Этнический Союз Чечни, его дела
"Так вот,на втором году дудаевского президентства был создан Этнический совет,координирующий жизнь разных общин. Это был вполне действующий орган,возглавлял его нефтяник,директор одного из проектных институтов
БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ АСАТУРОВ,человек прагматичный и опытный,заместителем его был грозненский атаман ГАЛКИН,в миру профсоюзный работник,но действительно местный грозненский казак по рождению,совсем не лишенный житейской мудрости.Решали они достаточно серьезные вопросы,например,как быть с тейповыми притязаниями на землю поселка русских специалистов в Черноречье,как удержать людей,как помочь всем малоимущим (в условиях финансовой блокады Москвы-примеч.автора),словом смягчали многие тяжелые процессы этих лет. В
один из приездов я увидела у Асатурова мощную зарешеченную дверь,такие в связи с усилившейся преступностью ставили хозяева всех национальностей.Но он
продержался дольше других,уехав в конце концов потому,что не стало дела"...
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
№45 05.03.1992 г.
Приветствуя образование Этнического Союза Чеченской
Республики,основной задачей которого является поддержание
гармонии в межнациональных отношениях,защита прав всех
проживающих на территории Чеченской Республики граждан,
ПОСТАНОВЛЯЮ
1.Председателя Этнического Союза АСАТУРОВА Б.А.ввести в
состав Президентского Совета (по совместительству с занимаемой
должностью директора технологического института ОргТехСтрой-
Лаурета Государственной Премии СМ СССР.)
2.Министру информации и печати Чеченской Республики(Удугов М.)
обеспечить регулярное выделение для Этнического Союза эфирного
времени на радио и телевидении.
3.Мэру г. Грозного (Гантамирову Б.)выделить Этническому Союзу
помещения для работы,оказать содействие в оснащении оборудованием
и связью.
4.Руководителям министерств и ведомств наладить взаимодействие
и сотрудничество с Этническим Союзом.
ПРЕЗИДЕНТ
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Д.ДУДАЕВ
Г.Грозный
Эти показания, записанные 21 февраля 1996 г.и приведенные картинки из жизни тогдашней Чечни, характеристика Язовым профессионального летчика Джохара Дудаева – главы Чеченской Республики – не должны, однако, вводить в заблуждение читателя, о том что кто-то из созидателей грозненской жизни, строил иллюзии насчет успешного строительства государства, его экономики и независимого статуса. Было очевидным, что жизнь теплится на старых ресурсах и эмоциональном подъеме части чеченского населения. Заряд, как у старой батарейки, с каждым днем иссякал и вскоре за ненадобностью ее должны были, в лучшем случае, установить в музее, как память о прекрасной мечте с банальным концом. Но каждый раз очередные взбудораживающие, неверные действия российских властей или местной оппозиции оживляли механизм и продлевали сроки его действия. Ничего не понимая в государственном строительстве, Дудаев стал стрелки переводить в военное русло, где у него хоть какие-то шансы были. На это же «поле», как ни странно, переключились его противники. Но это был прямой путь для самоуничтожения народа и Этнический союз попытался встать поперек этого пути. Это была последняя попытка предотвратить войну.
ОТ ЭТНИЧЕСКОГО СОВЕТА:
Анализируя причины сегодняшнего противостояния и попадающих в процессе раскручивания в его шестеренки властных и не властных структур, таких, как Парламент, Кабинет министров, Городское собрание, общественные партии и движения, приходишь к выводу: уже близок день, когда в его жернова попадут живые люди, попадут живые, а выйдут… Во всяком случае, акции и провокации готовятся. Но не будем драматизировать и ждать исхода, давайте все-таки остановимся и посмотрим, что же достигнуто и что можно оставить на потом.
Этнический совет взял на себя миссию протянуть хоть слабую, но нить надежды на примирение. Собраны требования обоих митингов, проведены консультации с бывшим спикером Парламента Х. Ахмадовым, вице-премьером Я. Мамодаевым, председателем Городского собрания Б. Гантамировым и другими, кто желает своим гражданам покоя и созидания.
Основываясь на принципах конституционности и опираясь на позитивную роль Конституционного суда, Этнический совет выработал свое видение проблемы, с чем и вышел 5 мая к Президенту.
Он рассмотрел все требования, которые были собраны на 27.04.93 г. Однако после этого, по всей очевидности, добавились еще новые требования с обеих сторон, и, наверное, будут еще.
Из 20 требований Президент согласился принять – 16. по основополагающим вопросам: о разделении полномочий Президента и Председателя Кабинета министров, о проведении референдума по различным вопросам – решения не приняты, но и не закрыты для решения. По вопросам на 17.04.93 г. Президент выразил согласие руководствоваться заключением Конституционного суда.
Поэтому усилия по согласованию позиций следует продолжить, не откладывая ни на один день.
Этнический совет уверен, что нет неразрешимых проблем, и истинные патриоты суверенной, независимой республики, стремящиеся к согласию, не на словах, а на деле, желающие конструктивного диалога, смогут найти взаимоприемлемые решения по всем вопросам. Только дружные и энергичные усилия всего общества в созидательном процессе позволят вывести республику из того экономического кризиса, в котором она оказалась.
ПРИГЛАШЕНИЕ К СОГЛАСИЮ.
10 мая 1993 г., в 11 часов в зале Президентского дворца предлагается провести заседание «круглого стола» с участием всех сторон в разрешении политического кризиса. Приглашаются Президент, представители митингов, партий, движений, Духовного управления и старейшины.
ОБРАЩЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОВЕТА К ПРЕЗИДЕНТУ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Д. ДУДАЕВУ
Уважаемый Джохар Мусаевич!
Несмотря на то, что уставные требования совета предписывают нам межнациональные урегулирования и невмешательства в дела политических партий, властных структур, мы все-таки сочли необходимым проанализировать ситуацию через консультативные встречи со штабами митингов, городским собранием, профсоюзами, Конституционным судом, а также авторитетными представителями тейпов республики.
Убедились, что основной причиной, породившей сегодняшнюю ситуацию, явилось недопустимое отставание экономических реформ в республике, когда трудовые ресурсы и весь народ, не получив реальной точки приложения сил к созидательному труду, пошли по пути раздвоения, порождения супернегативов в обществе. Сегодня большинство верит еще в идею построения независимого реформированного государства. Но это доверие идет на убыль, что не в пользу властных структур.
Для того, чтобы сделать передышку и с новой энергией объединенными силами продолжить конструирование государственного устройства, необходимы не только предпринимаемые Вами шаги, официально объявленные в печати, внедрение достаточно позитивных рекомендаций Конституционного суда, но и принятие ряда требований митингов.
Из 20 официальных требований, изложенных в программах организаций и митингов, на взгляд Этнического совета, приемлемы почти все без ущерба для дела. Возможна спорность лишь 2-3 пунктов.
Убедительно просим рассмотреть нашу просьбу и через средства массовой информации дать официальный ответ.
Возможно, это станет началом примирения и объединения народа вокруг идеи строительства независимого, цивилизованного Чеченского государства.
Да поможет нам Всевышний!
Этнический совет Чеченской Республики: Б. Асатуров, Р. Гойтемиров, Х. Хизриев, М. Фаргиев, С. Дутаев, В. Махунин, А. Багдасарьян и др.
Требования площади Свободы и мнения властных структур, общественных организаций.
1. Признать нецелесообразным проводить референдум о доверии Президенту.
ЗА – Президент Дудаев,
ПРОТИВ – председатель Парламента Ахмадов.
НА УСМОТРЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА – Этнический совет.
2. Провести перевыборы парламента (без референдума).
ЗА – Президент, вице-премьер Мамодаев, профсоюзы.
ПРОТИВ, только через референдум – Театральная площадь, городское собрание, председатель Парламента Ахмадов, Этнический совет.
3. Распустить городское собрание.
ЗА НОВЫЕ ВЫБОРЫ ГОРОДСКОГО СОБРАНИЯ – Президент, Этнический совет.
4. Устранить Ахмадова и Межидова от руководства Парламентом.
НА УСМОТРЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА – Президент и Этнический совет.
Требования Театральной площади и мнения властных структур, общественных организаций.
1. Добровольная отставка Президента. Импичмент.
ЗА – председатель Парламента Ахмадов.
ПРОТИВ – Президент, площадь Свободы, вице-премьер Мамодаев.
ЗА ВЫНЕСЕНИЕ НА РЕФЕРЕНДУМ – Этнический совет.
2. Отставка Кабинета Министров с соблюдением сроков указа.
ЗА – Президент, площадь Свободы, городское собрание, председатель Парламента Ахмадов, вице-премьер Мамодаев, профсоюзы, Этнический совет.
3. Разграничить полномочия Президента и вице-премьера.
ЗА – городское собрание, председатель Парламента Ахмадов, вице-премьер Мамодаев, Этнический совет.
ПРОТИВ – Президент. Но в принципе он допускает такое разделение при удачной кандидатуре с собственной программой.
4. Выполнить экономические требования митинга от 15.04.93 г.
ЗА – Президент, площадь Свободы, городское собрание, председатель Парламента Ахмадов, вице-премьер Мамодаев, профсоюзы, Этнический совет.
5. Разблокировать телевидение и отправить в отставку его руководителей.
ЗА – Президент, городское собрание (но без отставки руководителей), председатель Парламента Ахмадов.
СОГЛАСНО ЗАКОНУ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - Этнический совет.
6. Отменить постановление Президента от 17.04. 93 г. и подчинить Хасимикову Министерство безопасности.
ЗА - Председатель Парламента, городское собрание.
