Светлый талант. Часть II. Cлужение

О деградации уровня нынешней российской культуры и нравственности спорить не приходится. Чудовищные процессы происходят прямо на наших глазах.
Сказать, что  что-то творится не то в нашем «Датском королевстве», значит, ничего не сказать. Налицо даже не упадок, а падение, крушение многовековых устоев страны, разрушение основ семьи, опошление высокого и прекрасного, торжество низменного извращенства. И давно уже впору думать о создании параллельного искусства, очищенного от налипания почти столетнего слоя грязи и всякой скверны,  ядовитых примесей и паразитов.
Но, как гласит афоризм, «чем темнее ночь, тем ярче звезды!». Явление «феномена Моцардо» (не боюсь произнести это словосочетание в столь возвышенном контексте!) в наше время  можно оценить как некое чудо, явление необыкновенное и удивительное. Даже если ничего им уже не будет создано нового, он уже обессмертил своё имя пусть даже самим направлением творчества, вектор которого столь верно определен, а также талантом музыканта и художника - слова, красок и возвышенных созиданий.
В основе же всей деятельности Моцардо -  служение Богу и  Отечеству, служение ревностное, истовое, исполненное религиозного высокого смысла, помноженное на удивительное трудолюбие и любовь в самых возвышенных её проявлениях.
Мне неведомы все перипетии эволюции Моцардо-вокалиста в режиссера-постановщика, автора крупных проектов, сценариста и композитора. Сам он в статье «О создании моих фильмов…» начинает свой разговор с описания сложной эпохи перемен в России, имея в виду, вероятно перестройку. В том хаосе событий многие люди искусства были выброшены за борт их привычного бытия. Кто-то стал искать опору в бизнесе, политике, религии, размениваться на участии в непристойных играх, соучаствовать в бессовестном грабеже страны.
По признанию самого Моцардо, он нашел тогда опору для себя в русской истории,  «в истории, которой интересовался с юных лет, но именно в трудную минуту понял всё её значение, всю важность для человека, живущего в России. Ибо, не зная своей истории, нельзя называть себя русским, нельзя говорить, что любишь Россию. Я почувствовал в обществе жажду узнать отечественную историю – не искаженную, не обкорнанную, не приспособленную к сиюминутным политическим выгодам, но именно такую, как она была на самом деле. И я тогда не думал о том, что один человек ничего не может изменить. Я просто занялся тем делом, которого требовала моя душа, которое подсказывала моя совесть».
Найти опору в русской истории! Мне лично приходится впервые слышать подобное откровение. Но как же верно она звучит в наши дни! Ведь действительно, чтобы разобраться в том, что происходит в нашей сегодняшней неразберихе, нужно хотя бы мысленно возвратиться назад, в  прошлое Отечества, выбрав при том некие ориентиры, - а это уже и есть элемент истории. А если говорить в глобальном масштабе, то история России, сама по себе – есть кладезь, книга-книг, сокровище с несметными богатствами. И хотя весь мiр сей во зле лежит, но ореол Святой Руси помогает соединить прошлое с настоящим, узреть грядущее, постичь смысл(и замысел), место наше в мiре.   
И ещё одно Важное признание Моцардо:  «И тогда мне преставилось, что кино даёт возможность донести мои мысли и чувства, мои открытия в отечественной истории до наибольшего числа людей. И я без поддержки Государства и министерства культуры стал снимать фильмы, исторические тексты и иллюстративные материалы альбомов, дополнив их редкими архивными кадрами кинохроники стали основой документальных фильмов».
И тут всё становится на свои места, ибо кино давало возможность ему не только более полно раскрыть грани своего удивительного таланта художника звуков и красок, но и осуществить наиболее эффективный способ передачи для возможно более массового восприятия, при этом обессмертив лучшие свои творения, лишенные меркантильных целей и какой-либо коммерческой выгоды.
Следующим важным шагом Вячеслава Моцардо является выбор темы. Его утонченная душа высоко поэтична, ему присущ подлинно русский лиризм с оттенком неподдельного аристократизма, также, впрочем, как и замечательный украинский колорит. Всё это отчетливо слышится в русских классических романсах и украинских песнях, так мастерски исполненных ещё молодым Моцардо и запечатленных на кинохрониках тех лет. У Моцардо были варианты выразить свои чувства и мысли как певца природы, тончайших личных, в том числе любовных переживаний, или снизойти до уровня критика, внести мощную струю негативизма и опровержения бытующей лжи. Это могло быть выполнено очень талантливо и ярко, но такой путь был бы путем в никуда. Моцардо выбирает совершенно иную стезю. Его путь воистину царский. И не только потому, что героями его фильмов становятся русские Цари и Великие Князья и Княгини. Но и потому, что он отчетливо прочувствовал главное недостающее звено в народном сознании:  недопонимание смысла и значения Русского Царства. Царской  тема, пожалуй, - самая трудная и спорная, отрицаемая, порицаемая, но неизбежно вновь возникающая пред всеми нами. Некогда Николай Васильевич Гоголь в своих «Выбранных местах из переписки с друзьями» обращал внимание на особый лиризм русских поэтов. Этот лиризм близок к библейскому, он отсутствует у поэтов других наций, его обуславливают два великих предмета: Россия и Царь. При одном лишь имени «Россия», у русского поэта просветляется взор. А благодаря Царю, «поэзия наша, уже со времён Ломоносова и Державина, получила какое-то величественно – царственное выражение» Царственные гимны наших поэтов поражали и удивляли иностранцев своей красотой и возвышенностью. Царский менталитет россиянина отличался от менталитета республиканцев своим незримым достоинством и твердостью идеалов.
