Мистика в реальности или реальная мистика

Чаще к Богу приводит сейчас беда,
когда сердце будто умирает от горя;
приходят и такие, которые начали познание
духовного мира с близкого
касания к темной, все убивающей силе.

По творениям
архимандрита Иоанна
(Крестьянкина).
Главное - быть с Богом.
— М.: Благовест, 2009.

Оговорюсь сразу, что тема, которую я хочу осветить очень обширна, и она подробным образом раскрыта в творениях Святых Отцов, почитаемых Православной Церковью. Я не берусь пересказывать или трактовать их работы, это не в моих силах, и не думаю, что это кому-либо нужно. Моей задачей является рассказать о том, как духовный темный злой мир (читай демоны, злые духи, бесы) коснулся лично меня. Я постараюсь показать, что это не выдумки или пережитки старых предрассудков, а страшная реальность соприкосновение с которой наиболее отчетливо прослеживается в нашей повседневной жизни. Не потому что Господу Богу и Светлым Ангелам до нас нет дела. Нет. Без Их поддержки и защиты нас бы враги рода человеческого давно и легко погубили и утащили в бездны ада для мучения непрестанного и невыносимого. Объяснения происходящего с нами лучшего, с моей точки зрения, чем у святителя Игнатия (Брянчанинова) я не встречал, его и приведу.
«Святые духи уклонились от общения с человеками, как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в свое падение, смесились с нами, и чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить свое владычество над нами. Всем нам, находящимся в рабстве греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно, по той же причине, общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душею, – что чувственно являющиеся духи человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никак не святые Ангелы. "Душа оскверненная, – сказал святый Исаак Сирский, – не входит в чистое царство, и не сочетавается с духами святых" (Слово 74). Святые Ангелы являются только святым человекам, возстановившим с Богом и с ними общение святой жизнию. Хотя демоны, являясь человекам, наиболее принимают вид светлых Ангелов для удобнейшаго обмана; хотя и стараются иногда уверить, что они человеческие души, а не бесы (этот образ обольщений в настоящее время находится в особенной моде у бесов, по особенному расположению человеков доверять ему); хотя они иногда предсказывают будущее; хотя открывают тайны: но вверятся им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшаго обольщения. Сатана преобразуется во Ангела светла и служители его преобразуются яко служители правды (2 Коринфянам 11; 14,15), сказал святый Апостол Павел»  [1].   
Одним из видов нашего «общения» с падшими духами является, так называемое, страхование. По-простому – бесы нас пугают. И от такого пуганья некоторые люди отправляются в психлечебницы. Тогда возникает резонный вопрос: почему в наше время секулярного общества и почти всеобщего стремления к греховным наслаждениям не все неверующие находятся в этих лечебницах? Не все видят бесов? Одной из причин является то, что страхование, как правило, начинает касаться тех, кто по каким-то причинам решил идти к Богу, ко Христу. Если человек живет нечистой жизнью, демонов это устраивает, душа такого человека принадлежит им и в этой жизни и после смерти человека. Бесам необязательно прессинговать его страхами. То есть, к примеру, человек живет себе, поживает и, конечно, думает, что он хорош. Ведь он не убивает, не насилует и других подобных мерзостей не делает. Нет, нет. Но есть у человека какая-то греховная привычка ¬– частая ложь, пьянство, обжорство, зависть или какие-либо другие страстишки. И он себя оправдывает, что ничего страшного, мол, все так живут. В лучшем случае попытается избавиться от гнусных привычек, но не может, так как нет сил, силы даются в Таинствах Церкви Христовой, и возвращается к своим страстям. И не понимает бедный человек, что страсти – это некие каналы, через которые бесы и воздействуют на него, и держат его в рабстве, управляя им через помыслы, гневливость, осуждение других, стремление к наслаждению и т.д. Не избавившись от страстей, не перекрыв эти каналы, не воззвав, не устремившись всей душой к Богу, невозможно освободиться от воздействий злых духов.
И вот, представьте, человек начинает идти к Христу, разрывая с Его помощью сковывающие его цепи страстей, сдирая с глаз мешающую видеть жизнь в истинном свете повязку! Раб демона решил выйти из повиновения! Рабовладелец будет его и запугивать и бить. Биение в этом случае – это, как правило, многоразличные скорби, а запугивание – это страхование. Но претерпеть в этом случае – огромное благо для человека, так как эта борьба – путь на Небо, а ее избегание – прямая дорога в ад. И это не аллегории, это то, с чем придется столкнуться каждому, как всякому из нас придется умирать.
