Вернемся к А. Бебелю...

В настоящее время  гендерная тематика  и гендерные исследования  актуализируются  не только в гуманитарных ,но и в инженерных вузах.Решение гендерных задач  в ходе научного и учебного процессов  отвечает целям  профессиональной подготовки  как инженерных ,так и  научно-педагогических кадров  технических университетов..

 
Прежде чем проводить научные исследования , мы попытались  проанализировать  сущность  гендерных явлений ,природу  их возникновения  и эволюцию.
Нередко можно столкнутся в социуме с фактами  заниженной оценки женщин в нашем современном обществе.Это по меньшей мере несправедливо.Высшее предназначение женщины затрудняет порой ее возможность   конкурировать с мужчинами .Рождение и воспитание детей  и построение глубинного ощущения и восприятия  жизни,мировозрения и миропонимания,сформированных  на гуманитарно-психологических ценностях  направляет всю ее энергию в русло  сохранения и стабилизации жизни на земле.

Даже свободная от семьи и материнской зависимости женщина всегда находится под дивным бременем  потенциальной матери ,жены ,возлюбленной , в трансформации этого состояния на деторождение и сохранении жизни на земле..Отсюда, на сознательном уровне и на подсознании,   это   состояние определяет ее духовный мир .Вся ее культура пронизана  материнским чувством ко всему  живому, через это чувство и поступки ,совершаемые ею , мы видим внимание и созидание .чувственность и эмоциональность .

Даже к мужчине она относится как к ребенку, создающему мир,красоту,жизнь  и она наслаждается, видя это ,она помогает ему,создавая условия для его творчества,а он создает цивилизацию .он создает шедевры ,не всегда понимая  бесценную роль, которую она играет  в его творчестве.
Нельзя рассматривать  женщину независимо от мужчины.
В  нашем понимании  можно представить  только человека живущего гармоничной жизнью ,то есть  счастливая пара достигшая апогея в своем совершенстве  создают шедевр  или поднимаются на одну из общечеловеческих вершин в своем  человеческом проявлении.

Какова же роль каждого из них в этом творчестве?Разве можно представить себе Цезаря,Наполеона,Леонардо Да  Винчи,Дюма, Толстого Пушкина   ,Моцарта .Айвазовского  ,Есенина  без женского участия в раскрытии таланта   и сотворении шедевров  рукотворных и нерукотворных.И если женщина и мужчина начнут думать ,что они независимы от общей гармонии ,то  они оба потеряют свои гендерные признаки,которые,в конечном итоге, отомрут ,исчезнут ,так как только через свою божественную роль в гармонии ЧЕЛОВЕК каждый из них , выполняя в этой гармонии свою роль  может не только сохранить это прекрасное психологическое  различие ,но и приумножить его .А это различие  будет способствовать  и физиологическому  различию ,что и делает  женщину более женственной ,а мужчину более мужественным .
Вместе с тем  современные тенденции ,как раз наоборот  пытаются стереть эту прекрасную разницу,которую  пытались подчеркнуть в 19 веке во всем мире.
Современный мир одевает и мужчин и женщин в одинаковые одежды,почти диктует безмозглая мода одинаковые прически,пропагандирует одинаковые напитки,виды спорта (борьба,футбол,хоккей,карате и т.д)

 Создание женских батальонов и много другое  выхолащивает на сознательном  и на бессознательном уровнях гендерные особенности   мужчины и женщины Мужчина становится слабым и беспомощным.уязвимым и болезненным, женщина- сильной ,независимой ,мужеподобной ,сквернословящей ,агрессивной,фригидной,пьющей,курящей. Всем этим, порой, бравирует передовая  женщина,нелепо требуя с больших трибун права для женщин,требуя равноправия ,загнав себя  в собственное рабство  во власть  самым худшим сторонам мужчины,потеряв свои прекрасные женственные лепестки….

