Шоколадный Авангард. Роман-фэнтэзи. Ч. 1. Гл. 2

2.
Усталая подлодка.

С глухим стуком вывалились кирпичи из балластной сетки, вода расступилась, и я услышал голоса. Трупный мешок вместе со мной втащили на скользкую пологую поверхность, и молния с шумом расстегнулась. Тусклый свет от одной-единственной древней лампочки на покрытом трещинами потолке не резал глаза после долгой темноты. Небольшая обложенная старомодным бурым кафелем комната напоминала предбанник либо раздевалку спортивной секции: над желтоватой раковиной у двери торчал одинокий кран, а вдоль стен тянулись низенькие скамеечки. Надо мной стояли два человека, и одного из них я сразу узнал.
- Инспектор! – он, как всегда, мешковатый и немного рассеянный, но безукоризненно одетый в полную повседневную форму лейтенанта полиции, протянул мне руку и вынул из похоронного мешка, как переспелое насекомое из куколки. Тут же с ходу протянул мне мятую зеленую фляжку с нектаром, и я около минуты с наслаждением восполнял недостаток в организме живительной влаги.
Пожилой невысокий мужчина в синем рабочем комбинезоне, надетом поверх вязаного свитера с высоким горлом, тем временем помог Ихтиандру вытащить из воды сварочный аппарат, но в первую очередь после этого озаботился не состоянием оборудования, а здоровьем самого Димы. Человек-рыба капризно отдернул руку и тихо отрезал:
- Ну, папа, прекрати, со мной все в порядке.
Тут я увидел, что из-под короткой стрижки невысокого в комбинезоне проглядывают узкие прорези рачьих жабр.
- Игорь, вождь фишмэнов, - тихим голосом представил Инспектор папу Ихтиандра.
Игорь протянул узкую, покрытую шрамами и солидолом руку, и заметил, глядя на мои последние глотки уже просветленного на время опытного потребителя нектара:
- Никогда не понимал этой вредной привычки. Даже когда был человеком, пил редко, а сейчас и подавно не хочу.
- Это горькая необходимость, - объяснил Инспектор. – При нынешнем загрязнении воздуха, воды и пищи люди без этого умирают в течение нескольких недель. А одна-две порции нектара в день позволяет держаться даже самым слабым. Если бы не нектар, мы бы давно вымерли - это проверено на практике и когда-нибудь, я думаю, будет доказано научными исследованиями. Вам, кстати, тоже было бы неплохо перейти на этот продукт. Вы, хоть и жабрами дышите, но живете в канализации, а это, знаете, ли, не самое здоровое место на земле.
Я передал Инспектору заметно полегчавшую фляжку и спросил:
- А можно поинтересоваться, где мы находимся? Если в канализации, то откуда тут сухое место? Насколько я знаю, все ведь залито, и уже давно?
- Хоть у нас и есть жабры, постоянно дышать под водой мы не можем, - отозвался Игорь. – Мы – двоякодышащие, и нуждаемся в воздухе почти так же, как и люди. Правда, этот воздух должен быть влажным, иначе нам не выжить. А что может быть в наших широтах более влажным, чем канализация. Под микрорайонами много таких полостей, как эта. Воздух поступает естественным путем, а там, где это невозможно - через сложную систему вентиляции.
- А электричество откуда? В городе же его дают раз в несколько дней, и то на два-три часа…
- Над нами – микрорайоны, - Игорь ткнул пальцем в потолок. – Подключиться к общей системе можно через любой подвал. А мы подключены, кроме того, и к трансформаторам. Для вас они заколочены и закрыты на сотни замков, а для нас, подземных жителей, нет такой дыры, куда невозможно добраться. Когда КСЖ начинает свои веерные, профилактические и прочие отключения, у нас сразу же идет автоматический переход на другую линию. Так что аппарат ваш сварочный будет работать так же, как на поверхности, а то и лучше.
Я подхватил мокрый футляр со сварочным аппаратом и осведомился, где находится поврежденная лодка. Игорь молча повернулся к двери и повел нас по длинному неосвещенному коридору.
- Держитесь стены, - звучал в темноте низкий голос Игоря. – Там есть поручень.
Пройдя около сотни метров, мы вышли в огромный зал или пещеру, тоже лишенную источников света. Тут Игорь схватил меня за руку и предостерег:
- Подождите, здесь вода, очень глубоко. Я включу свет.
Узкий луч карманного фонарика осветил сырую, в метр шириной, дорожку, тянущуюся вдоль берега гигантского подземного резервуара. Под низкими сводами плескалась вода – целое озеро. Дальние края резервуара свет фонаря едва выхватывал из тьмы. Я нагнулся и потрогал воду рукой. Она была холодна и темна, и от поверхности исходил легкий запах канализации.
- Откуда столько воды? – спросил я.
