Интуиция

Лето звенело птичьими голосами, дышало жарой, от которой никуда нельзя было спрятаться, хотя ветерок с моря иногда и освежал набережную, всё же такой жары давненько в нашем городе не было. В этот жаркий летний день, я, старший оперуполномоченный ОУР города Таганрога старший лейтенант милиции Карпеченко Владимир Николаевич, заступил на суточное дежурство в оперативно-следственную группу УВД. В мою задачу входило выезжать в составе оперативно-следственной группы на все сложные происшествия. Дежурство проходило спокойно. В 18.40 час по 02 поступило сообщение о том, что по адресу  ул. Дзержинского 102, произошла квартирная кража. Оперативная группа Орджоникидзевского РОВД была на другом происшествии, поэтому на эту кражу была направлена оперативно-следственная группа УВД, в состав которой, как я уже говорил, входил и я. Дом номер 102 по ул. Дзержинского находится в секторе индивидуальных домовладений, в двух домах от переулка Чугунный. Во дворе этого домовладения  были настроены различные строения, законные и не очень. По мощённой камнем дорожке, расположенной между двумя высокими заборами, выкрашенными зелёной краской, мы прошли во двор, где встретили плачущую хозяйку – женщину лет сорока, выше среднего роста, с пышными, крашенными в рыжий цвет волосами. Одета она была в розовое платье, с какими-то бессмысленными голубыми разводами. Она постоянно всхлипывала и тёрла глаза руками.
- Весь хрусталь забрали, проклятые жулики…
- А ведь я никогда не думала, что почти в центре города, могут обворовать!
- Меня-то и дома не было всего пару часов…
Преступники проникли в дом через входную дверь, которую хозяйка не заперла, уйдя к родственникам, живущим недалеко. Следователь, старший лейтенант Супрунов Анатолий, дал указание о начале осмотра места происшествия, и вся группа приступила к работе.
Я вышел во двор. Кинолог, вместе  с подошедшим, участковым инспектором, убежали за служебной собакой, якобы взявшей какой-то след. Зайдя в соседний двор, я постучал в окно дома. Из дома вышла женщина. Я предъявил ей своё служебное удостоверение и спросил, не видела ли она кого-либо в соседнем дворе с двенадцати до  восемнадцати часов. Женщина сказала, что она в это время была на работе, но дома была её сестра. Её сестра, услышав через открытую форточку окна, что разговор идёт о ней, выйдя во двор, сказала мне, что около тринадцати  часов, она видела, как во двор входили два парня. Одного она не запомнила, он был среднего роста и одет в какую-то серую одежду, а вот второго запомнила хорошо – лет 25, высокий, худощавый, одет в какую-то грязную рубашку и джинсовые брюки, потёртые на коленях. Он был не брит, или отпускал бороду и на подбородке у него были как-бы небольшие прыщи красноватого цвета. Я кратко записал её показания, затем опросил ещё нескольких соседей, но больше ничего интересного об этом происшествии, не узнал.
Следователь описал обстановку места происшествия и что похищено. Эксперт, всегда улыбающаяся Надежда Павловна Палаткина, круглолицая, темноволосая, неотразимая своими ямочками на щеках во время улыбки, успела отработать всё место происшествия и кропотливым трудом, добыла на фрамуге двери, два отпечатка пальца, которые сняла на дактилоскопическую плёнку. Она успела дактилоскопировать и хозяйку дома. Бедный наш кинолог, худощавый двадцати летний сержант милиции, прибежал, запыхавшись со своим «Барсом», который довёл его до остановки трамвая «Завод», и виновато заскулил, помахивая хвостом. Участковый инспектор лейтенант милиции Антипов Станислав Павлович, высокий, симпатичный парень лет двадцати пяти, с небольшими чёрными усиками и чем-то напоминающий Михаила Боярского, установил, что примерно в 14 часов со двора дома 102, выходили два человека с сумками в руках, но примет их никто не запомнил. По рации мы ориентировали все подразделения милиции на розыск, установление и задержание преступников. На следующий день я должен был отдыхать после дежурства, но я решил помочь потерпевшей, так как очень уж сильно она переживала за пропавшие вещи. Я договорился с женщиной, которая видела в лицо преступников, благо она была в отпуске, чтобы на следующий день, на рассвете, часов в шесть, посетить центральный рынок, где преступники могут попытаться реализовать похищенное. В это время подошёл муж этой женщины, и, узнав, в чём дело сказал:
- Нам как раз надо к родственникам в Москву ехать, а они заказывали у нас вяленой рыбы.- Может, повезёт завтра на рынке, и купим рыбки.
