Дорога жизни Арифа Сапарова

         О ЛЕНИНГРАДСКОМ ПИСАТЕЛЕ-ФРОНТОВИКЕ АРИФЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ САПАРОВЕ


           Ленинградскому писателю,  мастеру документальной прозы,  Арифу Валеевичу(Васильевичу) Сапарову суждено было стать непосредственным свидетелем и первым летописцем  героических будней   легендарной Дороги жизни.
    Именно он еще в ноябре 1941 года был направлен Политуправлением Ленинградского фронта на Ладогу для оперативного освещения в газете «На страже Родины» и других фронтовых  изданиях боевой жизни уникальной военно-стратегической магистрали  через Ладожское озеро, связывавшей блокированный фашистами Ленинград с тыловыми районами страны.
          Известно личное участие   Арифа Сапарова  в самых рискованных и опасных  военных операциях, таких , например, как переброска тяжелых танков «КВ» из Ленинграда по льду Ладоги в январе 1942 года.
          Боевая дружба связывала его со многими героями Дороги жизни, такими,  как водители Максим Твердохлеб и Кошкомбай Оспанов , военфельдшер Ольга Писаренко, капитан прославленного сторожевого корабля «Пурга» Иван Горовой и многими другими.
         Неудивительно, что когда в 1947 году вышла в свет книга Арифа Сапарова «Дорога жизни» -  обстоятельное художественно-документальное повествование ,  посвященное беспримерной Ладожской эпопее - книга сразу же стала событием международного значения. Документальная повесть, неоднократно переиздававшаяся и дополнявшаяся,  была переведена на многие языки мира. На протяжении многих лет к ней обращаются как к бесценному свидетельству очевидца и историческому документу наиболее авторитетные военные историки, такие как: Гаррисон Солсбери, Леон Гур, Дэвид Гланц и другие.
          И хотя Ариф Сапаров – автор многих популярных книг : блокадной повести «Январь сорок второго», военных очерков «Четыре тетради», чекистских повестей «Гороховая,2», «Фальшивые червонцы», «Опасные комедианты» - истинным подвигом писателя остается книга-репортаж «Дорога жизни».

                -1-
                «Есть в России город Луга
                Петербургского округа…»
                Александр Пушкин
               
  … Ариф Валеевич Сапаров родился в 1912 году в городе Луга ( ныне Ленинградской  области) в татарской семье.
            Его отец Сапаров Валей Хабибулович трагически погиб в 1919 году, не дожив до тридцати лет. Возглавляя спаянную группу касимовских татар, Валей Сапаров боролся за сохранение в Луге мусульманского молельного дома, но был убит анархиствующим бандитом. После этого молельный дом был разгромлен, а газета лужских радикал-анархистов «Безвластие» выходила вплоть до 1921 года.
            Мать Арифа Сапарова – Махфуза Атауловна, оставшаяся без каких-либо средств к существованию, была поставлена перед необходимостью самостоятельно вырастить троих малолетних детей: Арифа, Мирсаида и Саадию. С детских лет Ариф Сапаров был приобщен к систематическому труду, освоил несколько профессий.
            Рано обнаружив задатки литератора, он начал писать для различных комсомольских изданий.
            Проработав более четверти века газетным очеркистом, опубликовав на страницах  «Известий», «Комсомольской правды»,  «Красной звезды», «Смены», «Ленинградской правды», «На страже Родины» и других изданий сотни очерков, он сформировался как писатель со своими художественными пристрастиями и манерой исследования жизненного материала.
           Он становится убежденным сторонником  и приверженцем документально-художественной прозы. Излюбленными и неизменными героями всех произведений А.Сапарова оказываются его современники -  неутомимые труженики в мирные дни и бесстрашные воины в дни военных испытаний со всеми своими надеждами, устремлениями и заблуждениями.