Татуировка,бритье головы,стиль в одежде принимают угрожающий размах и против этого нет никакого заслона .Каждый мало-мальски думающий человек прекрасно понимает ,что эта атмосфера ,это безразличие  в конечном итоге  и формирует гендерные признаки  или отличия, или наоборот их стирает раз и навсегда.
Обратимся к истории. Полистаем книгу А.Бебеля «Женщина и социализм».

Интересен один факт ,что университетская  коллегия в Болонье издала  в 1377г.следующий декрет :»И так как женщина  глава греха ,орудие дьявола .причина изгнания из рая  и порча ветхаго завета . и так как  вследствие этого всяких отношений  с нею надо старательно избегать ,то мы не дозволяем и решительно  запрещаем ,чтобы кто-нибудь допустил ввести  в названную коллегию женщину,как бы она не была уважаема.И, если все же кто-нибудь сделает подобное ,то он должен быть строго наказан ректором.».


В конце 19 века мы уже читаем,что» число государств,допускающих женщин к занятиям в университетах  и высших учебных заведениях  за последнее десятилетие быстро растет .Ни одно из государств ,считающее себя культурным ,не может долго  противится  этому требованию .Впереди всех идут  Соединенные Штаты ,за ними следует Россия .два государства .во всех отношениях  представляющие самый резкий контраст,но  в вопросе  о равноправии женщин  руководящиеся  одинаковой точкой зрения.»


(Август Бебель)
«В России,где преследование  евреев  и лишение их общих прав  составляет государственный принцип ,императорский указ 1897 года  предписал ,чтобы во вновь открытый тогда медицинский женский институт  принималось не более 5% слушательниц  не христианского вероисповедания  и при том только 3% могут быть еврейками ,а остальные 2% должны быть удержаны для слушательниц-мусульманок.это одна из реакционных мер ,составляющих порядок дня в России."

Русскому правительству  не было  оснований  прибегать к подобным  постановлениям ,что с одной стороны ,в огромной империи  еще очень недостаточно врачей ,с другой стороны ,русские женщины -врачи ,без различия вероисповедания  и происхождения .заслужили  свидетельство  величайшего самоотвержения  при выполнении своей профессии «,Так профессор  доктор Эрисман ,который долгие годы  действовал в России ,сообщил в реферате ,прочитанном  на 54 собрании  центрального врачебного общества  в Ольтене,следующее : "Очень благоприятные результаты  в эти первые  годы получены  были в отношении деятельности женщин-врачей .

Эти последние с самого начала  сумели завоевать доверие населения :в благородном соперничестве с  со своими коллегами мужчинами  они одержали даже победу :скоро выяснилось , что на каждую женщину –врача  в общем приходилось  более пациентов .чем на каждого из врачей-мужчин ,хотя и последние  выполняли свои обязанности с большим рвением  и самоотвержением: к женщинам –врачам  за медицинской помощью массами обращались  больные женщины."
(Август Бебель," Женщина и социализм" М.1919г)


В основе рассмотрения вопроса об отношении мужчины и женщины ,а также более подробно о материнском праве и происхождении семьи достаточно подробно и аргументировано изложено в  следующих трудах:
Баховен «Материнское право  Исследование гинекократии  в ее религиозной и половой природе» 1861г.
Морган»Первобытное общество» в издании Дитца –Штутгарта 1891.
Ф.Энгельс «Происхождение семьи и частной собственности» 1892г.
Генрих Кунова «К истории развития семьи» 1894г.


Полное единодушие авторов в том ,что  дикое состояние человеческого общества ,пройдя низшую, среднюю и высшую  стадию ,перешагнуло в варварство  с теми же этапами  и на этой стадии развилось и достаточно прочно укрепилось материнское право. оно утверждало всем образом отношений.  ,что происхождение  имело силу  женской линии .Родовые  родственники  наследовали имущество от своих умерших родовых товарищей  с материнской стороны. Имущество оставалось в роде.

