Темная сторона Женственности в Вий Н. В. Гоголя

"Обращенный месячный серп светлел на небе. Робкое полночное сияние, как сквозное покрывало, ложилось легко и дымилось на земле. Леса, луга, небо, долины — все, казалось, как будто спало с открытыми глазами. Ветер хоть бы раз вспорхнул где нибудь. В ночной свежести было что то влажно теплое. Тени от дерев и кустов, как кометы, острыми клинами падали на отлогую равнину. Такая была ночь, когда философ Хома Брут скакал с непонятным всадником на спине. Он чувствовал какое то томительное, неприятное и вместе сладкое чувство, подступавшее к его сердцу. Он опустил голову вниз и видел, что трава, бывшая почти под ногами его, казалось, росла глубоко и далеко и что сверх ее находилась прозрачная, как горный ключ, вода, и трава казалась дном какого то светлого, прозрачного до самой глубины моря; по крайней мере, он видел ясно, как он отражался в нем вместе с сидевшею на спине старухою. Он видел, как вместо месяца светило там какое то солнце; он слышал, как голубые колокольчики, наклоняя свои головки, звенели. Он видел, как из за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета. Она оборотилась к нему — и вот ее лицо, с глазами светлыми, сверкающими, острыми, с пеньем вторгавшимися в душу, уже приближалось к нему, уже было на поверхности и, задрожав сверкающим смехом, удалялось, — и вот она опрокинулась на спину, и облачные перси ее, матовые, как фарфор, не покрытый глазурью, просвечивали пред солнцем по краям своей белой, эластически нежной окружности. Вода в виде маленьких пузырьков, как бисер, обсыпала их. Она вся дрожит и смеется в воде…"
Н.В.Гоголь. "Вий"

     Просто офигеваю от восторга каждый раз, когда читаю это место!

     А когда прихожу в себя, задумываюсь: ну, что так сильно испугало, так наполнило отвращением Хому Брута, что он, несмотря на то, что увидел такое волшебство, такую красоту наяву, не во сне, познав восторг полета, все-таки избил до смерти ведьму, фактически, так страшно отомстив ей за то, что она приоткрыла ему дверь в чудо, которое называется Творчеством Любви?!

     Да, да. Конечно, конечно, повесть Н.В.Гоголя "Вий" именно о любви, которая так и не случилась. А что случилось? Случилась страсть. И спор, ни на жизнь, а на смерть, о том, кто главный в творчестве любви, и кто, мужчина или женщина, талантливее, умнее, достойнее и ближе, в итоге, к совершенству в глазах Бога? Ну, о том, что Хома и Панночка, каждый Бога понимают по-своему, наверное, можно и не говорить. Речь в повести - не об этом...

     Что такое Свет Любви - Овестрис? Это - соединение двух равноправных, равно свободных сотворенных Богом человеческих душ - мужской и женской, без принуждения к любви, и без доминирования одного творчества, мужского или женского, над другим. Потому что, если творчество одного из партнеров стремиться доминировать, то оно, соответственно, стремиться заглушить творчество другого. Любовь, эмоция и чувственность, при этом подпитывает только одного из партнеров, опустошая духовно и творчески другого. То есть, является поглощающей, демонической любовью. Любовью Отодосоторо. Даже если Отодосоторо в паре проявляется в женщине.


"Философ хотел оттолкнуть ее руками, но, к удивлению, заметил, что руки его не могут приподняться, ноги не двигались; и он с ужасом увидел, что даже голос не звучал из уст его: слова без звука шевелились на губах. Он слышал только, как билось его сердце; он видел, как старуха подошла к нему, сложила ему руки, нагнула ему голову, вскочила с быстротою кошки к нему на спину, ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих. Все это случилось так быстро, что философ едва мог опомниться и схватил обеими руками себя за колени, желая удержать ноги; но они, к величайшему изумлению его, подымались против воли и производили скачки быстрее черкесского бегуна. Когда уже минули они хутор и перед ними открылась ровная лощина, а в стороне потянулся черный, как уголь, лес, тогда только сказал он сам в себе: «Эге, да это ведьма»."
Н.В.Гоголь

     Ведьма показалась Хоме старухой. Это значит, что он не хотел её. Но она хотела его. И она, "та кому не отказывают", применила силу - колдовство!

     То, что видел и чувствовал Хома, когда нес ведьму на плечах своих, что это было? Вот это - "Он чувствовал какое то томительное, неприятное и вместе сладкое чувство, подступавшее к его сердцу. Он опустил голову вниз и видел, что трава, бывшая почти под ногами его, казалось, росла глубоко и далеко и что сверх ее находилась прозрачная, как горный ключ, вода, и трава казалась дном какого то светлого, прозрачного до самой глубины моря;" - это и было ТВОРЧЕСТВО ЕЁ ЛЮБВИ!