СОГЛАСНО ЗАКЛЮЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА - Президент, Этнический совет.
7. Поручить совету глав администрации выбор Учредительного собрания для выборов Парламента.
СОГЛАСНО ЗАКОНУ О ВЫБОРАХ – Президент и Этнический совет.
8. Разведение войск в места постоянной дислокации. Выведение с улиц вооруженных людей. Соблюдение порядка.
ЗА – Президент, председатель Парламента Ахмадов, Этнический совет (но при одновременном роспуске митинтов).
9. Привлечение З. Яндарбиева к уголовной ответственности.
ДЕЛО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, А НЕ МИТИНГА – Президент и Этнический совет.
10. Поручить Гаирбекову и Мугадаеву формирование Кабинета Министров, назначить одного из них премьером. Назначить Лорсанова министром МВД.
НА УСМОТРЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА – Президент и Этнический совет.
Требования городского собрания и мнения властных структур, общественных организаций.
1. Провести референдум 05.06.93 г. о форме правления (президентское или парламентское).
ЗА – председатель Парламента Ахмадов, вице-премьер Мамодаев, Этнический совет.
ПРОТИВ – Президент, площадь Свободы.
2. Президенту ЧР руководствоваться заключениями Конституционного суда.
ЗА – Президент, председатель Парламента Ахмадов, вице-премьер Мамодаев, Этнический совет.
3. Восстановить конституционный строй в ЧР.
ЗА - Президент, председатель Парламента Ахмадов, Театральная площадь, профсоюзы, Этнический совет (к тому же провести референдум по проекту новой Конституции).
4. Провести съезд ОКЧН.
ЗА – Президент.
РЕШАЕТ ИСПОЛКОМ ОКЧН ВО ГЛАВЕ С ЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ – Этнический совет.
5. Рассекретить валютные счета.
ЗА – Президент, Театральная площадь, Этнический совет.
6. Отказ Президента от практики провокаций во внешней политике.
ВООБЩЕ ПРОТИВ ВСЯКИХ ПРОВОКАЦИЙ – Этнический совет.
Президент отказался комментировать без предъявления конкретных фактов.
ОСТАВЬТЕ РУССКИХ В ПОКОЕ.
Странную «заботу» о русских гражданах, проживающих в Чеченской Республике проявила Дума (!) Славянского конгресса Чеченской Республики, опубликовав свое заявление на страницах «Импульса». Правда, я и мои сослуживцы ни слухом, ни духом не слышали о том, что у нас существует Дума славянского конгресса. Есть Этнический союз, это мы знаем, но то, что русских еще и Славянский конгресс объединяет, - это что-то новенькое. Читаю их заявление и диву даюсь – откуда такие кровожадные призывы, дорогие братья-славяне? Неужели вы не понимаете, что с помощью вас кто-то пытается разыграть русскую карту в межтейповой борьбе чеченцев?
Добро бы «Даймохк» или участники митинга на Театральной площади объявили Джохара Дудаева врагом народа. Но зачем подставлять Славянский конгресс?
Я согласен с тем, что это делается, чтобы разыграть русскую карту в управлении государством. Призывайте использовать знания, опыт русских специалистов в строительстве новой экономики. Зачем же втравливать жалкие остатки русского населения в межнациональные дела? Большого ума не надо, чтобы понять это.
Примерно за неделю до появления Славянского конгресса в одном из выступлений Джохара Дудаева прозвучало предостережение, что кое-кто пытается противопоставить русских чеченцам. К этому методу прибегали «бывшие» еще в августе 1992 года. Зачем же встревать русским в это дело?
Оставьте их в покое.
А то о нас и так идет молва как о нации кровожадного, жестокого народа.
Магомед ЗАУРОВ.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Хотя митинги пошли на убыль, тем не менее противостояние оппозиции с властными структурами продолжается. Мало того, каждый день увеличивает количество взаимных требований, условий. Каждая сторона считает, что только ее требования самые справедливые, самые приемлемые и потому только согласие с такой позицией другой стороны способно привести к примирению.
Конечно, на митингах и в средствах массовой печати помимо дельных предложений выплескивается немало упреков, экстремизма. Оно и понятно: эмоциональность митинговых страстей – плохой помощник диалога.
Настает то время, когда даже сами противоборствующие стороны понимают, что через микрофоны и усилители на площадях трудно прийти к согласию кажется, все согласны и с другим: к такому согласию есть только один – мирный путь, а не путь вооруженной конфронтации. Вот почему журналисты «Ичкерии» благожелательно восприняли усилия республиканского Этнического совета, предпринявшего попытку расчистить дорогу к согласию конфликтующих сторон. Когда сопоставили и проанализировали взаимные требования сторон, видится явное сближение позиций.
Естественно, любой диалог так или иначе замыкается на позиции Президента Чеченской Республики Джохара Дудаева. Его успели уже окрестить несговорчивым, упрямым, отказывающимся следовать голосу разума и развязывать узлы конфликтов. Однако давайте спокойно и трезво посмотрим на отношение Президента к требованиям митингов и городского собрания. Из двадцати требований Д. Дудаевым принято пятнадцать.
Ясно одно, что при заинтересованном стремлении всех сторон побыстрее выйти из политического кризиса можно найти точки соприкосновения, естественно, при компромиссных шагах с обеих сторон, и достичь сближения по всем вопросам.
Все мы граждане одной республики, все заинтересованы в ее процветании, в том, чтобы жизнь народа день ото дня улучшалась, чтобы у нас создавались благоприятные возможности для раскрытия творческого потенциала каждого человека, чтобы обеспечивалось счастливое будущее многонационального народа Чечни. И ради достижения этого надо поумерить пыл эмоций, страстей, урезонить свои амбиции и вожделения, набраться побольше терпения, призвать свой разум, спокойно и трезво посмотреть правде в глаза. А правда такова: только единство и согласие в обществе способны создать предпосылки для прогресса на пути социально-экономических преобразований. Только единство народа и согласие способны духовно возродить общество, сделать его цивилизованным.
Давайте проявим мудрость, она всегда, в любые времена выводила наш народ на путь истины и благородства.
Да поможет нам Всевышний!
Вот почему журналисты «Ичкерии» совместно с Этническим советом предлагают 10 мая в 11 часов провести в зале Президентского дворца заседание «круглого стола». Пусть там с глазу на глаз встретятся Президент, лидеры Парламента, правительства, политических партий и движений республики, организаторы митингов, представители Духовного управления с целью поиска путей к взаимосогласию, выходу из политического кризиса и стабилизации обстановки в республике.
«РУССКАЯ КАРТА». КЕМ ОНА РАЗЫГРЫВАЕТСЯ?
Чем-чем, а вниманием прессы, информационных агентств ближнего и дальнего зарубежья мы не обделены. Вот и Людмила Леонтьева, собственный корреспондент «Московских новостей», в очередной раз изложила свою точку зрения на ход и возможное развитие событий в Чеченской Республике («МН» № 20 «В поисках нового врага»). Впрочем, для жителей нашей республики материал новой информации не несет, разве что назван ее источник – председатель движения «Даймохк» Лечи Умхаев. Он и сообщил, как утверждает автор статьи, «… что убит один из активистов оппозиции. Лидер чеченских радикалов заявил также, что в республике нагнетается националистическая истерия. Ненависть разжигается не только к российскому центру, но и к русским, которые в Чечне объявлены «имперскими шпионами».
Не знаю, кого из наших соотечественников имел в виду «лидер чеченских радикалов», сообщая о гибели активиста оппозиции, но он с таким же успехом мог сообщить о насильственной смерти десятков людей, которых, пользуясь нынче принятой терминологией, можно отнести и к сторонникам Президента Д. Дудаева или вовсе далеких от нынешних политических интриг. Разгул преступности в республике налицо. И конечно же, в списке жертв есть те, кого по утверждению Л. Умхаева, часть чеченцев считает «имперскими шпионами». Г. Санько, Д. Крикорьянц, Г. Багдасарян, А. Удодов – это лишь те, чьи имена на слуху. А о скольких знают только родные и близкие! Все это правда. И, возможно, не без основания Л. Леонтьева делает вывод о попытке разыграть в Чечне «русскую карту».
Но можно ли эти попытки ставить в вину только Д. Дудаеву, отводя при этом оппозиции роль рьяных интернационалистов? Полагаю, она (оппозиция), не в меньшей мере заинтересована в пресловутой «русской карте». Вспоминают об этой части населения тогда, когда нужно набирать политические очки. За примерами далеко ходить не надо, как и не следует забывать события совсем недавних лет.
Вспомним: многие из «лидеров», активных, так сказать, формальных оппозиционеров и их сторонники, стоящие на митинге на Театральной площади, были еще недавно депутатами ВС ЧИАССР и ЧИР, руководителями разных рангов. Вспомним, как принималась Декларация о суверенитете республики и как тогда же, при активном участии многих нынешних «оппозиционеров» началась безудержная пропагандистская кампания по формированию в сознании вайнахов представления о своей национальной исключительности. Все это можно было отнести к издержкам борьбы за создание собственной государственности. Но ведь за этим последовали не только пропагандистские лозунги и призывы, но и конкретные шаги. Представительные, исполнительные органы власти, становились все более мононациональными. Началась интенсивная перетасовка руководящих кадров. Уже тогда социальный, бытовой, а то и правовой дискомфорт вызвал массовый отток русских, евреев, армян и т.д. из республики. Никто из тогдашних политиков и руководителей не ввел в политический лексикон раз и навсегда крайне важное правовое понятие «народ Чеченской Республики», пользовались и до сих пор пользуются формулировкой «чеченский народ и русскоязычное население», уже тем самым отводя последним второстепенную роль в общественно-политической жизни республики. Но тогда зачем вспоминать о русских и сетовать на их политическую инертность во время всплесков политической напряженности?
