что приходит на ум после: «Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком… В такие дни весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки… Среди прозрачных стен – мы живем всегда на виду, вечно омываемые светом», - ЭТО: «Господе! Это же АНТИ Новый Иерусалим! Это же - Царство АНТИХРИСТА!» Вспомним у Иоанна Богослова: «Он [Новый Иерусалим] имеет большую и высокую стену» и «А город был чистое золото, подобен чистому стеклу».
Обойдёмся без унижающих читателя «разжёвываний» и запишем сразу ответ: Единое Государство Замятина – это НЕ Царство Антихриста; Единое Государство - это даже не пародия на Царство Антихриста. (Очень уж много на эту тему умнющих-длинющих-суперфилософских трудов, с покушением на «Эврика!»). Почему? Потому, во-первых, что никакой особой религиозности у Замятина – НЕТ (во всяком случае, я её - не нашёл). «Мы» - не есть суперкритика «воинствующего атеизма». Потому, во-вторых, что сам Благодетель (это очевидно) – НЕровня Антихристу.
«Да! Вы вдумайтесь. Тем двум в раю – был предоставлен выбор: или счастье без свободы – или свобода без счастья; третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу – и что же: понятно – потом века тосковали об оковах. Об оковах – понимаете, – вот о чем мировая скорбь. Века! И только мы снова догадались, как вернуть счастье… мы снова простодушны, невинны, как Адам и Ева. Никакой этой путаницы о добре, зле: все – очень просто, райски, детски просто».
Словоблудие Благодетеля чем-то напоминает мне бородатый из студенчества анекдот: «Лень заставила обезьяну ухватиться за палку… Лень родила наших предков». Для существа, возжелавшего противопоставить себя Христу, Благодетель наш слишком уж «человечен»; он слишком – туп. (Во всяком случае сатанизм от Фридриха Ницше: «Антихрист – это Христос», в этом смысле, безусловно, выглядит - «лучше».) Нет «во славе» Антихриста, нет и царства его.
Зададим себе вопрос: мог ли «интеллектуал Необыкновенный» Замятин, приступая к «Мы» и «планируя» Благодетеля, как исчадие ада, не прочесть ВСЁ что есть об Антихристе (поставьте себя на место писателя): не прочесть для того именно, чтобы Благодетель его НЕ вышел пародией? Ответим сами себе: нет, не мог. Стало быть, понимал: зверя, им «сотворённого», мы, потомки, будем обязательно - СРАВНИВАТЬ...
«”Я, cвeтлый гeний, cвepxчeлoвeк!” - И тyт жe нa мecтo пpeжнeгo paзyмнoгo xoлoднoгo yвaжeния к Бoгy и Xpиcтy зapoждaeтcя и pacтeт в eгo cepдцe cнaчaлa кaкoй-тo yжac, a пoтoм жгyчaя и вce eгo cyщecтвo cжимaющaя и cтягивaющaя зaвucть и яpocтнaя, зaxвaтывaющaя дyx нeнaвиcть. “Я, я, a нe Oн! Heт Eгo в живыx, нeт и нe бyдeт. He вocкpec, нe вocкpec, нe вocкpec! Cгнил!..” - Hecтepпимaя тocкa дaвилa eгo cepдцe. Bдpyг в нeм чтo-тo шeвeльнулось. “Пoзвaть Eгo, cпpocить, чтo мнe дeлaть?” И cpeди тeмнoты eмy пpeдcтaвилcя кpoткий и гpycтный oбpaз. “Он мeня жалеет... Heт, никoгдa! He вocкpec, нe вocкpec!” И oн бpocилcя c oбpывa. Ho чтo-тo yпpyгoe, кaк вoдянoй cтoлб, yдepжaлo eгo в вoздyxе, oн пoчyвcтвoвaл coтpяceниe, кaк oт элeктpичecкoгo yдapa, и кaкaя-тo cилa oтбpocилa ero нaзaд. Ha миг oн пoтepял coзнaниe и oчнyлcя cтoящим нa кoлeняx в нecкoлькиx шarax oт обрыва. Пepeд ним oбpиcoвaлacь кaкaя-тo cвeтящaяcя фocфopичecким тyмaнным cияниeм фигypa, и из нee двa глaзa нecтepпимым ocтpым блecкoм пpoнизывaли eгo душу...
