Спуск

                Что русскому приключение, то американцу смерть.
                Филиппинская народная мудрость.

*****

(На фото слева направо, на старте спуска: Мартиньш, Лёша, я - в оранжевой футболке Karelia Soutu, Лаура, Ренат - фото от ренатовой))) Оксаны. События декабря/января 2009/2010г.)

*****
 
       Заканчивается только вторая неделя новогоднего отдыха в местечке Моалбоал острова Себу, а уже начали стираться воспоминания перипетии дня нашего вылета из Домодедово: ледяной дождь, поломки деревьев и линий электропередач, громадные пробки, отложенные рейсы нескольких дней по всем аэропортам Москвы.... и первый рейс - под громкий хохот зала - в Тель Авив, и второй - наш, на Катар.
    
       Всё это там, далеко и уже не вызывает никаких негативных эмоций! Даже потеря багажа всей нашей группы, отсутствие его в течение 4-х дней и беглое вручение без извинений компанией Qatar Airlines, не омрачает ныне спокойного созерцания океанского прибоя под лучами тёплого, не жгучего, филиппинского солнца. Даже ежедневный взгляд на вновь приобретенную перед путешествием, но прилетевшую за мной разбитую, багажную сумку, - её побитые и согнутые ручки, и отломанные колесики совсем не портит настроения!
    
       Что вообще может испортить настроение, когда до накалённой денежными страстями и пустыми негативными эмоциями Москвы около 10 000 км? Да ничего!!! Последние годы, летая по миру, я ощутил удивительную вещь: чем дальше от России, тем спокойней на душе! Вот такая  прямо пропорциональная пропорция! Слегка напрягает полёт над Афганистаном и Пакистаном, но эти эмоции можно отвлечь или беседой с приятным собеседником, или рюмкой хорошего коньяка… Ну, фонит Россия негативом, к сожалению, фонит… Я уже седьмой год не смотрю российское ТВ и не читаю российской периодики, но уши не заткнёшь и глаза не закроешь от окружающей действительности… 

*****
      
Сегодня на пляже как никогда немноголюдно, местных жителей не видно вообще, а японцы-дайверы еще не появились. Русских нас вообще тут только четверо – я, Лёха, Ренат до Оксана, прилетевших вместе, и это радует вдвойне. Мы, русские, в этом глухом местечке не частые гости. Хорошо, что есть такое место на острове Себу, где можно почти по-деревенски отдыхать среди аборигенов, совершенно не напрягаясь, глядя на поведение соотечественников…

       Так, на пляж выходит Мартиньш со своей женой Лаурой… Интересная семейная пара латышей, которые нашли себя здесь, нашли свою новую Родину.

*****
      
     Встречая Новый, 2010 год в тростниково-бамбуковом ресторанчике на сваях, выходящем языком в океан, мы разговорились с Мартиньшем о причине его появления тут, на Филиппинах, вдали от цивилизации и он мне сказал интересную вещь: «Знаешь, Дим, я прилетел сюда из Риги позаниматься дайвингом и улететь домой. Но в первый день я понял – Я никуда больше отсюда не уеду. Тут мой Дом! Я с самого детства, живя в Риге, чувствовал, что я чужой здесь и всё мне здесь чуждо. Я был уверен, что найду Родину, где буду чувствовать себя До-ма. Теперь я Дома, я тут, на острове Себу в маленьком городишке Моалбоал. Как бы ни было трудно сейчас, я отсюда не уеду».
    
       Я внимательно выслушал его рассказ и задал себе вопрос: «А где твой родной дом, Дима?.. Найдёшь ли?.. Мартиньшу повезло, он нашёл. Многие до конца жизни не находят».
    
       Мы обменялись приветственными рукопожатиями и Мартиньш задал неожиданный вопрос:
      
       - Как спалось? Не замёрз?

       Я быстро вспомнил события ночи… Засыпал как всегда раздетым под простынёю, под открытым окном, около 23-00. Проснулся перед рассветом, простынь в стороне, из открытого окна дует ветерок, накинул простынь, прикрыл наполовину окно и встал окончательно около 6-00…
      
       - Да нет. Чуть прикрыл окно и отрубился дальше…

       Леха, Ренат и Оксана сказали то же – не замёрзли.