Верно утверждает «МН», что «в Грозном… на обеих площадях противостоят друг другу родственники, но поднять руку на соотечественника не могут даже фанатики». Верно и другое, вмешайся сейчас значительная масса русского населения в события на чьей-то стороне, и из «неверных» запросто сделают врагов. Польется кровь. Но ведь дело в том, что к такому шагу русских подталкивает как раз оппозиция. Это из ее штаба исходят призывы, а то и приказы выйти на площадь, начать акции гражданского неповиновения. Но если, упаси Бог, случится непоправимое, каков будет финал? Лидеры оппозиции, защищенные однотейповцами и личной охраной, пересидят лихое время в родовых усадьбах или отправятся в российскую первопрестольную до лучших времен. И вот тогда будет разыграна «русская карта». Оболваненных юнцов с автоматами и просто уголовников в республике – пруд пруди. Правоохранительные органы не защитят эту часть населения. Они сами деморализованы, запутались в своих министрах. Да и когда им бороться с преступностью, если оппозиция призвала их для собственной охраны.
Что же касается разжигания ненависти к российскому центру, то и здесь лукавить изволит г-н Умхаев. Не столько на площади Свободы, как на Театральной постоянно звучит категорическое «нет» установлению взаимопонимания с РФ хотя бы изначально в той форме, что предлагают Парламент, Президент, правительство Чечни.
Еще об одном. Удобно в наше время быть оппозиционером. По крайней мере многим это не бьет по карману. Выступай себе на митингах, а жалованье на государственной службе идет потихоньку. Вот и Л. Умхаев вместе с вверенной ему городской службой провел эксперимент по выживанию горожан зимой без отопления, а теперь решил из Грозного сделать город-свалку, и все сошло с рук. «Затерялись, видимо, в пути спецмашины, которые должны были получить по бартеру на нефтепродукты – также спишем на «издержки революционной борьбы». Зато хватает времени и сил выступать на митингах, в прессе, совершать вояжи в Москву и за кордон. Это касается не только Умхаева. Возле театра можно встретить кого угодно: от экс-директора совхоза до действующих министров. А что? Мы ведь не раз уже были свидетелями, как знакомые все лица из старой номенклатурной обоймы прочно влезают в новую.
И последнее, Господин Президент! Господа оппозиционеры! Вы все любите обращаться к мировому опыту. Но там живут по принципу: «только дурак учится на своих ошибках, умный предпочитает на чужих». Перед глазами печальная действительность Югославии. Цветущий край усыпан пеплом гражданской войны. Так и мы что ли для себя уготовили такое испытание? И станем центром внимания мировой общественности лишь потому, что у нас появятся «голубые» или еще какие-то краски. А может хватит «играть мускулами» и пора сделать шаг навстречу друг другу? Иначе народ, от имени которого вы не устаете говорить, сам сделает выводы. Боюсь, для вас они станут плачевными.
Николай ЗАВАДСКИЙ.
Наверное, настало время рассказа об Этническом союзе подробнее, о его статусе, целях и задачах. Пожалуй, уместно это сделать устами журналистки Л. Березюк в статье «Друзьям не тесно на одной земле», «Голос Чечено-Ингушетии», 10 апреля 1992 г.
ДРУЗЬЯМ НЕ ТЕСНО НА ОДНОЙ ЗЕМЛЕ.
Нынешняя духовная жизнь Чеченской Республики пронизывается такими высокими понятиями, как национальное самосознание, национальная культура и история, национальное достоинство и т.д. Сегодня у всех народов, ее населяющих, проснулся живой интерес к своей национальной сути и своей родословной. Каждый хочет, чтобы голос его был, наконец, услышан в многоголосном хоре и в самых разных сферах общественной жизни – в экономике, науке, культуре и т.д. Поэтому, естественно, люди хотят получить ответ на такие вопросы бытия: кто я? Откуда родом? Где мои корни? Какие обычаи у моего народ? Ведь раньше свою национальность некоторым людям нередко приходилось даже скрывать. По воле злого рока, а точнее по приказу Сталина, чеченцы и ингуши, жившие долгое время в Казахстане, напрочь были лишены всего вайнахского. Конечно, им стоило большого труда, несмотря на это, сохранить свой язык, свою культуру, обычаи, веру. Но государство им в этом не помогало: в те годы просто недопустимо было открывать чеченские школы, изучать историю других народов, живущих (хотя и временно) на территории другой республики. И никому из тогдашних политиков и в голову не приходило, что это ведет к потерям не только для самих обиженных народов, но и для казахской, русской да и всей мировой культуры.
Сегодня в Чеченской Республике проживают представители более 100 национальностей. Сам по себе это факт говорит о дружелюбии, уважении, веротерпимости чеченцев к другим народам. Но жизнь с каждым днем становится не проще, а сложнее, и сказать, что в республике нет проблем межнационального плана, было бы приукрашиванием действительности. Многие из них копились годами, это касается языков, обычаев, культур, религий диаспор и общин, проживающих в Чечне. Кому было заботиться обо всем этом, если в условиях стандартизации духовной жизни, причесывания ее под одну гребенку принижались самобытность и своеобразие любой нации, будь то чеченская, ингушская, армянская, украинская и т.д. Мы только и делали, что «боролись» - за пятилетки, за сбор металлолома… Этот нетерпеливый дух борьбы со всем на свете, глубоко пронизал и такую деликатную сферу, как межнациональные отношения, заложив тем самым основу для сегодняшних конфликтов. Что необходимо сделать, чтобы консолидировать общество в это трудное время перехода к рыночным отношениям, буйства политических страстей? Чтобы не оживали противоречия и обиды прошлого? Чтобы интересы каждого народа и отдельного человека любой национальности были защищены не только, скажем, на бытовом, но и государственном уровне. Как и положено в истинно цивилизованном обществе, в котором интернациональное всегда зиждется на национальном. Эти вопросы встали сегодня и перед Чеченской Республикой.
Думается, не столь важно, у кого родилась идея образования добровольного общественно-политического объединения всех этнических и этнографических групп, этнических общностей (этносов) всех наций и народностей, проживающих на территории нашей республики. Главное, что с чувством гражданской ответственности люди разных национальностей претворяют ее в жизнь. Благодаря их энтузиазму, а также пониманию и поддержке властных структур в республике недавно создан Этнический союз, устав которого зарегистрирован Национальным комитетом по правовой реформе. В нем четко определены цели и задачи объединения. Это прежде всего национальное и духовное возрождение всех этнических групп и общностей, их лучших вековых традиций, нравственно-бытовых устоев, культуры, обычаев и обрядов; поиск и подготовка к печати исторических книг и рукописей о народах нашего края, сохранение и восстановление памятников, культовых сооружений; содействие в вопросах социальной защиты людей разных национальностей и так далее. Не забыта и экономика: союз намерен поощрять инициативу трудовых коллективов в их производственной деятельности. Кстати, сам он будет существовать не только за счет благотворительных взносов и пожертвований, но и денежных доходов, получаемых от собственной хозяйственной деятельности.
Приветствуя образование Этнического союза, одобряя его цели и задачи, Президент Республики Д. Дудаев своим указом ввел председателя Этнического совета (руководящего органа Этнического союза) Бориса Александровича Асатурова в состав Президентского Совета. Мэру г. Грозного Б. Гантамирову дано указание выделить помещение для работы союза, помочь в оснащении его оборудованием и связью.
- Остался я доволен и беседой со спикером Парламента Чеченской Республики Х. Ахмадовым, - рассказывает Б.А. Асатуров.
- Он буквально загорелся идеей союза всех наций, его благородной миссией. Высказав свою точку зрения на значение религии в духовно-нравственном воспитании людей, он сообщил о том, что подписан Указ Президента о передаче верующим зданий католического собора и синагоги, отобранных у них ранее. Потом он был опубликован в печати. Можете себе представить радость людей. Этнический совет поможет отремонтировать эти здания, привести в порядок…
Восстанавливается историческая справедливость – право людей на свободу совести и вероисповедания. Просит помощи у Этнического совета, городских властей и настоятель православной церкви П.А. Нецветаев: чтобы вернули верующим помещение, занятое теперь другими учреждениями. Оно необходимо для проведения благотворительных акций и открытия церковно-приходской школы для детей.
Как войти в республиканский Этнический союз и обязательно ли это? Этнические и этнографические группы, общности формируют свои структуры самостоятельно: собираются учредители, избирают председателя своего этнического совета, принимают устав. Если они хотят войти в Этнический союз, то председатели с протоколами собраний учредителей, подтверждающих это их решение, обращаются к Б.А. Асатурову, который регистрирует устав данной группы или этноса, затем на заседании совета решается вопрос о принятии их в союз. Все делается на принципах добровольности, никто никого силой не тянет.
Свою работу союз ведет через центральный этнический клуб, но так как специального здания у него пока нет, арендуется помещение Дома офицеров. Состоялось уже 10 заседаний совета, на которых в союз были приняты славянское общество (созданное из русских, казаков, украинцев, белорусов, поляков и т.д.), армянская, еврейская, адыгейская диаспоры и арабская община «Аль-Барзанжи».
Есть, оказывается, в республике и такая, в ней насчитывается всего 127 человек. Любопытна история арабской общины в Чечне. Ее поведал нам председатель ее Этнического совета Саид-Хусейн Назаевич Сайдаев.