                -2-

                "Мы знаем, что ныне лежит на весах
                И что совершается ныне.
                Час мужества пробил на наших часах               
                И мужество нас не покинет.»
                Анна Ахматова. 1942

           Как военный корреспондент «Ленинградской правды» Ариф Сапаров в сентябре 1939 года  принял участие в освобождении Западной Белоруссии. А уже  два месяца спустя участвовал в боях советско-финской войны,и был тяжело ранен на Кандалакшском направлении.
Годы Великой Отечественной войны  провел в действующей армии на Ленинградском, Третьем Прибалтийском и Первом Украинском фронтах.
            В дни жестоких испытаний в блокадном Ленинграде А.В.Сапаров изо дня в день, из номера в номер трудится во фронтовой газете «На страже Родины». Как писал Алексей Гребенщиков: «… обитая на Невском, 2, в комнатах, еле обогреваемых печурками-времянками, под распоротыми бомбами небом, Ариф Сапаров вместе с Максимом Гордоном, Яковом Потехиным, Владимиром Ардашниковым и другими,  были в ответе за то, чтобы в самом маленьком подразделении был дух воинского братства, чтобы опыт лучших снайперов становился достоянием общим, чтобы каждый овладевал наукой побеждать.»1)
Профессор Кембриджского университета Лайза А.Киршенбаум в своем фундаментальном исследовании «Наследие осады Ленинграда, 1941-1995:миф, воспоминания, памятники» приводит характерный эпизод : «Ариф Сапаров, сотрудничавший в газете «На страже Родины», вспоминает ночь, когда газетный фотограф ворвался в помещение редакции, уверяя, что видел как в соседнем здании, расколотом пополам бомбой, целехонькое пианино повисло прямо над краем пропасти.            
 Однако писателя впечатлило не столько уцелевшее пианино, сколько вешалка для одежды этажом выше, на которой все еще висело светлое мужское пальто и шляпа. «При этом пальто мерно раскачивалось…» И все это… на фоне находившегося рядом шпиля  Адмиралтейства, уподобившегося оперной декорации,  что делало эту сцену еще более странной и незабываемой.
            Такие образы, - заключает Л.Киршенбаум – визуально удостоверяли, что Ленинград был городом, в котором обыденность становилась ИСТОРИЕЙ.» 2)
            На Дороге жизни в немыслимых , нечеловечески жестоких обстоятельствах ледовой трассы Арифу Сапарову  пришлось не раз на себе испытать, каково водить в осажденный Ленинград грузовики, доставлявшие хлеб  измученному городу. Обстрелы, налеты бомбардировщиков, неожиданно возникавшие полыньи, коварно поджидавшие шоферов, суровые морозы…
            К этому необходимо добавить, что автор, подобно большинству своих персонажей, страдал от  голода и истощения. Если учесть, что вдобавок А.В.Сапаров был болен туберкулезом, то нетрудно представить себе, что зачастую он оказывался в мучительно тяжелом и опасном рейсе совершенно больным.
            Павел Лукницкий в известной книге «Ленинград действует» пишет, как ему пришлось 21 февраля 1942 года, когда он находился в командировке на Волховском фронте в деревне Оломна, по мере возможности спасать коллегу : «Приехал  вчера А.Сапаров  из редакции «На страже Родины» больной, и я его лечил, уступив ему свои нары, сам спал на столах».3)
            Тысячи километров прошел А.Сапаров дорогами войны, был свидетелем и участником многих легендарных боевых операций, включая штурм Берлина, танковый бросок на Прагу.
Был награжден орденами «Отечественной войны» первой и второй степени, орденом «Красной звезды», двумя медалями «За отвагу», медалью «За боевые заслуги»,  медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги»,  «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» и другими.
            В годы войны он публикует десятки очерков и корреспонденций, посвященных героям боев, на страницах фронтовых газет; печатается в литературно-художественных сборниках, выходивших на Ленинградском фронте, в журналах  «Звезда» и «Ленинград».
Военные очерки А.В.Сапарова заслужили высокую оценку со стороны Николая Тихонова, Ольги Берггольц,  Ильи Эренбурга, Юрия Германа, Александра Прокофьева и др.