Bидит oн эти двa пpoнзитeльныe rлaзa и cлышит нe тo внyтpи ceбя, нe тo cнapyжи кaкoй-тo cтpaнный roлoc, глyxoй, тoчнo cдaвлeнный, и вмecтe c тeм oтчeтливый, мeтaлличecкий и coвepшeннo бeздyшный... И этoт roлoc гoвopит eмy: “Cын мoй вoзлюблeнный, в тeбe вce мoe блaгoвoлeниe. Зaчeм ты нe взыcкaл мeня? Зaчeм пoчитaл тoгo, дypнoгo и oтцa eгo? Я бoг и oтeц твoй. A тoт нищий, pacпятый — мнe и тeбe чyжoй. У мeня нeт дpyгoгo cынa, кpoмe тeбя. Tы eдинcтвeнный, eдинopoдный, paвный co мнoй. Я люблю тeбя и ничeгo oт тeбя нe тpeбyю. Tы и тaк пpeкpaceн, вeлик, мoгyч. Дeлaй твoe дeлo вo имя твoe, нe мoe. У мeня нeт зaвиcти к тeбe. Я люблю тeбя. Mнe ничero нe нyжнo oт тeбя. Toт, кoгo ты cчитaл бoгoм, тpeбoвaл oт cвoeгo cынa пocлyшaния, и пocлyшaния бecпpeдeльнoгo — дo кpecтнoй cмepти, и oн нe пoмoг eмy нa кpecтe. Я ничeгo oт тeбя нe тpeбyю, и я пoмoгy тeбe. Paди тeбя caмoro, paди твoeгo coбcтвeннoгo дocтoинcтвa и пpeвocxoдcтвa и paди мoeй чиcтoй, бecкopыcтнoй любви к тeбe — я пoмoгy тeбe. Пpими дyx мoй. Kaк пpeждe мoй дyx poдил тeбя в кpacoтe, тaк тeпepь oн poждaeт тeбя в cилe”. И c этими cлoвaми нeвeдoмoгo ycтa cвepxчeлoвeкa нeвoльнo paзoмкнyлиcь, двa пpoнзитeльныe глaзa coвceм пpиблизилиcь к лицy eгo, и oн пoчyвcтвoвaл, кaк ocтpaя лeдянaя cтpyя вoшлa в нeгo и нaпoлнилa вce cyщecтвo eгo. И c тeм вмecтe oн пoчyвcтвoвaл нeбывaлyю cилy, бoдpocть, лeгкocть и восторг. B тoт жe миг cвeтящийcя oблик и двa глaзa вдpyг иcчeзли, чтo-тo пoднялo cвepxчeлoвeкa нaд зeмлeю и paзoм oпycтилo в eгo caдy, y двepeй дoмa.
Ha дpyгoй дeнь нe толькo пoceтитeли вeликoro чeлoвeкa, нo дaжe eгo cлyги были изyмлeны eгo ocoбeнным, кaким-тo вдoxнoвeнным видoм. Ho oни были бы eщe бoлee пopaжeны, ecли бы мoгли видeть, c кaкoю cвepxъecтecтвeннoю быcтpoтoю и лeгкocтью пиcaл oн, зaпepшиcь в cвoeм кaбинeтe, cвoe знaмeнитoe coчинeниe пoд зaглaвиeм: “Откpытый пyть к вceлeнcкoмy миpy и блaгoдeнcтвию”».
Согласитесь: ну не тянет Благодетель на того - единственного... «впитавшего в себя ХОЛОДНУЮ ДУШУ».