 Но развитие собственности  по разным причинам - появление стад,  рабов ,орудий  труда порождало ремесленников  и торговцев  ,которые становились обладателями имущества.   Имущественник не мог передать свою собственность  своим детям так как  сам он причислялся к роду матери  и наследство  к его братьям и сестрам  т.е. единокровным по матери.  Собственные дети оставались с «пустыми руками «, поэтому семья стала» парной « и в этом случае  возникла фратрия .(живут со мной ,на меня похожи)


Вместе с этим  разрушением старого родового порядка  стало быстро понижаться  влияние и положение  женщины .Материнское право  исчезло  ,его место заняло отцовское право. Муж как частный собственник  был заинтересован в детях ,которых он мог рассматривать  как законных  и делать наследниками своей собственности .Он принудил поэтому женщину  прекратить  половые  отношения  с другими мужчинами.  Себе же ,напротив, он взял  право наряду с настоящей женой ,иметь заложниц  сколько мог.А их дети становились законными детьми(Сара,Авраам в !кн.Моисея  гл.16 ст.1 и 2)


Царь Соломон  имел 700 жен  и 300 наложниц. Это было время эволюции отношений между мужчиной и женщиной  .время принижения женщины  и даже презрения к ней . В своем труде  Бебель  пишет:»Признание материнского права  означает коммунизм ,равенство всех ,появление отцовского права  означало господство  частной собственности и ,вместе с тем ,угнетение  и порабощение женщины «.Нарушение брачной верности  жесточайше наказывается  так ,если жена приносит  в дом  наследников от других мужчин ,то ее ждет рабство или смерть».


Этот переход очень хорошо описывается  Эсхилом   в «Эвменидах».Агамемнон ,король Микен ,муж Клитемнестры ,по указанию оракула Калхаса ,во время похода  на Трою ,приносит в жертву свою дочь Ифегению ,не принадлежавшую  ее мужу(по старому праву) Мать возмущена и берет себе в мужья  Эгиста,что не противоречит старому праву .После окончания Троянской войны ,Агамемнон возврщается в  Микены .

По научению  Клитемнестры ,Эгист  убивает его .Орест ,сын Агамемнона, мстит за своего отца и  убивает и Эгиста и Клитемнестру.Погибло материнское право,победило новое право .Брак  делающий отца главою  победил генекократию.
И это привело к тому ,что запрещалось  общение с мужчинами ,посещающими дом.В «Одессее  « Телемак-сын Одессея 
запрещает своей матери Пенелопе  присутствовать среди женихов  и приказывает ей :»Но удались,занимайся как должно ,порядком,хозяйством ,пряжей,тканьем,наблюдай,чтоб рабыни прилежны в работе  были твоей:говорить же не женское дело ,а дело мужа  и ныне мое , у себя я один повелитель»
Как видно ,что даже вдова находится  под господством  ближайшего по родству мужчины ,у ней нет права даже выбора супруга.


Появление гетер –это как отзвуки .агония материнского права ,причем при этом жены забыты ,а гетеры  на вечно вписаны в историю .
В Германии  унижение достигат того,что гостю предоставляют жену или дочь ,в Голландии,в Нидерландах существовапли подобные обычаи.
Одним из первых за равные права  выступил Аристотель ,хотя по разному можно понять его изречение :»Та супруга заслуживает похвалы ,о которой  не говорят  ничего плохого и ничего хорошего «В это же время  аристократическая Греция имела
мужские публичные дома  и развлечения с мальчиками,чуть ли под девизом  борьбы с перенаселением.Такова же природа и лизбияянства ( поэтесса Сафо  лесбийский соловей) в 6 веке  до нашей эры.


Исключением из общей тенденции с размыванием  материнского права  стала Спарта ,где еще  долгое время  ,в силу коммунистических отношений в обществе, сохранялись родовые отношения и обычаи  с таинством брака.Понятие супружеская неверность было неизвестно  жителям Спарты.
Из слов женщины ,живущей в Спарте:» потому ,что мы единственные женщины .которые  господствуют над своими мужьями ,потому  что  мы единственные  женщины ,которые мужчин приносят миру(жена царя Спарты Леонида ,которому Ликург готовил законы)


