Живопись и музыка

14. ЦВЕТОМУЗЫКА

Завершая в 1910 году «Прометея» («Поэму огня») Скрябин предусмотрел партию для световой клавиатуры, при помощи которой зал погружался в сияние того или иного цвета, причём конструкция этого необыкновенного инструмента допускала смешение цветов. Скрябин самолично изобретал приборы, способные «разукрасить» его музыку.

У композитора оказалось немало последователей. Один из них – художник Владимир Давидович Баранов-Россине (1888-1944). Он создал «оптофон», некое подобие «цветного» фортепиано, - аппарат с системой клавиш, позволяющий проецировать на экран более трёх тысяч оттенков спектра. Им были даны два цветовизуальных концерта в 1923-1924 годах в театре В. Мейерхольда и Большом театре в Москве.

Творчество художника развивалось подобно скрябинскому, от конкретной образности к абстрактным формам. К самым известным его произведениям относятся «Беспредметное», «Цветная композиция», «Розовое» (конец 1910-х годов).


15. НИТЬ ИСКУССТВА

Порой по-весеннему радостные сверкающие мелодии «Пушкинских вальсов» Сергея Прокофьева сменяются настроением, подёрнутым поволокой лёгкой грусти. Это нежно-сентиментальные предвестники осени – той её поры, когда моросящий дождик орошает далёкие холмы, серые поля и жёлтую ветвь дерева. Наряду с природой влага освежает душу человека.

Возможно этот пейзаж, стоя на пороге дома в Михайловском или Болдино, видел Александр Пушкин. Поэт не мучился тем, что не может скакать во всю прыть на лошади, и погода не позволяет навестить молоденьких соседских барышень. Нет, он спокоен: в глубине его существа подспудно зреют новые поэтические образы.

Такой миг вынужденного ожидания поэта запечатлён на картине «Осенние дожди» с подзаголовком «Пушкин» Виктора Попкова (1932-1974), художника, прожившего короткий, как говорится, «пушкинский век».

Круг человеческого бытия замкнулся: сегодня – сверкающее весеннее солнце, завтра – осенняя меланхолия и потом… небытие.

Однако смерть бессильна разорвать нить Искусства. Именно об этом напоминают нам «Пушкинские вальсы» Прокофьева.


Рецензии