                - 3 –
«Правда – ремесло отважных»
Антон Чехов

            Очеркист по призванию, мастер документально-художественного повествования,
 А.В.Сапаров, неоднократно выступал убежденным защитником документальной прозы. Он считал, что ничто так не унижает достоинства жанра, как приукрашивание, как попытки расцветить  и нарочито беллетризировать реальные события.
            Задача писателя-очеркиста -  говорил А.В.Сапаров – не  в том, чтобы находить ту или иную субъективную  интерпретацию событиям жизни, а двинуться вглубь жизненного материала, так, чтобы он раскрыл свою внутреннюю динамику и многосложность.
Суровая концепция художественно-документальной прозы, которой строго придерживался А.В.Сапаров, требующая аскетизма и самодисциплины  - заставляла его избегать искусственного нагнетания драматизма, нарочитой эффектности описаний. Автор намеренно пренебрегает «выигрышными», поражающими воображение сценами и эпизодами. Он стремится к более трудному -  воссоздавать невымышленный драматизм реальной жизни, приберегающей для автора такие детали, которые просто невозможно придумать, настолько они  неординарны.
           Принципиальная установка писателя на недопустимость вымысла в художественно-документальной прозе, его стремление опираться исключительно на  реальные, подтвержденные фактами события,  как правило, встречала понимание и высокую оценку , в частности, у наиболее известного зарубежного историка блокадных 900 дней Гаррисона Солсбери.           Характерно, что в своей многократно издававшейся на разных языках книге «900 дней», американский журналист, историк, писатель, в годы войны  -  руководитель агентства  «Юнайтед Пресс»(ЮПИ), а после войны – сотрудник газеты «Нью-Йорк Таймс», не раз ссылается на тексты А.Сапарова  как на прямые документальные свидетельства.
Любопытно, что говоря о легендарной переправке тяжелых танков «КВ»  по льду Ладоги, Солсбери пишет: «Эта подробность, сообщенная самим Федюнинским, , все же , видимо, приведена по ошибке. На деле, по-видимому, «КВ» переправлялись через лед в январе, чтобы помочь при дальнейшем наступлении (А.Сапаров, Дорога жизни», с.146)»4).
В другом месте, упоминая о противоречиях в двух публикациях «Военно-исторического журнала»(1966 г., №1 ,  1964, №12), которые разошлись в определении 
даты приказа о дороге на Заборье, автор предпочитает датировку, данную А.Сапаровым как наиболее точную 5).

                - 4-
«Только победителю дано изведать и торжество
 и горечь победы.»
        Эрнест Хемингуэй


