Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 2-9

Жизнь моя, как осенний листочек.

Роман
Глава 2. «Мои достижения»
Часть 9. «Дом — это то, куда готов ты возвращаться вновь…»


Точно "в лёд запрессованный пламень,"
Трещина, сближения холода с горячим...
Тает быстро, каплями роняя слёзы об камень...
Трудно перечить замечающим, но не зрячим
 http://www.stihi.ru/2011/12/03/255



      Не потому, что боялась его потерять – я боялась уже детей оста-
вить без отца. И я сделаю всё, чтобы не было в моей семье безотцов-
щины, как я видела во многих семьях на Украине и в разных филь-
мах и передачах, которые часто показывали. Я должна бороться, хотя
я по внешности, как говорили у нас на Кавказе, когда я шла одна,
– «кровь с молоком». Дети нисколько меня не испортили, а наоборот
– я округлилась, стала больше привлекательной, и трудно было пове-
рить, что у меня трое детей. Его отношение ко мне очень менялось.
Он был бригадиром и с большими деньгами. Ему стоит только пома-
нить, а впрочем, наверно, манили его. Он всегда покупал спиртное,
не говоря уже о том, что ящик с водкой стоял у него в багажнике в это
время, когда был запрет на выпивку. К его багажнику, как пчёлы на
мёд, летели не только девки, а все лица, которые любили выпить, а
кто же не любил? Там всё делала водка, решала все дела. Завгару по-
ставить, чтобы машины выдал, водителю поставить, чтобы немного
больше отработал, секретарше поставить, чтобы к директору пропу-
стила, не говоря уже о тех больших рублях, которыми ему приходи-
лось со всеми делиться. И это было каждый день. Но после того как
Галина навестила нас, как непрошенная гостья, он изменился. Был
часто дома, особенно по вечерам. Я замечала его любовь ко мне и
детям и поэтому принимала его любовь как должное в семье, ведь
я мать, жена, воспитанная кавказскими обычаями, как бы выполня-
ла требования и законы семьи, но в сердце очень переживала, ведь
скоро расставаться, и он должен был оставаться там, на Украине, в
Орельке до конца ноября.
     Улетаю, но душу свою оставляю там, сердце разрывается на две
части – мне надо работать, продолжать учёбу, так я думала в самолё-
те. Обычно меня никто не встречал – я привыкла к самостоятельно-
сти в Тбилиси, ведь один мой брат Сашка сидел, а Володя до сих пор
болел, был неадекватен, и что он мог выкинуть в эту минуту, никто
не знал. Правда, бабушка Катя знала, что я приезжаю, но она никогда
не встречала, а приходила к вечеру или на следующий день. Мама
работала и разрывалась между больным отцом и Вовкой, и ежене-
дельными поездками к Сашке. Я всё понимала и никогда не упрекала
её, что она не уделяет мне внимания. Мне было достаточно того, что
она уделяла внимание им, на них у меня самой не было достаточно
времени. Я спускаюсь с трапа со своими детьми. И не верю своим
глазам – я сразу же заметила бабушку Катю, потому что у неё до сих
пор осталась русская привычка подвязаться платком. Я очень обра-
довалась, и она тоже, потому что соскучилась по внучатам. Поехали
на такси домой, много новостей.
    На следующий день я побежала на работу, а потом в магазин ку-
пить пианино, ведь мой сын должен пойти первого сентября в нуле-
вой класс, и я обязательно хотела, что бы он учился музыке, ведь это
была мечта всей моей жизни. На следующий день привезли пиани-
но. Стало ещё теснее, уже спичку нельзя просунуть между мебелью,
но я покупаю ещё швейную машинку, как письменный стол, чтобы
у него был свой уголок учиться. Роберт был очень послушным маль-
чиком. На него свободно можно было оставить детей, если я уходила
за хлебом или на базар. Но когда на работу или же в институт, то
обязательно оставляла на бабушку Катю или маму Ашота. Она не
отказывала, но недавно они получили квартиру в Глдани, так назы-
вался район далеко за городом. Там же получила жильё моя бабушка
Катя, когда барак сгорел, и мне часто приходилось ехать в одном на-
правлении. Но большую часть времени бабушка Катя была у меня.
Первого сентября повела я Робика в школу. Ему было пять с по-
ловиной лет. В эту же школу Лиза отдала своего Валерика, и они
были в одном классе. Это помогло мне. Я отводила в школу до ра-
боты, а она забирала, оставляла на мою бабушку Катю свою третью
девочку, которую она родила спустя несколько месяцев после меня.
Назвали её Аннушкой. Она была очень спокойна и поэтому никогда
не получала отказа. Робик сразу пошёл и в музыкальный класс. Я
была счастлива – он хватал всё на ходу. Можно сказать, учёба ему
удавалась, и я уделяла большое внимание.
    Третий курс. Мне надо будет поехать на установочную сессию в
Ереван или Ростов, потому что надо пройти лабораторную сессию.
И я выбираю Ереван – он ближе, только ночь езды. Мы, несколько
человек, собрались группой. Там была Эмма и Лили. Я их догнала на
третьем курсе, видно, у них были пробелы, и вместе решили брать
билеты и ехать только в Ереван в УКП РИИЖТа, и завершить лабора-
торную работу. А затем в январе поехать сдавать там экзамены, ведь
наш УКП РИИЖТа закрыли в Тбилиси. Но я даже не думала бро-
сать институт, хотя многие после третьего курса сдались и говори-
ли: «Ну так что же, будем с незаконченным высшим образованием».
Но только не я... Поехала в Ереван впервые. Язык знаю, общаться
могу. Сессия и лабораторная проходила в Ереванском университете.
Заходила в туалетную – дым столбом, курили девочки-студентки в
коротеньких юбочках. Я была удивлена, ведь такого пока я не за-
мечала у нас в Тбилиси, может, и было, просто я не ходила по таким
местам... Скоро уезжать. Сдали всё. Последний штрих – надо было
зайти в магазин, там продавался сыр «Рокфор» (Roquefort), который
изготавливается из овечьего молока, и Ленинаканская, очень вкусная
сухая колбаса. Набрали несколько палок. Навьюченные выходим из
магазина, на нас напали то ли хулиганы, то ли воры, выхватили мою
