История конфликта в Чечне, причины и следствие

 Расчеты приведены в главе: "Расчеты напряженности в Чечне и на Кавказе России".               

Откуда эта фундаментальная агрессивность наиболее несдержанной части чеченского народа: от Бога или земная? Неужели, чтобы разобраться, надо забраться в историю трёхвековой давности?.. Сами чеченцы своей истории не писали, только помнили. Но ведь нормальное в памяти стирается и только экстремальное остаётся и растёт адекватно росту населения ( оно за это время увеличилось в 10 раз). А вот ближайшая история даёт более объёмные представления. Попробуем призвать её на помощь для анализа фактов, чтобы достовернее разобраться: что же произошло на самом деле, начиная с 1944 года, и где искать виновных.

Итак, жили-были «плохие» люди – вайнахи. Их взяли, да и депортировали. 490 тысяч изгнанников оставили на своей земле 36 тысяч домов, которые за эти века построили. Пришли другие люди и заняли пустующие дома. Спустя годы выяснилось, что высланные не такие уж и плохие, чтобы отрекать их навечно от Родины. Их вернули домой, но только не в свои дома. Ситуация, согласитесь, странная: с одной стороны, а почему не в свои? С другой стороны, почему прежних хозяев должны встречать с хлебом и солью те, кто не по своей воле попал на эту землю, сам стал хозяином, перестроив на ней всё на новый лад. И как вообще уместить на одну и ту же площадь вдвое больше людей? Где взять жильё? Где найти работу, чтобы прокормиться? Где учиться детям? Где лечиться больным? Как вообще совместить поруганное сознание ссыльных с сознанием людей, преисполненных чувством выполнения гражданского долга, победой в Великой Отечественной войне и построивших новую, безбедную, послевоенную жизнь. В 5 раз увеличена за это время нефтедобыча и нефтепереработка (с 3 . т до 15 млн. т в год)! Во всё это был вложен колоссальный труд. Как сжиться трудящимся-промышленникам с людьми, отреченными от промышленности на 13 лет и потерявшими всякий навык к техническому ремеслу?РАСЧЕТЫ ПО ГРАФИКУ СМ.ДАЛЕЕ.
Нормальное вживание требовало длительного времени, терпения и деликатности, но и то и другое было в большом дефиците. Бешеный темп пятидесятых требовал всё новых трудовых рекордов: не успел – уйди в сторону, да ещё с приставкой «чурек».
Атмосфера стремительно электризовалась, и уже в августе 1958 года грянул первый гром межэтнической грозы. Поводом к этому послужило публичное убийство вернувшимся из ссылки чеченцем русского парня. Неприязнь оказалась такой силы, что за несколько часов взбунтовавшиеся «русскоязычные» разгромили обком КПСС и потребовали обратной депортации вайнахов. Приехавшего срочно Хрущёва Н.С. готовы были разорвать в клочья, а когда он укрылся в вагоне, попытались перевернуть и вагон, но успевший набрать обороты состав умчался. И только войска да танки, введённые мгновенно в республику, нейтрализовали бунтующих. Привычным атрибутом стали комендантский час и чрезвычайное положение.
В 1973 году, в январе, заволновались уже ингуши, зондируя почву о возможном возврате пригородных земель из Осетии с родовыми домами и кладбищами предков. Нетрудно представить, сколько тысяч людей русской, ингушской, чеченской и других национальностей было репрессировано после этих событий. Нетрудно также понять и то, что события 1991 года в Чечне, 1992 года в Ингушетии и Осетии, война или, вернее сказать, карательная операция конца 1994 года – есть продолжение описанных событий.