… В 1905-1906 годах по приглашению мусульман Чечни и Ингушетии с религиозной и миротворческой миссией на Кавказ прибыла группа представителей духовенства Саудовской Аравии. Это были жители г. Медины, в котором похоронен пророк Мухаммед. Среди них были, говорят, даже прямые его потомки, которые одним только своим присутствием придавали значимость делегации арабских богословов. Старики и те с почтением вставали со своих мест, пусть даже наследник великого пророка был ребенком.
Арабы учили местных шейхов, мулл правильному толкованию заповедей главной книги мусульманской религии – Корана. Шли годы, богословы обзаводились семьями, строили дома, надеясь со временем вернуться на родину. Потом в России началась революция, гражданская война, и мечтам многих не суждено было сбыться. Лишь единицы вернулись домой в Саудовскую Аравию. Остальные разделили участь других народов Союза.
- Мой дед успел уехать за границу, а отец остался. В 37-м году были репрессированы и расстреляны С.-М. Ахмадов, С.-Э. Салихов и другие арабы. Люди стали скрывать свою национальность, записываясь чеченцами, с которыми породнились их отцы. Потом мы разделили участь чеченского народа, высланного в чужой край, - рассказывает Саид-Хусейн Назаевич. – «Придет время, сынок, когда можно будет не скрывать, откуда мы родом. А пока – молчи», говорил мне отец. И молчали, чтобы сохраниться. Даже на похороны, бывало, друг к другу не ходили, чтобы вездесущий КГБ ничего про нас не прознал…
И вот пришли времена, о которых мечтал его отец: сын нашел всех своих сородичей, собрал, записал каждого. Стали вспоминать свои корни, обычаи, нравы, поняли, что кое-что сохранилось, хотя многое забылось, растерялось. Но раз есть люди – все можно возродить. Тем более, что в только что созданном Этническом союзе им готовы помочь в этом. Ширятся связи республики с зарубежными странами, можно будет съездить на родину своих предков, найти родственников, пригласить их к себе в гости.
Кому раньше приходилось скрывать свою национальность, такие встречаются, чтобы помолиться Богу, спеть свои песни, по своему обряду проводить человека в последний путь. Сегодня они приходят на заседание Этнического совета и рассказывают о наболевшем, делятся проблемами. Им всегда рады, их без помощи не оставят.
Как выслушали недавно представителя московского вайнахского общества «Даймохк» И. Абубакарова, озабоченного тем, что нередко негативным явлениям, связанным с участием в них чеченцев, почему-то сразу придается национальная окраска. Виновные в акции против чеченцев, которая была проведена недавно в Москве, должны быть привлечены к ответственности, считает он.
А с каким интересом слушали люди разных национальностей, собравшиеся в Доме офицеров, рассказ ученого А. Гапаева о генетическом родстве терских казаков с вайнахами – о чем совсем недавно тоже не принято было говорить. Оказывается, были русские, которые приняли ислам, и были обрусевшие вайнахи, многие из которых и поныне живут в г. Кизляре. У них русские фамилии – Кузьмичевы, Богатыревы, Боковы и т.д. А русский Тимофей Гришин, например, принял ислам. В трудную годину высылки чеченцев в Казахстан, многие из них помнят, что он предупреждал их о возможности этой акции. А как плакал, провожая своих друзей в далекую дорогу. О чем говорят эти примеры? О том, что в традициях чеченцев уважать другой народ и чужую религию.
Не было на том заседании несогласных с сопредседателем Этнического совета Г.М. Галкиным, который говорил о необходимости воспитывать интернациональные качества личности с детства. Взаимная бережность, такт и понимание с неба не падают. Этике общечеловеческих отношений надо учить. А у нас о детях, похоже, забыли начисто. Ну где, скажите, им встречаться после школы? – сокрушается Г.М. Галкин.
Это лишь толика проблем, которые волнуют членов Этнического союза республики. На последнем, экстренном заседании совета, обсуждена состоявшаяся на днях попытка вооруженного государственного переворота в республике. Есть только один путь решения спорных вопросов – конституционный, подчеркивали выступающие. Бряцанье оружием до добра не доводит. Долг людей всех национальностей – сделать все для стабилизации обстановки в Чеченской Республике, призывает Этнический союз в своем обращении к народу республики.
Л. Березюк.
На 22 августа была спланирована Конференция Союза. О ней рассказывает Н. Васенина на страницах «Республики» от 28 августа 1992 г.
УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА.
Состоялась конференция Этнического союза республики.
30 ноября прошлого года съезд русскоязычного населения республики все-таки открылся. Почему все-таки? Потому, что накануне на состоявшейся встрече Президента Чеченской Республики Д. Дудаева с атаманом Грозненского отдела терского казачества Г.Н. Галкиным решено было съезд не проводить, чтобы в очередной раз не нагнетать обстановку в республике. Но делегаты тогда настояли на открытии съезда. Довод у них был весомый: следующий съезд, может быть, и проводить будет не с кем. Действительно, следующего съезда русскоязычного населения уже не будет. Съездом этнических групп стала этническая конференция, которая состоялась 22 августа в Грозном. Конференция прошла, и свой вклад в дело достижения гражданского согласия между народами, населяющими нашу республику, внесла.
- Это умное, доброе и великое дело – такая конференция, - отметил, выступая, ее значение наш гость из Азербайджана, заведующий отделом этнографии Института истории Академии наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Азербайджана Т. А.-О. Бунятов. – Кавказ должен стать нашим общим мирным домом. Ведь если взять Карабах, там гибнут простые, молодые, ни в чем не повинные люди. И если сейчас будет продолжаться нагнетание обстановки, то вполне возможна и третья мировая война.
В президиуме Т. А.-О. Бунятов, как он сказал о себе, что он, прежде всего, просто азербайджанец, а потом уже профессор и т.д., сидел рядом с другим нашим гостем из Армении, сотрудником МИДа А. Григорьяном, который выразил благодарность Д. Дудаеву за то, что он против, чтобы добровольцы из Чеченской Республики ехали воевать в Карабах. Ведь это – лишняя, ничем не оправданная кровь.
Выступая на конференции, А. Григорьянц рассказал и о 16-летнем Беслане Исраилове, который поехал в Карабах воевать против армян и попал к ним в плен. Армянская сторона совершила гуманный акт: 18 августа Б. Исраилова передали сотрудникам МИДа Чеченской Республики и его отцу, ничего не требуя взамен. Это действительно акт доброй воли, проявленный армянской стороной. Ведь до сих пор ни одна из воюющих республик СНГ не подписала и даже не изъявила желания подписать Женевскую конвенцию о гуманном обращении с военнопленными.
А. Григорьян также выразил надежду, что Кавказский дом – дом мира, согласия и созидания, все-таки будет построен.
Хотя пока на Кавказе возникают, к сожалению, все новые очаги, где проливается кровь. Сейчас все говорят об Абхазии, где уже имеются многочисленные жертвы. Почтить память погибших в Абхазии минутой молчания решили делегаты в самом начале работы конференции. А в конце было принято Обращение конференции Этнического союза о событиях в Абхазии. В связи с текстом Обращения произошел небольшой инцидент. Выступающий на конференции председатель ВДП и член Парламента З. Яндарбиев предложил делегатам свой текст обращения. На что ему из зала возразили, что текст обращения от этнической конференции готов. Но Яндарбиев настоял на том, чтобы все же зачитать свой текст. Подумалось: раньше у нас во всем руководящей и направляющей была КПСС, а теперь что? – на смену пришла ВДП?
27 января 1992 года в республике был зарегистрирован Этнический союз. Как неоднократно отмечалось на конференции, аналогов такому на территории бывшей нашей страны нет. Накануне конференции в «Неделе» был опубликован его Устав, а также Обращение Этнического совета к гражданам республики. В обращении, в частности, говорится: «Нелегко достигнуть гражданского согласия, сохранить взаимопонимание политических сил, культуру межэтнических отношений в многонациональном крае и добиться охраны конституционных гражданских прав в условиях тяжелого экономического кризиса, падения материального благосостояния основной массы населения, дезорганизации властных структур на всех уровнях, резкого ухудшения криминогенной обстановки. Но именно достижение этих благородных задач в своей деятельности преследует Этнический союз, в который входят все этносы и диаспоры Чеченской Республики».
За прошедшее время Этнический совет, возглавляемый Б.А. Асатуровым, не раз вмешивался в межнациональные конфликтные ситуации, которые возникали между чеченскими семьями, проживающими в Волгоградской области, Ставропольском крае, и местным населением. Попытались уйти от надуманного термина «русскоязычные». Русские должны оставаться русскими, армяне – армянами, греки – греками и т.д. Были зарегистрированы: общество славян, которое объединяет, кроме русских, украинцев, белорусов, болгар, чехов, словаков и т.д., татарская, греческая, ингушская и другие диаспоры.
Один из самых больных вопросов сегодня, как отмечал Б.А. Асатуров, - это вопрос, связанный с возвратом домов их бывшим владельцам, выселенным в годы сталинских репрессий. Из-за домов в Этническом союзе было зарегистрировано 385 конфликтов. И, к сожалению, многие не хотят проявлять сегодня терпение и выдержку, сами начинают ущемлять права других, устраивая произвол.
Сама была свидетелем, когда в Этнический совет обратилась за помощью женщина, одетая во все черное. Рассказала такую историю. Ее отец работал на заводе им. Н. Анисимова. Получил участок земли в поселке Черноречье. Построил дом. Семья была большая, состояла из 11 детей. Потом отец умер, дети выросли: кто женился, кто вышел за муж. Но в доме жила мать и ее младший сын. Недавно в дом пришли незнакомые люди и стали требовать, чтобы семья покинула его. (Оказалось, что на этом участке когда-то стоял дом, принадлежавший чеченской семье). Результат оказался печальным. Мать получила инсульт и вскоре умерла (потому-то женщина была в черном). Не прошло еще и 40 дней, не справили еще дети поминки по матери, как те же люди ворвались в дом и стали требовать, чтобы семья его покинула.