     Но, что было не так? А НЕ ТАК было только одно: ХОМА НЕ ТВОРИЛ! Он был принужден отдавать ведьме свою творческую и физическую силу! Его мужское творческое начало было угнетено, он чувствовал себя униженным и чувствовал себя совершенно не способным сотворить что-нибудь подобное, сотворенному ведьмой! Какое же может быть творчество, если к любви принуждают? 
А тот, кто принуждает к любви, совершает богоотступничество. И Хома сразу безошибочно определил: "Эге, да это ведьма!"

     Почему же она - ведьма?

     Потому, что совершила богоотступничество. Ведь Бог - это когда двое соединяются в свободной творческой любви, в которой у каждого - свое творчество, и в которой только и может родиться их совместное неповторимое "дитя", будь то младенец, или произведение искусства, или научное открытие или что-либо другое, но обязательное новое, то чего ещё не было на Земле...

     Но тому, кого в любви "поглощают", плохо всегда. Потому, что он становится оторванным от Бога, закон которого - Свобода Выбора! Свобода - величайшее благо!И это прекрасно знает светлая сторона человеческой души.

     Хома свободы был лишен. Ему стало плохо так сильно, что он почувствовал отвращение к любви ведьмы и поэтому не обратил внимания на красоту. Не то, чтобы ему не понравилось. Понравилось. И он испугался, что это сладкое чувство его поработит. А если оно его поработит, он не захочет с ним расстаться. А если он не захочет с ним расстаться, он никогда не захочет творить и любить свободно. А, значит, тоже совершит богоотступничество. Это - богоотступничество другого рода - согласие на "поглощение"...

"«Что это?» — думал философ Хома Брут, глядя вниз, несясь во всю прыть. Пот катился с него градом. Он чувствовал бесовски сладкое чувство, он чувствовал какое то пронзающее, какое то томительно страшное наслаждение. Ему часто казалось, как будто сердца уже вовсе не было у него, и он со страхом хватался за него рукою. Изнеможденный, растерянный, он начал припоминать все, какие только знал, молитвы."
Н.В.Гоголь

     Да, Хома понял! И понял, что не хочет ТАКОЙ любви!

     Смог ли он освободится? Смог. Когда человеку дорога свобода, дарованная Богом, он может все!
     Он освободился и наказал ведьму за попрание совершенства Света Любви - избил её, да так, что она спустя некоторое время умерла.

"Он стал на ноги и посмотрел ей в очи: рассвет загорался, и блестели золотые главы вдали киевских церквей. Перед ним лежала красавица, с растрепанною роскошною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез.
Затрепетал, как древесный лист, Хома: жалость и какое то странное волнение и робость, неведомые ему самому, овладели им; он пустился бежать во весь дух. Дорогой билось беспокойно его сердце, и никак не мог он истолковать себе, что за странное, новое чувство им овладело. Он уже не хотел более идти на хутора и спешил в Киев, раздумывая всю дорогу о таком непонятном происшествии."

     Да, ему стало жалко её. Но, на миг. Потом он опять испугался.

     Чего же он испугался сейчас? Ведь, ведьма ему больше ничем не угрожала!

     А испугался он этой бесовской, порабощающей красоты. Фактически, он испугался того, что не устоит перед этой красотой и позволит ведьме владеть собой и "поглощать себя". А это значит, что он испугался демона в самом себе, своей темной стороны, которая за эту красоту, за обладание ею, потребует отдать божественную творческую искру, зажженную в человеческой душе Творцом. А Творец зажег в нас эту искру вовсе не для того, чтобы человек, поддавшись чарам нелюбви (физического желания без любви), позволил её погасить. Он зажег её в нас для того, чтобы мы могли творить свободно, и смогли бы быть счастливы в любви. Потому что Овестрис - Свет Творческой Любви - счастье для человека и для Бога. Потому что Овестрис это счастье любить отдавая. 

     Демоны не понимают такой любви. Поглощение - их "любовь". Ведь тот, кто умеет любить, отдавая, так просто может попасться на приманку демона, который любит поглощая, и продолжать отдавать, думая что совершает благо для партнера и для Бога, а на самом деле, теряя свою индивидуальность и творчество. Вот почему просто необходима ответная "отдающая себя" любовь. Потому, что если партнер не отдает себя в этой любви партнеру, а только берет, пользуется ею, то отношения пары переходят в стадию демонического поглощения одного партнера другим, и пара перестает творить. Наступает тот самый "грех" нелюбви, который является опорочиванием сути светлой стороны Творца, когда Бог есть любовь!

     Я не думаю, что сам Николай Васильевич формулировал все это именно так, когда писал. Я думаю, что он осознал только вот что:нельзя допустить власти женщины над мужчиной, первенства её в жизни и творчестве, унижения и угнетения мужского творческого начала.

    
     На этом этапе анализ я приостановила и спросила у Гоголя, правильно ли я определила его мысли на момент написания "Вия"?

     Он мне ответил:
     - Да, правильно. Я так думал. Но ещё я думал, что эта жалость, которая есть сомнения Хомы в том, что он поступил правильно, решив сотворить только Богу и напрочь отказавшись от любви Панночки, должна помочь ему вернуть Панночку к Богу, чтобы она перестала быть страшной ведьмой и научилась любить...

