Книги и технический прогресс
Последнее время я оценила ещё одну техническую новинку – аудиокниги. В дороге в общественном транспорте они отвлекают от скучных мыслей о ежедневных делах, от однообразия серых озабоченных лиц пассажиров. Если едешь в метро из одного конца линии в другой, то читать весьма трудно – постоянный шум, мелькание толкающихся, входящих и выходящих людей, их разговоры мешают сосредоточиться. Надевай наушники, закрывай глаза, садись где-нибудь в конце вагона, и никто и ничто тебе не мешает погрузиться в очередную литературную историю.
Если же едешь в поезде или в автобусе, сидя у окна, и перед глазами спокойный русский пейзаж – заснеженные поля, сплошная стена подступивших к дороге деревьев, провинциальные посёлки или современные коттеджи разнообразной и причудливой архитектуры, то хорошо слушать музыку или стихи, которые читают только тебе замечательные артисты. И часто становится жалко, что дорога кончается.
У аудиокниг есть одна особенность – они окрашивают литературное произведение новыми цветами, делают их объёмными. И это не только благодаря прекрасному чтению, с выражением и эмоциональными интонациями артистов – чтецов, но и часто музыкальному сопровождению. Недавно читала (слушала) рассказ А.Грина «Фанданго». Фанданго это испанский танец. Вот как автор описывает его – «Фанданго! При этом энергичном, коротком слове на мою голову ложилась нежная рука в латной перчатке, - рука танца, стремительного, как ветер, звучного, как град, и мелодического, как глубокий контральто. Легкий холод проходил от ног к горлу... Фанданго - ритмическое внушение страсти, страстного и странного торжества. Вероятнее всего, что он - транскрипция соловьиной трели, возведенной в высшую степень музыкальной отчетливости». И вот вы слышите сами эту музыку и можете свои впечатления о ней сравнить с впечатлениями автора. Она звучит в конце каждой главы.
Благодаря аудиокнигам даже замученные школой произведения русской классики читаются (слушаются) с интересом. Давно ли вы, например, перечитывали повести и сказки Салтыкова-Щедрина? Как раз сейчас я их читаю (ну невозможно заменить это слово!) с помощью аудиокниги. В советское время Салтыков-Щедрин считался борцом с царизмом, с крепостничеством. Но я пришла к выводу, что именно сейчас он актуален. Хотя я в этом не оригинальна. Известный современный писатель Д. Быков в своём очерке «История одного одиночества» (книга Быкова «Вместо жизни») говорит: «Подозреваю, что сегодня Салтыков-Щедрин – самый насущный русский классик, опередивший свой век гораздо радикальнее, чем его великие современники…, кроме него никто нам сегодня не объяснит нашего истинного положения.… В «Истории одного города» уловлен, пожалуй, главный вектор российской истории, а именно – закон самосохранения города Глупова вопреки усилиям градоначальников. Империя, само собой, деградирует – ибо, чтобы удерживаться в целостности, ей надо всё больше глупеть и опрощаться… Щедрин считал, что причина национальной невменяемости – в отсутствии общественной мысли, уход любой дискуссии в песок, тьма среди белого дня, заставляющая нас истреблять своих… Мы ни о чём не договорились, ни в чём не определились…- так и прыгаем из тирании государственной в тиранию либеральную, из террора бурчеевского в террор революционный и обратно… Но где нет поступательного развития, а есть коловращение, историческая воронка, - там история рано или поздно прекращает течение своё»
Замечательная книга Д. Быкова «Вместо жизни» - это сборник очерков о литературе, писателях, поэтах, художниках, о кино, о нашем времени. Конечно, любой автор, вольно или не вольно, пытается навязать читателю своё отношение, свой взгляд на литературное произведение, на его автора. У Быкова это достаточно прозрачно, но оно скорее вызывает стремление поспорить с автором, перечитать произведение, о котором он рассказывает, чтобы определить своё мнение. Я не согласна с некоторой оценкой Быковым творчества М. Цветаевой, Нади Рушевой, Е. Евтушенко и др. Он считает, что главное – это личность, её гениальность именно как личности, а уж творчество – это вторично. Однако гениальных в некотором роде личностей, если посмотреть вокруг, много, но они не создают гениальных произведений. Каждый великий художник, писатель, музыкант велик своими произведениями, а уж каким он был человеком, думаю, для потомков не должно иметь значения. И Пушкин, и Бетховен, и Руссо, и В. Высоцкий не были ангелами в жизни, но они велики, потому что создали великие произведения. И вообще, зачем копаться в частной жизни великих творцов? Это мешает воспринимать их великие творения.
Современные же писатели не только пишут, но и активно занимаются политикой. Тот же Д. Быков, Б. Акунин, А. Проханов. Недавно с интересом прочитала книгу Эммануэля Каррера о Лимонове – «Лимонов». Но об этом уже в другой раз.
Свидетельство о публикации №213012802319
Владимир Байков 29.11.2014 21:36 Заявить о нарушении
Татьяна Синева 29.11.2014 22:51 Заявить о нарушении