Перепутье

Налево пойдешь – коня потеряешь. Направо пойдешь – себя потеряешь. Прямо пойдешь – неизвестно, что  найдешь. Эти или приблизительно эти слова часто встречаются в русских народных сказках. Но, на самом деле, это не сказка, а самая настоящая быль. От выбора пути и друзей зависит все будущее человека. Об этом хорошо знают взрослые, но не дети.
   Сережка, Васька и Ромка – друзья. Живут в одном доме, играют в одном дворе, учатся в одной школе.  Правда, Ромка на класс выше – в пятом. Но, несмотря на то, что Васька моложе Ромки на целых полтора года, верховодит в «троице» он. Залезть в сад к бабке соседке  за черешней – его, Васьки, идея. Исцарапать другой соседке новую дверь – тоже.
-Зачем? Смотри, какая дверь красивая. Жалко, - пытается остановить его Сережка, светловолосый, хрупкий, синеглазый мальчик. Обычно он не возражает другу, молча выполняя все его прихоти.
-Да? А зачем она говорит, что я залез в сад к бабе Вале и поломал ей ветки на черешне? Ябедничает еще!- гневно вздернув и без того курносый  веснушчатый нос, парирует рыжий крепыш Васька.
- Ну, мы ведь там и на самом деле сломали большую ветку! Она права!-  заступается за приятеля  Ромка, худенький, высокий мальчишка.
- Ничего не права! Она видела? Нет! Пусть сначала докажет, что это все сделал я!- кипятится Васька. В его светлых, с рыжинкой,  глазах пылает праведный огонь. - А будете ее защищать…. Я с вами не буду водиться! Вот!
- Ну, ты силен! – В глазах приятелей восхищение и уважение. Сами они до такого бы не додумались.- Да это мы просто так. К слову.
    Учатся  друзья через пень-колоду. Часто без причин  (по мнению учителей, но не мальчишек) пропускают уроки. Мальчишки-то всегда найдут весомую причину своего отсутствия или не сделанного вовремя домашнего задания. Врут и выкручиваются, как ужи. Или молчат.
Родителям смотреть за своими чадами некогда.
  Сергей и  Роман растут без отцов. Мать Сергея – водитель такси. День и ночь на работе. Деньги всегда нужны: то на кроссовки сыну, то на компьютер, то на велосипед. Сергей предоставлен сам себе. Мать иногда приготовит обед, а иногда и нет. Приходится Сергею питаться хлебом да колбасой. Он  не унывает. Колбаса – это лучше, чем борщ, который еще разогревать нужно!
  У  Романа  мать - нянечка в детском саду, уборщица подъездов, а  иногда еще  помогает по хозяйству то одной даме, то другой. С деньгами совсем не густо. Нет у него ни компьютера, ни велосипеда. Питается Роман кашами да супами, которые частенько приносит мать из детского садика. А что? Каждый живет, как может! Зато свобода. Некогда матери следить за ним – и не надо. Что хочет, то и делает.   
  А у Васьки и того хуже. Хоть есть и отец, и мать, но оба пьют, не зная меры. Мать даже больше, чем отец, прикладывается к заветной бутылке.  Отец у Васьки был шофером – дальнобойщиком, но уволили за частое и безмерное употребление алкоголя. Неделю пьют, два дня отходят от «праздника». Потом идут собирать бутылки и Ваську заставляют делать то же самое. Для Васьки это занятие не по душе. А что делать?  Нет бутылок – затрещина, и не одна. Приходится мириться. О еде лучше и не думать. Хорошо, что Сергею мать оставляет колбасу, там и Васька может подкормиться.
  Как-то решили приятели насобирать больше бутылок для Васьки, чтобы не зависел от «причуд» пьяных родителей. Взяли мешок и в лес. Сережка на велосипеде. Он не жадный, делится с друзьями своим «богатством»: едут на «велике» по очереди.  Погода чудесная, воздух в лесу изумительный. Уже не жарко, но дни солнечные,  о теплых вещах  еще рано думать. Яркая разноцветная листва на деревьях и кустах. Красота! Но мальчиков не интересуют  осенние прелести. Им бы бутылки чаще попадались.   Набрали по кустам бутылок, оставленных  «любителями природы», и привезли  целый мешок. Сдали в пункт приема стеклотары. Все деньги отдали Ваське. А он решил:
- Не отдам  деньги родителям – все равно пропьют. Спрячу!