       На этом этапе ты уже знал, как будет развиваться сюжет дальше и чем все закончится?
     - Нет. Я только знал, что Панночка должна умереть. Поразмыслив, я понял, что душу её уже не спасти. И сосредоточился на борьбе Света с Тьмой в душе самого Хомы Брута. Но я не знал ещё тогда сам, чем эта "жалость" являлась на самом деле...

     Тогда я начала размышлять:
     - Чем являлась эта "жалость" на самом деле?
     А действительно, чем? Неужели зарождающейся любовью?!

     Гоголь подтвердил:
     - Именно так. Но ни я, ни Хома Брут тогда не понимали этого. Так был велик страх ради этой бесовской красоты отказаться от самого себя, своих великих жизненных целей, самоуважения, творчества! Отказаться, и начать плясать под бабью дудку!

    
     Я посмотрела советский фильм "Вий", с Варлей и Куравлевым в главных ролях. Перечитала повесть Гоголя ещё раз и поняла:

     Ах, как сильно, как страстно влюбилась Панночка в Хому Брута!
     Такая любовь бывает у женщины, пожалуй, только один раз в жизни! Такая любовь зажигает в ней такие чувства и желания, которых она не знала ранее, и которые едва ли вспыхнут в ней когда-нибудь вновь, при другой любви! Потому что сотворить такое:"Он видел, как вместо месяца светило там какое то солнце; он слышал, как голубые колокольчики, наклоняя свои головки, звенели", только ради того, чтобы желанный мужчина перестал в ней видеть старуху, женщина способна только при ВЕЛИКОЙ любви!

     Такая любовь, которая может из женщины сотворить, как ангела, так и демона, не может быть платонической. При такой любви, в женщине в полной мере пробуждается её чувственность и вспыхивает страсть! При такой любви разгорается огонь фантазии, в котором из искристых и совершенно нематериальных кружев желаний, выковывается её творчество, которое становится или драгоценными украшениями для мужчины, или - его цепями! Но пока она продолжает творить, это творчество - творчество, радости! Творчество счастья! если оставить её творчество невостребованным, это значит - убить её.
     Что Хома, в общем-то и сделал...

     Конечно, Панночка не была демоном. Она просто была отвергнута мужчиной которого полюбила. И умерла. А вот, умерев, она поняла, что со смертью ничего не кончается. Пока она жила, у неё был выбор. И она выбрала демоническую любовь. Это значит, что она выбрала Тьму. Поэтому после смерти она должна будет стать демоном. А стать демоном означает - вечно мучиться от "нелюбви".
     Когда Панночка это поняла, она устрашилась...

     Вот поэтому она и "перед смертным часом изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы в продолжение трех дней после смерти читал один из киевских семинаристов: Хома Брут". Её страсть была так сильна, что, не важно кто, Бог ли, сатана ли, но обещал ей: "добьешься любви Хомы, спасешься! А для того, чтобы это у тебя получилось, телу твоему три ночи подряд будет возвращаться жизнь. В три ночи не уложишься, будешь проклята на веки вечные..."

     Это у меня появилось такое предположение. Пришла пора вновь обратиться с вопросом к Гоголю:
     -Коля, правильно ли я поняла, что Панночка за эти три ночи хотела Хому все таки именно соблазнить? Даже несмотря на то, что - мертвая!

     Гоголь ответил:
     - Именно потому, что - мертвая. Здесь смерть олицетворяет её падение во Тьму, фактически - демонизацию, так как она отвергла свободу, дарованную Богом и решила, во что бы то ни стало, соблазнить Хому Брута, и добиться власти не только над его телом, разумом, волей, но и над его душой. Но, совершенство Божественной Творческой Любви отвергнув, она отвергла и свое собственное творчество. То, что происходит в церкви, когда Хома читает молитвы, это уже совсем другое творчество Панночки. Оно мрачное, пугающее, отвратительное. Такова участь всех творцов, кто творит, вдохновляясь не Божественной, а демонической любовью.
     Настоящим демоном стала Панночка после смерти. И именно с соблазном плоти, но не только лишенной души плоти, еще и с соблазном "принадлежать ведьме с потрохами", соблазном, который для человека и есть тьма собственной души, предстояло сражаться Хоме Бруту те три страшные ночи, когда он должен был читать над мертвой ведьмой отходную...

    Все выводы я всегда делаю из авторского текста. Когда смотрю фильм, - тоже. Особое внимание уделяю тому, кто и что говорит. И текст Гоголя подтверждает только что сделанные мной выводы:

"Трепет пробежал по его жилам: пред ним лежала красавица, какая когда либо бывала на земле. Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Она лежала как живая. Чело, прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови — ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста — рубины, готовые усмехнуться… Но в них же, в тех же самых чертах, он видел что то страшно пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала как то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто нибудь песню об угнетенном народе."
Н.В.Гоголь. Вий.


