110. Хроника одного обмана

Эти радиограммы по своему стилю и содержа-
нию напоминали сигналы бедствия: «Тяжелейшее по-
ложение… Брошены на произвол судьбы в Аргентине…
Есть больные, которым никто не оказывает помощь»,
«С 1 октября полностью отсутствуют на судне про-
дукты питания,нет топлива», «Требуем возвращения в
Ригу 17 членов экипажа, у них нет денег на авиабиле-
ты», «В случае невыполнения наших требований у нас
остается только один выход — демонтировать и про-
давать судовое оборудование…»

Итак, что наши соотечественники искали в стране
далекой и как они там оказались?

Три года назад по инициативе бывшего руководства
Латрыбпрома (тоже бывшего) было создано три совмест-
ных предприятия с южноамериканскими компаниями
«Латинка» (зарегистрирована в Перу), «Латоки» (Чили)
и «Лотар» (в Аргентине). Создание их было вызвано
объявлением 200-мильной экономической зоны, внутри
которой оказались традиционные районы промысла ры-
баков. Главным условием их сохранения стало использо-
вание интересов иностранного государства. Три новых
СП являлись самостоятельными юридическими лицами,
подчиняющимися законам тех государств, где они были
зарегистрированы. 51 процент акций СП принадлежал
иностранному партнеру, а 49% — Латвийской стороне.
Латрыбпром и база Тралреффлота передали этим ком-
паниям на условиях лизинга (аренды) 6 рыболовных
траулеров. Для работы на этих БМРТ были скомплекто-
ваны экипажи из работников базы Тралреффлота. Вице-
президентом всех трех совместных предприятий стал
начальник базы Василий Полыванный.

Надо сказать, что желающих поработать на промыс-
ле в СП было более чем достаточно. Заработки по усло-
виям контракта, намечались весьма и весьма неплохие,
причем как в валюте, так и соврублях. И попасть туда
было непросто. С каждым членом экипажа СП заклю-
чало индивидуальные контракты, по которым заработ-
ная плата в инвалюте за время нахождения на промысле
устанавливалась в размере 12.5% от стоимости всей про-
данной продукции, но не менее 200 американских долла-
ров в месяц. По окончании контракта СП брало на себя
обязательства осуществить доставку членов экипажа в
Ригу. И вообще, как в этом договоре, так и в протоко-
лах к нему оговаривались практически все вопросы, по
которым у экипажа, что называется, не должна была бо-
леть голова: и питание, и топливо, и лечение, и отправка
домой вместе с багажом — все это брало на себя СП.
И пока все условия более или менее соблюдались, недо-
вольных почти не было.

По крайней мере, за первый рейс наши рыбаки по-
лучили причитающуюся им зарплату, и кое-кто вернулся
даже с автомобилем. Многие, отработав первый рейс,
решили остаться на второй.

Но вскоре наметились первые тревожные моменты.
Резко изменились цены на топливо и на авиабилеты. Два
судна из шести встали на длительный ремонт в Аргенти-
не. Все это дорого обошлось СП и ударило по заработ-
кам всех остальных экипажей.

Вскоре на судах кончилось топливо, и не редко они
простаивали в ожидании его в инпортах по два-три ме-
сяца. Промысловики начали недоумевать: как так? Рыбы
они наловили немало, должно бы хватить и на продук-
ты, и на топливо, и на зарплату. А вместо этого изредка
мелькавший вице-президент только упрекает их за то,
что они якобы выпускают некачественную рыбопродук-
цию, которую приходится продавать по низкой цене. Тем
не менее, несмотря на настойчивые расспросы членов
экипажа, им никогда не удавалось узнать, за сколько же,
на самом деле, продают их улов. Люди подозревали, что
идет явно нечестная игра. Экипажи требовали полного
расчета за второй рейс и отправки домой, в отговорки об
отсутствии у СП денег верить не хотели. Когда, напри-
мер, экипажу БМРТ-422 предложили выплатить смехот-
ворный аванс и отправить их в Ригу на попутном судне,
согласились только 14 человек. Остальные не захотели
еще полтора месяца болтаться в море и, естественно,
требовали полного расчета. (Забегая вперед, скажу, что
они совершили роковую ошибку, т.к. это была фактиче-
ски последняя для того экипажа возможность попасть на
родину здоровыми и хоть с какими-то деньгами. Одному
члену экипажа, правда, удалось вылететь в Латвию, но
по поводу — не приведи господь. Пока он был в рейсе,
его жена родила второго ребенка. И не углядела за ма-
лышом, разрываясь одна по домашним делам. Ребенок
захлебнулся в ванне. Каково теперь отцу, зная, что, если
бы он вовремя вернулся, этого бы не случилось…)

Из рассказа матроса БМРТ-243 Виктора Янковского:
— За год работы мы всего лишь 52 суток провели в
море на промысле. Все остальное время стояли в Арген-
тине на приколе на берегу. Каждый день жили надеж-
дой, что вот-вот уйдем в море. Но Полыванный только
руками разводил, когда удавалось его поймать: денег нет,
топливо кончилось. Ну и началась эта музыка. С весны
92-го всякое было — и без света сидели, и без продуктов.
Кто устроился убирать мусор в парке и так подрабаты-
вал, кто забор красить наймется, кто на немецкие суда —
драить палубу. По воскресеньям некоторые в церковь хо-
дили, там им муки немного давали, картошку, сахар. А
как разделишь на всех — на следующий день опять есть
нечего… Все понимают, что нас надули и концов нам ни-
где не найти. За весь год работы мне частями — то 30,
то по 50 долларов — выдали всего 432 доллара. Да я уж
рад, что живым оттуда вырвался…

