О Володе Высоцком я песню придумать решил...

                (из песни Булата Окуджавы)

Без малого - почти 45 лет минуло с того мартовского дня 1968 года.  Курс лекций назывался "Культура, искусство и быт стран древнего Востока". И был я второкурсником, и лекцию нам читал Учитель. Так и буду его называть - с большой буквы - Учитель, таким остался он в памяти не только моей, но и сотен и сотен других бывших студентов. Погода мартовского дн полностью соответствовала, словам некогда известной песни- "февраль, февраль на улице, а на улице - апрель." В тот день мы все были ошеломлены известием о трагической гибели Юрия Гагарина.  И до лекции ли было нам всем? И неожиданно Учитель произнёс фразу, которая ошеломила нас не меньше, чем трагическое известие, сказано было: "Гагарину можно только позавидовать." Чему" Как? Кощунство!  А Учитель продолжал: "Понимаете, в людской памяти он навечно останется молодым. Никогда, никому не суждено будет показывать пальцами на дряхлого старика и напоминать человечеству, что вот эта развалина когда-то первой поднялась в космос. ничего кроме сочувствия и жалости он бы не вызывал. Человек погиб на взлёте, совершив в своей короткой жизни то, о чём мечтали тысячи поколений. Таким он и останется в памяти, молодым, погибшим в полёте, а не в старческом кресле-качалке."
Эти слова запомнились мне на всю жизнь. И, право слово, когда я читаю сегодня, что, вот, мол, Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет,  мне становится не по себе, ибо пытаюсь представить его в таком возрасте, да ведь - не представляется... Себя - могу представить, соседа Павла - могу, друга Мишу - могу, а вот с Высоцким - не получается. И кажется мне, что куда уместнее  этот день просто и без затей называть Днём Рождения ПОЭТА.
Странная, однако, штука - популярность. Наверняка и в Х1Х веке спорили о том, кто же популярней - Пушкин или Лермонтов? Алексей Кольцов или Некрасов? Тургенев илл-и Тостой? А уж в наши-то времена по поводу классиков определённо споры идут. А о современной литературе и подавно. Совсем недавно ещё спорили между собой "шестидесятники". Кто-то - за Вознеснского горло дерёт, кто-то - за Евтушенко, кто-то - за Ахмадуллину< да и между собой они тоже подчас выясняли отношения, точно также, как выясняли между собой отношения классики века позапрошлого, Х1Х. Выясняли с обидами, наскоками друг на друга. И даже - Есенин, казалось бы, всенародный любимец, однако, кто-то говорит - Маяковский - Первый!
А вот к Высоцкому - трудно подобрать "соперника". И возвышается он над всей русской литературой, объединяя всех без исключения. Удивительно, что поклоняются Высоцкому независимо от возраста, независимо от пола, независимо от национальности, от социального положения, от политических взглядов, от убеждений. В самой личности Поэта есть нечто объединяющее людей столь разных. На пространстве "Прозы.ру" мне часто попадаются очерки, эссе под одинаковыми названиями:Мой Высоцкий." И авторы правы, у каждого из нас - свой Высоцкий. И всё же, всё же, думается мне, что это - НАШ ВЫСОЦКИЙ. Ведь не говорим мы, что Урал, или река Волга - это "моё достояние." Это - национальное достояние. И Высоцкий по праву является достоянием национальным.
Нам каждому отмерен срок. И судьба отпустила Владимиру Семёновичу всего лишь двадцать с небольшим лет для активного творчества. Срок это сродни сжатой пружины. И сказано было им в этот сжатый срок столько и о стольком, что иному творцу и в жизнь не создать...
Странными, провидческими, оказались слова Поэта в одной из его песен: "Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем. Как бы так угадать, чтоб не сам, чтобы в спину ножом..."
И стоит на Ваганьковском кладбище помятник Поэту, наверное, красивый, об этом и сейчас спорят. Мне же кажется, что лучшим памятником Высоцкому являются строки, что появляются сотнями и тысячами под общим названием - "Мой Высоцкий." И кажется мне, что строки эти - словно букеты цветов, что ложатся к подножию памятника ПОЭТУ.


Рецензии
Вот и славно. Вы правы! Есть люди магниты, есть. Вот и с Высоцким также. Он как вольтова дуга, его энергетика заряжает всех кого коснулась его душа его голосом.
http://proza.ru/2013/01/27/1794

Александр Жгутов   06.01.2021 20:19     Заявить о нарушении
Александр!!!
Вот ещё одна точка соприкосновения. Я очень этому рад!
И, кстати, есть и ещё одна)))
http://club.berkovich-zametki.com/?p=55795

Яков Каунатор   07.01.2021 02:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.