            Авторитетный военный историк и политолог, профессор Стэнфордского университета Леон Гур считает сведения, сообщаемые А.В.Сапаровым,  наиболее достоверными и верифицируемыми. На всем протяжении своего  капитального труда «Осада Ленинграда» (впервые изданного в 1962 году  и затем несколько раз переиздававшегося) он многократно и обстоятельно цитирует книгу «Дорога жизни».6)
Когда в 1947 году А.В.Сапаров принес книгу «Дорога жизни» в издательство, она была сокращена вдвое редактором, посчитавшим,  что в ней слишком много тягостных, «натуралистических» подробностей. Считалось необходимым оградить читателей от излишне  мрачных деталей и сурового тона описания еще кровоточащих событий великой войны.
Первое издание появилось в 1947 году в Ленинградском книжно-журнальном издательстве небольшим тиражом 7 тысяч экземпляров и получило массу восторженных отзывов, прежде всего от ветеранов – героев Ладожской эпопеи.
            Второе издание было подготовлено расширенным тиражом в 1949 году, но, однако, книга была изъята из обращения. Сам же автор, А.В.Сапаров,  заведовавший отделом  «Ленинградской правды», был немедленно изгнан из газеты.
Фактически вопрос стоял об аресте.
            Вот как описывает эту ситуацию Антон Антонов-Овсеенко в своей книге «Берия», говоря об атмосфере так называемого «ленинградского дела»: « На охоту за ведьмами
кинулся весь партаппарат. Достаточно было обнаружить в книге имена казненных, как ее изымали, автора привлекали. Так случилось с книгой А.Сапарова «Дорога жизни». Бюро обкома, бюро райкома разбирали сотни, тысячи персональных дел, возбужденных по лживым, часто анонимным доносам. Два года партаппарат только то и делал, что изучал пустые, злобные кляузы.»7)
            Донос литературного критика Т.К.Трифоновой (сестры Веры Кетлинской),
 был сочинен с коварным расчетом.   В нем говорилось, что А.В.Сапаров не только является личным другом «врага народа» Ивана Дмитриева (в годы войны возглавлявшего партизанское движение в Лужском районе), но и сознательно пропагандирует  «вражескую деятельность» А.А.Кузнецова, П.С.Попкова,и Я.Ф.Капустина, прославленных руководителей обороны Ленинграда, объявленных врагами.
            Этого было достаточно, чтобы А.В.Сапарова лишили работы, запретили печататься.
            Кстати, в дневниковой записи К.И.Чуковского от 5 февраля 1955 года впечатляюще описывается как Т.К.Трифонова выступала в качестве лжеэксперта , когда понадобилось уличить и посадить известного театрального деятеля  Симона Дрейдена.8) Так что в доносительском ремесле Трифонова, можно сказать поднаторела.
            После ХХ съезда партии Т.К.Трифонова оказалась в рядах борцов со  сталинизмом  и громко приветствовала «оттепель». Это, однако, не мешало ей с прежней энергией   боевито разоблачать «авангардистскую заумь»: аналитическую живопись художника Павла Филонова, поэзию «обэриутов» и «биокосмистов» и прочие «поиски не в том направлении».9)
             Реабилитация последовала лишь в 1957 году. А.В.Сапаров получил возможность печататься под своим именем, заниматься авторской литературной работой. Вышло в свет новое, переработанное и  дополненное издание «Дороги жизни».
             Продолжением работы над книгой «Дорога жизни» стала хроникальная повесть «Январь сорок второго» (1969) о наиболее драматическом периоде в жизни блокадного Ленинграда. Автор рассказал о поистине удивительном явлении - молодежных бытовых отрядах, участники которых, совершая подвиги самопожертвования, спасали  умирающих в своих квартирах от голода и болезней ленинградцев. Голод, как бомбы и снаряды, был, может быть, самым сильным орудием врага.
             Особое место в повести занимает отнюдь не выдуманная, а действительная история о том, как руками фашистской агентуры фабриковались тысячи фальшивых продовольственных карточек, преследующих цель дезорганизовать продовольственное 
снабжение Ленинграда в самые критические дни битвы, и как  ленинградцы не поддались на провокацию, проявив мужество, благородство и бдительность.

                - 5 –
«Их имен благородных мы всех перечислить не сможем,
Но знай……………
НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО».
           Ольга Берггольц

           Будучи гоним и лишен постоянной работы, А.В.Сапаров, начиная с 1949 года  по собственному почину приступает к разработке и формированию документально-художественного сборника, посвященного обороне осажденного города.
           Уникальная книга «Подвиг Ленинграда», составителем и членом редколлегии которой стал А.В.Сапаров, после многолетней, тщательной подготовки вышла в свет в 1960 году. Ее авторами были не только профессиональные литераторы, известные советские писатели и журналисты, но и  бывалые люди : воины армии и флота, рабочие, ученые, врачи, учителя, водители, архитекторы, хранители музеев, специально для этого издания написавшие свои воспоминания.
           «Подвиг Ленинграда» фактически стал первой энциклопедией обороны города, поскольку в соответствии с концепцией издания документальные очерки и свидетельства складывались в мозаику, дающую целостную панораму событий. Некоторые материалы,  например, воспоминания И.Д.Дмитриева, руководителя партизанского движения  в Лужском районе, просто не увидели бы свет, не проведи А.В.Сапаров длительной, кропотливой работы с их авторами.
 Наряду с прозой и поэзией в книгу органически вошли документы: обращение руководителей обороны «Ко всем трудящимся города Ленина» от 20 августа 1941 г.; подборка уникальных фотографий известных военных фоторепортеров,  сотрудничавших с А,Сапаровым - Д.Трахтенберга, А.Бродского, Г.Чертова, В.Логинова.
 В работе  над изданием  приняли участие и  замечательные художники-блокадники - С.Юдовин,   В.Серов, В.Гальба, Н.Харшак, Н Кочергин.
            Выход в свет монументального сборника «Подвиг Ленинграда» побудил известного мастера документального кино Ефима Учителя снять одноименный фильм на основе блокадной кинохроники. Одним из авторов сценария был А.В.Сапаров.
 Позднее писатель участвовал в коллективном сборнике «900 дней». Был автором и составителем литературно-документальных сборников «Молодые защитники Ленинграда» и «Граница».
           «Четыре тетради» - итоговое обширное военное повествование А.В.Сапарова, где речь идет о трагических перипетиях войны: от первых тяжелых испытаний вплоть до боев уже на территории Германии, на подступах к Берлину. Писателя волновала мысль о
необходимости запечатлеть и сохранить в памяти поколений подвиги героев. В книге получила свое развитие главная тема его военного творчества  - тема массового героизма сражающегося народа.