Работы Вячеслава Моцарда, проникнутые стремлением представить перед зрителем (заведомо нередко обманутым своим прошлым «просвещением») подлинные образы лучших представителей рода Романовых, не могли встретить должного сочувствия и понимания среди чиновников от Церкви, Министерства обороны, Министерства культуры и прочих высоких ведомств наших. Он снимает фильмы, рассчитывая только на Божью помощь, своё трудолюбие и тех добрых людей с несожженной совестью, которых встречал на пути своем.
В процессе работы над фильмами у  Моцардо рождается новый жанр, новый вид творчества. Обращусь опять-таки к его подлинным словам, ибо никто лучше его самого не сможет передать то, о чем с такой откровенностью сказал сам автор: «Следует сказать, что в процессе создания документально-исторических фильмов у меня сформировался некий совершенно новый жанр. Это не репортажные и не научно-популярные фильмы. Я назвал этот жанр  – художественно-документальный фильм.  Я не придумывал его специально, стремясь блеснуть оригинальностью и новизной – это заботило меня меньше всего. Новоиспеченные режиссеры позволяют, весьма вольно, обращаться с историческими материалами, приписывая реальным личностям совершенно неправдоподобные, ни на чём не основанные слова, мысли и поступки, я был очень  осторожен и твёрдо следовал своему принципу – каждый эпизод фильма, каждая фраза закадрового текста должны быть основаны на документах, архивных материалах, сообщениях реальных очевидцев и участников тех событий. Я ничего не придумывал, не искажал фактов, не вкладывал в уста исторических личностей собственные суждения. Поэтому я имею право называть свои фильмы историко-документальными».
Но кроме исторической достоверности фильмы Моцардо подкупают какой-то неземной красотой. Перед зрителем предстают изумительные картины природы.
Звучат пленительные, трогающие душу, мелодии. В документальные ленты ненавязчиво вплетаются иногда сценические образы, виды современных городов(к примеру Петербурга), фотографии, документы… «я слишком хорошо знаю отношение рядового зрителя к документальному кино - нечто нудное, скучное, под безстрастное бормотание ведущего историка в кадре. Мне же хотелось, чтобы зритель воспринимал мои фильмы эмоционально. Поэтому я ввёл несколько художественных эпизодов, когда персонажи напрямую обращаются к зрителю со своими монологами. Поэтому полноправным персонажем фильма стала сама Россия – мы, с приглашенным оператором, сняли великолепные панорамы русской природы в разных уголках нашей огромной страны, и включил эти кадры в фильмы как  композиционную опору, которая держит на себе всю визуальную структуру произведенияНа виды природы накладывались фотографии, документы и кинохроника, громадное внимание уделялось музыке – как самому эмоциональному из искусств, обращающемуся непосредственно к подсознанию зрителя; музыка в моих фильмах не просто  заполняет паузы между фрагментами текста, она настраивает зрителя на нужный лад, помогает в восприятии сложнейшего исторического контекста и дополняет образы главных героев тонкими нюансами, которые невозможно передать словами. Много времени посвятил  монтажу – выстраивал ритм, позволяющий удерживать внимание зрителя, сочетать разные образы, создавая определённое настроение»
В своей работе над фильмами Моцардо следует ещё одному важному принципу. Он не доверяет не только идеологиям, грубо искажающим канву истории, но и пристрастным воспоминаниям некоторых несправедливо обиженных. Ведь не секрет, что ряд исторических свидетельств делались за границей в надежде заработать на каких-то сенсационных материалах, да и само чувство обиды нередко служило недобрую службу для объективных оценок произошедшего.
Да, воистину Царский путь - есть следование без уклонения ни на  десно, ни на шуе(Притч. 4, 27), но лишь прямо; пусть это прямо - есть тончайшая, как лезвие бритвы стезя, но лишь она ведет к правде Божьей, - и это главное!
Плодами работ Моцардо стали замечательные фильмы « Великий Князь Константин Романов», «Ольга Романова - королева эллинов», «Ушедшие в вечность»; сейчас в работе фильмы:  «Великий Князь Константин Николаевич Романов», «Самодержец Всероссийский Император Николай I», «Самодержец Всероссийский Император Александр II»,
Вячеслава Моцардо трудно застать на месте. Он весь в кипучей работе, в мастерской творчества и ваяния, - это его жизнь и песни его души, он - гусляр новых песен о старой России – Святой Руси,  но услыхать их сможет лишь чуткое ухо.
Пожелаем же ему Божьей помощи и новых свершений на ниве святого искусства, во благо России!