Та женщина говорила: «Мы все родились и выросли здесь. Ехать в Россию? А куда? Ведь родина-то здесь…» И все-таки просила она справку, которая давала бы им статус беженцев. «Дайте нам такую справку, и мы уедем. Получим где-нибудь участок земли, ссуду, будем строиться там, где нам не скажут: «Вы не на своей земле живете»…
В «Неделе», вышедшей накануне конференции, была опубликована таблица распределения населения ЧИАССР по национальностям на 1.01.90 г. Цифры в ней давались за 1970-й, 1979-й и 1989-й годы. Но ко дню проведения конференции появились статистические данные по составу населения к середине этого года. Вот некоторые из них: все население республики в 1989-м году составляло 1 млн. 270 тыс. человек, в 1992 – 1 млн. 309 тыс.; из них (соответственно по годам) чеченцев: 734,5 тыс. и 767 тыс.; ингушей – 163,7 тыс. и 195 тыс.; русских – 293,7 тыс. и 222 тыс. чел. За два с половиной года из республики уехало около 72 тысяч русских. И, как отмечал в своем докладе Б.А. Асатуров, по прогнозам Этнического совета, в 1992 году республику может покинуть также около 70 тысяч русских.
На конференции были высказаны предложения по стабилизации обстановки в республике.
Б. А. Асатуров. Обратиться в Парламент, чтобы он принял решение о проведении в октябре довыборов в Парламент от диаспор – 25 человек.
В республике должна быть только одна экспроприация – незаконно хранящегося оружия. Для стабилизации обстановки нужно восстановить опорные пункты, микроштабы, создать отряды быстрого реагирования с круглосуточным дежурством. Повести широкое наступление на криминогенном фронте.
В сентябре Этнический союз с помощью научно-исследовательского института смог бы провести глубокий опрос населения, предшествующий референдуму.
В. Коротков, председатель общества славян. Референдум провести все-таки надо. Вопросы поставить о доверии Президенту и Парламенту и о необходимости поста Президента.
С. Хаджимуратов, глава администрации Веденского района. Мы защищаем хулигана по национальному признаку. Этого не должно быть. К нам приезжают беженцы-чеченцы, мы их встречаем с распростертыми объятиями. А все ли они достойные люди? Я лично знаю таких, которым незаконно выдали деньги.
Х. Галаев, председатель ингушской диаспоры. Все представители диаспор должны беспрепятственно выступать на радио и по телевидению. В эфире должна звучать речь на тех языках, на которых говорят проживающие в республике люди.
Интересным было выступление заместителя директора департамента социальных проблем администрации Ставропольского края, зав. отделом по межнациональным отношениям С. И. Попова.
- Мы – соседи и должны жить по-соседски, решая все вопросы между собой. Не надо нас втягивать в ваши отношения с Москвой. Москва – далеко, а мы близко, поэтому все наши проблемы можем решать сами. Сегодня я со всей ответственностью заявляю, что из Ставропольского края ни одного чеченца не выселяли, не выселяют и, надеюсь, не будут выселять. Так что беженцев-чеченцев из Ставропольского края нет. Говорю для того, чтобы не распространялась ложная информация. В районах мы создали этнические советы старейшин, которые стараются урегулировать возникающие межнациональные конфликты.
Жить изолированно нельзя. Нужны контакты и в экономике, и в политике, с вашими правоохранительными органами. (Ведь если сейчас преступник уехал на территорию ЧР, его не достать). И нельзя нам политику вести с помощью оружия.
Присутствующие на конференции члены Парламента не все предложения, высказанные здесь, поддержали.
М. Эдисултанов. Когда сегодня говорят, что надо сделать Парламент интернациональным, я, как представитель этого Парламента, категорически против постановки такого вопроса. И не потому, что мне неприятно видеть в Парламенте своих собратьев – ингушей, русских, аварцев и т.д. Существует Закон о выборах. Пожалуйста, выдвигайте по округам представителей любой национальности. Кого народ поддержит, мы их с удовольствием примем в свои ряды.
З. Яндарбиев. В наших условиях и речи не может быть о референдуме. В Чечне произошла национально-освободительная революция. Это совсем другой случай. И референдум не нужен. А довыборы проводить – это политическая близорукость. Есть Закон о выборах. Всем было представлено право баллотироваться в Парламент.
Д. Ахмадов, зам. председателя ОКЧН. Перевыборов Президента и Парламента не будет. Это линия исполкома. Выборы были законными.
«Человек рожден, чтобы жить, а не погибать. Мы – за тейповость, за уважение семейных традиций, но когда речь идет об экономике, о политике всей Чечни, у нас должен быть один большой тейп, имя которому народ Чеченской Республики», - сказал в заключение своего доклада Б.А. Асатуров. Хорошие слова.
КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить работу Этнического союза ЧР за период со дня его регистрации 27 января 1992 г. по день проведения конференции, констатировав, что за это время организованы и работают диаспоры: общество славян, армянская, еврейская, ингушская, арабская, татарская, греческая; в стадии становления находятся: чеченский этнос, грузинская, азербайджанская, ногайская, кумыкская и общая (не менее 1000 чел.) диаспоры. Закончить полную организацию Союза к декабрю т. г. с созданием Клуба Союза и Комитетов по направлениям работ.
2. Одобрить идею создания Общекавказского Этнического Союза и начать с октября т. г. работу по оказанию практической помощи этносам Кавказа по его организации.
3. В связи с существованием разных мнений, приводящих к напряжению в обществе, просить руководство НИИ гуманитарных наук провести глубокий социологический опрос населения ЧР по вопросу о целесообразности проведения в ЧР референдума на тему: «Какие взаимоотношения с Россией Вы считаете, наиболее полно отвечают интересам народа ЧР: полная независимость на двусторонней договорной основе, членство в одной с Российской Федерацией ассоциации на договорной основе (5 лет, 10 лет) или бессрочно?
4. Во избежание последствий экономической, политической, финансовой, транспортной, военной и др. видов блокад просить Президента и Парламент ЧР организовать срочные переговоры с правительством России на высшем уровне для установления межгосударственных связей на ближайший период. Возобновить и продолжить переговоры по стратегическим вопросам взаимоотношений двух государств.
5. Просить Парламент ЧР и Центральную избирательную комиссию дополнить Закон о выборах в Парламент ЧР пунктом о выборах не только по территориальному, но и по этническому принципу и создать вторую палату Парламента ЧР.
6. Просить Парламент и Правительство ЧР в первоочередном порядке:
а) рассмотреть правительственную двухступенчатую Программу разгосударствления и передачи в частную собственность приватизируемых объектов и принять закон с вариантом бесплатной приватизации и востребованием через государственные органы ЧР доли нашей республики в общей стоимости ваучеров в РФ;
б) принять Закон о неприкосновенности собственности в ЧР, в том числе жилищ граждан ЧР;
в) ратифицировать на заседании Парламента Хельсинкское соглашение «О правах человека» как во вновь образовавшемся независимом государстве Чеченская Республика;
г) к Положению Парламента ЧР от 21.02.92 г. о муниципализированном в 1944 г. жилье, подлежащем возврату исконным хозяевам, установить конкретные сроки исполнения, чтобы каждый хозяин знал их и не был вынужден заниматься возвратом жилья самостоятельно, при этом иногда с нарушением законодательства, что воспринимается гипертрофированно, как разжигание межнациональных распрей.
7. Просить Председателя СНБ Хасимикова С. с октября т. г. создать специальные быстродействующие формирования по оказанию через Этнический совет ЧР практической помощи населению в случаях противоправных действий со стороны преступных элементов.
8. Просить городскую мэрию реализовать до декабря т. г. постановление Президента № 45 от 5.03.93 г. для обеспечения начальной материальной базы Этнического союза и создания Клуба Союза.
9. Одобрить обращение конференции к народу ЧР, правительствам России и Грузии. Рекомендовать обществу славян и ингушской диаспоре подготовить обращения к своим народам и правительствам об урегулировании цивилизованных связей и взаимоотношений с Чеченской Республикой.
Председатель
Этнического Союза ЧР
Б. Асатуров;
Председатели
Этносов и диаспор:
Х. Хизриев, Р. Ляу-
Ва, Р. Гойтимиров, В.
Коротков, Х. Галаев, А.
Багдасарян, С. Сайдаев.
В. Роспуск всех ветвей власти и диктатура Дудаева.
Не добившись результата в примирении, Этнический совет начал искать другие пути предотвращения войны и разрешения кризиса. Это раздражало оппозицию. Поездки на конференции с благими пожеланиями «Мира на Кавказе», где в ночных кулуарах всерьез обсуждался вопрос физического устранения Дудаева, сделали очевидным: войны не избежать. Через несколько дней после очередной, Пятигорской конференции, председатель Этнического совета Асатуров Б.А. застал свой кабинет разгромленным, но без ограбления. «Голос» оповестил своих читателей, что «воры» кофе не пьют, но чтобы не пили и коньяк? – Это все равно, что с рыбалки вернуться со спиртным, потому что штопор забыли. Все из сейфа и шкафов было выставлено на столах и ничего не тронуто. Исчезла рабочая записная книжка с адресами и телефонами и некоторые протоколы совета, кажется, 4 из 102. Очевидно, «работали» всю ночь. Дудаев, приняв условия митинга оппозиции, заготовившего Указы о роспуске Парламента, Правительства, Телевидения, Прокуратуры, МВД и других подразделений, подписал эти указы, но сам в отставку не ушел, оставшись единоличным правителем Чечни. Зато оппозиция дружно покинула территорию республики, как выражались старейшины: «поехали за подкреплением». Дудаев облачился в военную форму главнокомандующего и уже ее не снимал.