- Вы первые люди с поверхности, увидевшие наше подземное море, - с легкой торжественностью произнес Игорь. – Чтобы вы поняли его предназначение, мне придется рассказать вам всю историю народа фишмэнов. Мои люди готовят еду, вот за обедом я вам и поведаю о нашей невеселой судьбе. А пока держитесь поручней и следуйте за мной. Пойдем быстро – батареи для фонариков сейчас трудно достать.
Инспектор ободряюще похлопал меня по плечу, и мы осторожно зашагали вдоль берега таинственного озера. Скоро мы свернули в боковую пещеру, где горело несколько лампочек, а вода была отгорожена от главного резервуара двумя огромными стальными пластинами. По всей видимости, затем остаток воды из самодельного шлюза откачали насосами. На дне образовавшегося в результате сухого бассейна покоилась длинная пузатая автоцистерна с гребным винтом и широкими плавниками. В длину она занимала метров пятнадцать, хотя я могу и ошибаться, а в высоту и ширину была чуть больше человеческого роста. С обоих концов к автоцистерне были приварены закругленные полушария, напоминающие кончики необрезанной сигары, а по бокам виднелись несколько утолщений, похожих на гондолы аэростата. В корпусе виднелись несколько крошечных подслеповатых иллюминаторов, и сквозь них пробивался слабый свет. Изнутри цистерны раздавался стук каких-то инструментов.
- Это наши ребята обшивку латают, - пояснил Инспектор. – Удар был сильный, кое-где крепления зашатались.
Я поставил сварочный аппарат на влажный пол бассейна и обошел подводную лодку кругом. Она была выкрашена в неопределенный зеленовато-коричневый цвет, а на передней скуле белела написанная эмалью от руки гордая надпись «Протоптер».
- Ну как, впечатляет? – спросил Инспектор, когда я закончил осмотр и остановился перед поврежденным грибным винтом.
- Ты построил? – спросил я, кивнув на дивный подводный аппарат.
- Ну что ты, я с техникой с детства не дружу, - протянул Инспектор. – Это работа Адмирала. Был у нас на Свалке такой.
- А где он сейчас, тут, внутри?
Инспектор печально посмотрел на меня и снял теплую зимнюю шапку с потускневшим гербом. Я понял и вздохнул.
- Ты многое пропустил, пока сидел в подвале, - грустно покачал головой Инспектор. – Раньше ведь нектар со Свалки в город доставляли на грузовиках. Потом Сим-Сим перекрыл дорогу, подстерег грузовики и сжег их. Адмирал вместе с Арсеном построили флот из нескольких старых посудин, чтобы возить нектар по Тухлой Балке и Черной речке, но успели сделать только один рейс. Симсимеры завели на Тухлой Балке патрульные катера и однажды напали на флот. Я тоже там был. Адмирал на своем флагмане протаранил два вражеских катера, и транспорты благодаря этому смогли уйти, но самого Адмирала потопили… А транспорты так и стоят на вечной стоянке возле Свалки, потому что теперь их Сим-Сим не выпускает в город. Поэтому пришлось нам отправляться в дорогу на вот этой любимой игрушке Адмирала. Поплыли на страх и риск – ее ни разу не испытывали, сам Адмирал говорил, что ее еще полгода до ума доводить надо. Но у нас не было полугода – микрорайоны уже несколько дней без нектара сидят. Если не довезем туда товар, не сегодня, так завтра начнется мор. Так что давай, чини, времени у нас немного.
- Розетка есть? – спросил я, распаковывая сварочный аппарат. – Тут работы часа на два. Гребной винт порезался аккуратно, справлюсь быстро, а вот с плавником придется повозиться, погнулся он у вас.
- Да, встряли мы там жестко, - сжав губы, проговорил Инспектор. – А без горизонтального руля нам никак нельзя. Если что, у ребят есть кувалды и домкраты, так что распрямить сталь поможем.
- Ну да, без этого никак, - согласился я, в то время как Ихтиандр помогал отцу тянуть внутрь бассейна длинный желтый шнур электрической выноски. – А как же это получилось? В темноте, что ли, ударились?
- Да нет, с навигацией у нас все в порядке, - возразил Инспектор. – Сдается мне, что нам кто-то «помог» так навернуться.
- Где, в Тухлой Балке?
- Нет, уже в подводных проходах.
- Кстати, а как вы добрались сюда из Тухлой Балки? – спросил я. – Это же, вроде как, замкнутый отстойник?
- Распространенное заблуждение, - подал голос Игорь, втыкая вилку сварочного аппарата в выноску. – Действительно, раньше Тухлая Балка была общегородским промышленным отстойником, а кто же захочет, чтобы химические отходы соединялись с проточной водой? Но с тех пор многое поменялось. Сама Тухлая Балка значительно увеличилась, а болота между ней и Черной речкой, которые и раньше были не маленькими, разлились и превратились в большие озера. Теперь там множество проходов, и из Тухлой Балки очень легко проплыть в Черную речку. Даже в подводной лодке это сделать достаточно просто – глубины потрясающие, и есть целых два течения: одно выходит из Тухлой Балки, а второе втекает в нее. 
