Рассказы Чёрного копателя
По крайней мере, вежливость и определённая доля уверенности, помогают мне в поиске и спасении старинных вещей. А старинные вещи можно найти практически везде, вопрос только в том какие предметы старины кажутся Вам аппетитными для собирательства. Имея склонность к музейному типу собирательства, я собираю всевозможные старинные предметы, и в моём собрании можно найти практически большинство видов коллекционирования. У меня есть, подборка по нумизматике, метллопластике, а так же предметы быта, вышивка, кружева, подковы, замки, и ключи, самовары и фарфоровые чайники, пуговицы, награды, иконы, изразцы, и курительные трубки, лампы, посуда глиняная, фарфоровая, стеклянная, фаянсовая, и металлическая. Мебель, картины, шкатулки и сундуки, весы, военная амуниция, есть подборка клеймённых кирпичей, инструментов плотницких, кузнечных и хирургических, книги… В общем, всё из старины, что проходит мимо меня, неизменно находит место в моём домашнем музее, что-то представлено одним, двумя экземплярами, что-то десятками и сотнями предметов, но больше всего у меня дореволюционного бытового стекла, аптекарские и парфюмерные, винные, пивные, церковные пузырьки и бутылки, представлены тысячами экземпляров. И большинство этих предметов получено при помощи вежливости.
Помню строительную площадку в районе Трубной улицы, там на территории снесённого дома, мой напарник увидел дореволюционный канализационный люк, с надписью « Братья Млынарскiе», жалко было бросить такой раритет не попытавшись его спасти, ведь при рытье котлована, люк будет вывезен с грунтом на городскую свалку или сдан в металлолом. Идём к прорабу, представляемся музейными работниками, что в общем то правда, только музеи у нас с напарником частные. Нас принимают слегка настороженно, мало ли, что мы найдём, а потом стройку заморозят, строители ещё не знают, что стройку заморозить не в силах даже главный археолог Москвы.
- Чем, можем быть полезны?
- У Вас на территории есть дореволюционный канализационный люк, он нам нужен для пополнения экспозиции нашего музея.
Прораб просит показать этот экспонат. Идём к месту и указываем на люк, о существовании этого люка нам известно давно, с тех времён, когда дом был не снесён и в нём жили люди.
- Братья Млвынарские,- читает прораб.- Но этот водопровод ещё не отключен… даже, не знаю… мне нужно позвонить начальству.
Стоим, ждём.
- Дали добро, забирайте. Только напишите благодарственное письмо.
На радостях садимся и пишем от руки , благодарственное письмо. Примерно такое: Начальнику строительства по адресу…. От сотрудников музея « Трубная слобода» Благодарственное письмо.
Приносим Вам свою благодарность, за передачу в распоряжение музея дореволюционного канализационного люка, данный экспонат займёт подобающее место в экспозиции музея, и пополнит его фонды.
Дата подпись.
Стараюсь делать меньше ошибок, всё таки, мою писанину могут поместить под стекло и в рамку….
В это время по распоряжению прораба таджики приносят люк, заменив его современным, только что, вышедшим из литейного цеха.
В общем, люк занял подобающее ему место у меня на даче. Собственно там у меня основной музей, частично под открытым небом.
Определённый музейный интерес представляет дореволюционная оконная фурнитура, которая иногда попадается в выселенных домах, это целое искусство, открутить латунную ручку или шпингалет с прикипевшими и многократно закрашенными шурупами, так чтобы не поцарапать изделие. Для этого требуется специальная широкая, остро заточенная отвёртка . Интерес представляют, так называемые батарейные шильдики, или таблички, да дореволюционных и первосоветских батарейных кранах ставилась круглая табличка, обозначавшая восемь положений подачи горячей воды, и пометками откр, закр, по кругу могла идти надпись, инженер Александровъ, Бухгольцъ и Попов, братья Кертингъ, Эрихсонъ и так далее, в основном это обозначение завода изготовителя или разработчика, встречаются шильдики с номерами телефонов, изредка в Москве бывают иногородние шильдики, советские несут революционные названия, МОСГУБТОРГ, Завод имени «Часовой революции», МОСЖИЛТРЕСТ. Шильдики часто закрашены многими слоями краски и это целая наука, снять эту краску, чтобы не смыть черный, родной фон, над которым возвышаются высокие, бронзовые буквы.
Как то под видом музейных работников пришли мы в реконструируемый доходный дом в районе Пречистенки. Полы были давно сняты, перекрытия заливались бетоном, но на окнах стояли редкие дореволюционные шпингалеты, с тульскими клеймами, а на действующей системе парового отопления стояли советские батареи с дореволюционными кранами, благо в данной конструкции шильдики фиксировались двумя винтами, и их легко было снять, не разбирая весь кран, как в других конструкциях. Планомерно обходим помещения снимая с окон ручки, шпингалеты, с дверей номерные таблички, звонки напоминающие велосипедные с крутилкой с внешней стороны двери и табличкой «Прошу повернуть».
Не обошлось без ЧП, в одном месте после снятия шильдика, сильно потёк кран, но мы быстро ретировались из комнаты, якобы мы не при чем. И вот в одной из последующих комнат, мы увидели чудом сохранившуюся дореволюционную батарею, она стояла на литых витиеватых ножках, а секции имели литой модерновый рисунок, это было произведение искусства, над которым работал незаурядный художник. Осознавая, что после завершения заливки бетонных перекрытий, вся отопительная система будет срезана и отправлена на переплавку, решили эту единственную батарею спасать. Уходя зашли к прорабу.
- Там, на четвёртом этаже, есть старинная батарея… нам бы её для музея.
-А, знаю, я на ней тоже обратил внимание. Сейчас её снять не возможно, но когда будем переделывать отопление, её сохраним.
Прошло несколько месяцев, в тот дом мы побаивались заходить, опасаясь выговора за повреждённый кран. Наконец решили сходить. Была, не была… Приходим, прораб нас встречает с радостью.
- Ну, когда свою батарею будите забирать?- и ведёт нас в подворотню, оборудованную под склад стройматериалов. А там стоит, она наша новая, музейная батарея…
Свидетельство о публикации №213012900235