Отторжение

     Анализируя стихотворение Санкт-Петербургского поэта Алексея Филимонова «Отторжения» в ракурсе объёмного эссе Вячеслава Николаевича Фаронова http://proza.ru/2013/01/27/1840, хотел бы отметить следующие мысли по поводу и стихотворения, и эссе сопровождающего данное произведение.
     Стихотворение «Отторжения» по содержанию близко к «чёрному квадрату» Малевича. Что стоит за картиной? Божественное наполнение или земная пустота? Что выражают «Отторжения» - каждый прочитавший может рассудить о глубине согласно своему литературному вкусу и видению.
     Не случайно В.Н.Фаронов о своём эссе, посвящённом анализу стихотворения «Отторжения» говорит: "представленный ниже текст является плодом исключительно субъективного восприятия и мышления без всякой претензии на что-либо большее".
     Я разделяю эту, его отправную точку погружения вглубь стиха. Вот и мои впечатления от прочтения стиха.

"Отторжения", Алексей Филимонов.

 Там ненавидят взрослые меня,
 где царствую ребенком безымянным
 при тусклом свете призрачного дня
 и озаряюсь сном первостеклянным.

 Заметный ветер пыль растормошит,
 и я присяду на краю асфальта.
 Но кем мне быть? Как будто кто решит.
 Кленовая пусть ляжет в бездну карта.

 Открой ладонь - там камень или снег?
 Мне нужен мир, где я не обнаружен.
 Вкруг фонаря, где времени побег,
 клубятся отражения жемчужин.

     Первое: Стихи, как таковые, в объяснении не нуждаются. Эссе В.Н.Фаронова - трактат-расшифровка, прозо-поэтический трактат.

     Второе: При всех жанровых видах поэтического слова мне ближе чистая, ясная, видимая, рельефная картина природы. Наполнение стихотворения жизнью – суть поэзии. Стихотворение должно быть понятно читателю, будить и вызывать чувства сопереживания или хотя бы «Отторжения». Да, пожалуй,  это стихотворение вызывает именно это чувство. Значит при всём несогласии с рисунком стиха – это произведение искусства.

     Третье: Поэтических форм для выражения своего видения у пишущего поэта – множество. Среди них есть и "вневизм". Вдаваться в подробности – попусту тратить драгоценное время читателя. В интернете есть ссылки на это направление в поэзии.
     Особенно богато на разнообразие поэтических форм и жанров было начало прошлого века. Было… Тропа не заросла к истокам нашей животворящей поэзии – к А.С.Пушкину. Чем дальше уходим от него во времени в современность, тем заметнее и ощутимей гений поэта и значимей его наставления поэтам нашего настоящего и будущего. Современность стихосложения, подходов и форм поэтического жанра неотделима от А.С.Пушкина. Фундамент поэзии – А.С.Пушкин.

     Четвёртое: Поэзия и жизнь – неразрывны. Что там говорить, поэзия без жизни – безжизненная поэзия, мёртвая, – это замёрзшие, в отсутствие литературного живого слова и образа, почки на ветвях великого русского искусства, не распустившиеся с наступлением весенних солнечных дней!

      Пятое: Перечитывая стихотворение и свои бурные комментарии к нему, чтобы у читателя не возникло превратного отношения к моей личности замечу, что стихотворение литературное, образное, поэтичное, кроме того нахожу некоторое сходство с моим восприятием мира и отображением его в стихах. На примере эссе В.Н.Фаронова, здесь изложен мой подход к прекрасному. Я не против многообразия форм поэтических, - я за чёткое представление развития поэзии в будущем.


Рецензии