Андрюшкино детство

                (Из писем к Валентине Филатовне)
 
   ...Я ведь читать начал рано, года в четыре, наверное. А писать научился лет в пять.
   Мать работала с утра до ночи, и что бы я во дворе, да по городу не болтался, увозила она меня на лето в деревню к бабке. Бабка была древняя, дореволюционная ещё. Скот какой-никакой держала, корову, кур, гусей пяток, пару свиней, и кобылу старую. Огород был большой. И изба рубленная. Но изнутри изба была оштукатурена глиной и побелена белой известью. В пол-избы стояла большая Русская печка. Спала бабка на печке этой и зимой и летом, ну а я на лавке подле. Почему на лавке? Не мог я даже с лавки на печку забраться, мал был, а печка, ой высокая.
   Уматается бабка за день охает только, да за поясницу держится, а я жду когда же она спать ляжет. Ложилась она рано, со скотиной управится и на покой, потому как назавтра вставать до зари, с первыми петухами. А петухи первые часа в четыре голосить начинают. Одним словом - хозяйство.
  Подойдёт бабка крехтя к столу, задует свечку и начинает на печку карабкаться. Сперва на лавку встанет, а потом и навеpх заберётся. Задёрнет зановесочку, да минут через пять уже и похрапывать начинает.
   Я на лавку возле печки лягу, затихну, затаюсь, а в голове чисто, ясно. И полетели мои детские мысли, да мечты как на крыльях. И куда только не залетают. Лежу-лежу, а потом так невмоготу станет, думаю дай-ка запишу на чём-нибудь, завтра пацанам на улице расскажу. Потому как знаю, если не записать, на утро ничего не вспомню.
   А у бабки бумаги в доме отродясь не было, только в сарае два сундука "керенок", да старых облигаций, на них много не напишешь. Она безграмотная была, когда почтальонша пенсию 7 рублей приносила, бабка в ведомости крестик ставила. Ручки перьевой и чернил тоже не было, только один химический карандаш, да и тот она так запрячет, в жизни не найти. Потому-как если найду я, то карандаша уже не будет, один рот мой весь в чернилах.
  И вот встаю я потихоньку с лавки и в темноте крадучись к деревянной бочке с водой направляюсь, она в углу избы на выходе стояла. Подойду, отодвину деревянную тяжёлую крышку, нащупаю, сбоку висящий, железный ковшик, зачерпну воды и громко так, пить начинаю. Бабка на пару секунд храпеть перестанет, перевернётся на другой бок, а потом опять в храп, да ещё громче. Думаю, ну всё, теперь можно, пора. Подойду к столу, зажгу свечку, потом тИхонько-тИхонько с боку печки. Приоткрою дверцу (ох, и скрипучая же она была), достану уголёк и к стенке белёной.  Подставлю табуретку (тяжёлая она зараза была), встану и начинаю угольком слова выводить. Рассказ писать значит. Часа два царапаю, да угольки меняю. Вся стенка изрисована, писать уже негде, а ведь столько ещё всего в голове. Досада прям. Ведь проснусь - не вспомню, чё пацанам-то завтра рассказывать буду. Думаю себе, ладно постараюсь запомнить. Лягу и вырубаюсь в момент, будто все мозги мои кто-то отжал, такая усталость наваливается.
  Утром бабка ни свет-ни заря, когда за окном ещё темно, начинает сползать с печки. Кряхтит, охает и что-то там себе причитает под нос. Не зажигая свечку или керосинку и не глядя спросонья по сторонам выходит из избы. Работы много, скотину накормить-напоить, в стайках убраться, корову подоить да во двор выгнать, курям зерна насыпать, свиней накормить, гусей.
   После того, как управится, с первыми лучами летнего солнышка в дом возвращается. Заходит охает-ахает. И тут! Глянув на белёную стену всю исписанную и измазанную углём начинает истошно голосить.
   -Ах, ты паразит, проклятый!!! Антихрист окаянный!!! Что ж ты опять, паскудник этакий, натворил-то?!!! Опять всю стену увозюкал! Ну, сорванец! Ну, зараза! Сейчас я тебе дам, ирод, будь ты не ладен!!!