В общем, добровольные помощники у меня были. Супрунов подвёл итоги осмотра и мы, уехали в УВД, успокоив хозяйку похищенного, что всё равно жулики будут пойманы, хотя она нам не поверила и продолжала плакать.
В 20.30 час, я отпросился у дежурного по городу подполковника милиции
Ковалёва Александра Григорьевича, высокого сорокапятилетнего мужчины,
с сединой на висках, с золотым зубом в верхней челюсти, и едва заметным,
вертикальным шрамом, через всю щеку, сходить в кафе, на ужин. Вместе с оперуполномоченным ОУР УВД города Таганрога Грудиным Виктором Семёновичем, двадцатипятилетним лейтенантом, выглядевшим гораздо старше своего возраста, из-за шрама над правой бровью, мы шли по переулку
Исполкомовский, ныне он стал Итальянским, к улице Ленина, сейчас она
Петровская. Примерно в пятидесяти метрах от улицы Ленина, мы увидели двух парней, стоящих у стены здания. Один из парней, когда мы проходили мимо, сказал второму:
-Ну, ты, салага, выворачивай всё до нитки, не то измолочу как бог черепаху!
Мимо них проходили люди и молодые, и пожилые, и все отворачивались, как бы, не замечая происходящего. От неожиданности и мы с Грудиным прошли мимо этих двух парней. Мы оба одновременно остановились и посмотрели друг на друга.
-Кажется, грабит,- сказал я.
-Мне тоже так показалось,- сказал Виктор.
Мы прислушались. Парень, который требовал вывернуть карманы, угрожая, продолжал, требовать деньги.
-Точно грабит,- сказал Виктор, и мы с ним быстро пошли к этим двоим.
-Ты держи потерпевшего, чтобы не сбежал, а я постараюсь взять нахалюгу,-
 сказал я.
В это время парень, который требовал деньги у другого, ладонью быстро ударил по лицу паренька.
-Смотри, не вякни кому-нибудь, я тебя из-под земли достану!
Паренёк молчал.
Грабитель направился к улице Ленина, прекрасно освещённой и заполненной толпами «гуляющих постепенно» граждан, как говорят одесситы.
Я догнал его, и как положено задержал. Он стал «играть на толпу»:
-Люди, матри, ни за чё вяжуть!
Проходящие граждане стали останавливаться. В это время Виктор подвёл ограбленного, и я быстро, и доходчиво,  пояснил уважаемым потомкам Антона Павловича Чехова, что «собачка ента енеральская!» и толпа рассосалась. Мы повели горемыку ограбленного, пытавшегося всё время сбежать, от страха перед угрозами грабителя, и «героя-грабителя», который всё ещё пытался призвать граждан к его освобождению.
В дежурной части Ленинского РОВД, сейчас это 1-й отдел УВД, дежурный ОВД капитан Кужелев Павел,  вызвал следователя. Я позвонил дежурному по городу, что ужин у нас не получился, и что мы находимся в Ленинском ОВД в качестве свидетелей-очевидцев по грабежу. Ковалёв посмеялся, что мы обязательно куда-нибудь влипнем, и, приняв к сведению наше местонахождение, отключился. А мы с Грудиным вместо ужина до часа ночи находились на допросах у следователя Хохлова Сергея. После допросов, еле волоча ноги, я пришёл в УВД, и, попросив дежурного, если ничего не случится, поднять меня в 5.30 час, лёг на раскладушку и уснул.
Мне показалось, что я только сомкнул глаза, как Ковалёв уже тронул меня за плечо и показал на часы: - 5.30 час, сказал он.
-Спасибо.
Водитель дежурки подвёз меня к рынку, где я, встретившись со свидетельницей и её мужем, продолжил своё дежурство. Но как мы добросовестно ни колесили по рынку, а затем ещё и по улицам, жулики, как говорится «канули в воду». Мои свидетели сказали, что с завтрашнего дня они уезжают на 20 дней в Москву и,  к сожалению, не смогут помочь мне в розыске преступников. Я поблагодарил их и поехал домой. Был уже жаркий полдень. Дома меня ожидала жена и дети, которым я обещал, что после  дежурства, мы  совершим выезд на море. Каждый такой выезд представлял для детей и для нас с женой большой праздник, ведь не часто приходится отдыхать всей семьёй. Дети облепляли лодку, как муравьи и нам с женой стоило большого труда, чтобы усадить их в лодку. Мы отъезжали от берега до тех пор, пока вода не достигала мне уровня пояса, и здесь начинался весёлый праздник, на котором я отдыхал не только, и не столько физически, а скорее духовно. Да, отдых на море великолепен!