       - Да?!!!!! А мы с Лаурой проснулись около полуночи от того, что замёрзли под шерстяным одеялом! Впервые достали пуховое одеяло, завернулись и дрожали обнявшись, до утра! У местных узнали: сегодня тут был температурный рекорд +20С! Они вообще всю ночь у костров сидели!
    
       И тут я вспомнил аборигенов, которые выстроились в шеренгу на берегу, когда я на рассвете прогуливался вдоль линии отлива. Они стояли в болониевых куртках, спортивных шапках и ботинках и, как мне казалось, показывали пальцами на простирающейся за мной океан… Я тоже смотрел, но ничего не видел. Только теперь я понял, что они показывали на меня, на меня, который шёл в шортах с голым торсом босиком среди оставленных отливом луж и заводей…
    
       Выслушав Мартиньша, я удивился не озябшим местным жителям, а Мартиньшу: еще не прошло и 2-х лет как он поселился тут, а организм уже полностью перестроился на высокие положительные температуры. +28-30С – это для его организма комфортная температура, а около +20С уже «колотун-ага»…
   
        Что ж, если не соберётся обратно, то тут жить можно. Отсутствие яркого солнца, - оно всегда тут пробивается сквозь легкую дымку, - и круглогодичная температура +27-29С вполне комфортабельны для жития…
 
       Мы с полчасика поговорили о многом, и, уловив наши эмоции, вдруг спросил:
    
       - Не заскучали тут на пляже?
    
       Сделав полный глоток свежевыжатого мангового сока, с наслаждением проглотив его я, сощурившись сказал:

       - Да, разнообразия бы не помешало.
    
       Тут я немного слукавил: подводный мир прибрежного кораллового рифа был очень богат живностью и красками. Я нырял без подводного обмундирования (только маска, ласты и грузы) и мне впечатлений хватало каждый день. А на днях ещё Мартиньш отвёз нас всех на лодке к острову Пескос, что около 5 км от берега, к которому прибилась стая ставриды тонн на 100. Именно так и измеряют! Тонн на 100! И я полдня с огромным удовольствием плавал среди сверкающей под солнечными лучами этой огромной стаи и с опаской поглядывал на лежащих на дне, на глубине 10-12 метров, объевшихся ставридой 2-х метровых песчаных акул.
Мартиньш сказал, что акулы никуда не уйдут пока не съедят всю стаю, а ставрида никуда не уйдёт потому что ей в этом месте чрезвычайно комфортно.
    
       Я слукавил потому, что мне было интересно, ЧТО из развлечений предложит Мартиньш, потому что сам его вопрос был больше риторический…
 
       - Предлагаю для разнообразия спуск по горной реке, вплавь. На руках и ногах по глубокому горному ущелью. Протяженность маршрута около 8 км, ширина речки от 3-х до 10 метров. Будет около 10 водопадов высотой до 4-х метров. Температура воды около +27. Время спуска, из предыдущего опыта, около 2,5 -3 часов. Из обмундирования лёгкое дайверское обмундирование, включая сапожки и перчатки. Ехать до старта 1 час. Я все организую. Да, почти в самой дельте реки, перед её выходом на океанское побережье очаровательнейшая деревня орхидей. Тут не расскажешь – надо увидеть. Ну как?
    
       Вопросов у нас было мало. Всё ясно и понятно. Завтра к 8-00 за нами подъедет полноприводный открытый автобусик и мы поедем на вершину горы для того, чтобы потом спуститься.    

*****

       Вечер удался!!! Как только село солнце, хлынул дождь, даже не дождь, а тропический ливень! Мы с трудом в этой деревушке нашли ресторанчик, в котором бы нам не капало за шиворот и не закидывало брызги через открытые ограждения на стол.
    
       Странно, но никому из нас не пришла в голову мысль о поведении нашей горной речки после такого ливневого катаклизма… Ужин «прошёл в весёлой и дружественной обстановке!..»

       Утром я проснулся от шума дождя. Не скажу, что это был ливень, но дождик такой, что дома я б без зонтика не вышел. Тут он не нужен: температура дождя те же +28 и можно брать кусок мыла и пользоваться им как под душем! И если впереди спуск по горной река вплавь, нужно ли блюсти сухость обмундирования? Поэтому я оделся и вышел.
 
