Ее судьба...
Родилась Н.А.Константинова в 1931 году под Ленинградом, в Тосненском районе, в бедной семье обрусевших финнов. До 7 лет практически не знала русского языка.
Мать работала в колхозе, отец - железнодорожником на станции Форносово. В связи с профессией отца, жилье им дали в барачной постройке, где проживали рабочие, трудившиеся на железнодорожном транспорте.
Но и это не стало подмогой для семьи. Родители настолько нищенствовали и были обделены в средствах, что девочке пришлось идти в школу в заплатанном сарафане. Но зато она поражала учителей старательностью и прилежанием.
В 1941 году немцы оккупировали Ленинградскую область. За отказ сотрудничать с ними фашисты расстреляли ее отца. А в 1942 году умерла и мать. Двое детей остались сиротами.
Вскоре мирное население немцы стали увозить в Германию и Финляндию. Детей распределяли по семьям.
Так Нина оказалась на земле своих предков. Ее приютила финская семья. Полтора года она прожила у чужих людей, ставших ей по- своему родными и близкими. За ней ухаживали и заботились, дарили ей ласку и нежность...
А в январе 1945 года всех русско- подданных привезли обратно. Детей- сирот отправили в детские дома Вологды. Нина попала в Октябрьский детский дом. Пошла учиться в 4-й класс.
Уже с 5-го класса она мечтала о профессии учителя и обязательно- английского языка.
В 1952 году Нина поступает в ЛГУ. Мечта детдомовской девочки начинала обретать конкретные черты. В 1957 году она успешно оканчивает университет и ждет распределения.
- Моя педагогическая деятельность в Кронштадте началась с замены преподавателя в 1961 году,- вспоминает Нина Адамовна.- Учительница английского языка уехала на месяц по путевке в санаторий. Поэтому меня пригласили временно поработать в 426-й школе.
Пришла я на занятия, а ребята, узнав, что будет новенькая учительница, решили побаловаться: выключили в классе свет, оставив зажженную лампочку лишь у доски. А выключатель высоко (при хрупком телосложении и невысоком росте дотянуться до него Нине Адамовне было проблематично, на это и рассчитывали баловники).
Вижу, сидят мои ученики в сумерках и с любопытством на меня смотрят. Но держусь спокойно и спрашиваю:
- Ребята, а что света нет? Хорошо, меня и этот свет устраивает. Но вам придется написать небольшую контрольную.
Тут же поднялась рука, запинаясь, девочка пробормотала: "А можно мы свет включим?"
- Тогда никакой контрольной,- парировала в ответ Нина Адамовна.
Согласие было обоюдным. А главное- налажен необходимый контакт с классом.
За время этой коротенькой практики в 426-й школе Нина Адамовна получила постоянную работу. Заведующая Отделом народного образования, рекомендуя ее в 423-ю школу, искренне сказала тогда: "Прекрасная женщина и хороший преподаватель".
Нина Адамовна вспоминает свой первый урок в 423-й школе. Дали ей тогда 7-й класс.
В этом классе учился Гена Строкин - сын врача Е.Ф.Строкиной. Он стоял у двери, когда молодая учительница вошла в класс. Мальчишка крикнул со смехом своим товарищам: Идет! Вот такая малюсенькая!.." И ребята разбрелись по классу. Они откровенно ждали, как же будет развиваться ситуация дальше.
"Я вошла, поздоровалась,- продолжает вспоминать Нина Адамовна,- и не сажаю их. Они стоят. Прошло несколько минут, команду "сесть" по- прежнему не даю. Ребята все стоят, стоят...заерзали, завертелись- поняли, наконец, какое испытание им приготовила учительница. И стыдно стало нерадивым ученикам...А как выйти из положения,- не знают. Смотрю строго на них,- продолжает рассказывать Нина Адамовна,- вычисляю заводилу, подхожу к нему и спрашиваю:" Папа где работает?"- и тут же шум, разговоры стихли, и воцарилась полная тишина".
Вызова родителей в школу в то время ребята очень боялись.
Стараясь загладить вину, ребята занимались прилежно. В дальнейшем этот класс учился всегда на "хорошо" и " отлично".
Да, она порой требовательно относилась к своим подопечным, но строгой была в меру. Могла усмирить любого хулигана, но никогда не подавляла личность ребенка, не ущемляла его права.
Ребята, побывавшие у нас на занятиях, часто объясняли новеньким: "Будете сидеть на уроках смирно- все знать будете". И это было, пожалуй, самой высокой оценкой для учителя- профессионала.
-Люблю вести урок в форме повторения,- делится своим методом работы Н.А.Константинова.- Объясняю, например,на английском языке слово " стакан". И преподношу это слово в различных вариациях: "стакан красивый", он стоит, он лежит, стакан- на столе, стакан у меня в руках и так далее. В итоге дети запоминали этот "стакан" на всю жизнь. В любой момент в их памяти всплывали ассоциации этого необходимого в быту предмета, и им не приходилось зубрить скучные правила из учебника.
Всей душой Нина Адамовна отдавалась занятиям. Старалась привить интерес ребят к языку. Отточенность произношения английских слов, чистота и обработка звука - все было у нее на высоте. Даже самый заядлый лодырь с увлечением осваивал английский язык на уроках Нины Адамовны.
Как-то нагрянула комиссия из Ленинграда. И при проверке работы преподавателей 423-й школы ей с признательностью сказали:" Урок ювелира!"
В 423-й школе преподавательница проработала 19 лет, затем, по стечению обстоятельств, начинает обучать курсантов в Мореходной школе. Проводит государственные экзаменационные комиссии с представителями из порта, когда экзаменовались ее подопечные- будущие радисты кораблей.
Приехал как-то из Ленинграда капитан медицинской службы, чтобы проверить уровень преподавания санитарной подготовки в Мореходной школе, и был, что называется, потрясен, побывав на уроке Нины Адамовны. "Милая женщина,- сказал он ей тогда на прощание.- Вы же сгорите. Нельзя так работать."
В Мореходной школе Нина Адамовна Константинова проработала также 19 лет. Сейчас известная кронштадтская учительница- на заслуженном отдыхе. Но всегда с удовольствием занимается с теми, кто просит помощи и совета.
P.S. Материал опубликован в июне 2002 года.
Свидетельство о публикации №213012800848