Быстро собравшись, мы всей семьёй пришли к лодочной стоянке. Весёлый гомон детворы доносился с пляжа. Белые чайки, лениво взмахивая крыльями, то садились, то вновь взлетали с бирюзовой воды. И в этот день наш праздник на воде, длился до самого захода солнца.
   Прошёл месяц с момента того моего дежурства. Да, я забыл тебе, дорогой мой читатель, сообщить, что я работал в то время во 2-м отделении ОУР УВД, в отделении по борьбе с преступлениями против личности, а работая на этой должности, раскрывать квартирные кражи, мне приходилось не часто. У меня было полно забот по линии раскрытия тяжких преступлений против личности. Не ладилось в одном деле – не раскрывалось убийство женщины, не раскрывался порез мужчины. Да, страшная работа у работников судебно-медицинской экспертизы, прокуратуры, милиции, сколько смертей проходит через их души! Но жизнь всё же побеждает, и люди работают там, где, казалось бы, работать невозможно. Так вот, прошёл ровно месяц с того момента, как я выезжал на место квартирной кражи по улице Дзержинского 102. За ежедневными служебными делами, я уже подзабыл тот случай, но так уж устроена человеческая память, что стоит ей, хотя чем-либо напомнить о том, что произошло, да если ещё то, что произошло, связано с человеческим горем, то наша память, моментально, в ярких образах, как бы высвечивает это событие.
Мне нужно было ехать в следственный изолятор, а по-простому в тюрьму, чтобы допросить там одного чудака, арестованного за кражу личного имущества, но после одной из бесед с сотрудниками ОУР Октябрьского РОВД, ныне 2-й отдел полиции, задержавшими его, он заявил им, что совершил тяжкое преступление, подследственное следователям прокуратуры, а именно – убийство. И вот, по поручению следователя прокуратуры, я добирался в следственный изолятор. Служебный транспорт  весь был занят и я пришёл на остановку трамвая, чтобы  поехать маршрутом трамвая № 3. Я стоял на остановке трамвая среди многих желающих уехать. Две женщины сидели на скамейке, и о чём-то оживлённо беседовали. Под деревцем, прячась от солнечных лучей, стояла красивая девушка в розовом платье с кейсом в руке. И вдруг мой взгляд, как бы споткнулся.  У будки таксофона, я обратил внимание на высокого парня лет двадцати пяти. Он был чисто выбрит, одет, в светлую рубашку и потёртые джинсы синего цвета.
-Где-то я его видел – подумал я. Но как я не пытался, я не мог вспомнить, где я его видел. Я стал вспоминать последние ориентировки по розыску преступников, но и это мне ничего не дало. Вдруг, именно вдруг, я понял, что я никогда не встречал этого парня, просто он очень похож на того парня, приметы которого, месяц назад, мне сообщила женщина на месте кражи по улице Дзержинского № 102.
В это время подошёл трамвай № 8, идущий в сторону авиазавода, противоположную той, куда мне необходимо было ехать. Парень быстро вошёл в трамвай. Недолго думая, я тоже вошёл в трамвай и вслед за мною водитель трамвая закрыл двери. Стоя на ступеньках вагона, так как он был забит пассажирами, я незаметно  приглядывался к показавшемуся мне подозрительным парню. Он, не оплатив проезда, проехал одну остановку, затем повернулся и стал пробираться к двери вагона, у которой стоял я. Мне стало понятно, что парень собирается выходить из трамвая. Я решил до конца проследить, куда он пойдёт. Во мне боролись два желания: во-первых, немедленно задержать парня, уж слишком он мне показался подозрительным, в то же время, я спрашивал себя, за что я его задержу – за бесплатный проезд, в трамвае? Нет, здесь надо было придумать что-то другое. Во-вторых, я подумал, что если он настоящий преступник, совершивший кражу, то я просто не имею права его упустить. Поэтому я решил проследить за ним, несмотря на то, что мог опоздать с исполнением прокурорского поручения. Трамвай остановился на остановке «Спартаковский». Я спрыгнул с подножки трамвая, и к своей радости увидел, подъезжавшую в попутном направлении, к остановке трамвая, автомашину уголовного розыска Орджоникидзевского РОВД. За рулём «бобика» сидел никогда не унывающий сержант Коля Масеврин, рядом с которым сидел начальник отделения уголовного розыска Орджоникидзевского РОВД, капитан Пьявченко Николай Николаевич. Я подошёл к автомашине, и, поздоровавшись, попросил их помочь задержать квартирного вора. Пьявченко спросил:
-А кто тебе сказал, что он вор?