     Не зря, ох не зря послышалась или почудилась Хоме песня именно "об угнетенном" народе! Не зря Гоголь подобрал именно эти слова! Потому, что эта бесовская красота хотела не вдохновлять, не радовать, не возвышать, приближая к Богу. Она хотела именно угнетать. А что есть угнетение для свободной человеческой души, если не несчастье?!

     И не зря Гоголь рассказывает читателю устами Спирида про псаря Микиту:
"— Как только панночка, бывало, взглянет на него, то и повода из рук пускает, Разбоя зовет Бровком, спотыкается и невесть что делает. Один раз панночка пришла на конюшню, где он чистил коня. Дай говорит, Микитка, я положу на тебя свою ножку. А он, дурень, и рад тому: говорит, что не только ножку, но и сама садись на меня. Панночка подняла свою ножку, и как увидел он ее нагую, полную и белую ножку, то, говорит, чара так и ошеломила его. Он, дурень, нагнул спину и, схвативши обеими руками за нагие ее ножки, пошел скакать, как конь, по всему полю, и куда они ездили, он ничего не мог сказать; только воротился едва живой, и с той поры иссохнул весь, как щепка; и когда раз пришли на конюшню, то вместо его лежала только куча золы да пустое ведро".

     Конечно, это - художественный образ, созданный великим творцом Гоголем. Но это - страшная правда о том, что бывает с тем, кто, предаваясь демонической любви, позволяет себя "поглотить", позволяет деспоту-партнеру лишить себя творчества! От человека остается, пусть не в прямом, а в переносном смысле, но действительно, только "куча золы да пустое ведро"! Это уже - из личного опыта. Была я в "шкуре" Хомы. Была. Только конец у моей истории - другой. Вернее, "конец" не наступил. И для меня он не наступит никогда...

    Одна сцена в повести "Вий" несколько, на мой взгляд, не вписывается в основную идею истории, а стоит как бы особняком. Вот она, эта сцена:

     "— А в люльке, висевшей среди хаты, лежало годовое дитя — не знаю, мужеского или женского пола. Шепчиха лежала, а потом слышит, что за дверью скребется собака и воет так, хоть из хаты беги. Она испугалась; ибо бабы такой глупый народ, что высунь ей под вечер из за дверей язык, то и душа войдет в пятки. Однако ж думает, дай-ка я ударю по морде проклятую собаку, авось либо перестанет выть, — и, взявши кочергу, вышла отворить дверь. Не успела она немного отворить, как собака кинулась промеж ног ее и прямо к детской люльке. Шепчиха видит, что это уже не собака, а панночка. Да притом пускай бы уже панночка в таком виде, как она ее знала, — это бы еще ничего; но вот вещь и обстоятельство: что она была вся синяя, а глаза горели, как уголь. Она схватила дитя, прокусила ему горло и начала пить из него кровь".

     Спросила, конечно, Гоголя:
     - Коль, ну а эта сцена зачем?

     Он ответил:
     - Эту сцену я написал для того, чтобы показать последствия демонизации души. Пристрастившись к поглощению в любви, она стала кровопийцей в буквальном смысле этого слова. Она начала пить кровь, которая и есть страдание человеческое. Демоны питаются страданием. Страдание, которое "излучает" человек при болезни, смерти и особенно при пролитии крови - пища демона. Панночка пристрастилась к крови уже давно. Ведь любила она, поглощая, давно. Просто не встретился ещё на её пути Хома...

     - Но несколько фраз в повести, несколько живописных штрихов из жизни Панночки ясно говорят читателю, что была она ведьмой со всеми положенными ведьме атрибутами: умением превращаться в предметы (копну сена), злобными проказами (девкам косы поотрезала). Это зачем?

     - Это было сделано для цензуры. Если бы я абсолютно сломал традиционное представление читателя о том, кто такая "ведьма" и сделал упор на одну только сексуальность, повесть могла бы вообще не быть напечатана.

     - Понятно. А то, что мертвая Панночка выглядела, как живая, это ты сделал, чтобы показать, что она действительно хотела Хому именно соблазнить?!

     - Именно так. Не убить, не выпить кровь. Соблазнить. Для этого были три ночи в запертой церкви. Для этого была:

"Такая страшная, сверкающая красота!
Он отворотился и хотел отойти; но по странному любопытству, по странному поперечивающему себе чувству, не оставляющему человека особенно во время страха, он не утерпел, уходя, не взглянуть на нее и потом, ощутивши тот же трепет, взглянул еще раз. В самом деле, резкая красота усопшей казалась страшною. Может быть, даже она не поразила бы таким паническим ужасом, если бы была несколько безобразнее. Но в ее чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего. Оно было живо, и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из под ресницы правого глаза ее покатилась слеза, и когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови".
    
     - А то, что он все не мог устоять перед искушением "взглянуть"?
 
     - Это значит, что светлая часть души уже была в страшной опасности! Я хотел показать, какая смертельная схватка предстояла Хоме! Не с ведьмой. С самим собой, с тьмой своей собственной души, за свободу, данную Богом каждому, чтобы он мог осознать себя самостоятельным творцом.
     Но искушение отдать за обладание этой сумасшедшей красотой свою свободу было слишком велико! Поэтому Хома и не мог не "взглянуть" на Панночку снова и снова.