                - 6-
«…Хвалу и клевету приемли равнодушно…»
                А.С.Пушкин

     В писательской среде были хорошо известны свойственные А.В.Сапарову нежелание кривить душой , открытость и прямота.10)  И в то же время – неизменная благожелательность и готовность придти на помощь товарищу, попавшему в трудную житейскую ситуацию (См., например: С.Довлатов. Наши;  А.Чепуров. Стихи  памяти А.В.Сапарова  – Умер человек). 11)
          Все, кто близко знал А.В.Сапарова, как бы при этом они к нему не относились, признавали, что он был человеком чести. Его верность писательскому долгу, способность мужественно отстаивать свои убеждения, чего бы это ему не стоило, были неотъемлемыми свойствами его личности.
         Например, он не задумываясь порвал с иными именитыми друзьями-писателями, когда они в 1965 году вероломно предали А.А.Прокофьева, которого перед этим они без устали славословили и которому были многим обязаны.
        Нашлись, разумеется, умники, которые тут же сказали, что Сапаров поступил опрометчиво и нерасчетливо. Поскольку народный поэт, лауреат Ленинской премии, кавалер четырех орденов Ленина Александр Андреевич Прокофьев- будучи несправедливо выведен из правления писательского союза – был тем самым сокрушительно низвергнут. А сместившие его  интриганы, - напротив, обрели вес и влияние.
            Конечно, принципиальность и неукоснительная последовательность общественной позиции А.В.Сапарова, вызывавшая у некоторых коллег понятное раздражение и ожесточенность, подвергалась агрессивным выпадам.
            Но сам Сапаров в этих случаях вспоминал стихи фронтового поэта Георгия Суворова, с которым сдружился в блокадное лихолетье:
                «В воспоминаньях мы тужить не будем.
                К чему туманить грустью ясность дней?
                Свой добрый век мы прожили как люди
                И для людей.»
             Ничто так не поддерживало писателя, как лавина читательских откликов, оценок и суждений о его книгах.
            
            Толчком, побудившим А.В.Сапарова начать обширный  цикл «чекистских повестей», пользовавшихся особым интересом читательской аудитории , послужили случайные встречи со своими давними фронтовыми знакомцами.  Как неожиданно обнаружилось,  они принимали участие в наиболее опасных и хитроумных разведывательных операциях Второй мировой войны. Это были  достойнейшие люди, честные,  благородные, самоотверженные.
            Они-то и рассказали писателю о своих учителях и наставниках: Александре Ивановиче Ланге, Петре Адамовиче Карусе, Николае Павловиче Комарове, Эдуарде Морицевиче Отто – остававшимися  неизвестными легендарных чекистах.
            Так появились популярные чекистские повести А.В.Сапарова: «Битая карта.(Хроника одного заговора)», 1967; «Гороховая,2. Из хроники чекистских будней», 1970; «Фальшивые червонцы.Две повести из хроники чекистских будней», 1972.
Писателю-документалисту, как и журналисту суждены на его пути неожиданные, интересные встречи. И даже если он работает с архивами, пишет о временах давно ушедших – такие встречи обязательно будут, он сможет увидеть своих героев, повторившихся в потомках, они непременно объявятся.
           У А.В.Сапарова был, к примеру, такой случай. В повести «Опасные комедианты» есть образ Дмитрия Дмитриевича Зуева, бывшего офицера Преображенского полка, участника Первой мировой войны, верно и преданно служившего Отечеству, человека трудной, во многом несправедливой судьбы… И вдруг А.Сапаров получает письмо из Москвы: оказывается у Зуева есть сын, тоже Дмитрий Дмитриевич, возглавляющий издательство «Просвещение». Он прислал неизвестную писателю фотографию отца. Естественно, завязалась переписка автора с сыном своего героя.
            Есть еще поразительное письмо вдовы А.И.Ланге, которая спрашивала писателя: «Неужели Вы действительно служили вместе с моим покойным мужем? Настолько узнаваемы в повести его характерные черты и привычки…» 12)