Раньше, до приходя к Православной вере, я не мог понять, почему с детства в моих снах я настойчиво убегаю от некой губительной злой силы. Тема убегания была невероятно актуальной для моих сновидений. Самым первым образным воплощением этой злой силы в моих детских кошмарах была Баба Яга. У нее было жуткое сморщенное серое лицо, с огромным носом и волосами, растущими и на голове и на морде, которые развивались как лучи вокруг солнца. Баба Яга мне ничего не говорила, она просто растопыривала огромные ручищи с  узловатыми пальцами и пыталась меня догнать. Почему мне начали сниться такие сны в моем безгрешном раннем детстве? Я думаю по той причине, что однажды, смотря телевизор, я испугался показанному в художественном фильме неожиданному броску змеи. Потом от испуга не мог спать. И моя бабушка сводила меня к, так называемой, целительнице, которая на воске вылила мне страх. Когда я уже стал взрослым, и бабушка мне об этом рассказывала, она говорила, что в вылитом воске было отчетливо видно изображение змеи. До сих пор помню свои ночные галлюцинации в виде переплетающегося клубка светящихся змей на книжной полке. Я долго лежал и понимал, что этого не может быть, но это происходит, и я это вижу. Потом не выдержал и громко закричал, перепугав спящую рядом со мной на одной кровати мать. Вбежала еще бабушка в комнату, и включили свет. При свете люстры галлюцинация сразу пропала. Бабушка начала утверждать, что я испугался шнура от бра, который висел рядом с кроватью. Я объяснял, что это не так, но разве взрослые слушают маленьких детей? Мне не верили.
От испуга меня вроде вылечили, но бесы пролезли мне в сны, вошли, так сказать, в мою жизнь. Значит, какие-то двери им были открыты, через воздействия «целительницы». Конечно, моя бабушка желала мне блага. Но здесь как раз классический случай, характеризующийся поговоркой: «благими намерениями выстлана дорога в ад». Люди, несущие своих детей к различным биоэнергетикам, экстрасенсам, народным целителям, колдунам, различным бабкам и дедкам и тому прочее, не делайте этого! Они свои «чудеса», «исцеления» и предсказания совершают только с помощью бесов, а это – гибель для человека, пользующегося такими услугами. Это я испытал на себе еще и во взрослой жизни, поэтому и повествую об этом. Хотите блага для своих детей – крестите их, воспитывайте в христианской вере и нравственности. Желаете вылечить немедицинскими средствами – прибегайте к Таинству Соборования Православной Церкви и причащайте детей. И это я на себе пережил и знаю благо этого. Идите к Богу за помощью, а не к дьяволу. Дорога к Богу трудная, но только она спасительна.
Другими воплощениями злой силы, кроме Бабы Яги, в моих снах были враждебные солдаты, отморозки с улиц и тому подобное, всех и не помню. Я всегда убегал и ни разу меня эти злые силы не поймали, я или успешно завершал забег в безопасность или в ужасе просыпался перед самым моментом моей поимки. Вот так просыпаешься и думаешь: как же здорово, что ты не в том жутком измерении сна, а в этой надоевшей серой реальности жизни. Звучит довольно забавно, но переживать совсем не смешно. Такие сновидения меня мучили время от времени лет так до двадцати трех. И потом особенно в период моего прихода к вере – лет с двадцати семи до двадцати девяти. Правда эти сны уже имели несколько другой характер, но суть их была та же – запугивание. Сны – это одна из многих граней человеческого бытия, куда бесы пролазят, поэтому снам верить не стоит. И боятся тоже. Вообще бояться бесов не нужно. Все с нами происходит или по воле Бога (даруемые Им нам блага) или по Его попущению (наши скорби). Демоны воздействуют на нас не более чем им попустит Господь. Очень образно об этом по отношению к людям, начинающим жить христианской жизнью и идти к Богу, выразился священник Александр Дьяченко в его рассказе «Начало»: «Порой складывается впечатление, что твой Ангел, словно на цепь деревенского колодца вместо ведра посадил бесёнка, что мешал тебе жить, и примотал его к самой рукоятке… Замечу о цепи, она никогда не будет раскручена полностью. На высоком уровне борьбы ты можешь почувствовать, даже запах из пасти врага, но никогда Бог не позволит ему вцепиться тебе в горло».
 Как мудрый отец наказывает свое любимое дите для его пользы, так же поступает и со всеми нами Бог, попуская нам претерпевать страдания и воздействия бесов. И если дите разумное, оно, претерпев наказание, исправляется и благоденствует, получая любовь родителя, а неразумное и упорствующее мучается от несчастий, которые на него приходят от того, что ребенок, не послушавшись, попадает в беды, от которых отец хотел его оградить своим наказанием.      