Помещение Этносоюза превратилось в консульство, осажденное ограбленными или запуганными «русскоязычными», молящими о разрешении на выезд. МИД республики предупредил, что кто без разрешения будет вывозить свои вещи, а под этим «соусом» и другое имущество, принадлежащее суверенной республике на правах собственности, будет на блокпостах «подвергаться таможенной проверке», то, бишь, грабежам. Чего натерпелись люди в это лихолетие, одному Богу известно. Спасибо администрации Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, принимавших на первых порах беженцев по рекомендательно-просительным письмам Этнического совета ЧР. Многие получили даже какое-то жилье, например, в г. Россоши, в г. Каменск-Шахтинске, в г. Краснодаре и других местах. Но долго это продолжаться не могло, поскольку вводило людей в заблуждение, поэтому и было принято решение о самороспуске Этнического совета. Русскоязычные члены совета тоже разъехались кто куда. На этом его деятельность не закончилась, поскольку некоторые его члены начали создавать по новому месту жительства грозненские землячества. Появились организации, взявшие на себя ношу помощи беженцам в оформлении пенсионных дел, восстановлении утерянных документов, составлении заявок на компенсационные выплаты за утерянное жилье и имущество, поиски родных и близких. Но появились и организации-паразиты, делающие деньги на чужом горе. По словам господина Джека Метлока, бывшего посла США в Советском союзе, в статье «Чеченская трагедия», опубликованной в «Нью-Йорк ревю» в 1995 году: «Даже чеченская трагедия имеет своих героев, самым заметным из которых является Сергей Кавалев»… Тот самый, кто передал через печать Обращение к матерям России: «Руины г. Грозного завалены трупами. Это – трупы российских солдат. Их грызут одичавшие собаки. Эти обглоданные останки были чьими-то сыновьями – я от всей души надеюсь, что не вашими…» А чьими? Пришельцами из других миров? Что ни тварь в отечестве – то герой Америки. Кстати, что делал господин Метлок в г. Грозном весной 1991 года? Иностранных послов в закрытый город Грозный не подпускали на пушечный выстрел. К этому времени запрет еще не был снят. Вспоминается случай с Австралийским послом, который получил разрешение на посещение похорон родственника своей жены в Старых Атагах. Обком КПСС попросил институт принять его на своей даче в с. Чишки, но разработал такой маршрут его движения из Владикавказа, что машину посла дважды руками вытаскивали из грязи лесной проселочной дороги, потому что по асфальтовой транскавказской магистрали ему было ехать запрещено, чтобы, ни дай Бог, не увидеть нефтеперерабатывающих заводов. А как умоляли японцы разрешить им лететь самолетом в г. Грозный для выполнения работы по контракту? Ни в коем случае! А тут, вдруг, американский посол приезжает в Грозный на выставку фотографий своей жены. Не Горбачева ли уши торчали из фотоснимков? Не будем домысливать зачем навещал господин посол Чечено-Ингушетию, но до Ингушетии его ноги не дошли, и, как пишет далее сам господин посол в своей статье: «В такой интерпретации достаточно элементов истины, чтобы, как говорят русские, «насторожиться». Но коль мы упомянули о статье американского посла, то стоит сказать и о позитивных моментах, изложенных в статье, кстати, настолько позитивных и продуманных, что могут дать фору любой публикации российских журналистов в тот период. Интересны, прежде всего, его аналитические выводы по вопросам взаимоотношения Горбачева с Ельциным, по вопросу реформирования автономий, по вопросу борьбы за национальное самоопределение и свободу, под которые Чечня никак не попадает, по вопросу развала СССР и России, где экономическую составляющую он ставит на одно из первых мест, ну, конечно, и «дежурный» американский вопрос, касающийся нарушения прав человека. Особняком выделен факт начала военных действий, и вот что он по этому поводу пишет:
«Мучительно слышать сообщения из Москвы о том, что Ельцин принял это решение, исходя из самых худших соображений – для поиска средств поднять свой пошатнувшийся авторитет, что, как сообщают, поддался иллюзии восстановить свою популярность и авторитет с помощью быстрого и легкого триумфа в Чечне. Действительно, для ельциновской решимости вернуть Чечню под юрисдикцию Москвы существовало много оснований, включая экономические. Через республику проходит магистральный нефтепровод, а Россия имеет амбициозный проект строительства еще более крупного нефтепровода для перекачки нефти из района Каспия, где Казахстан и Азербайджан уже заключили контракты с иностранными фирмами. Позволить Дудаеву контролировать этот важный объект было, вне сомнения, совершенно исключено.
Однако ни одно из этих соображений не объясняет время принятия ельциновского решения более правдоподобно, чем попытка поправить свое политическое положение, и если это было мотивом, мы должны задуматься, не потерял ли он ощущение реальности, как это произошло с Горбачевым поздней зимой и весной 1991 года, когда тот заигрывал с репрессивными силами и поносил демократических реформаторов как «предателей».
Не все потеряно в стране, имеющей свободную прессу и политических лидеров, способных и желающих громко говорить о своем несогласии. Однако эти знаменательные достижения на фоне традиционной российской авторитарной системы будут слишком незначительны, пока ее не сменят более эффективные демократические институты. При всем своем мужестве, проявленном, когда российские демократы выступили против применения в Чечне военной силы, они в целом оказались неспособны в решении важных, хотя и таких приятных, задач по строительству институтов демократической власти. Получив власть в конце 1991 и 1992 годов, они не предприняли решительных шагов по реформированию бюрократии (включая военную и правоохранительную) и начать процесс создания независимой судебной и более эффективной законоисполнительной власти. Они попробовали реформировать народное хозяйство с помощью микроэкономических формул, не создавая институтов, необходимых для рыночной экономики, и игнорируя общественное мнение. На декабрьских выборах 1993 года они были так уверены в своих силах, что тратили время на обсуждение между собой всяких эзотерических предложений вместо того, чтобы обратиться непосредственно и разумно к русскому народу.
Сам президент Ельцин несет большую часть ответственности за эти неудачи, поскольку имеет обыкновение держаться в стороне от решения повседневных управленческих проблем, а затем принимать на основе недостаточной информации решения, подсказываемые небольшим кругом своих закадычных друзей. В прошлом он оказывался способным менять курс, когда его постигала неудача. Мы должны надеяться, что он сможет вновь найти мужество и мудрость сделать это. Однако, если демократическим реформаторам вновь представится возможность, они должны научиться не только осуждать плохую политику, но и создавать практические возможности проведения лучшего курса. Слишком много жизней было потеряно из-за того, что впавший в отчаяние президент, не найдя нужный ему скальпель, схватился за нож мясника».
Далее Метлок повествует о жизни чеченцев и ингушей до войны, после их возвращения из ссылки:
«После того, как Хрущев в 1956 г. отменил этот акт коллективного наказания, чеченцы и ингуши вернулись на родину и явно управляли своей «автономной республикой» в той степени, в какой местные власти могли управлять своими регионами в разрушающемся, но все еще централизованном советском государстве, существовавшем до середины 1991 года:
- Чеченские и ингушские политические лидеры, как и в других автономных республиках, стремились к расширению своего суверенитета в рамках Российской Федеративной республики, каким обладали, например, Украина и Грузия, формально имевшие право отделиться от СССР. Как минимум, они хотели к себе отношение как к равноправным основателям любой обновленной федерации, и Горбачев на какое-то время предоставил автономным республикам место за столом, за которым, по его предложению, шло обсуждение нового союзного договора. Союзные республики, за некоторыми исключениями, отвергли эту идею. Поскольку большинство автономий находилось в РСФСР, это давало России непропорционально большое представительство в федеральных органах. РСФСР с такой же яростью выступила против такого предложения, поскольку ее руководители увидели в нем шаг на пути к распаду России. В действительности многие подозревали, что Горбачев поощрял амбиции автономий, исходя не из общегосударственных, а из политических соображений: поскольку Ельцин в качестве руководителя России бросил вызов горбачевскому руководству, раздоры в России могли ослабить его, Ельцина, натиск.
Тем не менее к осени 1991-го, по мере того, как стремительно распадался Советский Союз, руководители бывших автономий, которые к этому времени в своем большинстве переименовались в Советские Социалистические Республики по образцу союзных республик, приобрели громадное влияние на российское политическое руководство в Москве. В обмен на согласие остаться в Российской Федерации Москва соглашалась расширить их права на местное самоуправление и на контроль над их природными ресурсами, которыми до сего времени распоряжался советский бюрократический центр. В любом случае, Москва с противоборством ее политических лидеров, с разлагающимися, коррумпированными и неэффективными административными органами в ту пору уже не имела средств контролировать свои территории, населенные русскими или представителями иных этнических групп так, как это осуществлялось по традиции. Россия перестала быть «тюрьмой народов», как ее назвал Карл Маркс, превратившись из былой крепости в сооружение, охваченное внутренним мятежом, с распахнутыми воротами, с рвами, в которых пересохла вода, и баррикадами, снесенными до основания.