 
 ПРИМЕЧАНИЯ:
      1)Гребенщиков А. «Память – наша совесть…» - «Петербургский союз журналистов», 2010, №4.
      2)Lisa A.Kirschenbaum. The Legacy of the Siege of Leningrad, 1941-1995: myth, memories and monuments. New York:Cambridge University Press, 2006.P.88-89.
      3)Лукницкий П. Ленинград действует.Фронтовой дневник(22 июня 1941 года – март 1942 года). М.:Советский писатель, 1961, с.635.
      4)Garrison E.SALISBURY.The 900 days.The Siege of Leningrad.New York,Harper and Row, 1969.
      Гаррисон Солсбери.900 дней. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское отделение РИК «Культура». М.:Издательская группа «Прогресс»,1994,с.424.
5) Там же, с.441.
     6)Goure, Lion.- The Siege of Leningrad. –Stanford, Calif.:        Stanford Yniversity Press, 1962. – P.325, 331, 335, 341, 347.
     7) Чуковский К.И.- Дневники. – М.: Советский писатель, 1995. – С.222.
     8) Трифонова Т.Время борьбы не миновало // Иностранная литература. -1957.  - №3. – С.237-238.
     9) Антонов-Овсеенко А. Берия. М., 1999, С.378.
    
     10) Из личного архива писателя.
     11)Довлатов С. Собр.соч.в 4-х т. Т.2. Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2002.С.346;              Чепуров А. Избранное. Л.,Художественная литература, 1982.С.260.
     12) Из личного архива писателя

 ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
• Ледовая трасса. – Новый мир, 1947. - №3. -  С.116-127.
• Дорога жизни.- 1947, 1957, 1959, 1961, 1967,1968
• Мечта под замком. Почему Сахара не стала мировой житницей?//Вокруг света. – 1955. - №7. – С.8 – 11.
• Ладожская хроника/Девятьсот дней. – Л.:Лениздат, 1957. – С.181-197.
• Cлово о Душенковых//Звезда. – 1957 - №11 – С.231-237.
• Алмазная душа//Ленинградский альманах. Кн.15. – Л.:Лениздат, 1958. – С.90-94.
• Слово о героях. Очерки наших дней//Ленинградский альманах. Кн.16. – Л.:Лениздат, 1959. – С.124-129.
• На близком и далеком Амуре//Звезда -  1960 – 33. – С.3-50.
• «Скворцы» перелетают Ладогу. 1960
• Так мы живем. 1961
• Четыре тетради. 1962
• Ради тебя, товарищ! 1964
• Мальчишка из Ленинграда. 1965
• Остановки не будет. 1966
• Битая карта. 1967
• Январь сорок второго. 1969
• Гороховая,2. Из хроники чекистских будней.
• Фальшивые червонцы. Опасные комедианты. 1972
• "Дрожат дома-громады"/ С пером и автоматом.Писатели и журналисты Ленинграда в годы блокады. Сост.М.И.Гордон.- Л.:Лениздат, 1964.
• Дорога жизни/Венок славы.Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах.- Т.3.Подвиг Ленинграда М.:"Современник",1984,с.266-285.


