Сказка о железном колобке

Терапевтическая сказка

Сказка написана для ребенка, который в сложной семейной ситуации выбрал непродуктивную защиту: «отключил» свои чувства, при этом ухудшились отношения с окружающими, возросли  непонимание, конфликты в семье и в школе. Параллельно со сказкотерапией с ребенком проводилась и другая коррекционная работа.

Жил да был колобок. Обычный такой Колобок с колобковым детством, с колобковыми дедушкой и бабушкой и с колобковой мечтой. А мечта у него была: стать таким сильным, чтобы его никто не мог победить. Откуда у него такая мечта могла появиться? Да как раз от его колобковой жизни.
Все колобки они ведь какие – любят гулять и путешествовать туда-сюда, по неизведанным тропинкам в лесу бродить, словом, непоседы они. И наш Колобок тоже такой был. Но знал он от дедушки с бабушкой, что все те колобки, которые в лес далеко заходили, оказывались съедены Лисой. Издали он видел Лису: красивая, улыбающаяся, вроде ничего страшного в ней нет. Но дедушка с бабушкой у него очень строгие были и все время за него боялись: вдруг что с ним случится, поэтому никуда не отпускали. Тем более, что один раз Колобок все-таки сбежал из дому. Ух, ему там понравилось: бродить по неизведанным местам, играть с лягушками в догонялки. Но он чуть не попал в лапы Лисе, дед догнал его как раз тогда, когда Колобок с ней знакомился. Ох, и досталось же тогда Колобку от дедушки с бабушкой! Его ругали и наказывали, а бабушка даже плакала над ним так, что он чуть не размяк совсем. А Колобку его обычная жизнь казалась скучной и бесцветной, и решил он, что перехитрит всех. Захотел Колобок стать железным, чтоб никакой зверь не мог его победить и чтобы от бабкиных слез не размокнуть и не рассыпаться на кусочки. Только вот вопрос: как это сделать? Тайком от всех он варил железные гвозди и пил эту воду – не помогло, много раз смотрел мультфильмы про роботов – но и там ничего полезного для себя не нашел.
И  тогда решил он загадать желание на падающую звезду. Много ночей не спал Колобок, чтобы поймать такую звезду, и однажды увидел. Быстро-быстро, пока летящая звезда не упала, проговорил он свое желание.
Когда Колобок проснулся утром, первым делом постучал по голове кулаком: стук отозвался металлическим звоном. «Мне теперь можно все!» - обрадовался Колобок. И тут обнаружил он у себя еще одно интересное свойство: Колобок перестал чувствовать боль, перестал раниться, и его не обжигал огонь. Еще больше обрадовался Колобок: «Мне теперь никто не страшен, я могу делать все, что хочу, даже сбегать в лес, и не буду бояться размокнуть от бабушкиных слез, потому что я теперь железный!»
Колобку очень хотелось, чтобы теперь все на него обращали внимание, чтобы все восхищались его силами. Он решил лихо прокатиться перед бабкой с дедом, показать себя. Но ненароком толкнул деда, и бабке так проехался по ноге, что она не могла ходить. Колобок даже не почувствовал, как сильно он может толкаться, а дед ругался, и бабка плакала. Он обиделся, решил, что они его не понимают, и пошел на улицу, чтобы там похвастаться перед ребятами. Но и во дворе тоже проблем у него прибавилось. Никто не хотел с ним играть ни в футбол, ни в догонялки, потому что Колобок стал сильный и не чувствовал ни ударов, ни боли. Поэтому нескольких ребят увезли в больницу с переломами, а другие пошли домой залечивать синяки и ушибы. Никто не восхищался Колобком, наоборот, все злились на него и ругали за то, что он всем делал больно. Колобок совсем растерялся, и только бабушка понимала, что Колобок это делает не нарочно, но и она устала извиняться перед соседями, родственниками и другими людьми. Бабушка грустила и тяжело вздыхала и все время пыталась объяснить Колобку, что не надо с людьми так поступать. Но Колобок злился, думал, что его не понимают и не хотят уважать. «Буду жить по-своему», - сказал он себе и ушел в лес. Однако прежние подружки-лягушки тоже разбежались, когда Колобок раздавил нескольких из них. Лягушки попрятались за кочками и в траве и только громко бурчали ему вслед о том, как плохо он с ними обошелся.