Материнское право  способствовало развитию Гинекократии.( До замужества все девочки ходили голые .Дочь фараона Хиобса  в Египте (как рассказывает сага ) на средства от продажи своих ласк  велела построить пирамиду (гиеродулы)
На Болеарских островах  все близкие родственники мужского пола ранжированные по возрасту вступали в половые отношения с невестой и затем уже жених ,затем вместо этих родственников стали выступать священники ,цари, графы и герцоги  -Jus primae noctis – право первой ночи.
Затем во многих районах мира  ,вплоть до с егодняшних дней ,идет торговля женщиной (калым ,выкуп.)
Похищение или его инсценировка


. Обычай с кольцом появился в Древнем Риме .До недавнего времени ,например в Алжире  женщина вписывалась в документ мужа и он на ее лбу выкалывал свой родовой знак .Еще и сейчас у пожилых алжирок можно заметить этот знак на лбу. Отмирание материнского права проходило очень болезненно на всех континентах .Наиболее понятны и доступны нам  оказались древнеримская и древнегреческая культуры ,которые  и определили весь дальнейший ход  эволюции семьи .на который несомненно повлияла частная собственность и  товарно-денежные отношения  Однако  современный мир  несет в себе ,как наследие ,все формы существовавших ранее отношений -между мужчиной и женщиной  не только в виде культурного наследия ,но и возможно в генетической памяти людей.


«Дикое отношение к женщине бытует и сейчас у отдельных северных народов. Основой может служить те факты ,что в недавнем прошлом  в суровых северных районах  были обычаи убивать девочек ,так как  проблемы голода стояли выше всех других проблем  и прокормить ребенка в суровых условиях  было чрезвычайно трудно (например у эскимосов.»А.Бебель»Социализм и женщина)
Христианская религия ,изначально  .проникнута борьбой против материнского права ,хотя в самой библии мы встречаем  пример материнского права.
 
Христианство  враждебно женщине. Во многих языках мужчина  -человек ,а женщина –жена. Христианство  требует от женщины  повиновения мужу ,послушания, быть слугой. Так например в 9 –ой заповеди «…мужу не пожелать жены ближнего ,ни слуги его ,ни скота его ,ни осла его ,ни всего ,что принадлежит ближнему (вещь ,кусок,  собственность) Факт кострации Христа  угодный богу поступок(А.Бебель)Безбрачие священников .Женщина нечистая ,внесшая в жизнь грех и погубившая  мужчин.  Брак –необходимое зло,  как рассматривается иногда и проституция .Святость божьей матери -непорочное зачатие. Маконский Собор  рассматривал вопрос  о том :»Если у женщины душа ?» и с перевесом в один голос подтвердил положительное решение .


Однако борьба за права женщин  началась с тех пор как появилась частная собственность и стало игнорироваться материнское право
И.Кант: « Лишь вместе мужчина и женщина  составляют полного и цельного человека,один пол дополняет другой»
Шопенгауер: « половая потребность  есть самое совершенное выражение  воли к жизни ,вместе с тем  концентрация  всех желаний ,выражение воли к жизни  концентрируется  в половом акте ,а этот есть ее самое решительное выражение»
Майнлендер: « Центр тяжести  человеческой жизни  лежит в половой потребности .Она единственно обеспечивает  индивидууму жизнь ,которой он желает прежде всего .Ни к чему иному  человек не относится так серьезно ,как к делу воспроизведения детей ,и ни в каком другом деле  он не сгущает  и не концентрирует  в такой степени  всю интенсивность  своей воли ,как в акте совокупления»


Будда: « Половая потребность острее крика ,которым укрощают диких слонов ,она горячее  пламени ,она подобна стреле вонзающей в дух человека»
Воздержание приводит к сумашедствию и к самоубийству.
Как распутничество ,так и воздержание  очень вредны ,особенно для женщин. Культура этих отношений  и определяет  всю человеческую культуру. Воздержание ,отсуствие  делает женщину  мужеподобной ,а мужчину наоборот .Природа как бы подталкивает  человеческую сущность что-то  изменить .
Религия и онанизм  в женщине развивает массу  нервных страданий ,в том числе истерия и сумашедствие .