• Автор и составитель  сборника  научно-фантастических и приключенческих    повестей и рассказов «Ночь у Мазара», Л.:Детгиз, 1959.
• Автор и составитель сборника «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина», Л.:Лениздат, 1956.
• Автор, составитель и редактор фундаментального труда «Подвиг Ленинграда»,  М.: Воениздат, 1960, переведенного на многие языки народов мира.
• Автор, составитель и редактор: сборника «Чекисты», 1967, 1970, 1977, 1982 г.г.изданий.

• Saparov A. Ladoga-Chronik. - Neunhundert Tage. Dietz Verlag, Berlin, 1959.
• Saparov A.Cesta ;ivota. Vypr;v;ni o dob; blok;dy. Na;e vojsko, Praha, 1974.
• Saparow .A. The Game is Up.- Arlington, VA, Joint Publications Research Service, 1972.


Основные публикации о произведениях А. В. Сапарова
• Краткая литературная энциклопедия. Т.9.М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1978. - С.682.
• Писатели Ленинграда.1934-1981. Сост. В.Бахтин, А.- Л.- 1982. - С.274.
• В годы суровых испытаний.Ленинградская партийная организация в Великой Отечественной войне.-  Л.,Лениздат, 1984.- С.369.
• Азаров Вс. Сильнее вымысла// Вечерний Ленинград. -  1958, 11 января, № 9(3703)
• Воеводин Евг. Ничто не забыто!//Вечерний Ленинград. -  1960, 27 декабря.
• Воронов Н.Отважные, чистые сердцем.//Вечерний Ленинград -  1965, 25 ноября.
• Саватеев В. Сердце, ум, руки//Литературная Россия. – 1968, 12 января.
• Шевелев Э. Рыцари революции//Известия. – 1968, 3 ноября.
• Чапчахов Ф.Герои тайной войны//Октябрь. -  1969 - № 1 - С.193-206.
• Ольхин А. Тот самый блокадный январь…//Советская Россия. – 1969, 7 июня.
• Левоневский Дм. Операция «Даровой хлеб»//Литературная Россия. – 1969, 8 августа.- №32.
• Михайловский Н. В блокадных  ночах Ленинграда//Литературная газета- 1969, 29 октября.
• Идашкин Ю.Рыцари без страха и упрека//Октябрь -1970 - № 11. - С.215-218.
• Гребенщиков А. Чекисты двадцатых годов//Аврора. -  1973 - № 12. - С.70
• Отюгова Т. Не в тиши кабинета //Смена, 1972. - 9 августа, № 184.
• Пыльнев А. Героика невидимых сражений//Нева. – 1972. - №7.
• Ковский В. Без скидок на жанр// Литературное обозрение, 1973,№2
• Петровский Ю.Величие и боль Ленинграда// Звезда – 1981- №5. – С. 198-211.
• Иванова Е.В. «…Сцена действия – будуар герцогини…»//Шахматовский вестник: Научный совет РАН ( История мировой культуры).- Вып.9.-  М.: Наука, 2008. –С.77.
• Измайлов Альберт. Мастер документальной прозы / Измайлов Альберт. Солдаты слова в битве за Ленинград. Военные корреспонденты в обороне города на Неве в 1939-1940, 1941-1944 г.г. // Санкт-Петербург: «Дмитрий Буланин», 2013. – С.29, 195-198, 352,  353.




• Goure L. The Siege of Leningrad. Stanford University Press, 1962, pp.325, 331, 335. 341, 347.
•        Переиздание : 1967, 1981 гг

• Wykes, Alan. The Siege of Leningrad: Epic of Survival. – New York, Ballantin Books, 1968.
• David M.Glantz. Leningrad: City under Siege, 1941 – 1944 in Russian.-2001.
•      Переиздание:Rochester: Kent Grange Book. – 2005. – 224 pp.

• Simmons, Cynthia, Perlina, Nina. Writing the Siege of Leningrad. Worens diaries, Memories and Dokumentary Prose. – University of Pitsburg Press, 2005.





Рецензии