      Добрались до старта мы быстро, и без приключений. Только на крутом подъеме на хвост нам сел автобусик-близнец, в котором сидело человек 7-8. Поднявшись на смотровую площадку, мы спешились и зашагали в лес, в лес бамбука шире человеческого охвата и красного дерева. Мы быстро шагали, предвкушая массу новых  впечатлений…
   
      Через пару километров мы вступили на подвесной легкомысленный мостик, остановились рядом с Мартиньшем и посмотрели вниз: где-то на глубине 12-15 метров в узкой расщелине бурлила наша «речушка». Я посмотрел вдоль течения, вокруг, и сразу вспомнил кадры из фильма «Хищник» со Шварцем. Мартиньш грустно улыбнулся и спросил:

       - Ну что, возвращаемся?...
    
       Наступила пауза. В нашем интернациональном коллективе было две женщины: Лаура, жена Мартиньша и Оксана, жена Рената. Мы молча повернулись к ним, ожидая их ответ … Но тут к мосту подошла группа с другого автобусика и громко загалдела… Внешний вид… Речь… Говор… Америкосы!!! Им то, что тут делать?!! Ну что им-то на пляже не лежалось!!! Галдели они недолго… Судя по их перекошенным от страха лицам перспектива спуститься вниз и сплавляться по реке им не улыбалась вовсе. Минуты через 3-4 они гуськом, почти молча, побрели в обратный путь.      
    
       Наши женщины проводив взором американцев, почти мгновенно и сразу сказали:

       - Чего стоим-то, мужики? Вниз, вниз!..

       Мы дружно и в голос рассмеялись и кто-то вслух сделал заключение:
      
       - Что американцу смерть, то русскому приключение!
    
       Перекат за перекатом, порог за порогом, грот за гротом, водопад за водопадом оставались позади. Время летело незаметно, и никто за ним не наблюдал. Нас поглотило с головой чувство опасности в этом нереально-фантастическом мире на дне ущелья, куда ни-ког-да не падает солнечный свет! Его ширина то сужалась до 3-х метров, то расширялась до 20-ти, то поднималась до 10 метров, то уходила вглубь до 30-ти. Меня охватило чувство эйфории! Я ощущал неземную красоту окружающего! Я чувствовал себя первопроходцем на иной планете!  Эти чувства никак не притупляли чувство опасности и предельной осторожности. Да и сама обстановка не давала повода для расслабления…

        Мы подошли к очередному водопаду, самому крупному из всех до сих пор пройденных… Река сужалась перед ним до 2-х метров. Вода, зажатая между двумя огромными валунами, поднялась до 1,5 метров и падала в каменную чашу с 4-х метровой высоты. Вода внизу кипела, и прыгать туда не решался никто, опасно… Неизвестно каково было там дно. А вдруг камни под тонким слоем пены? Последствия понимали все и мы стали искать пути обхода. Подняться вверх на 15 метров по осклизшим почти вертикальным каменным скалам невозможно – это удалось только Лёхе. Возвращаться назад против течения и вверх по водопадам невозможно – мы ж не лососи!
    
       Мартиньш, как организатор и руководитель, сказал:

       - Вариантов нет… Я прыгаю чуть рядом и чуть дальше точки удара воды. Смотрите и запоминайте. Если всё будет хорошо, прыгайте только туда и никуда больше.

       Он прыгнул и через секунд 15 показался на поверхности в 10 метрах от водопада. Вода ему не доходила до плеч, следовательно, глубина в чаше в том месте около 160 см. В принципе, стоять и дышать воздухом по росту могут все. Лёха пошёл, Лаура, Ренат… Я решил прыгнуть последним, чтоб подать нашим женщинам руку, стоя около самого водопада и упираясь под напором мощного потока изо всех сил в камень обоими расставленными ногами: девчонкам надо было перейти реку перед самым её входом в водопад. На ногах, без помощи другого, это было сделать крайне сложно физически, вода сносила с ног.

       Предпоследней была Оксана. Я подал ей руку и попросил не заводить мою руку мне за спину, всё время ей надо было идти так, чтобы моя рука оставалась прямой. Причина уже не так важна, но Ксю согнула и вывернула мне руку, её сорвало течением и я в мгновения ока был снесён мощной, властной струёй…

        Боли от вывернутой руки и ударов не было хотя, думаю, сознание на мгновение я потерял. Теперь я был в сознании и чётко осознавал: «Я под водой, только где? Тело параллельно дну под быстрым потоком. Зацепился за что-то подбородком. Похоже на бамбуковую палку. Точно на затылок падает водопад , или бьёт сильный поток воды, чем создается воздушный мешок перед носом и дышать можно».