Но спрятать не успел. Мать в поисках денег или припрятанного спиртного обыскала вернувшегося сына, отобрала деньги, да, вдобавок, надавала ему тумаков от «чистого сердца».
Избитого и зареванного и увидели  Ваську друзья, заглянувшие  за гаражи. Там было место их сбора. 
-Это кто тебя так? – указал на синяк Ромка. – Родители? Мало денег принес?
- Споткнулся и упал, - буркнул Васька.
- Что, прямо мордой вниз? К вечеру оба глаза заплывут, - со знанием дела заметил Сергей. – У меня так было, когда я наткнулся лбом и носом на торец  двери в потемках.
- Вот и я на этот, как его, на торец…,  - ухватился за подсказку Васька.
- А потемки где нашел? – усмехнулся Ромка. – Вроде, еще совсем светло!
 - Где надо, там и нашел! – разозлился Васька. – Чо пристал, как банный лист к …? Тебе тоже, может, такой приставить?
В гневе Васька дрался, как сумасшедший. Ромка его побаивался.
- Ладно, ладно, проехали. Успокойся! Это я просто так, для понта.  Лучше скажи, что сегодня делать будем? Куда рванем?
   « Рвануть» решили на бывший завод шампанских вин. Огромные глыбы  скал до сих пор можно видеть недалеко от Инкермана, с правой стороны шоссейной дороги на Севастополь. Во время Великой Отечественной войны и осады фашистами города, там,  в толще горы, хранились не вина, а запасы оружия, боеприпасы. Там же был подземный госпиталь и школа. После 250 дней героической обороны Севастополя, когда наши войска решили оставить город, входы  в хранилище были взорваны. Но между  нагромождениями  огромных  кусков скалы  мальчишки не раз находили лазы и пробирались в подземные лабиринты. Находили невзорвавшиеся снаряды, мины, ящики с толом, запалы к взрывчатке, не понимая всего ужаса, который хранили эти опасные находки. Нет статистики, сколько мальчишек и взрослых оказались либо покалеченными, либо отправились в мир иной после посещения тех взорванных штолен.
   Октябрь в Севастополе был не по-осеннему жаркий. Солнце, клонившееся к западу, светило ярко и  хорошо припекало. Вооружившись палками, захватив с собой тряпки и бутылку с  керосином, мальчишки отправились к цели своего путешествия. Путь  проходил по обочине оживленного шоссе Севастополь - Симферополь. Вскоре достигли живописных нагромождений огромных скальных глыб.
  Мальчишкам «повезло». Лаз отыскался быстро. Намотав куски тряпок к палкам, полили их керосином – вот и факелы готовы!  Лаз оказался не  узким: не пришлось даже протискиваться. В подземелье было сыро и холодно. Мрачное подземелье  давило. Мальчишки ежились от холода и страха.
– Серега, доставай спички. Зажигаем только один факел! – распорядился Васька.
  Освещая подземелье, озираясь по сторонам,  пробирались по подземному ходу.  Одну из боковых пещер решили тщательно осмотреть при свете   факела.  Васька и Роман зажгли и свои факелы и стали  осматривать   темные углы, надеясь  найти что-нибудь интересное.  Но ничего, кроме каких-то обрывков тряпок  и бумаги, не находили. Наверно, здесь побывали и другие «кладоискатели» и вынесли все интересное.
-  Нечего тут искать! Пошли дальше, - скомандовал Васька. Ребята гуськом двинулись за своим предводителем, настороженно поглядывая по сторонам.
- А мы  не заблудимся? – шмыгая носом, боязливо проговорил Роман.
- Ты что, уже в штаны наложил? Посмотри на стены, видишь, стрелки мелом нарисованы?  Острие – в сторону выхода. Усек? Здесь заблудиться невозможно! Лишь бы факелы не погасли! – авторитетно заявил Васька.
-  А где бутылка с керосином? – всполошился Сергей.
 -Ой, я ее в первой пещере поставил в угол и забыл! – испуганно ахнул Роман.
- Ну, ты и растяпа!  Давай за бутылкой бегом. Мы тебя тут подождем, - распорядился Васька.  Роману было страшно идти одному, но возражать он не посмел.
-Вы точно меня подождете? Не уйдете сами? - забеспокоился мальчик. 