Вы помните о 36 тысячах домов, на которые претендовали два комплекта истцов? Вместо того, чтобы передать эти дома вернувшимся хозяевам и обустроить проживающих в них русских, власти приняли прямо противоположное решение: не допускать вайнахов в свои дома и расселять их на свободных территориях с приданием Чечне двух районов Ставропольского края. Трёхвековой опыт общения с горцами не подсказал, что Родина у горцев начинается с отчего дома.
Вайнахи не стали торопить события, дабы не вызвать гнев на ещё слабую, неокрепшую общину, и решение вопроса отложили до лучших времён. Но вернуть родовую обитель стало делом чести и достоинства каждого «настоящего мужчины»… Власти всячески пытались замалчивать происходящее, точно так же как замалчивали факт сохранения вайнахами судов шариата, параллельно сосуществовавших с советскими судами. А «русскоязычные», которые сталкивались с этим, как правило, покидали республику. Начиная с 1957 по 1991 годы их отток составил 425 тысяч человек (740 тысяч минус 315 тысяч, смотри график на 5-ой странице), а в 1957-1959 гг. – 240 тыс. человек. Такое во времена Дудаева и не снилось! В 1963 г. наступило численное равновесие, когда и тех и других было по 470 тысяч человек. Начиная с этого момента «русскоязычные» только уменьшались (до 160 тысяч в 1994 году), а вайнахи только увеличивались (до 813 тысяч в 1994 году) в своей численности. Поэтому и встал вопрос о смене Верховной власти в республике: от русских первых секретарей обкома КПСС, правивших до 1989 года, к первому секретарю-чеченцу.
Время «Ч» наступило в 1991 году, когда горбачёвский Верховный Совет принял декларацию «О реабилитации репрессированных народов», война за оставшиеся дома вспыхнула с новой силой (к этому времени во всех горных сёлах хозяева уже обрели свои дома: где выкупом, где шантажом, а где и силой). К началу военных действий в 1994 году оставалось невозвращённых 1224 дома в Грозном и примерно столько же в районах.
Таким образом, имущественный конфликт стал основой конфликта межэтнического, причём, если в 1958 году опасное сечение напряжённости в конфликте составляло 60%, то к 1991 году оно не уменьшилось, а, наоборот, выросло до 85% по совокупности всех противоречий. Это и привело к распаду Чечено-Ингушской АССР при воздействии внешних сил.
И теперь попробуйте решить: откуда взялась эта непримиримая злоба и кто её посеял? Знаю одно, что в моменты безумия противоборствующие видели лишь друг друга, так как остались один на один, и поэтому русские винили чеченцев, а чеченцы винили русских. За эту человеческую близорукость и безграничную злобу и грянула кара небесная. Боги лишили защиты эту грешную землю и туда устремились авантюристы и дьяволы с «гражданской позицией». Война, а вернее сказать, карательная операция, последовавшая в конце 1994 года, была самой жестокой, начиная с 1725 года. Она унесла жизни ни в чём не повинных 86 тысяч жителей: 25-ти тысяч «русскоязычных» и 61-й тысячи чеченцев. Неужели мы и после этого не сделаем правильных выводов? Неужели мы так и не вспомним, что все мы – единое творение БОГА и что все религии ведут к ОДНОМУ БОГУ. Неужели из-за пищи, жилищ, одежды, которые одни мускулистые люди могут отнять у других, мы и дальше будем убивать друг друга?