Попытка подчинить Чечню военным путем, вне сомнений, была чистейшей воды политической ошибкой и, учитывая неспособность российских военных провести операцию без тяжелых потерь среди гражданского населения, это была «лицензия на жестокость». Тем не менее ситуация ни в коем случае не является такой простой и ясной, как хотели бы представить те, кто обрушивается на Ельцина. Чеченское «восстание» вряд ли является основным актом национально-освободительной борьбы (хотя большинство чеченских «защитников» хотели представить дело именно так), а президент Ельцин по закону обязан подавить вооруженное восстание на территории своей страны. Тот, кто игнорирует или искажает эти важные факторы, неизбежно будет заблуждаться относительно случившегося и, вероятнее всего, будет давать неправильные рецепты, если таковые вообще существуют.
Сначала мы должны рассмотреть, что есть чеченское «отделение» от России. Походит ли оно на национальные движения в государствах Балтии, на Украине, в Молдове, Грузии, если вспомнить лишь несколько примеров из истории бывших советских республик? Ничего подобного. Национальные движения, возникшие в вышеназванных и других республиках и добившиеся независимости в 1991 году, были истинно народными. Их руководители были избраны, предложения об отделении прошли референдумы и иные формальные процедуры народного одобрения. Конституция и законы по осуществлению конституций были утверждены законно избранными органами либо прямым голосованием. Не менее важно и то, что они отвергли насилие и полагались исключительно на политические методы борьбы. В сталинские времена это было бы равносильно самоубийству, но при Горбачеве это стало возможным после того, как с 1989 года начали проводиться настоящие выборы, а также подлинные и открытые политические дебаты. Если бы союзные республики вооружились и бросили военный вызов Советскому Союзу, их сокрушили бы столь же жестокими методами, как и чеченских боевиков, сражающихся за свой «президентский дворец».
Так что Чечня? Ее политические лидеры маневрировали во все более свободном (хотя, конечно, хаотичном) политическом пространстве, добиваясь максимального самоуправления и получая реальные уступки. Казалось бесспорным, что Чечено-Ингушетия вместе с другими автономными республиками получит де-юре то, что она уже имела де-факто – местное самоуправление, кроме властных функций, делегируемых федеральному правительству, причем конкретные детали, в то время все еще обсуждались. Не было заметных волнений в пользу отделения от России и, объективно говоря, для этого не было необходимости, поскольку Россия более не представляла угрозу их этническому существованию или культурному развитию.
Как бы там ни было, после неудавшегося путча в августе 1991 года в Грозном было созвано собрание чеченских старейшин, чтобы обсудить последствия этих событий для Чечено-Ингушетии. Это собрание имело совещательный характер; оно состояло из руководителей тейпов, которые время от времени консультировали власти по вопросам, носящим локальный характер. Никакой законодательной или исполнительной власти у многих чеченцев-горожан или нечеченского населения республики не было. Собравшись, старейшины пригласили генерал-майора Джохара Дудаева, одного из чеченцев, достигших высокого положения в Советской Армии, выступить перед ними. Дудаев проводил в республике отпуск, в который приехал из своей авиационной части, дислоцированной на Балтике.
Дудаев произнес страстную речь, в которой проследил историю страданий, выпавших на долю чеченского народа, и после оглушительных аплодисментов старейшины проголосовали, чтобы он стал их лидером. Дудаев воспринял это как «добро» на создание вооруженной группировки, шествие к Дому правительства и занятие его. Затем он провозгласил независимость от России. Всегда опасно проводить какие-то аналоги, когда речь идет о различных обществах и политических системах, но в условиях Америки наиболее схожая картина выглядела бы следующим образом: офицер приезжает в отпуск в свой родной штат, произносит речь перед собравшимися со всего штата членами «Американского легиона», затем, получив «вотум доверия», марширует с вооруженной охраной к зданию местного Капитолия и захватывает офис губернатора. Даже если бы должностные лица были захвачены врасплох или слишком дезорганизованы, чтобы отреагировать, подобное событие вряд ли не привлекло бы озабоченное внимание со стороны Вашингтона и не вызвало вооруженное вмешательство.
Дудаевский переворот в Грозном, разумеется, попал в поле внимания Российского правительства, но первоначальная реакция была осторожной. Москва объявила захват Дудаевым власти незаконным, но в других отношениях мало что предприняла, кроме приказа об укреплении российских гарнизонов, дислоцированных в этом районе. Это вызвало в России бурю протестов со стороны матерей, опасавшихся за жизни своих сыновей, а также требование со стороны российского парламента о выводе дополнительного контингента. Ельцин подчинился – может быть, и неосмотрительно, но проявил уважение к решению российских законодателей.
Дудаев быстро вооружил своих сторонников оружием, которое выменивалось, покупалось или кралось у Советской Армии, и к 1992 году Чечня превратилась в важный центр по контрабанде оружия и наркотиков. Ельцин подверг республику экономической блокаде, оказавшейся неэффективной, поскольку оружие, наркотики и деньги свободно пересекали плохо охраняемые границы. Тем временем активизировали свою деятельность чеченские банды, занимающиеся вымогательством среди русских предпринимателей, сбором доходов от незаконных операций, созданием в России внешне легальных предприятий, используя для этого рэкет, а также расправляясь с конкурентами и «предателями» типично гангстерскими методами. Стивен Хэндлмэн, автор доскональнейшего и внимательного исследования из всех тех, что были опубликованы до сего времени и были посвящены состоянию преступности в постсоветский период, суммирует роль правительства Дудаева во всем этом следующим образом:
«Независимо от того, получило ли правительство Дудаева или не получило прямые прибыли от подпольной торговли оружием, оно предприняло мало усилий, чтобы остановить ее. Московская милиция отметила быстрое восхождение чеченцев к власти в постсоветском криминальном мире, получая навар от продажи наркотиков и огнестрельного оружия. За два года дудаевского президентства чеченцы стали главными поставщиками оружия в посткоммунистическом обществе. Они стали владельцами более чем пятисот квартир в российской столице, приобрели, по оценкам, 140 российских и совместных предприятий, а также около полудюжины гостиниц. Хотя не удалось установить ключевое звено между подпольными синдикатами и грозненским правительством, имеются косвенные доказательства их взаимной независимости».
Национализм – вот то оружие, которое Дудаев использовал, чтобы защитить захваченный им пост и провозгласить отделение от России; чеченский народ в прошлом пережил достаточно горя, чтобы дудаевская демагогия возымела действие. И все же трудно говорить, какой поддержкой располагал Дудаев среди чеченцев (не говоря уже о нечеченском населении) до полномасштабной русской атаки в декабре, которая привела к яростному антирусскому объединению. «Выборы», проведенные Дудаевым, были настолько явно фальсифицированы, что ничего не говорят о его реальной поддержке. Очевидно, что те, кто его не поддерживает, были слишком запуганы или слабы, чтобы устранить его.
Существуют времена и ситуации, когда народы или этнические группы подвергаются такому угнетению со стороны политической системы, которая не предлагает никаких легальных путей решения кризиса, что вооруженное восстание может быть оправдано. Такой системой порой была Российская империя, а также Советский Союз на протяжении большей части своей истории. Ни в 1991, ни 1992 годах Россия таковой не являлась. Имея других руководителей, чеченский народ мог бы легальными средствами достичь большей степени автономии, чем имеют отдельные штаты в США. Нынешние мучения народа Чечни были обусловлены, в первую очередь и наиболее фундаментальным образом, тем несчастным обстоятельством, что он попал под контроль неразборчивых в средствах авантюристов, которые эксплуатировали ущемленные национальные чувства для совершенно других целей.
В качестве высшего исполнительного лица Российской Федерации Ельцин имеет и право, и обязанность подавить любой нелегальный захват власти на территории своей страны, прибегнув (в случае абсолютной необходимости) к использованию военной силы. Сегодняшней трагедии можно было избежать, если бы он имел средства вырвать Грозный из-под контроля дудаевских головорезов до того, как они смогли распространить оружие по всей республике, разжечь националистические настроения и создать хорошо финансируемую сеть подпольных агентов на территории всей Российской Федерации.
Однако в свое время оппозиция со стороны российского парламента сделала это невозможным, а сомнения относительно способности российской армии спланировать и осуществить военную операцию в Чечне, возможно, также помешали Ельцину предпринять меры. Экономическое давление, осуществленное эффективным способом, могло заставить клику Дудаева пойти на серьезные переговоры, но этого не случилось. Фактически чеченские политические лидеры всегда брали верх с помощью своих наемных союзников в рядах российской бюрократии и «деловых партнеров» в военно-промышленном комплексе. Дудаевцы намного эффективнее покупали российских бюрократов и манипулировали ими лучше, чем номинальный глава государства.
Лишенное возможности в течение долгого времени осуществить военный вариант и неспособное применить экономический прессинг, российское правительство наконец в 1994 году решило использовать разногласия в Чечне, тайно поддержав одного из соперников Дудаева Умара Автурханова, попытавшегося сместить Дудаева силой. Несмотря на поддержку федеральной службы контрразведки (преемницы КГБ), нерегулярные войска Автурханова были остановлены перед Грозным силами, сохранившими верность Дудаеву в октябре прошлого года. Этот провал сделал очевидным тот факт, что к тому времени Ельцин еще не принял окончательное решение по подавлению чеченского мятежа. Более того, он потерял почву под ногами, поскольку его неудачи укрепили Дудаева и убедили последнего, что вести переговоры с Москвой нет необходимости.
Как бы там ни было, хотя Ельцин имел право и обязанность найти способ восстановления законности в Чечне, его приказ о вторжении был ужасной ошибкой. Какой бы неудовлетворительной ни была ситуация в Чечне, Ельцин терпел ее в течение трех лет, а в стране не случилось ничего нового, что потребовало бы такой спешки. Российская армия была плохо подготовлена и мало подходила для такой цели. Разведывательные данные, представленные преемницей КГБ, оказались, видимо, прискорбно неточными.