- Иди, давай! Пока по шее не получил! Подождем!
   Вскоре факел и Ромка  исчезли в пещере. Мальчики, поднимая повыше факелы,  пытались разглядеть, что там впереди. Вдруг подземелье вздрогнуло от дикого крика.  Обернувшись на яркую вспышку и вопль приятеля, мальчишки оцепенели. Роман горел, как факел. Первым опомнился Василий. Бросившись к  Роману, сбил его с ног и начал катать по неровному полу пещеры. Огонь удалось погасить не сразу.
- Что ты стоишь, как пень! – закричал Василий Сергею. – Быстрее из пещеры!
 Подхватив под руки стонавшего Романа, мальчики потащили его на выход.
На свежем воздухе, до которого добирались целую вечность, все также светило солнце и трещали цикады.  По узкой тропинке, спотыкаясь на каждом шагу, мальчишки тащили Ромку,  потерявшего сознание,  к  дороге. Ноги скользили на мелких камешках. Дорожку преграждали кусты и валуны. Стоны Романа  ужасали и торопили мальчиков. Задыхаясь от усталости и страха, наконец достигли дороги.
-Почему он загорелся? – отдышавшись немного, задал вопрос Сергей.
- А я откуда знаю?! Я, что, там был? – зло огрызнулся  на приятеля  Васька.- Может быть, керосином,  как-нибудь, облился? Ответ узнаем, наверно, в больнице.
Машины – «иностранки»- пролетали, не останавливаясь, по шоссе мимо мальчишек, отчаянно махавших руками. Наконец,  затормозил  старенький автомобиль  « Жигули». За рулем сидел пожилой мужчина.   Василий подбежал к водителю:
 - Помогите, пожалуйста! Моего друга нужно срочно в больницу!
- Что с ним? Заболел?
- Обгорел!
Мужчина вышел из машины и помог поместить стонавшего мальчика на заднее сиденье. Сергей сел рядом, бережно поддерживая голову Романа,  не приходившего в сознание.
  Стонавшего мальчика привезли в  городскую больницу № 1. Двое суток боролись врачи за жизнь мальчика. Спасти не удалось. Умер через два дня, не приходя в сознание. Так никто и не узнал, что же случилось в пещере.
   После смерти Романа мать Сергея  определила мальчика в школу-интернат. Приятели стали меньше видеться, реже общаться.
Через два года после случившегося Василий где-то раздобыл  запал. Принес его в школу. Был урок истории. У мальчика не оказалось ни тетради, ни ручки.  Учитель  отправил  Василия домой за учебными принадлежностями. Вместо дома мальчишка пошел в лесопосадку, расположенную в пятистах метрах от школы. Там  решил проверить запал на прочность, нашел два камня. На один положил запал, другим  камнем стал бить по нему. Взрыв повредил ему глаз и раздробил пальцы.  Окровавленного и без сознания  мальчика  через два часа случайно обнаружил  прохожий. В больнице два пальца на правой руке  ампутировали. Глаз ослеп. Но и на этом  Василий не остановился.
Летом инкерманские мальчишки любят прыгать в море с причала. Глубина там не очень большая. Обычно  прыгают «камешком», то есть,  сжавшись в комок. Васька решил прыгнуть головой вниз. Удар о дно, и шейный позвонок сломан.  Ничего не успел юноша  сделать  в жизни, да и жизнь не лелеяла дитя.
  Сергей, потеряв своих друзей, к десятому классу стал усерднее учиться. Сейчас  преуспевающий коммерсант. О своих школьных друзьях вспоминать не любит.
 А в районе бывшего завода шампанских вин теперь  работают каменщики, заделывая все лазы. Наконец-то!   


Рецензии
Эхо, отгремевшей войны, ещё долго будет калечить детей. и не только физически. Территория Крыма и проблемы его населения яркое подтверждение этому. Если при советской власти и существовали планы ликвидации последствий войны, то в наше время даже мечтать об этом не приходится.С уважением, Пётр.

Петр Чванов   23.03.2013 23:18     Заявить о нарушении
Увы! В последнее время, как это не парадоксально, все чаще и чаще находят зловещие опасные предметы. Видимо, это напоминание тем, кто пытается зачеркнуть саму память о тех страшных днях и ночах.

Вера Ежова   21.06.2013 00:12   Заявить о нарушении