       
Миль Стюарт»Брак единственное крепостное право  признаваемое законом».
Если нет духовной близости ,то половые отношения безнравственны.
Женщина по своей природе  более возбудима ,чем мужчина, она менее рассуждает ,более самоотверженна  ,наивна, в ней больше страстности ,которая поднимает ее до горизонта  самопожертвования ,когда она заботится ,спасает ,жалеет ….-она в это время прекрасна .Женщина подобно мужчине  должна сделаться  полезным и равноправным  членом общества ,она подобно мужчине  должна иметь возможность  полно развивать  свои физические и умственные способности  и,   выполняя  свой долг ,должна требовать признания своих прав .Хотя  выше характеризующее условие очевидно ,но вместе с тем  приходится слышать  болтовню  об «естественном  назначении женщины» указывающей ей  на домашнюю жизнь и семью.            

               
Подобные разговоры больше всего ведутся там ,где не доверяются женщине  занятия руководящих  должностей ,в учебных, медицинских учреждениях, в администрации ,в юриспруденции, в естественных науках Ссылка на научные открытия .Более низкие умственные способности женщины. Этот стереотип надо ломать. Меньшинство может превратится в большинство. Такие случаи были в истории с монархиями.
Так например  во второй половине 19 века  в Германии к ученым ,которые не хотят ничего слышать  о допущению женщин  к высшему образованию  или согласны с этим  лишь при определенных условиях ,и которые высказались в печати по этому поводу : проф.Л.Бишоф,доктор Людвиг Гирт,проф.Х.Зибель,Л фон Бенбах,доктор Е.Вейс и др..Особенно в Германии  усилившаяся агитация  в пользу допущения женщин  в университеты  вызвала сильную враждебность ,которая направлена главным образом  против допущения  женщин  к изучению медицины. Один из главных аргументов -отсутствия гения в этих областях среди женщин  и их неспособность  к философским занятиям .Но ведь если их не пустят,то и гения никогда не будет…!               
 
  Поставленные в разные условия формирования люди будь то мальчики или девочки  вырастут очень разными. Кто-то из великих сказал ,что «человек есть ,что он ест».мир знает много великих женщин- это и Изабелла и Бланка Кастильские ,Елизавета Венгерская,,Екатерина Сфорца,герцогини Милана Имолы,Елизавета Английская,Екатерина Русская,Мария Терезия и т.д.


История существования человека его эволюция была наполнена невероятными проявлениями  самых низменных и самых возвышенных проявлений с точки зрения современного человека. Следы прошлого остаются  не только в памяттниках архитектуры .Наиболее ярко они остаются  в человеке. Да,это так именно ,современный человек сохранил в своей генетической памяти все  черты своих предков живших миллионы лет .И только социальная среда, энергообеспеченность  и приемлемые условия жизни на нашей планете  оберегает его от проявлений чудовищных качеств заложенных в нем всей предысторией. Кто-то с ужасом узнает ,а кто-то как достоинство проявляет  различные ритуалы вызывая настоящий шок у современного европейца. И наибольшая насильственная нагрузка приходится и приходилась на женщину.. Все это подробно изложено в книге Жана Морсиро  «История сексуальных ритуалов».Можно привести только один пример из тысячи ,что бы представить себе состояние отношения к женщине  в современном мире в некоторых странах. И все это в
21 веке  .

«У мусульман считается ,что женщина, что женщина =существо нечистое сосуд греха .В муках она должна рожать детей. Есть и более радикальное мнение в муках она должна и сходится с мужчиной. Поэтому девочкам (по крайней мере на Аравийском полуострове )до наступления шестилетнего возраста 
делают особую хирургическую операцию ,делающую впоследствии
супружескую близость болезненной ,Без операции бедняжек ждет незавидное будущее :никто не возьмет замуж  и все будут называть их развратницами.Кстати ,таковыми аравийские женщины  считают женщин Запада…….».пишет в соем очерке  Т.Козинцева в журнале
«Наука и религия» №3.2003.