Сообщения о том, что Ельцина ввели в заблуждение его военные советники, убедившие президента в возможности проведения легкой и быстрой операции, возможно, соответствуют действительности, но даже если это так, с Ельцина не снимается ответственность за проявленную небрежность. Бросать новобранцев в бой с закоренелыми партизанами, которые могут легко смешиваться с гражданским населением и часто открывать огонь из гражданских объектов, было верхом глупости. Легко было предсказать, что российские солдаты будут впадать в панику, открывать беспорядочный огонь на поражение и, в случае недостижения своей цели, будут настаивать на проведении воздушных налетов, которые выполнят за них работу независимо от того, разрешил ли их президент или нет».
Приведя эти выдержки из статьи целиком, хотелось бы расставить все по своим местам. Во-первых, к этому времени (появления весной 1991 г. господина Метлока в г. Грозном) Чечено-Ингушетия уже де-юре объявила о национальном суверенитете с выходом из состава РСФСР и об этом господин посол не мог не знать. Во-вторых, Дудаева пригласили через старейшин не в 1991 году, а в 1990 году сразу после событий об объявленном суверенитете, именно власти РСФСР для борьбы с Завгаевым, то бишь с Горбачевым, который хотел ее вычленить из состава республики, для того чтобы выбить почву из-под ног Ельцина. То есть, Председатель Верховного Совета СССР уже имел утвержденный план реорганизации союза, иначе от Завгаева ничего бы не осталось, сделай он этот шаг самостоятельно, без команды Горбачева. Руководители союзных республик, в том числе Ельцин, знали об этом, поэтому сопротивлялись «подпольно», поскольку «открытого» плана еще не было. Отсюда и появилось ГКЧП, вне сомнения организованного самим Горбачевым с обязательным поражением ГКЧП, иначе как бы выглядело обратное вхождение в состав России вышедших из нее республик, в т.ч. Чечни. Это был великий спектакль, разыгранный двумя шутами, с участием вооруженных сил и поверивших в него людских масс. Иначе бы Ельцин не простил своих «врагов» ГКЧПистов так быстро и не назначил бы их на ведущие должности, в то время как основного своего защитника – Верховный Совет РСФСР во главе с другом Хасбулатовым Русланом Имрандвичем он расстрелял, потому что слишком много знали. Об этом тоже нетрудно было бы додуматься г-ну Метлоку, имея столько информации.
В-третьих, скоропалительный ввод войск в Чечню был вызван импульсивностью Ельцина, получившего по мозгам от Дудаева при осуществлении танковой операции в октябре 1994 года, когда «герой» Ковалев и обратился к российским матерям, ведь именно тогда трупы танкистов – бывших офицеров российской армии – «грызли собаки», как выразился правозащитник, их никто не признавал за своих. Кресло под Ельциным не то, что зашаталось, а должно было немедленно рухнуть, но и в этой ситуации «везунчик» нашел на его взгляд решение – незамедлительная война. Кого там и сколько поубивают не имело для ирода никакого значения – лишь бы он сам уцелел. Он даже назначил виновного за все за это: «лучшего министра обороны России всех времен» – Грачева. Не об этом ли трезвонила тогда вся «свободная», «демократическая» российская пресса: вот виновник всех наших бед – «Паша-мерседес» - главарь партии войны. Не будем упоминать тех, кто поджуживал самому Ельцину о недопустимости выхода какой-то Чечни из состава России, примером американской деятельности: «если бы, маршируя с вооруженной охраной к зданию местного Капитолия кто-то захватил бы офис губернатора»?! Ужас, срочно подключилось бы вооруженное вмешательство, так что действуй, друг Борис, глядишь и нефтяной Наукоград сметешь окончательно и безвозвратно с лица российской земли. Так что, теннисист-
тобой тоже легко манипулировать не во благо твоей Родины, в том числе «друзьями» из посольства США.
Время настало для стихов тех лет.
ГРОЗНЫЙ-95.
НЕ ПЫХТЯТ ЗДЕСЬ ТЕПЕРЬ КРЕКИНГА,
НЕ ДУРМАНИТ УГАР АРОМАТИКИ,
ЗДЕСЬ БУШУЕТ ЛЮДСКАЯ ПУРГА,
"КАЛАШИ"- ИХ ЯЗЫК АВТОМАТИКИ.
А ПЛАКАТЫ КРИЧАТ:"ОТСТОИМ!
НАШУ ЗЕМЛЮ И ЧЕСТЬ МОЛОДЕЦКУЮ".
НО В МОСКВЕ ЛИШЬ ИЗВЕСТНО ДВОИМ,
КТО ПРИЦЕЛИЛСЯ В ЭРУ СОВЕТСКУЮ.
МУДРОСТЬ УЧИТ НАС С ЛОЖЬЮ НЕ ЖИТЬ-
РАЙ ЯВИЛСЯ ПЕЧАЛЬНОЮ ПОВЕСТЬЮ.
ХОЧЕШЬ БОЖЬИМ ЗАВЕТАМ СЛУЖИТЬ,
НЕ ТОРГУЙ НИКОГДА СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ.
ВОЛКУ ВЫДАН СВЯЩЕННЫЙ УДЕЛ
"САНИТАРИТЬ" В ПРИРОДЕ С ПОВИННОСТЬЮ,
И КОГДА ОН ТВОРИТ "БЕСПРЕДЕЛ"-
ОТВЕЧАЕТ ПРИРОДА ВЗАИМНОСТЬЮ.
ЛЮДИ ГИБНУТ,СГОРАЯ В ЛЮБВИ,
ИЛИ В СРОК,С НАСТУПЛЕНИЕМ ХРУПКОСТИ,
НО В БЕЗУМСТВЕ ДРУГ ДРУГА ГУБИТЬ-
ЭТО ВЫСШАЯ МЕРА ПРЕСТУПНОСТИ.
ЖИЗНЬ НЕ ТЕРПИТ КРАМОЛЬНЫХ ЗАТЕЙ,
ВОЗРОДЯТСЯ КОЛОСЬЯ НОВИНОК,
НЕ ВЕРНУТСЯ ЛИШЬ ДУШИ ЛЮДЕЙ-
ГРОЗНЫЙ СТАНЕТ СТОЛИЦЕЙ ПОМИНОК.
Патриотический памфлет.
Очаг мы свой сооружали,
Из рук не выпуская сошку.
Пришли, кого мы не рожали
И сзади сунули подножку.
Плачевных реквиемов звуки,
Для них звучат как звон монеты –
Приватизировали суки
И Бога, и его заветы.
Мы стонем в Баренцевом море,
Идя ко дну одним отрядом.
У них все акции в наборе,
Дворцы в оффшорах – банки рядом.
Прости нас, Господи, неймется
Дать серп им в руки вместо миски,
Пусть слезы наши отольются
И березовским, и гусинским.
«Наша Таня громко».
Написала Таня повесть,
Как ушла в прокладку совесть,
Как вильнул хвостом кабель,
И свернулась совесть в гель.
А когда семья зачахла,
Зло фемиде гель запахла.
Наша Таня громко плачет
Автозак в дали маячит.
***
Охранник – оракул.
Никому смиренно он не «Да»-кал,
Чванства даже шефу не прощал,
Коржаков не писал и не какал –
Все это он в кровь перемешал.
***
Бомж.
В наш Кавказский габарит
Влез бездомный ваххабит.
Православным нагрубил –
Всю обедню загубил.
Извратил святой Коран,
Вызвав ярость мусульман.
Заревел электорат:
«Он страшней, чем демократ».
***
Русская мадонна.
Жила пугливая Лариска,
От стрессов чуть не запила,
Но родила сыночка-принца
И усмирила удила.
Её я знал в минуты тризны
С приданным босых, стройных ног,
Она ждала опоры в жизни,
Но ею стать никто не смог.
Жила печальная Лариска:
Нежна, тепла, как воск от свеч,
Но обретала жесткость диска,
Когда велась о принце речь.
С нуждою выдюжила схватку,
Судьбу моля, а не кляня,
Слезу припрятала украдкой
И принцу подвела Коня!
***
И в постельцинское время навеянные «оранжевой революцией» в Украине:
Капли народного гнева способны сметать
правительства и режимы, выступающих в роли
человека-зазнайки.
Бог сотворил Человека, а человек – безбожие.
Я – Капля
Я – Капля, Гром меня ковал.
Ты – Человек, Планеты ось.
Я есть начало всех начал,
Хоть ты у Бога званный гость.
От холода светлею я.
А ты чернеешь, как свинец.
Сверкает солнцем грань моя –
Во льдах ты чувствуешь конец.
Я испарюсь и вновь явлюсь,
Ты плоть хранишь земной едой.
Я грозной силы не боюсь –
Бессилен ты перед бедой.
Природа – кладезь божьих троп,
А ты живешь, свой суд творя.
Мы, Капли, выплеснем потоп,
Всплывёт там пеной суть твоя.
***
Юлии Тимошенко ( ух вы какая!)
Клянусь, Венера – Ваша треть!
И говоря неложно,
Вы – Солнце, и на Вас смотреть
Без боли невозможно.
Ваш ротик… ел ли он «кы-зы»?
А стан? Куда там елке!
Вы дерзость и напор козы,
И песни перепёлки.
Вы – дама, бьющая тузы,
Премьер пусть отдыхает,
Вам даже мочевой пузырь
В сраженьях помогает.
Свидетельство о публикации №213012900869