Незаметный

Здравствуйте. Меня зовут Петр. Я сразу предупреждаю вас: я неинтересный человек. Я занудный человек. Думаю, на Земле не было ни одного живого существа, которому я бы был дорог (кроме родителей, разумеется). А "был" я потому, что 5 мая 2007 года меня не стало. Естественно, я не обольщаю себя мыслью, что кого-то заинтересует этот  факт. Просто я чувствую, что должен сообщить об этом миру. Просто так. Чтоб знали. Итак, меня зовут Петр и 5 мая 2007 года я умер. Знайте.
    Понятное дело, вам совершенно все равно, как это случилось. В смысле, моя смерть. Но я все равно расскажу, ладно. Вы можете меня не слушать, вы можете отойти подальше, заткнуть уши, спрятать лицо в ладонях. Я не собираюсь кричать. Я не хочу никого заставлять узнавать что-то обо мне. Но...
    Я был самым обычным подростком. Я ходил в школу, я играл в футбол. Учителей помню смутно. Друзей у меня в школе не было. Была компания, но, кажется... Если меня не было на занятиях, никто этого не замечал. Не было и ладно. Опоздал, заболел, погиб. Неважно. Предполагаю, что в глазах одноклассников я был всего лишь парнем в потертом синем свитере, который сидит за последней партой. А, может, никто и на свитер мой внимания не обращал. Просто парень. Учился я неплохо. Старался, потому что отец так хотел. В итоге окончил школу хорошо - в табеле не было троек.
    Ах да, мой отец. Отец был великолепным человеком. Сильным, властным, ярким. Я б сказал: выдающимся. Его хорошо знали в узких кругах. Он был профессором. И хотел той же карьеры для меня. Я уважал его желание. И только. Мне было все равно. Я не был таким, как он. Он светил, а я просто так топтал землю. Все его друзья из узких кругов смотрели на меня, мальчишку без троек в табеле и студента, который не блещет, и я читал в их глазах: ты топчешь землю, дорогой, ты всего лишь топчешь землю.
    Моя мать. Моя мать меня любила. Она так меня любила! Она заботилась обо мне, она тряслась надо мной. Ей было все равно, кто я. Я был ее сыном. Я был ей нужен. Спасибо, мам.
    Университет. Я поступил туда для отца. Он говорил: ты станешь преподавать. Или нет: пойдешь в науку. Ты станешь еще известнее меня! Он лгал мне прямо в глаза. Я видел: он сам не верит в то, что говорит. Ты топчешь землю, дорогой. Ты всего лишь топчешь землю. Но в любом случае он меня любил. Нерадивых сыновей тоже любят. И я его любил. Да что там! Я молился на него. И я сделал это для него. Сдал экзамены.
    Не помню лекций. Помню, что было душно, что кто-то постоянно просил открыть окно. Помню бороду профессора: тяните ваш билет! Помню тусклые вечера, лампу, раскрытый учебник, залитый чаем конспект. В голове осталось лишь это. Сидел я за последней партой. Кто был в группе? Увы, не помню. Лишь что-то смутное... Девушка в сиреневой кофте, та, что просила открыть окно. Кажется, я был влюблен в нее. Но это в прошлом.
    Когда я учился на третьем курсе, произошло страшное. Умер отец. Это было больно и неожиданно. Мать поседела в одночасье, а ведь была еще не так стара. На похоронах друзья из узких кругов разговаривали между собой, ко мне даже не подошли ни разу, только к матери. Будто я даже сочувствия не достоин. Нерадивый сын. Твой отец был светилом. Его больше нет. А его сын настолько не вышел, что даже не может продолжить его дела. Наверное, они ненавидели меня. Но мне было все равно.
    Мне нужно было заботиться о матери. И я бросил университет. И пошел искать работу. Случайно наткнулся на объявление: нужен контролер в банк. Собеседование было номинальным. Меня спросили равнодушно: тебе нужна эта работа? Пошутили: не боишься, ограбление будет? Я сказал: мне все равно. И стал контролером.
    Со мной две девушки работали. Катя и Настя. Катя студенткой была, подрабатывала, скромная такая девушка. Улыбчивая. Хорошая девушка, спрашивала меня каждое утро, когда я приходил: как спалось? не устал еще от нашей скучной работы? И улыбалась.
    Настя была другой. Тоже была студенткой, зарабатывала деньги на "карманные расходы", как она сама нам говорила. За ней после работы приезжал мужчина лет сорока с виноватым выражением лица. Так помню: будто извиняется все время за что-то. А Настя не извинялась: держалась гордо, немного надменно смотрела на нас с Катей. Все время прихорашивалась. Легкомысленная девушка и немного самовлюбленная.  Всем видом говорила: я тут ненадолго и кивала в сторону двери. Надеюсь, ее планы осуществились.
    А произошло все так. Ох, как метко тогда пошутил этот, на собеседовании. В каждой шутке доля правды, да.
    Вышел я в то утро, как обычно, в 7. Поцеловал маму. Выбежал из подъезда, вбежал в автобус (в последний момент, а то бы опоздал). Потом метро - три станции. Читал газету. Писали что-то про убийство какого-то бизнесмена. Прочитал - выбросил.
    Знакомая вывеска моего банка. Обычное Катино: как спалось? И улыбка. Настино протяжное: а, зрааавствууй. Сел на свое место. Просмотрел кое-какие бумаги. Пересчитал деньги. Скучная работа. Особенно, если нет клиентов. Клиентов не было, приходят обычно ближе к середине дня. Снова пересчитал деньги. Настя достала зеркальце, Катя начала раскладывать бумаги. И тут произошло. Дверь распахнулась как-то резко. Вошли двое. Они мне сразу не понравились эти двое. А потом как во сне: один достал пистолет. Я тогда подумал: ну надо же, прямо как в кино. Был ли страх? Не знаю, все было слишком нереально. И быстро. Скорее всего я просто не успел испугаться. А Настя как-то успела дотянуться до кнопки сигнализации. И один из двоих успел это заметить. И у этого одного был пистолет, и он успел нажать на курок. А я, несмотря на то, что время летело невероятно быстро, успел заслонить Настю своим телом. Надеюсь, ее планы осуществились.
    Ну а потом... Вы знаете. Я умер. То, что я рассказал вам сейчас, понимаю, неинтересно. Моя жизнь - неинтересна. Я человек последней парты. Вряд ли обо мне кто-нибудь вспомнит, кроме моей матери, разумеется. Очень за нее волнуюсь: как она там одна. И Настя. И Катя. Надеюсь, они быстро забудут об этом ужасном дне. И все у них хорошо будет.
    Ну а что касается меня... Я не мой отец. Я просто топтал землю. И я очень рад, что вы нашли в себе достаточно сил и терпения, чтобы выслушать все это. Большое спасибо за внимание.


Рецензии