песцовую шапку и сумку. И убежали. Конечно, мы заявили в мили-
цию. В сумке особенно крупных денег не было, но был паспорт, сту-
денческий билет и зачётка, которые мне выслали из нашего институ-
та. Видно, нашёл кто-то и передал туда. Так что первое впечатление
о Ереване у меня сложились нехорошее.
      Приезжаю домой, как хорошо – дети ухоженные! Я очень люби-
ла, когда у меня оставалась бабушка Катя! Я попросила её остаться у
нас, пока не приедет Ашот. Она была безотказная, никогда не помню,
чтобы она сказала «нет». И сварит, и соленья разновидные, варенье
– она прекрасная хозяйка, и я тоже схватывала на лету всё. Донская
казачка, прекрасно работая с тестом и мукой, делала пироги, варени-
ки, пельмени, лапшу, передавая всё мне. Собирала травы для чая,
лечения, учила молитвы. Я не понимала, как она все их помнит
наизусть. Она же меня просила: «Запиши ты, детка, чтобы не за-
была, и будешь всё передавать своим деткам, особенно последней,
Лили, ведь она голубоглазая у тебя». «Меня не будет, но жалко де-
тей...» – так она постоянно говорила, что она хотела этим сказать, я
до сих пор не понимала.
      Время бежало. Ашот приехал как раз к моему дню рождения в
ноябре. Рассказал, что трудная была дорога – Кавказский перевал
был закрыт, и ему пришлось два дня простоять в дороге за перева-
лом. Когда он приезжал, как будто бы солнце привозил с собой. Всё
было по-другому. Он стал отвозить и привозить детей в школу, в дет-
ский сад Марину, а Лили была всегда его попутчица. Он везде, куда
бы ни ехал, брал её с собой. То ли потому, что она ещё не ходила в
садик, то ли потому что была очень забавной. Я по-прежнему ходила
на работу. Моя работа была около Дворца Спорта. И я увидела объ-
явление – набор на фигурное катание детей. Я повела Роберта. Он
был слабенький, плохо кушал по сравнению с девочками, и мне за-
хотелось, чтобы он окреп. Но его трудолюбие стало сразу же заметно
на льду, на уроках лёгкой атлетики и балета. Его очень полюбила
педагог балета Алла Двали. Мы часто с ней разговаривали, и в один
из дней я узнаю, что её муж – врач-хирург в детской 5 больнице. Я
рассказала, что у моего мальчика одно яичко, а второе иногда спуска-
ется. Она сказала своему мужу. Он захотел посмотреть его. И во вре-
мя визита назначен был хориогонин, который не очень помог, но его
член вырос сильно. На втором визите он мне сказал, что мальчику
надо сделать операцию, и сейчас хорошее время – до семи лет. Нам
было назначена операция в мае после завершения учёбы в школе и
в спорте.
     Когда дома был Ашот, мне было так удобно – он занимался деть-
ми. Оказалось не так легко возить Роберта пять дней в неделю на
спорт. После школы надо быстро забрать и отвезти в Сабуртало в
детскую спортивную школу на льду. Но заметив его способность и
то, что он стал лучше чувствовать себя, я, конечно, его возила. Жен-
щины оставались там, то читали, то вязали, а иногда занятия дохо-
дили до четырёх часов, пока лёд, а там балет и ещё что-нибудь. Мне
приходилось бежать на работу, потом за ним, и так каждый день.
Приятное с полезным. У него был хороший педагог в школе, и он
поглощал знания, мне кажется, он следил за её губами. Как-то я при-
ехала за ним, стоим, разговариваем, и тут она сказала, что забыла на
столе в буфете на первом этаже сумочку – через пять минут он её
принёс, а мне казалось, он просто стоял рядом, как послушный ребё-
нок. Она его постоянно хвалила, потому что Роберт учился на отлич-
но, и это похвала, видно, ему нравилась. А может, его трудолюбие...
     Скоро Новый год, а мне надо поехать в Ереван сдать экзамены.
Нас на машине решил отвезти Ашот. Может, ему не очень понра-
вился случай, который произошёл с нами во время осенней сессии.
Я, как всегда, боюсь за физику. Почему она мне не удаётся? Правда,
контрольные работы я сделала, мне помог один из наших однокурс-
ников, Осман. Он был казанским татарином, я с ним была одним
вариантом, но он помогал всем, кто даже не был. Я помню, как с
радостью он мне объяснил начертательную геометрию. Какое при-
ятное воспоминание... Дорога была в Ереван трудная. В горах снег,
но наша машина была тяжела студентами, и мы доехали хорошо.
Остановились в гостинице, пока я ехала в машине, вспомнила мою
первую поездку в Ереван на автобусе. Ашот ещё молодой, и я ещё
ребёнок, но уже жена, недавно как поженились.
    Он работал на Орджоникидзевском заводе, и завод делал экскур-
сию в Ереван. Ашот решил поехать один без меня, но я так хотела
посмотреть Ереван! Он ушёл, а я расплакалась. Услышав, что я пла-
чу, свёкр позвал меня в другую маленькую комнату и спросил, по-
чему я плачу. Ответила, что хотела тоже поехать в Ереван. «Но тебя
будет трусить по дороге, ты же беременна». Я сказала, что ничего.
Он сунул мне двадцать пять рублей в руки и сказал: «Ну, иди, если
догонишь – скажи, что я велел». Так я и сделала, поднялась вверх
по всем крутым лестницам, как будто бы на вертолёте. На заводе
стоял у входа автобус. Там сидел уже на задней скамейке Ашот. Я
подошла. Он, конечно, удивился, но ничего не сказал. Я же ему про-
совываю двадцать пять рублей, говоря, что отец передал. Не знаю,
это большие были деньги или нет, тогда 20 копеек стоил хлеб, но для
туристической поездки было, конечно, мало. Нам не хватило денег
остаться в гостинице, мы жили где-то на съёмной квартире, и за за-
навеской спали его товарищи по работе. Я часто вспоминаю этот слу-
чай, ведь у меня на то время было одно желание – быть вместе. Тогда
дорога была хорошая. Была осень. Мы привезли хороший виноград,
длиннeнький, так и назывался – «Дамские пальчики». Мне Ереван
понравился – его красного цвета дома были не похожи на тбилисские,
все из туфа. Зимнюю сессию я сдала. Возвратились радостно домой.
Но мне опять стало тревожно – нам скоро предстоит разлука, ведь
ему надо возвращаться на Украину подписывать договора.