 В гндерной ассиметрии  заложена прежде всего инертность человеческого мышления  с социально обусловленными стереотипами восприятия  мужчины и женщины ,на  предыстории культуры и религии отдельных народов ,так и  мировой культуры.
Рассмотрим нашу российскую культуру сквозь призму  христианства  и отечественной истории. Отношение к женщине  в нашей религии  однозначно и  негативное. Наша история и культура и традиции: При регистрации новорожденному  дается фамилия  и отчество  отца, роль матери   и отношение к ней   сведены к нулю;
На  каком основании  женщину ,.оставшуюся без мужа назвали мать –одиночка  ,официально введя это в обращение?


Почему существует устоявшийся стереотип ,что руководящая должность –это какая-то более высокая ступень в человеческой деятельности ,скорее всего это ступень к власти ,к рычагу повиновения ,к рычагу насилия ,к рычагу порабощения и эксплуатации. Ведь одна из причин стремления к лидерству –это стремление к порабощению, какими бы красивыми словами и лозунгами власть не прикрывалась.
Одновременно с этим ряд современных исследователей  за главный.критерий оценки прав женщин в России считает процент руководящих должностей в промышленности или в высших учебных заведениях.

Несокрушимый стереотип  сформировался в обществе по поводу мужской и женской миссии или функции,по поводу мужских и женских обязанностей ,.по поводу  мужских и женских желаний .все это на социально психологическом уровне и создает  гендерную ассиметрию в восприятии ,которая прводит порой с серьезным  социальным прблемам.
Инвалид,изгой,бандит,пьяница и вор  и т.д.Особенно ярко это может выразится при оценке аномалий в человеческой природе. Она,  природа, все предусматривает .необходимо только  гармоноизировать  обществу жизнь таких людей и, уж по крайней мере, не унижать.


Ущербное в природе человека  является причиной его дисгармонии  и получает социальный штамп «отвергнутый»,а не уникальный, как могло бы быть в развитом обществе. Например человеку без ног достаточно просто  проезжать на своей маленькой коляске в тоннелях  коммунальных систем , человеку маленького роста  легко проникать в труднодоступные лабиринты  ,слепые собирают конструкции быстрее зрячих и т.д.


Сейчас на  нашу почву переносится  западная модель культуры  и появился новый тип  деловой женщины ,отказавшийся от традиционных  женских ценностей .У деловой женщины –руководителя возникает очень  сильное внутреннее противоречие ,приводящее к нервным расстройствам в результате исполнение двух ролей –руководителя на работе и исполнителя дома.
То ,что касается работы  женщины на посту, то это тонкий интеллектуальный  руководитель, хорошо прогнозирующий поведение  своих подчиненных .Свойственная ей лаконичность  в формулировке своих идей и мыслей ,позволяет глубже ощутить  нюансы отношений  к подчиненными и подчиненных к себе.
Из недостатков , влияющих .порой , на развитие становления карьеры женщины –руководителя  может быть нехватка  перспективного осмысления проблем ,наличие перестраховки ,консерватизм, тенденции погрязнуть в мелочах и эмоциях, погружение  в человеческие отношения (человеческий фактор).Присутствие мужчины с его особенностями ,в выработке правильного решения  является неотъемлемым. Наверное  высшая человеческая ценность –это уникальное сознание ,присущее  каждой личности именно природа дает почву для формирования и укрепления  гендерных особенностей  человека.     ,а социум  или укрепляет ,или деформирует ,а  иногда и вовсе разрушает  их  .

И это  основная человеческая ценность ,основанная на признании  внутренней  индивидуальной ценности ,присущей  каждой  личности или человеческой душе. Речь идет об уникальном  личностном сознании человека, его уме ,чувстве  и воли. Признание  этой ценности  ведет к признанию  единства человеческого рода  и огромного потенциала ,скрытого в каждом индивиде, с учетом его  пола. Гармоничное и полное развитие  может быть достигнуто  только с помощью образования .которое должно быть ориентировано на духовные ценности  и принцип неукоснительности.


Рецензии