 Историческая справка.

Юридическая суть понятий:
- восстановление Конституционного порядка в Чечне;
- антитеррористическая операция;
- этнический сепаратизм;
- религиозный экстремизм (ваххабизм);
- национально-освободительное движение;
- месть или карательная операция.
Всё это лишь формулирует суть происходящих событий в Чечне, являющихся следствием. Причины гораздо масштабнее по значению и корнями уходят в застойные времена. Это, прежде всего, конфликт между светской и религиозной формами правления народом одновременно, где последняя, получив неограниченную свободу в застойные времена, превратилась в кланово-мафиозную структуру, не обременённую никакой ответственностью и пронизавшую чеченский народ насквозь. Используя религиозные чувства и душевную тревогу после депортации – реабилитации, когда официальные власти не смогли вовремя обустроить реабилитированных, вернуть им имущество и жильё, дать работу, вернуть уверенность в завтрашнем дне, подпольные клановые группировки под благовидными предлогами, исподволь стали забирать бразды правления в свои руки для извлечения выгоды путём обложения повальными оброками. Заработали тейповые связи, хотя сами тейпы существовали скорее виртуально, а главными лозунгами стали: «бедный чеченец – недостойный мусульманин»; «Для того, чтобы жить достойно, - все средства хороши»; «Если хочешь, чтобы этот берег стал твоим, – говори, что тот берег тоже твой».
Чтобы людей заставить беспрекословно повиноваться, возникли кланы «старейшин», объединённых «советом старейшин» - «Мехк-Кхел».
Муллы и имамы, проповедовавшие истинную религию – ислам, стали гонимы, и на смену им стали приходить мошенники от религии. Вера превратилась в антиверу. Освободилась ниша для ваххабизма. В руках «старейшин» скапливались огромные деньги, при помощи которых они могли подкупать суды и милицию официальных властей, даровать жизни или заставлять убивать при кровной мести внутри и между тейпами. «Старейшины» приобретали авторитет всемогущих.
Перестройка и реформы в СССР, стали сигналом к легализации всей этой подпольной машины в ЧИАССР. Знали в 1991 году обо всём этом молодые Российские власти? Знал ли об этом Дудаев, взявшись руководить чеченским народом? Конечно нет, в чём он признался сам.
При всём дискомфорте своего проживания в последнее время на территории Чечни, невайнахские диаспоры всю драматичность ситуации, в которую они попали, осознали лишь тогда, когда заработали в открытую шариатские суды, а Ельцин объявил финансовую блокаду.
Парламент Чечни сразу же попытался вместе с демократической интеллигенцией Грозного помешать легализации Мехк-Кхела и кланово-тейповым группировкам. Свидетельство тому Конституция Чечни 1992 года, которая провозгласила светский путь развития Чечни, а впоследствии ратифицировала договор о невыходе из состава России. Но последующие события помешали этому осуществиться, и роковую роль в этом сыграло бывшее руководство России, не сумевшее сориентироваться вовремя. Ставленник Ельцина-Хасбулатова Д.М. Дудаев, лишившись поддержки российских властей, которые его направили в Чечню с миссией освобождения от ГКЧПистского влияния, войдя в конфронтацию с собственным Парламентом, обложенный «оппозицией», сделал ставку на мафиозно-клановые группировки. Внешние подстрекатели в лице прибалтийских националистов, отверженного Президента Грузии Звиада Гамсахурдия, Мусы Шанибова – председателя Конфедерации Горских народов из Кабарды, лидеров Народного фронта из Азербайджана во главе с Эльчубеем, дагестанских сепаратистов братьев Хачалаевых, в пику официальной российской политике, предложили Д. Дудаеву создать политическую организацию «Кавказский Дом», под лозунгом «Восстановления исторической справедливости на Кавказе».
В июне 1993 года, разгромив Парламент и разогнав оппозицию с помощью оружия оставленного советской армией в 1991 году, при помощи нефтедолларов, подаренных правительством Е. Гайдара, отгружавшего до 9 млн. т нефти по Грозненскому нефтепроводу, якобы для переработки, а на самом деле для продажи и присвоения, Д. Дудаев начал создавать регулярную Чеченскую армию, проводя официальные призывы в её ряды из чеченской молодёжи и, нанимая «добровольцев» из-за рубежа. «Воины аллаха» были поставлены на полное самообеспечение и самоснабжение за счёт грабежей. Как шутили чеченцы; «Македонский после побед отдавал захваченную территорию на трёхдневное разграбление, а Дудаев отдал свою – на бессрочное».
Официально утвердившиеся кланово-мафиозные власти, начали повсеместную «приватизацию» предприятий промышленности союзного значения, институтов, школ, детских садов, жилищ граждан, а в Черноречье Алдынский тейп захватил всё сразу вместе с землями.
Российские власти, не понимая сути происходящего, скатились на силовые методы воздействия и, тем самым, окончательно объединили чеченский народ вокруг фигуры Д. Дудаева, против общего «внешнего врага», оттолкнув от себя две трети пророссийски настроенного чеченского народа, а первый ноябрьский танковый поход в 1994 году, организованный на лживой доктрине и оправдываемый лживой информацией, разуверил их в искренности намерений Российского Правительства. Случившееся расценили не иначе, как разборку в борьбе олигархов за нефтяные и прочие богатства под патронажем правительств, и большинство народа полностью выключилось из политического процесса, предоставив возможность радикалам сеять на чеченской земле чужие интересы и средства их достижения: чужую веру, чужие нравы, чужих наёмников, чужие средства запугивания – терроризм.
Как теперь вернуть доверие людей? Это вопрос вопросов. Возможно, этому поможет и покаяние лиц, начавших процесс, вплоть до бывшего президента РФ Ельцина Б.Н., извинения которого по телевидению в 1999 году прозвучали неубедительно и лишь подтвердили его вину перед россиянами. Во всяком случае, поиск путей выхода из кризиса должен быть продолжен с использованием достоверной информации, знания положения дел не только в Чечне, но и изучения настроений вынужденных переселенцев, мнения всех россиян, которые до сих пор не знают истинных причин конфликта, а действия экстремистов и террористов воспринимают как волю чеченского народа, две трети которого не питали и не питают к российскому народу ни малейшей неприязни и готовы жить с ним одной семьей в многонациональном Российском Доме.

  РАСЧЕТЫ межэтнического конфликта в 1958-91 г.г. см.дальше.www.proza.ru/2013/01/29/861


Рецензии