        «Так, считаю до 10 и начинаю соображать – Что делать?.. В этом кипящем котле и неизвестно где, тебя найдут навряд ли, так что выбираться тебе надо самому… Пробую отжать голову от бамбука… Нет, сил не хватает – поток слишком мощен, голову придавливает так, что не оторвать. Пробую встать… Какое там! Даже руку не могу поставить перпендикулярно ко дну! Даже ногу не могу согнуть в колене! Думай! Думай! Думай! Плохо если выпадешь из сознания! Долго в таком пережатом состоянии  с подбородком, упёртым в грудь через палку, ты не протянешь! Пока дыши глубже и насыщай кровь кислородом!»

        Минута капала за минутой, но я оставался в том же самом положении: глубокодышащий, зацепившийся подбородком за бамбуковую палку.

        Паники не было. Не было и злости. Пришло полное спокойствие и понимание: «Тебе не вырваться. Находящиеся на верху тебе помогут. Там не глубоко. Найдут. Обязательно найдут».

        Останавливало от попыток вырваться мысль и о том, что оторвавшегося, меня неизвестно в какую подземную щель занесёт бо не знаю где нахожусь сейчас: водопад ли давит на затылок или иная мощная струя воды? А оторвавшегося может занести в такую подземный закуток, где нет ни света, ни кислорода. Тогда точно – конец.   

         Сколько прошло времени я не знаю, минуты 4 не меньше, а я всё болтался как тряпочка на ветру, параллельно дну - ждал помощи… и тут я почувствовал резкий толчок в лоб и вот он – Здравствуй свободный воздух!

        Я смахнул воду со своего лица и увидел перед собой испуганные лица своих товарищей. Я был рядом с водопадом в котле. Чтоб снять напряжение, сразу громко и весело крикнул фразу без обдумывания:
        - Ну что, заждались?!!

        Был взрыв эмоций! И ни одной отрицательной! Улыбки, смех и обмен репликами-поддёвками:

        - Рыбы-то там много?!! Засунул бы парочку покрупней себе в трусы – вечером бы поджарили да с пивком съели!

        - Русалок не видел?!! Не договорился на вечер?!!

        - А я жду, жду – вас нет. Думал вы за помощью к америкосам метнулись!
    
        Стоять и разводить тары-растабары не было. В ущелье стало темнеть, время спуска от планируемого увеличилось как минимум вдвое... Солнце клонилось к горизонту. А на экваторе оно падает вертикально вниз, и можно было за короткое время очутиться в полной темноте, а это втройне опасно в наших условиях…

*****
    
     Остаток пути мы преодолели быстро, легко и без особых трудностей. Наградой нам сначала было прохождение через деревню орхидей!!! Описание этого чуда достойно только пера живописца. Я умолкаю ибо описать сотни и сотни разноцветных и причудливых орхидей просто невозможно! Мы шли, щёлкали фотоаппаратами и просто-напросто ловили открытым ртом пролетающих насекомых! Сил поднять от удивления нижнюю челюсть, не было. 

        И апофеозом награды были овации японских туристов, когда мы мокрые, местами ободранные, но весёлые вышли к открытому кафе у подножия самого большого и последнего водопада (который обошли по земле), к кафе, что было на дальнем конце деревни орхидей ближе к океану. Они, конечно, не встали, но аплодисментов и вспышек фотоаппаратов было море! Мы не спеша проходили между столиков открытого кафе кланялись и улыбались! Кто-то из нас о чём-то шутил с ними по-английски. Не знаю откуда они узнали, но знали они точно про наш спуск с вершины горы. Как только мы прошли, они, за нашими спинами, повскакивали со стульев и, показывая на нас, защебетали по своему…

        Да, было приятно! Не скрою, было очень приятно пройти победителями среди респектабельных барных посетителей. Жаль, что это уже было... Жаль, что этот 7-ми часовой спуск уже стал  историей! Это можно только вспомнить, но уже нельзя прочувствовать…

*****

        Всё заканчивается! И хорошее, и плохое! Ладно, - Жизнь продолжается и я тебя Жизнь люблю! А тебя, Димка, ждут и многие другие приключения! Ты ж мечтаешь под пенсию заняться кладоискательством, искательством пиратских кладов? Вот и будет тебе такая вот пенсионерская приключенческая жизнь!!!   

28.01.2013


Рецензии