     - А слеза?

     - Для того, чтобы соблазнить, ведьма хотела казаться наиболее живой. А слеза это впечатление жизни только усиливала. Да и средством слеза, тем более кровавая, дополнительным была воздействия на Хому. Панночка очень ждала, что Хома прекратит сопротивляться и скажет: "Не плачь! Возьми мою жизнь и мою душу, только не плачь!"
     Но Хома еще сопротивлялся...
   
 
     Я подумала про любопытство человеческое. Ведь именно любопытство погубило в итоге Хому! Не взглянул бы на Вия, остался бы жив! Не взглянул бы на панночку...

     Гоголь сказал:
     - А он вовсе и не из-за любопытства взглянул на Вия. И на мертвую эту красоту не из-за одного только любопытства глядел Хома. Бывает, что человек именно на страшное, отвратительное, безобразное любит глядеть!
     И больно, и сладко!
     Смерть показывают человеку, смотрит он на смерть. Насилие показывают, смотрит он на насилие. Муку чью-то показывают, смотрит на муку.
     Зачем смотрит? Ведь, больно! Но и - сладко. И никто не задумывается над тем, что сладко нам потому, что это зрелище подпитывает темную сторону его души!

 
     Я поняла. И подумала, что Хома Брут - человек очень сильный! Ведь он так упорно, так последовательно отстаивал свою свободу, борясь с искушением отдаться тьме собственной души...

"Он поспешно отошел к крылосу, развернул книгу и, чтобы более ободрить себя, начал читать..."
Гоголь.

      
     Читаю дальше.

     "...тишина была мертвая. Гроб стоял неподвижно. Свечи лили целый потоп света. Страшна освещенная церковь ночью, с мертвым телом и без души людей!
Возвыся голос, он начал петь на разные голоса, желая заглушить остатки боязни. Но через каждую минуту обращал глаза свои на гроб, как будто бы задавая невольный вопрос: «Что, если подымется, если встанет она?»
Но гроб не шелохнулся. Хоть бы какой нибудь звук, какое нибудь живое существо, даже сверчок отозвался в углу! Чуть только слышался легкий треск какой нибудь отдаленной свечки или слабый, слегка хлопнувший звук восковой капли, падавшей на пол.
«Ну, если подымется?..»
Она приподняла голову…"
Гоголь


     Перевожу дух и спрашиваю Гоголя:
     - Коль, ну ты вообще такого страху навел, что умереть можно, читаючи! Как Хома от страха в этот момент не умер, вообще не  понимаю! И как тебе это все в голову пришло? Почему ты именно об этом написал?

     Гоголь ответил:
     - Я сам боялся, когда писал. Самому страшно было неимоверно! Но я и хотел, очень хотел, чтобы она встала!

     - Ты не шутишь?

     - Нет. Когда я писал Вия, я уже осознал в чем тьма человнческой души. Я сам с ней боролся именно, когда Вия писал.

     - И в чем же она, эта тьма?

     - Вот в этом: "Ну, если подымется?.."  Не только ужас, но и надежда на то, что она все-таки не успокоилась ещё и не оставит Хому в покое в этой фразе. Надежда на то, что действительно "подымется".

     Я задумалась.
     Действительно сильна Панночка своей "любовью", которая даже из гроба её подняла.
     Но разве поднялась она из гроба с тем, чтобы спасти или защитить того,кого она любит? Нет, она поднялась из гроба для того, чтобы погубить его, заставив уступить страсти и отдаться любви демона! Той любви, которая есть - отказ от Бога, который любит, отдавая Себя, возжигая этим в человеке его индивидуальную и неповторимую творческую искру. Той любви, которая есть принятие бога, который любит, поглощая индивидуальность человеческую, заставляя его творить только то, что хочет творить его партнер!

     Не хотела панночка убивать Хому. Она хотела его любви. Поэтому ходила по церкви, словно пытаясь поймать кого-то. Поэтому была так красива сначала, и посинела, когда поняла, что Хома нашел способ защититься от неё. Нет, не в круге было дело. В силе Света в душе Хомы. Он знал точно, когда читал молитвы и заклинания, что ни за что не отдаст Панночке свою свободу!

     Велика сила "любви"  Панночки. Как водный поток катилась она до сих пор по земле, сметая и ломая все на своем пути, уродуя человеческие души вот этим: "Хочешь моей любви, сделай так, как хочу я, будь таким, каким я хочу тебя видеть, и тогда я вознагражу тебя!
     Не знал преград этот поток. Потому, что бездонно глубок он был, потому что с одного его берега не можно было человеческому глазу разглядеть берега другого. Потому что так ослепительна была красота Панночки, давала она этому потоку мощь практически непобедимую. И нельзя было остановить этот поток. И нельзя было как-то замедлить его до тех пор, пока на пути его не встала скала - Хома Брут...
     И забурлил поток, и нарушилось его течение, и закружились в водовороте ветви, пласты срезанной водой, покрытой травой и цветами земли, стволы деревьев. И непроглядно мутным стал этот поток...
Не Гоголь:)))

     Я ещё не раз буду возвращаться к теме Женственности в своих статьях. Предыдущий кусок - одна из ассоциацивных иллюстраций темной стороны Женственности...