Я ответил, что нутром чувствую, что это вор. Да и приметы сходятся.
-Мало ли что у кого сходится, - улыбаясь, сказал Пьявченко.
-Ну ладно, садись в автомашину. Где он, твой жулик?
Парень, выйдя из трамвая, и перейдя на другую сторону улицы, подходил к кассам аэрофлота. Наш газик, объехав его, остановился у касс аэрофлота и мы с Пьявченко, пошли навстречу парню.
-Молодой человек, мы из уголовного розыска, сказал Пьявченко, предъявляя своё удостоверение. Будьте добры, предъявите Ваши документы.
В глазах парня мелькнуло удивление.
-У меня нет с собой документов, - сказал он.
-А где Вы работаете? – спросил я. Парень замялся, а затем сказал, что сейчас он временно не работает, так как рассчитался.
-А почему Вы не оплатили, проезд, в трамвае?
-Да я… да забыл…
-Ах вот в чём дело, - сказал Пьявченко. Пройдёмте в автомашину, Вам придётся с нами проехать в ОВД, для установления Вашей личности.
Парень молча сел в машину. Я сел рядом с ним и сразу ему сказал:
-Скажите, пожалуйста, что Вы делали месяц назад по адресу: Дзержинского 102?
Парень ошалело мотнул головой и с видом затравленного зверя, сказал:
-Нигде я не был. Что за Дзержинского 102?
-И не помните, куда дели хрусталь?
-Не брал я никакого хрусталя.
-Хорошо, по приезду в отдел, я приглашу женщин, которые Вас там видели.
-Приглашайте, кого хотите, я не ворую.
Это он сказал твёрдым голосом. Через пять минут мы доехали до Орджоникидзевского ОВД и вошли в кабинет начальника ОУР. Я спросил у парня его фамилию, имя, отчество, год и место рождения, где он прописан и где проживает.
-Попов Виктор Петрович 1956 года рождения, прописан по 19 переулку 81, а проживаю сейчас у друга по Ленина 128.
Записав эти данные, я вышел из кабинета начальника УР, и войдя в кабинет одного из сотрудников УР, для проверки данных по адресному бюро. Данные парень сообщил точные, я уже собирался выходить из кабинета, как в кабинет вошёл Масеврин и, улыбаясь, сказал:
 -Всё, Владимир Николаевич, поплыл паря, вспомнил Дзержинского 102! Ну, ты и Шерлок Холмс, Владимир Николаевич!
Я быстро вошёл в кабинет начальника ОУР.
-Вспомнил я, начальник, - глядя на меня, сказал Попов, - был я на Дзержинского 102.
 -А хрусталь куда дел?
-На Чехова в магазин сдал продавщице.
-А кто с тобой был? – спросил я.
-Я один был, глядя иcподлобья сказал  Попов.
-Ну вот! А говоришь, что всё вспомнил, сказал я, - все-таки придётся звать тех женщин. Вы, Виктор Петрович, раз уж решились вспоминать, то всё вспоминайте.
Попов, опустив голову с мукой в голосе прошептал:
Он же убьёт меня!
Через несколько минут, автомашина уголовного розыска с несколькими сотрудниками, уже ехала по адресам указанным вором, а я отправился в следственный изолятор, чтобы выполнить отдельное поручение следователя прокуратуры. Задержать же второго вора и изъять ворованное, было уже делом техники.


Рецензии
Владимир Николаевич!Вы не просто профессионал нашего сыска,Вы гений и в эти прекрасные годы я проходил службу в Орджоникидзевском ОВД и помню как о Вас ходили легенды!Конечно все сотрудники которых вы описываете были молоды и трудились с задором!В настоящее время это ветераны как и вы Владимир Николаевич,а вот одни еще в нашем строю ветеранов,а другие уже с почестями были захоронены!Владимир Николаевич вы любили свою службу и трудились во имя народа и добились не только уважения и почета но и признания жителей нашего города которые спали спокойно и не боялись ночью возвращаться домой!Низкий Вам поклон дорогой вы наш друг и товарищ,Владимир Николаевич Карпеченко!!!

Геннадий Елисеев   29.06.2017 23:42     Заявить о нарушении