Соловьи и козлики романса

«Жил был у бабушки серенький козлик.
Бабушка козлика очень любила!
Вздумалось козлику в лес погуляти.
Напали на козлика серые волки -
Остались от козлика рожки да ножки...»
Только не смейтесь, говорить будем о великом пласте музыкальной культуры, ярчайшим представителем которой (как сказали бы занудные музыковеды) является вот эта незатейливая и, казалось бы, совсем детская песенка.
Что в ней есть?
Есть любовь (бабушке к козлику), есть мятежная надрывная и сумасбродная душа («Вздумалось (!) козлику в лес погуляти»), есть злодеи-волки и трагическая развязка...
И вот теперь скажите мне, чем эта драма, вышибавшая детскую слезу, слабее или менне глобальнее для души, чем шедевр Апухтина и Чайковского:
«Забыть так скоро, Боже мой,
Все счастье жизни прожитой,
Все наши встречи, разговоры,
Забыть так скоро! Забыть так скоро!..»
Или вот это, волшебное, Тютчева:
«О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!»
И здесь бушует любовь и страсть, и здесь нежная грусть переходит в заламывание рук. И стихи прекрасны и музыка волшебна.
Кстати, кто не знает, «Козлик» мы с детства поем на одну из мелодий Моцарта.
Внимание! Те, кто думает, что я над ними издеваюсь или глумлюсь над русской музыкальной культурой - могут дальше не читать. Но тогда вы не узнаете, что, как это ни странно, эти и еще сотни других маленьких музыкальных шедевров - все это огромный мир романса. Ибо по определению, «Рома;нс в музыке — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного». А по жизни - живущие уже  много веков (пришел, говорят, из Испании) «песни на родном языке, в отличие от книжной литературы, писавшейся на латыни». То есть, перевожу, домашние, понятные, для себя и друзей, «неофициальные», в известном смысле интимные лирические любовные песни.
Конечно, у нас в России, в отличие от Европы, как всегда пошли своим путем. Когда романс у нас вошел в  начале XIX века в моду, то, в отличие от, скажем, французского, категорически не включал в себя фольклорную песню. Романсы писали лучшие умы и с умным видом. Но, может, это было тогда и к лучшему, потому что стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова, музыка Алябьева, Глинки, Бородина, Мусоргского - отличная планка для старта. Романс делал свое главное дело: он проник в дома. Остальная музыка осталась в театрах и церквях. А эти прекрасные стихи мог пропеть любой желающий, всем хватало и слуха и дыхания. Это вам не замороченная ария из оперы. И главное - пели, как читали письма (были такая почтовая традиция еще при Пушкине) - собирая в гостиной соседей и друзей.
Вы понимаете, к чему я клоню? Ну не мог русский романс продержаться аристократическим особняком, шедевром для избранных. И не продержался! Придуманный для личного, в общем-то, пения, он расцветал во все эпохи. Перекочевал из гостиных с роялями за столы наших родителей. Ни один наш общественный строй без него не обошелся. Вы же поете, например, «Ой, цветет калина...», «Огней так много золотых...», «Целую ночь соловей нам насвистывал...» Товарищи, но это же советские романсы!
Я вам больше скажу: именно из русского романса выросла практически вся «бардовская» песня. Вы же слышали нашу коллекцию «Комсомолки» - Берковский, Никитины, Окуджава, Суханов и еще десятки авторов, точно так же, как двести лет назад собиравших круг друзей, чтобы просто и трогательно спеть под гитару «Романс Верещагина («Ваше благоородие...»)» или «Куда ты уехала, Сьюзен, померкли мои берега...», «О женщине Грузии дальней...», «По улице моей который год...», «Со мною вто что происходит...»
 Посмотрите, точнее, послушайте, русские романсы и бардовскую песню с этой простой точки зрения - это замечательное занятие. Поверьте. Тем более, что собрали мы на диске русского романса классику жанра и изумитесь, как много знакомого читается в том, что было написано больше ста лет назад... Хоть садись сегодня у костра и пой. Да ведь и поем! Чувства срока давности не имеют. И слава Богу... Как писала Белла Ахмадулина - «Чем старинней наивность романса, тем живее его соловьи».
А для детей, конечно - серенькие козлики. Пусть тренируются любить романс.


Рецензии