Да, надо сказать, что Виктору действительно по-
везло, если это можно назвать везением. Списался он в
июне 92-го года по болезни — лежал с тяжелым присту-
пом почечной колики, а домой его отправили только… в
октябре прошлого года. Правда, не все даже сегодня го-
товы вернуться из Аргентины. Некоторые все еще не по-
теряли надежды получить причитающиеся им деньги.
Но «аргентинцам» все-таки пришлось немного лег-
че, чем экипажам трех судов, стоящих на рейде в Уруг-
вае. У которых практически нет возможности попасть на
берег. На судах сложилась буквально катастрофическая
ситуация с продуктами и питьевой водой. Прибавьте к
этому 40-градусную жару и вполне можно будет пове-
рить телеграмме, которую недавно прислал своей маме
57-летний старший механик БМРТ-427 Альберт Гага
(мой однокашник по 7-ой роте РМУ— А.Д.): «Живой я
отсюда, наверное, не выберусь…» Вылететь он не мо-
жет, так же как и все оставшиеся в Уругвае наши рыбаки,
по одной причине: СП не выдает им денег на авиабиле-
ты. Вице-президент исчез, и многие заинтересованные
лица ищут его чуть не по всей Аргентине.

База Тралреффлота, хотя формально, по документам,
она не несет никакой ответственности за сложившуюся
в СП ситуацию, все же пыталась как-то повлиять на нее.
Был организован отлет 62 членов экипажей на родину.
По просьбе базы на наших судах побывали независи-
мые эксперты и юристы, которые документально под-
твердили: ни одна из трех компаний не выполнила своих
обязательств по отношению к нашим экипажам. Наша
делегация побывала на приеме у членов правительства
Аргентины и Уругвая, но это не принесло ожидаемо-
го эффекта. Аргентинский суд, куда обратился экипаж
БМРТ-243, пришел к соглашению о выплате компанией
«Лотар» в пользу рыбаков значительной суммы денег.
Но вот уже давно вынесено решение суда, а «Лотар» его
полностью игнорирует.

В этой истории много темного и загадочного. По
мнению практически всех сотрудников базы, с которыми
я беседовала, огромная вина за все случившееся лежит
на В.Полыванном. А рыбаки вообще по мужски открыто
склоняют его имя на все лады. Он, как вице-президент,
обязан был обеспечить нормальную работу СП и защи-
тить интересы базы и рыбаков, имея на то все полномо-
чия, договоры. Не удалось мне выяснить, каким чудодей-
ственным образом 49% акций, когда-то принадлежавших
латвийской стороне, были выписаны на его имя. А акции
«Латинки», например, оформлены на имя… Комитета по
рыболовству Российской федерации (?). Судя по всему,
Латвия осталась за бортом, и ей каким-то образом еще
надо вытянуть из Южной Америки своих, явно обману-
тых, соотечественников и не потерять пока еще принад-
лежащие ей корабли.

Правда, на это надежды очень мало. И не только по-
тому, что суда в результате неправильной эксплуатации
и отсутствия ремонта приходят в негодность. На все
траулеры наложено эмбарго иностранными компания-
ми за долги, сделанные СП. Речь идет о взятых в кредит
продуктах, топливе, о ремонтных работах. Не забудем
и о долгах перед нашими рыбаками. «Лотар» только по
одной заработной плате задолжал экипажам около 70
тысяч долларов, «Латинка» — 500 тысяч по зарплате и
около 1 млн. долларов за топливо, за стоянку в порту.
За аренду судов СП должно базе Тралреффлота 350
тысяч долларов. За все время существования преслову-
того совместного предприятия арендная плата не была
внесена ни разу. Но главная задача, все-таки — спасти
наших людей. Обманутых и брошенных в чужой стра-
не.

Сегодня их близкие здесь, на берегу, места себе не
находят, не зная, как помочь попвшим в беду мужьям,
сыновьям, дочерям. Жены рыбаков обивают пороги ми-
нистерства морских дел, редакций газет, базы Тралф-
лота. Их родные виновны только в том, что подписали
контракт с нечестным партнером. Но разве могли они
в то время не доверять ему? Это же был не заморский
дядя со стороны, а их тогдашний начальник базы, можно
сказать, отец родной. И вот на тебе, бросил «детей» в
дальних краях и морях на произвол судьбы, так еще и от
алиментов скрывается.

Как бы там ни было, рыбаки числятся работниками
Рижской базы тралового флота. И все еще верят ей и
просят у нее помощи, посылая сигналы бедствия в эфир.
Слышат ли их здесь?

«СМ-сегодня», Алла Березовская

Р.S. В Аргентине и Уругвае ждут отлета на родину
95 человек. Для этого необходима не такая уж фантасти-
ческая сумма — 50 тысяч долларов. Прошу считать эту
публикацию обращением от имени забытых моряков и
их близких к министру по морским делам г-ну Данцбер-
гу и директору РБТРФ г-ну Мауриньшу, которым вся эта
некрасивая история досталась в наследство от советских
времен. В их власти решить вопрос и обеспечить людям
возможность поскорее вернуться домой. Больше мед-
лить нельзя.


Рецензии