~*~
"Зачем прощаться слишком рано,"
Ушёл, и нет просвета впереди.
Одни подъёмы только в горы...
С большим рюкзаком на спине...

И трудностей в нём камнями...
Как мне решить, как узнать?
Кто был из нас прав в те минуты...
Оставил в одиночестве страдать...

И ничего уж не понять, ворошить,
Обратной дорого мне не совершить...
Так и тебе давно забытый путь...

И если даже и возвратить, не верь...
Что будет навсегда... не решишь...
Ведь всё смыто снегом талым теперь...
http://www.stihi.ru/2011/12/26/1888

 
Продолжение романа   http://www.proza.ru/2013/01/31/125
Начало главы №2           http://www.proza.ru/2012/10/20/1990
Начало романа              http:// www.proza.ru/2011/03/16/208



Nansy Ston USA 01/29/2013

 

© Каменцева Нина Филипповна, 2013
Свидетельство о публикации №213012902132
 http://www.proza.ru/2013/01/29/2132


Рецензии
О, Боже правый,
Как ты прав:
Какое счастье –
Муж и дети;
Жить, не меняя
Переправ...
Чтоб быть счастливей
Всех на свете!
© Натали Самоний
Жить, не меняя переправ… сохранить домашний лад не просто… Надо отдать должное терпению и настойчивости ЛГ.
И большое спасибо родственникам за помощь, внимание. Дружно вы жили. И если бы не взаимопомощь бабашки Кати, родителей Ашота, невестки Лизы, то достижений у ЛГ и её детей было бы намного меньше…
Спасибо, Нина, за интересное повествование. Читается легко, а прожито и пережито сколько…
Я хочу загадать одно желание (чтобы героиня в конце была с-частливой, с частичкой любви и радости), тссс… я верю, что оно исполнится… :)

Ирина Петал   11.03.2013 18:25     Заявить о нарушении
Спасибо!Ириночка!Не будем забегать вперёд иначе не будет интересно вам читать....время не орешек,чтобы поломать,но достанешь мякоть и будешь сыт навечно)))С теплом,Нина

Каменцева Нина Филипповна   11.03.2013 18:29   Заявить о нарушении
А про орешек сама придумала, Нина? Здорово!

Ирина Петал   11.03.2013 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.