   И начинает метаться по избе в поисках веника. Но я хоть и маленький был, а о последствиях думал заранее и в таких случаях веник ещё ночью прятал.
   Подскочив, как ошпаренный с лавки, сообразив спросонья что происходит, я пулей вылетал из избы. А в след мне на всю деревню неслись самые страшные проклятия.
   Но отбежав на безопасное расстояние, отдышавшись и успокоившись, я направлялся нА-реку. Там у меня была спрятана удочка, на которой вместо лески был конский волос и настоящий стальной крючок. Я всегда знал, что к обеду, когда бабка успокоится и забелит стену, я уже успею натаскать пару тальниковых прутиков чебаков, ельцов и окуней.
   Ближе к обеду, когда летнее жаркое солнце было почти в зените, на высоком яру появлялась моя любимая бабка. Почему любимая? Да потому-что я был уже страшно голоден и все кишочки начинали прилипать к спинке. В животе начинались судороги и начинало слегка подташнивать.
  Бабка, как древний, величественный монумент, стояла на самом верху, на краю обрыва. Длинная, тёмно-синяя до пят юбка слегка колыхалась на летнем ветерке, голова была повязана незатейливой тёмной косынкой. Приложив козырьком ко лбу ладонь и увидев меня в самом низу у воды, она начинала кричать.
   - Андрюшка, чёрт поганый, подымась наверх, марш в Избу, обед стынет!
   Я обрадованный, быстро прятал удочку, брал в руки тальниковые прутики с нанизанной на них рыбой и быстро начинал выбираться наверх.
Выбравшись, оббежав бабку стороной, я мчался сломя голову в Избу.
  Так, стенка забелена, на столе большая миска с горячими щами, толсто-нарезанный чёрный хлеб, кружка со сливками, огурцы и лук-батун. Ура! Сейчас я повеселюсь, а то, что-то я совсем ослаб, со вчерашнего дня во рту крошки не было.
   Тяжело переступив через порог, бабка грозно молвила:
   - Ты руки мыл?! Сарванец ты этакий!
  Я подбегал к рукомойнику и начинал быстро мыть руки. В голове мелькали нехорошие мысли - щас ещё чё-нить скажет, сожру и бабку и обед и всю её скотину.
   Бабка садилась рядом наискосок и начинала мне выговаривать:
   - Ты пашто стены малюешь. Мать приедет, я ей всё доложу. Совсем от рук отбился. Ещё раз загадишь избу, напишу матери пущай приезжат, забират тебя.
   -Бабуш, так ты писать не умеешь!
   В мою сторону летит подзатыльник. Но я ловко уворачиваюсь и продолжаю как ни в чём не бывало уплетать за обе щёки всё подряд.
   -Много ты знаш!
  Потом помолчав, успокоившись, ласково спрашивает:
  - Ты кады в школу-то идёшь, нонче аль на следущaй год?
  - На следующий, Бабуш, на следующий. 
  - Ты в школу-то кады подёшь, учись как следат, не балУй, не шалапайничай. Мать-то вишь, какА у тебя вумная, работает, дяпутат, кажный год два раз в Москву летат на раплане".
  Закатив на секунду глаза в потолок и коротко перекрестившись, на пол-тона ниже добавляет:
  - Господи, прости её душу грешную.
Затем снова строго глянув на меня, молвит:
  - Учись, Андрюшенька, учись - шофёром будешь.

               
               


Рецензии
Андрюш, привет! Как же здорово ты пишешь! Пока читала, всё время улыбалась)Спасибо!

Елена Кельв   29.06.2016 13:21     Заявить о нарушении
Леночка, дорогая, здравствуй! Совсем пропустил твой милый отзыв. Захожу на этот сайт редко. Спасибо Тебе! Может вообще перейти на прозу? Что скажешь? Жизнь была большая, судьба наверное интересная. Мыслей много, сюжетов "ну просто завались" (как говорил кот Матроскин), вот только для прозы усидчивость нужна, большое терпение, труд огромный, напряжение, это не стишок тебе - кто-то сверху клюнул-плюнул, сердчишко зашлось, нервы натянулись тетивой... раз и строчки, как стрелы... быстро и без напряга. А что потом, после этого выстрела больной, так это не беда, травки-корешков на самогоне попил и опять жив-здоров. Не могу всё решится... кто бы подтолкнул.

Андрей Павлович Костебелов   12.07.2016 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.