Обиделся на всех Колобок. Сел на пенек, хочется ему плакать – а слезы не льются, нет слез! Оглянулся вокруг: солнышко светит, цветы красивые, а он не чувствует ни тепла, ни запаха. Еще больше разобиделся на всех Колобок и стал один жить в лесу. Звери его теперь боялись, никто его не трогал, но и дружить с ним тоже не хотели. А Колобок день за днем терял способность понимать других: он перестал отличать улыбку от злобного оскала, он не мог теперь понять ни по голосу, ни по выражению лица - где друг, а где враг. Совсем запутался наш Колобок. А еще ему было очень одиноко и тоскливо, он скучал за бабушкиной лаской, за дедушкиными рассказами, ему некому теперь было сказать, что его любят. И поэтому Колобок ходил все время грустный и никогда не улыбался.
Однажды в лесу он встретил Крошку Енота. Тот не испугался, не сбежал, а просто улыбнулся. Колобок замер в растерянности: «Ты сейчас улыбаешься или сердишься?» - спросил он у Енота.
- Конечно, улыбаюсь, привет! – ответил тот.
- А что я должен сделать теперь? – спросил Колобок.
- Ну, хотя бы тоже улыбнись мне и скажи: «Привет!»
Колобок задумался, потом улыбнулся, глядя на нового друга, а Енот при этом еще больше расплылся в улыбке. И тогда на душе у Колобка вдруг так стало хорошо и тепло, как не было уже давно, Колобок аж запрыгал от радости. И рассказал он Крошке Еноту о том, что с ним случилось, как стал он самым сильным, неуязвимым и при этом перестал чувствовать. Енот задумался:
- А сейчас ты что-нибудь чувствуешь?
- Да, мне очень хорошо с тобой и на душе так светло и радостно!
- Понятно, - ответил Енот, - ты перестал чувствовать и думал, что теперь ты неуязвимый и самый сильный, а оказалось, что теперь не можешь понимать других. Но ведь если тебе сейчас хорошо со мной, а мне с тобой, значит, у тебя внутри бьется живое сердце, значит ты внутри – прежний, тебе просто надо расколдоваться.
- А как же мне расколдоваться, я все время думаю об этом. Я ведь хотел, чтобы мною восхищались, меня любили и уважали, а оказалось наоборот. Я уже не хочу быть железным!
- Знаешь, если у тебя сердце внутри настоящее, то оно должно тебе подсказать, прислушивайся к нему. Мне вот помогла расколдоваться от улыбка, может, и тебе поможет. А еще я от старых людей слышал, что от любого колдовства помогают волшебные слова, - сказал Крошка Енот.
- Да-да-да, - вдруг заквакали на лужайке лягушки и обступили Колобка.
- Колобок, ты раньше нам очень нравился, а сейчас стал такой, что бр-р-р! К тебе не подступиться, страшно! – выглянула осмелевшая лягушка и тут же спряталась снова.
Колобок вначале хотел по привычке махнуть рукой и сказать, что ему все равно, но потом задумался, прислушался к своему сердцу: там было грустно и немножко тоскливо.
- Простите меня, мне сейчас грустно, что так получилось, но, правда, я очень-очень хочу с вами играть! - сказал Колобок лягушкам так искренне, что даже слезинка скатилась из глаза, и проступил румянец на щеках.
Лягушки одобрительно заквакали и вышли из своих укрытий.
- Пойдем, мы поможем тебе расколдоваться, - предложили они.
И Колобок пошел с друзьями к себе домой. Когда он приблизился к дому, то увидел дедушку и бабушку. Дед, взглянув на него, стал строже и сердито поджал губы, а бабушка хотела кинуться обнимать, но посмотрев на деда, остановилась и в растерянности прижала руки к груди. Колобок вспомнил слова Крошки Енота и улыбнулся, потом прислушался к своему сердцу, а там было много разных чувств: и стыд, и радость, что вернулся, и жалость к деду с бабкой, и желание, чтобы его обняли и страх, чтоб не ругали.
- Дедушка и бабушка, мне стыдно перед вами, но я за вами очень скучал, я боюсь, что вы меня будете сильно ругать и наказывать, но я без вас не могу. И еще я очень хочу стать прежним. Я понял, что вы меня ругали не потому, что я плохой, а потому что вы за меня боялись. Но я обижался на ваши слова и не хотел слушать. Давайте вы не будете на меня кричать, а будете со мной разговаривать. А я обещаю, что постараюсь научиться вас понимать.
К моменту, когда Колобок закончил говорить, бабушка с дедушкой уже бежали к нему обнимать его. Суровость деда на лице как рукой сняло, они искренне радовались его возвращению. Колобок вдруг обмяк, бабушка с дедушкой сжимали его в объятиях, и был он совсем не железный. Но главное – Колобок улыбался так, как не улыбался никогда в жизни, потому что на сердце у него было море радости и тепла.


Рецензии