     А вот иллюстрация Гоголя:
"Она стала почти на самой черте; но видно было, что не имела сил переступить ее, и вся посинела, как человек, уже несколько дней умерший. Хома не имел духа взглянуть на нее. Она была страшна. Она ударила зубами в зубы и открыла мертвые глаза свои. Но, не видя ничего, с бешенством — что выразило ее задрожавшее лицо — обратилась в другую сторону и, распростерши руки, обхватывала ими каждый столп и угол, стараясь поймать Хому. Наконец остановилась, погрозив пальцем, и легла в свой гроб."
Гоголь

     -А крик петуха? Ясно же, что неспроста ты на крике петуха все "замешал"! Язнаю, что с криком петуха кончается власть нечистой силы на земле! Но я же не в первый раз "Вий" читаю, помню, что Хома на Вия посмотрел после того, как петух прокричал! И сама нахожу ответ:

"Но в то время послышался отдаленный крик петуха. Труп опустился в гроб и захлопнулся гробовою крышкою.
Сердце у философа билось, и пот катился градом; но, ободренный петушьим криком, он дочитывал быстрее листы, которые должен был прочесть прежде".
Гоголь.

... вот, значит, в чем дело! В первую ночь после крика петуха Хома не перестал бороться!

     Гоголь подтвердил мою догадку:
     - Крик петуха - символ. Всего лишь. Совершенно крик петуха не имеет власти духов Ночи ни изгонять, ни мучить. Только Солнечный свет имеет эту власть. Но рассвет, ведь, наступает не сразу. Нужно, чтобы прошло какое-то время после петушиного предсказания...
     Вот поэтому, и нечистая сила не сразу после крика петуха прекращает властвовать на земле...
     Но в моей повести крик петуха имеет несколько иной смысл. В "Вий" он символизирует победу Света в душе самого Хомы. Крик петуха в этом моем произведении символизирует осознание Хомой истины, что сегодня он выстоял, не поддался чарам ведьмы! А то, что он этим чарам действительно не поддался, доказывает вот этот текст:

"Труп опять поднялся из него, синий, позеленевший. Но в то время послышался отдаленный крик петуха. Труп опустился в гроб и захлопнулся гробовою крышкою".

     - Хома сейчас ТАКОЙ видел Панночку. А кто ж ТАКУЮ захочет?!

     - Я поняла, Коля. Впрочем, объяснить метаморфозы с внешностью Панночки трудно как-то иначе...
     Но меня вот что интересует: почему Хома не был уверен в том, что Панночка не сможет ему повредить? Ведь, у него был круг, были молитвы и заклинания. И он не хотел этой любви!

     А вот доказательства из текста, что не был он в себе уверен. Не был!

"После обеда философ был совершенно в духе. Он успел обходить все селение, перезнакомиться почти со всеми; из двух хат его даже выгнали; одна смазливая молодка хватила его порядочно лопатой по спине, когда он вздумал было пощупать и полюбопытствовать, из какой материи у нее была сорочка и плахта. Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ. За час до ужина вся почти дворня собиралась играть в кашу или в крагли — род кеглей, где вместо шаров употребляются длинные палки, и выигравший имел право проезжаться на другом верхом. Эта игра становилась очень интересною для зрителей: часто погонщик, широкий, как блин, влезал верхом на свиного пастуха, тщедушного, низенького, всего состоявшего из морщин. В другой раз погонщик подставлял свою спину, и Дорош, вскочивши на нее, всегда говорил: «Экой здоровый бык!» У порога кухни сидели те, которые были посолиднее. Они глядели чрезвычайно сурьезно, куря люльки, даже и тогда, когда молодежь от души смеялась какому нибудь острому слову погонщика или Спирида. Хома напрасно старался вмешаться в эту игру: какая то темная мысль, как гвоздь, сидела в его голове. За вечерей сколько ни старался он развеселить себя, но страх загорался в нем вместе с тьмою, распростиравшеюся по небу".

     Гоголь сказал мне на это:
     - Совершенно верно. все дело в том, что именно привлекает человека в партнере, и что именно вызывает у человека страсть.
     Разница между Светом и Тьмою в том, что сам человек мог бы назвать "вольной" или "невольной" любовью. Если привлекает насилие, собственное или партнера, если хочется в любви угнетать, или быть угнетенным, если человек стремиться принадлежать, отдать свою индивидуальность, или отнять у партнера его индивидуальность, если только при этом возникает сексуальное желание, то это значит, что душа тянется к Тьме. Это именно означает, что душа отказывается от Света и от Бога.
     У Хомы наступил момент выбора. Свет горел в его Душе, но его ещё слишком сильно привлекала Тьма.