Но демоны различным образом проявляют себя и в реальности. Во-первых, довольно очевидно они воздействуют на человека помыслами. Люди нерелигиозные полагают, что все мысли в их головах их собственные. Большое заблуждение. Наверно, многие слышали высказывания подобные строке песни группы «Чайф» – «Боже, какая дрянь в голову лезет с утра…». Но вдумайтесь, если лезет, значит, кто-то это привносит. Еще поэт и великий ученый Михаил Ломоносов, говоря о физическом законе сохранения энергии, сказал, что ничто не происходит из ниоткуда и не исчезает в никуда. Это касается и наших мыслей. Дрянь в голову лезет от бесов. Вы не хотите, а она приходит, значит, она не ваша. Особенно сильно это проявляется, когда начинаешь молиться. Очень важным в молитве является внимание, которое должно быть сосредоточенным на словах и смысле молитвы. Вообще правильно молиться – это целая наука, интересующихся которой вновь отсылаю к трудам святителя Игнатия (Брянчанинова) [2]. Так вот, бесы начинают внушаемыми многоразличными помыслами и мысленными образами постоянно сбивать молящегося человека и мешать ему сосредоточиться на словах и смысле молитвы. И она выходит рассеянной, то есть слабой, не качественной. Злые духи противоборствуют процессу молитвы, потому что по слову святого Серафима Саровского: «Таковым упражнением при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним» [3]. А в этом состоит цель жизни человека.
Воздействуют демоны и на физическое состояние человека. Недавно, на праздник Крещения, после живительного и целебного купания в иордане (специальной проруби в реке) зашел в храм, который находится рядом с домом, где я раньше жил. Думал, что зайду ненадолго, но в этот праздник на службе было так хорошо и благодатно, что я остался до ее конца. И наблюдал я такую картину. Большинство людей заходили, набирали крещенскую воду и уходили. Мало кто стоял на службе. Среди таких была женщина лет тридцати пяти. Она стояла несколько впереди меня, и потому я и заметил, что через некоторое время, голова ее начинала клониться, как будто женщина засыпала. Женщина вскидывала голову и крестилась. Было видно, что она борется с этим состоянием. Отмечу, что вид у нее не был изможденным. Чтобы засыпать стоя, все-таки нужно быть крайне утомленным. И я, даже с некоторым удивлением о том, что забыл об этом, вспомнил, что и у меня в самом начале воцерковления были такие состояния. Заходишь свежий и выспавшийся в церковь, стоишь на службе, стараешься внимать молитвенному пению и со временем начинаешь, помимо своей воли, уплывать в сон. И стоять при этом, конечно, труднее, а уж молиться и подавно. Но стоит только выйти из храма – и ты опять бодр, как ни в чем не бывало. Так бес гонит человека из церкви. Потому важно выстаивать в церкви на службах, внимать молитвам и самому молиться. Хорошо мне запомнился и другой пример из моей жизни. Прежде чем о нем рассказать я, немного отступив от описания демонических воздействий, кратко расскажу свою предысторию прихода к вере.
 Я вырос в абсолютно атеистической семье и обществе. И сам соответственно был атеистом, причем не суеверным. И по своему складу ума, я, что называется, из тех, кто пока не попробует, не поверит. Мне поэтому очень понятен Апостол Фома, который на уверения других Апостолов о том, что Иисус Христос воскрес из мертвых и являлся им, ответил: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25). Даже когда в 90-х годах и в начале двадцать первого века Россия захлебнулась от цунами лжедуховности, Чумак заряжал воду из телевизора, стали печататься объявления о колдунах и магах в десятых поколениях, а книжные развалы ломиться от оккультной литературы, я на всякие рассказы о чакрах и тому подобное, отвечал только здоровым смехом. Но когда демонический мир начал довольно сильно воздействовать на меня, стало уже не до веселия. Всё стало валиться из рук, замучили кошмары, временами резко кружилась голова без каких-либо видимых причин, одолевало постоянное чувство тревоги. Тогда я впервые пошел в церковь к священнику и, ожидая его усмешки, только и смог ему объяснить свое состояние словами, что я ощущаю воздействие темной силы. Священник, отец Николай, к моему удивлению только понимающе кивнул и сказал, что мне нужно исповедоваться и причаститься. Примерно в этот же период волею жизненных обстоятельств и по причине моего духовного невежества, я сходил для исцеления сначала к одному колдуну, а потом еще к другому и к целительнице. По этой причине демоны получили еще большую возможность воздействовать на меня, то есть степень их приражения ко мне усилилась. Понятное дело, нельзя идти к врагам Бога и ждать, что божья сила, хранящая тебя, не уменьшится. Поэтому после, прочтя православную литературу, касающуюся деятельности различного рода оккультистов, и разобравшись в происходящем со мною, в храм я уже пошел с повинной головой и по мере сил терпел