Благодетель – это НЕ Антихрист. Благодетель – это Тиран. Благодетель – это всего лишь ОЧЕРЕДНОЙ Тиран, сменивший «девять веков» тому, развалившую «всё и вся» в Государстве, - я отчётливо вижу её, - I-320. К слову сказать: просто - жуткую СУКУ! Точно такой же СУКОЙ (и это – не менее очевидно) стала бы и I-330, разреши ей Замятин, затеянную ею компанию (государственный переворот) – завершить. В связи с этим вот что имею сказать: продли Господь дни Художника, сегодня мы с вами читали бы продолженье романа, в котором – абсолютно не симпатичная и, скорее всего, совершенно уже лысая - I-330 подавляла бы путч: с помощью СВОИХ уже (длинноволосых) тело-Хранителей…
________________________________
Право слово, Художник, подаривший нам «Мы» ни о чём не пророчествовал; он просто всем нам – НАПОМИНАЛ: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем…» А «Зелёная Стена» у Художника (хоть и не нашёл я в нём особой религиозности) - это единственный в «Мы» по-настоящему библейский символ: «Не городи себе царствия на земле…» «Стеклянная Стена», оберегающая Государство, - это символ хрупкости всех наших земных устремлений: в том числе (а может, в первую очередь) революционных надежд…
«Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное: “Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их”? - Живущий на небесах посмеется…»
Я прекрасно осознаю уязвимость моего ТАКОГО решения. А только у меня есть на то аж два оправдания. Первое: спорил я всё-таки не с интеллектуалом-Замятиным, но с борзописцами-замятиноведами. И второе: уравнение «Мы» - вообще не имеет решений. Или, если вам будет угодно: решений у «Мы» - бесконечное множество…
Платон ставил Математику первей всех прочих простых наук. «Математика, - любил он говаривать нам, - изощряет мысль, оттачивает душу», а потому де ловчее всего прилагается к науке наук, - к Философии, коей «позволяет достичь точности в исследовании бытия». (Нет-нет, недаром Сократа называют «Первым христианским апостолом»…) Право слово, ни отнять, ни прибавить: РАЗУМ! ДОЛЖЕН СЛУЖИТЬ ДУШЕ! Потому что так оно - ПРАВИЛЬНО…
(Вот так-то, забугорные ПОППЕРЫ и наши, малопочтенные, ЛИБЕРАСТЫ! «Повторяется история… не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир…» Если не Сократа-«апостола», то хоть СВОЕГО Князя (Воланда) - слушайте…
Главный герой романа «Мы» - математик. Он - НЕ Замятин (об этом было уже). Но это - ЕГО глазами мы видим наш «дивный мир»… толи в «1984»-ом, очень далёком, толи в исковерканном вурдалаками «замятинском» настоящем?.. Математик, он и есть математик: его мир – это формулы, системы из формул, но никак не утопии и прочие абстрактные категории…
Не буду ходить вокруг да около (отдаю себе отчёт: это место будет выглядеть особенно скомканным): посовещались мы тут с Платоном… Только примите, пожалуйста, к сведению: система из предлагаемых нами уравнений - это всего лишь преамбула для дальнейших бесконечных решений…
1. «Единое Государство» = «Город Солнца».
Для любого математика - это абсолютно ВЕРНОЕ тождество!
(Томмазо Кампанелла: «Верховный правитель у них – священник [Благодетель]… Он является главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение…» и т.д и т.д.)
Таким образом: АНТИУТОПИЯ, это тоже - УТОПИЯ…
2. I-330 + Благодетель = D-503.
(D-503 – это МЫ. Это ВСЕ мы. Это КАЖДЫЙ из нас. Ибо в каждом из нас прекрасно уживаются – и Ирод, и Данко.)
3. D-503: «Но не ясно ли: блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем…»
(Это уравнение - фабула «Мы»: сколько нас, столько в мире и «счастий»! Всё остальное в «Мы», включая «Хранителей», – литературные образы…)
Что для тебя есть – БЛАЖЕНСТВО? Как ты относишься к Каину? Вот вопросы, которые ставит Замятин. И каждому – рано или поздно – надо будет на них ответить. Жизнь заставит. Придётся ответить…
8 мая 2010 г.
Свидетельство о публикации №213012700766