 
                Посвящается Вячеславу Моцардо
Не дай мне Бог
Сойти с ума,
Но - донести бокал священный
Благословенного вина,
Что Ты плеснул Десницей Щедрой.

Не дай мне Бог
Лишиться крыл
И обрести себя в паденье,
И средь отеческих могил
Бродить, не ведая волненья.

Не дай мне Бог
Забыть свой дом
И унестись в чужие дали,
В чужой земле найти свой кров,
Без сожалений и печали.

Не дай мне Бог
Забыть Тебя,
А полюбить покой презренный,
Иль славы пышной образ тленный,
Спасенья в вечности губя.

Не дай мне Бог
Сойти с ума,
Но даруй силы и терпенье,
Благословенного огня
Неугасимое горенье.


Дай Бог
Входить в Твой храм Святой,
Пред Чашей преклонять колена,
И с покаянною душой
Вкушать Крови Твоей и Тела.

Дай Бог
Вдыхать красу полей,
Дыханье ветра, щебет звонкий,
Дай слышать до последних дней
И видеть солнца лучик тонкий.

Дай Бог,
Чтоб на закате дня,
Когда навек сомкнутся очи,
Узреть на облацех Тебя
Душе  благой и непорочной…

 


Рецензии
Не в бровь, и не в глаз... а в самое сердце. Спасибо за Ваш дар.

Тамара Малеевская   30.01.2013 08:11     Заявить о нарушении