то, что мне тяжело стоять на службах и молиться и вообще жить по-христиански. Теперь вернусь к случаю из моей жизни, о котором хотел рассказать. Однажды в конце воскресной Литургии, мне совсем стало невмоготу в церкви, ноги затекли от стояния, поясницу ломило, сознание гасилось приступами сонливости, а когда священник начал говорить проповедь, стало тошнить. Я испугался, что меня сейчас вырвет при всех прямо в храме, и, часто оглядываясь на входные двери, судорожно начал соображать, почему именно сейчас я так плохо себя стал чувствовать. И сообразил, а скорее мне подсказал мой Ангел-хранитель, что в конце проповеди будет целование креста, и это неприятно кое-кому. И я, что называется, упёрся и решил, что крест я поцелую. Проповеди я не слышал, к кресту шел как в тумане, но крест поцеловал, и спустя несколько мгновений мне полегчало. Впоследствии, когда по делам на работе я ехал в машине со священником отцом Владимиром и рассказал ему об этом случае. Он тогда мне сказал: «Когда ты поцеловал крест, бес от тебя и отскочил. Демоны обладают огромной силой, если бы Господь попустил, то бес мог бы одним пальцем вмиг уничтожить нашу планету. Бесы питаются негативными эмоциями людей». Наверное, поэтому блаженны (то есть очень счастливы) кроткие, ведь по святоотеческому толкованию кроток тот, кто сам не раздражается и не раздражает других. Помню, когда я рассказал отцу Владимиру о том, что раньше при чтении молитвы «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» у меня волосы вставали дыбом, он по-доброму смеялся, управляя автомобилем и смотря на дорогу.
Более сильной степенью воздействия демонов на людей, является их вселение в человека. Людей, подвергшихся этому, называют бесноватыми. При этом человек уже довольно откровенно не владеет собой, особенно при приближении к святыне, например, к иконе. Таких я в живую видел, наверное, только двоих. Так один мужчина, зайдя в храм и приближаясь к иконе, начинал неестественно громко икать, и при этом у него одновременно вскидывало обе руки, и он словно сильно пожимал плечами. Причем, было видно, что такое обстоятельство его самого удивляет. Другой была женщина, которая во время каждения в храме все время старалась куда-то от дыма ладана спрятаться, а временами начинала подбегать к храмовой иконе и часто-часто креститься, а затем махать руками над горящими свечами. Мне приходилось видеть психически больных людей и людей с отклонениями в развитии, так вот бесноватые от них как-то отличаются, в их случае прослеживается воздействие посторонней воли и силы. 
Закончить свое повествование я хочу замечательными словами подвижника двадцатого века игумена Никона (Воробьева): «Чаще думай о смерти и о том, кто тебя там встретит. Могут встретить Ангелы светлые, а могут окружить мрачные, злобные демоны. От одного взгляда на них можно сойти с ума. Наше спасение в том и состоит, чтобы спастись, то есть не попасть в руки демонов, а избавиться от них и войти в царствие Божие, в бесконечную, непостижимую здесь радость и блаженство. Стоит здесь потрудиться, есть из-за чего. Демоны горды и овладевают гордецами, значит, надо нам смириться. Демоны гневливы, значит, надо нам приобретать кротость, чтобы они не овладели нами, как своими по душе. Демоны злопамятны, немилосердны, значит, нам надо скорее прощать и мириться с обидевшими и быть ко всем милостивыми. И так во всем. Надо подавлять в своей душе бесовские свойства, а насаждать ангельские, которые указаны в святом Евангелии. Если после смерти будет в душе нашей больше бесовского, то бесы овладеют нами. Если же мы еще здесь осознаем свои бесовские качества, будем просить за них прощения от Господа и сами всем будем прощать, то Господь простит нам, уничтожит в нас все дурное и не даст в руки бесов. Если мы здесь не будем никого осуждать, то и Господь нас не осудит там. Так и во всем. Будем же жить в мире, прощая друг друга, мирясь скорее друг с другом, будем во всем каяться пред Богом и просить Его милости и спасения от бесов и вечных мук, пока еще есть время.
Не будем играть своей вечной участью. Господь да вразумит тебя. Аминь».
«Итак, покоримся под крепкую любящую руку Божию и будем со своей стороны употреблять все усилия к исполнению заповедей Его и непрестанно каяться в невольных нарушениях их, и тем докажем свою любовь ко Господу. По слову Господа Иисуса Христа, тот любит его, кто исполняет его заповеди, а кто не исполняет, тот не любит» [4].

[1] Свт. Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Т. 3, Слово о смерти. М., 1993. С. 8–9.);
[2] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты.
[3] Духовные наставления Преподобного Серафима Саровского инокам и мирянам - Фонд "Христианская жизнь", г. Клин М.О., 2000. © Фонд "Христианская жизнь".
[4] Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным детям. Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1998.


Рецензии