     -Не так просто справиться с Тьмой собственной души.
     Почему?
     Потому, что Тьма эта не приходит к нам извне. Она дана нам Создателем, у которого она, как и у нас - часть собственной сути! А весь смысл ВЫБОРА только в том, что для нас сексуально, визуально и интеллектуально привлекательнее, что пробуждает наиболее сильные эмоции: любовь - сотворение счастья для любимого человека, или любовь - поглощение индивидуальности любимого человека ради удовлетворения собственной ненасытной гордыни?
     Верно?

     - Совершенно верно.

     Читаю дальше.

"— Что же, — произнес он, — теперь ведь мне не в диковинку это диво. Оно с первого разу только страшно. Да! оно только с первого разу немного страшно, а там оно уже не страшно; оно уже совсем не страшно.
Он поспешно стал на крылос, очертил около себя круг, произнес несколько заклинаний и начал читать громко, решаясь не подымать с книги своих глаз и не обращать внимания ни на что. Уже около часу читал он и начинал несколько уставать и покашливать. Он вынул из кармена рожок и, прежде нежели поднес табак к носу, робко повел глазами на гроб. Сердце его захолонуло.
Труп уже стоял перед ним на самой черте и вперил на него мертвые, позеленевшие глаза. Бурсак содрогнулся, и холод чувствительно пробежал по всем его жилам. Потупив очи в книгу, стал он читать громче свои молитвы и заклятья и слышал, как труп опять ударил зубами и замахал руками, желая схватить его. Но, покосивши слегка одним глазом, увидел он, что труп не там ловил его, где стоял он, и, как видно, не мог видеть его. Глухо стала ворчать она и начала выговаривать мертвыми устами страшные слова; хрипло всхлипывали они, как клокотанье кипящей смолы. Что значили они, того не мог бы сказать он, но что то страшное в них заключалось. Философ в страхе понял, что она творила заклинания.
Ветер пошел по церкви от слов, и послышался шум, как бы от множества летящих крыл. Он слышал, как бились крыльями в стекла церковных окон и в железные рамы, как царапали с визгом когтями по железу и как несметная сила громила в двери и хотела вломиться. Сильно у него билось во все время сердце; зажмурив глаза, всё читал он заклятья и молитвы. Наконец вдруг что то засвистало вдали: это был отдаленный крик петуха. Изнуренный философ остановился и отдохнул духом".
Гоголь

     Видно, что во вторую ночь воля Хомы окрепла неимоверно! Он не увидел соблазнительной красоты мертвой ведьмы, он не отвлекался от чтения и не глазел на труп. Но, как сильно у него билось сердце!
     А когда так сильно бьется сердце? Или при сильном страхе, или при сильной любви и страстном желании...

     И как же много сил отняла у Хомы борьба с тьмой собственной души! Так много сил и времени, что он успел поседеть и состариться...

     Конечно, седина Хомы это - художественное отображение того факта, что обычно у человека на борьбу с тьмой собственной души уходит целая жизнь...


     Перед третьей ночью, кажется, кончились силы у Хомы. Ох, каким неуверенным в себе он стал! И просил он пана отпустить его, и бежать пытался. А потом:

"философ, вдруг поднявшись на ноги, закричал: «Музыкантов! непременно музыкантов!» — и, не дождавшись музыкантов, пустился среди двора на расчищенном месте отплясывать тропака. Он танцевал до тех пор, пока не наступило время полдника, и дворня, обступившая его, как водится в таких случаях, в кружок, наконец плюнула и пошла прочь, сказавши: «Вот это как долго танцует человек!»"
Гоголь

     Так вот почему Хома потерял уверенность в своих силах!
     Я догадалась по этой его пляске. Это сексуальная энергия, которая не находит своего выхода. И не найдет. Эта энергия желания отдаться во власть ведьме. И никакая другая женщина и никакая другая любовь не выпустит эту энергию наружу и не ассимилирует её до тех пор, пока сам Хома ни выжжет её и из своей души!

     Вот какой была эта третья, самая страшная ночь:

"Философ перевернул один лист, потом перевернул другой и заметил, что он читает совсем не то, что писано в книге. Со страхом перекрестился он и начал петь. Это несколько ободрило его: чтение пошло вперед, и листы мелькали один за другим. Вдруг… среди тишины… с треском лопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища повсюду философа".
Гоголь

     Что мы видим? Мы видим, что ведьма и её творчество потеряли свое очарование и только пугают. Но что же тогда происходит в душе Хомы? С чем, с кем он борется в своей душе сейчас?!

     Гоголь:
     - Сейчас он борется со своим страхом. И боится он теперь того, что не сможет укротить ведьму! Сейчас Хома уже не просто хочет освободиться от власти ведьмы. Он сам хочет властвовать, а значит сам влюбился, ведь желание владеть, управлять, манипулировать кем-то - и есть - форма любви - демоническая любовь! А вот это:

"Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища повсюду философа" - творчество его любви!