- Это верно, - согласно кивнул Участковый. – Когда мы плыли в течении, то даже двигатели отключили. Когда обратно пойдем, думаю, тоже в этом не возникнет надобности.
- Как же вы умудрились покорежить корабль? – спросил я, разворачивая сверток с электродами.
- Да говорю же – нас кто-то преследовал, - ответил Инспектор. – И это было не в Тухлой Балке, а уже здесь, под микрорайоном.
- От Черной речки отходит множество подземных рукавов, - пояснил Игорь. – Часть из них естественного происхождения, часть представляет собой полости, оставшиеся после добычи блэкмада и заполненные водой. Эта пещера, которую вы только что видели, тоже естественного происхождения. Все эти подземные полости небезопасны: геологические процессы в них продолжаются, постоянно происходят сдвиги, разрывы. Я считаю, что намного лучше иметь один пункт продажи нектара на самой Черной речке, и так и сказал вашему другу. Но ему захотелось пробраться в самый центр микрорайона, и он попросил моих ребят провести лодку в подвалы. И сами видите, чем это закончилось.
- Нас действительно кто-то преследовал, - устало взглянул на Игоря Участковый. – Твои ребята могут подтвердить.
- Возможно, - согласился Игорь. – Только для этого им надо очнуться. Они оба сейчас в бессознательном состоянии, а у Аквамэна, к тому же, сильно порезана спина.
- Если бы не они, мы бы вообще оттуда не выбрались, - виновато проговорил Инспектор. – Они сопровождали нас от самой Свалки, а когда это существо напало на нас в проходах, помогли запутаться в лабиринтах и уйти от погони. Только вот им самим не повезло – существо, похоже, их настигло.
- А что это было? – заинтересовался я.
- Не знаю точно, было очень темно. Но это было нечто громадное, больше даже, чем наш «Протоптер». Темное, очень быстроходное. Не могу сказать точно, что это такое. Мы ушли благодаря проводникам и нашему «Протоптеру». Это удивительная лодка. Ты знаешь, протоптер – это рыба, обитающая в пересыхающих озерах Африки. Если водоем на время исчезает, протоптеры пережидают засуху во сне и дышат в это время легкими. Зато в воде они подвижны и чрезвычайно агрессивны. Формой и цветом они в точности похожи на нашу подлодку. Адмирал не зря придумал это название, оно в точности отражает характер нашего корабля.
Я закончил приготовления и надел на голову сварочный шлем. Игорь и Участковый немного отошли, и я начал работать. В перерывах Инспектор продолжал свои нескончаемые россказни.
- Почему они помогают вас? – тихо спросил я, когда Игорь отошел, чтобы дать своим подчиненным инструкции по сервировке обеда.
- У нас общий враг, - просто ответил Инспектор. – КСЖ портит жизнь не только наземным жителям, но, как выяснилось, и подводным. У жителей микрорайона фишмэны берут еду, одежду и прочие блага цивилизации, и они четко осознают, что, если придет такой момент, что Сим-Сим и КСЖ окончательно добьют терпил, наземных авангардцев, то затем придет очередь фишмэнов. Наконец, все они – сами бывшие авангардцы, наверху у них остались родственники, друзья. Когда симсимеры уничтожили наш надводный флот, Игорь сам пришел на Свалку и предложил помочь. Без его проводников мы никогда бы не нашли эти секретные проходы в Черную речку и в подвалы микрорайона.
Когда я закончил с гребным винтом и перешел к сварке горизонтального руля, из тесного люка подводной лодки один за другим вылезли два матроса, занятые до этого починкой внутреннего оборудования. Один был очень молод – не больше восемнадцати лет, второй – крепок, смугл и в зрелом возрасте. Молодого звали Мустафа, и он приехал в Авангард из небольшого волжского поселка. Старший по имени никогда не представлялся, все называли его Кочегаром. Он был из местных.
С помощью Мустафы, Кочегара и двоих фишмэнов я в течение двух часов починил руль, хотя это стоило всем нам огромных усилий и немалой порции нецензурных выражений. Однако результат нас порадовал – залатанная лодка была полностью готова к продолжению похода.
- Ну что ж, весьма неплохо, - удовлетворенно произнес Инспектор. – Теперь, пользуясь гостеприимством Игоря, мы перекусим и отправимся в путь, а то люди нас уже заждались. Бухарбай, для тебя в лодке место тоже найдется. Мустафа, затащи внутрь сварочный аппарат, а потом догоняй нас, мы пошли обедать.
Я заметил про себя, что, хотя речи об этом не заходило, Инспектор даже не сомневался в моем желании присоединиться к экипажу подводной лодки во всех его лишениях и опасностях. Возражать, однако, я не стал. Во-первых, не хотел публично признать себя трусом, а, во-вторых, перспектива обратного путешествия в трупном мешке меня радовала еще меньше, чем путешествие в этой крашеной автоцистерне.


Рецензии