     Теперь Хома хочет наказать ведьму, причинить ей страдание:

"Видно, проклятая ведьма порядочно грехов наделала!"
"поможет Бог"

     А что полагается в Христианстве за грехи? Правильно, наказание.

     Очень хорошо развили идею создатели советского фильма 1968 года "Вий". Там Хома в отчаянии восклицает: "Господи! Пролей на неё гнев Свой!"

     И вправду, как только Хома чего-то от Панночки захотел, не для неё, не для её счастья и спасения, а для её муки, пусть эта мука была восстановлением справедливости, жестокой справедливости, то сразу попался! И уступил он именно голосу страсти, когда, после первого крика петуха, поверив в то, что уже справился с искушением, взглянул на Вия и был, естественно, тут же обнаружен.

     Что же я хотел сказать читателю, когда писал повесть "Вий"? А хотел я сказать, что человек никогда не должен успокаиваться. Он должен всегда помнить, что Тьма - часть его души и всегда должен быть готов к тому, что она нанесет удар.
     Но я не смог показать иного выхода для Хомы Брута. Он либо должен был вытерпеть, пройти через искушение и выйти из церкви победителем. Но тьма была бы побеждена только в этот раз, на время. В другой раз, через день, месяц, год, она вновь подняла бы голову.
     Или Хома должен был погибнуть. Я предпочел показать, как Хома гибнет, не найдя способа справиться. И показал, какая она страшная, эта гибель. Но как устоять перед искушением, кроме способа Хомы, который он применил в первую и во вторую ночь, я тогда не знал...
Н.В.Гоголь. 3 февраля 2013 года.

     Я знаю, Коль. Я скажу: "Хома погиб потому, что он Панночке не посочувствовал. Отсутствие сочувствия есть гордыня. Гордыня есть отсутствие истинной любви. Гордыня погубила Хому Брута.
     И разорвали его не внешние демоны, а внутренние. Демоны его души. И пал он во Тьму, отдавшись демонической любви от того, что не понимал любви, которой любит нас Создатель наш и которой Он наделил и человека. Не научился ещё Хома любить такой любовью. Поэтому и погиб.

     Любовь,которая есть Свет, это - не жертвенность одного ради другого. Это - жертвенность двух людей ради друг друга.

     Любовь, которая есть Свет, это - не подавление индивидуальности партнера, а уважение и Великое Соучастие в ней!

     Любовь, которая есть Свет, это - когда человек становится счастлив от того, что возделывает землю Сада Души любимого человека и радуется, когда она покрывается растительностью и цветет!

     Если бы Хома Брут понял, что такое любовь, которая есть Свет, и смог бы полюбить Панночку такой любовью, то искушение в тот же миг перестало бы существовать для него. Потому что любовь-поглощение уже не смогла зажечь в его душе страсть. Страсть в нем могла бы зажечь только ЛЮБОВЬ-СОУЧАСТИЕ, и то, только тогда, когда такой любовью полюбила бы его Панночка. Эта Любовь-Соучастие означала бы, что она не хочет унизить, заставить, подавить. Эта любовь означала бы, что она бережет и приумножает все, что есть в Хоме, чем наделил его Создатель! Это и есть - любовь, которая - Свет. Если она в человеке к другому человеку вообще возникает, то она - именно такая. И именно такая любовь есть любовь, которая зажигает в двоих Божественную искру творчества. Неповторимую. Которую зажечь может только этот мужчина и только эта женщина, если между ними возникает любовь. И только если между ними возникает любовь, они во всем уподобляются Творцу!

     ВЫБОР МЕЖДУ СВЕТОМ И ТЬМОЙ ЭТО - ВЫБОР ТОГО НЕУЛОВИМОГО И НЕ ИМЕЮЩЕГО НАЗВАНИЯ, ЧТО, СУЩЕСТВУЯ В ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ, ПРОБУЖДАЕТ В НАС ЧУВСТВО, КОТОРОЕ МЫ НАЗЫВАЕМ ЛЮБОВЬЮ, ПРОБУЖДАЕТ ЧУВСТВО, КОТОРОЕ ПРЕВРАЩАЕТ НАС В ТВОРЦА!
Светлана Жукова 4. 3 февраля 2013 года.

P.S. -Гоголь, увижу ли я тебя когда-нибудь?
     -Конечно.
     -Не в этой жизни?
     -ЖИЗНЬ ДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКУ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ. ПОСЛЕ ЭТОГО ЧЕЛОВЕК ИЛИ СОВЕРШАЕТ САМОУБИЙСТВО, СДЕЛАВ НЕВЕРНЫЙ ВЫБОР, ИЛИ - ЖИВЕТ ВЕЧНО. (Гоголь).


Светлая сторона Женственности здесь: http://proza.ru/2013/02/27/1439
Обезглавленная женственность в современном кино: http://proza.ru/2013/04/06/985


   


Рецензии
Интересно написано, вот и пища для размышлений нашлась.
С теплом

Динна Фэнтези   30.01.2019 20:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.