Душена капуста

                Глава 1

    …Сегодня 10 января, середина зимы и   погода, соответствующая и этому времени года, и  этой затерянной в горах  местности: сухая, безветренная, а  температура воздуха- минус десять. Правда, мне  почему-то холодно, хотя  я и привыкла к более крутым морозам. Может оттого, что я  нервничаю? Наверно мне и вправду  передалось всеобщее волнение. Все переживают, а причиной такого поголовного беспокойства являюсь я,  Эмилия Маниловская,вернее, не совсем я, а  моя свадьба.

        Мне тридцать лет, я красивая женщина с длинными каштанового цвета волосами, маленького роста,  и сегодня во второй раз выхожу замуж.  Второй раз выходить замуж, пожалуй, не так страшно, как в первый. Хотя, вряд ли  я  и тогда чего-то боялась, ведь  не знала, что меня ждёт в будущем. Через час у нас роспись,  меня ждут и пора выходить. Надо сделать счастливое лицо и  прикрепить  к нему радостную улыбку. Интересно, а что сейчас чувствует мой без пяти минут муж? Отдает ли он себе отчет в том, что через какое-то мгновение мы станем семейной парой,  и нам предстоит вместе строить свою жизнь. Знает ли он, каким  курсом  плыть нашей семейной лодке  и в какую сторону? Или  мы  повинуемся тому течению,  в которое занесет  нас жизнь,и  даже не попытаемся ему сопротивляться... 
   Я  заметила за собою странную особенность предаваться размышлениям и полностью выпадать из действительности в самый ответственный либо самый торжественный момент. Может, это просто такая защитная реакция моего организма? В таком случае почему я в эти секунды стараюсь  уйти в какой-то придуманный нереальный мир, чтобы укрыться,   и   даже не пытаюсь вникнуть в происходящее, а наблюдаю за всеми   со стороны? Сегодня моя свадьба, а я опять буду сидеть  безучастно к происходящему   и смотреть на всех туманным взглядом…

         С родственниками своего будущего мужа, Штефана,  я познакомилась год назад. Мне они сразу понравились, а я им, по всей вероятности, тоже. Говорят, что первое мнение всегда правильное, так как приходит оно независимо от нашего рассудка, то есть интуитивно. Меня  все спрашивали, как произошла наша первая встреча, в надежде услышать какую-то  романтическую историю. Но любви с первого взгляда  у нас не было, у меня,  во всяком случае. Мне нужен был муж,  и я попросила  свою лучшую подругу познакомить  меня с одним человеком, о котором, может специально, а может просто так, любил рассказывать её иностранный бойфренд, за которого она уже лет пять как собиралась выйти замуж.
   Внешность мужчины, с которым я сегодня сочетаюсь браком, вначале мне не понравилась, он был уже немолодым, сутулым,  уставшим от жизни,  но мне понравилось всё, что он говорил и как он это делал - искренне, чуть волнуясь, постоянно путаясь в словах. Штефан как-то тихо и осторожно вошел в мою жизнь, его слова - в моё сердце,  может потому, что  честно  предложил своё.  С первых минут мы погрузились в спокойную и легкую атмосферу, нам  не хотелось уже больше  ни о чем говорить. Мы  часто молчали, но чувствовали в этом безмолвии какое-то необъяснимое блаженство, нам просто хорошо было вдвоем. А если и расставались не надолго, то  чувствовали, как нам  чего-то не хватает, мы понимали, что какая-то невидимая сила притягивает нас друг к другу и не могли противиться этому магнетизму, потому как и сами нуждались во взаимном тепле и нежности.  Забегая наперед, скажу, это был союз двух безвольных людей, каким-то странным образом встретившихся  друг с другом, и сумевших на какое-то время объединиться  на законных основаниях, но под влиянием более сложных жизненных обстоятельств, разумеется, вскоре  всё разрушилось…

        Я выхожу замуж за иностранца. Как-то гладко у нас все началось. Единственный человек, который не одобрял нашу связь, была моя бабушка. Ей семьдесят пять лет, она старой закалки человек, пережила войну и привыкла к трудностям и к тому, что они всегда будут на жизненном пути  и их мужественно нужно будет преодолевать. Как ей было объяснить, что у меня нет никаких сил, чтобы    бороться за жизнь самостоятельно, а на мне еще ответственность за  судьбу сына?  Моя бабушка, Наталья Васильевна, как могла меня отговаривала от этого брака. Больше всего ей не нравилось то, что мой будущий муж иностранец. «Так ведь своих алкоголиков хватает, зачем тебе еще чужие? »  - старалась убедить меня она как могла. В её представлении всё, что связано с заграницей, было злом и несло опасность для меня. Она по-прежнему жила воспоминаниями  и  руководствовалась стереотипами еще военного времени, когда насильно угоняли людей с обжитых мест на каторжные работы в Европу. Но сейчас мышление людей кардинальным образом поменялось,  все видели необыкновенное везение в том, чтобы суметь попасть в добровольное рабство к более богатым европейским благодетелям. Но я-то на работу туда не собиралась, я просто выходила замуж и как мне тогда казалось, в более выгодную для проживания страну. Понимала ли я в то время, что мой диплом о высшем образовании  в другом государстве ничего не значит, и я, не зная их языка и элементарных для той страны школьных истин,   буду выглядеть как недоразвитая  дура? Затрудняюсь ответить. Хотя, нет, тогда я это даже не предполагала, я неосознанно шла на этот шаг, подталкиваемая всеобщим желанием к эмиграции, охватившим наши родные депрессивные регионы. Считалось, что именно там, за границей, всех ждет лучшая, достойная жизнь. А какой ценой она дается, об этом замалчивалось…
         
                Глава 2

                Сразу после свадьбы мы стали жить с родителями мужа и мне пришлось учиться готовить еду  так, как у них принято. Наши блюда  там не любили, хотя пару раз просили приготовить украинский борщ. С первых дней  я старалась как можно ближе сойтись со своей свекровью,  мне очень сильно хотелось  ей понравиться. Мою свекровь звали   Ева, ей было шестьдесят лет, она была очень полной, но проворной и аккуратной женщиной, все в её руках ладилось и мне хотелось на неё походить. Помню, первый обед, который мы готовили вместе.  Называлось блюдо на их манер: душена капуста.  По-нашему, это, конечно же, тушеная капуста. Но само звучание  названия этого кушанья привело меня в недоумение. Странные ассоциации у меня тогда возникли, мне показалось, что  мы с капустой  в одинаковом находимся положении:  капусту душили, выдавливали из неё все соки, в то же время добавляли карамель для придания  ей сладкого вкуса.

    Как известно, сближение двух женщин, да ещё на одной кухне, похоже на сближение двух комет, обязательно должно произойти столкновение и взрыв. Но  мне пришлось именно там искать благосклонность своей новой мамы. А это никак не удавалось, я постоянно  делала все не так, ничего не умела готовить  на их лад  и каждый раз раздражала свою свекровь. Масла в огонь подливали и   невестки, жены других сыновей,  они в нашей дружеской привязанности видели для себя опасность, которая потом могла вылиться в какое-то невыгодное распределение наследства. Мою свекровь не пришлось долго настраивать против меня, она и так была уже недовольна мной,  особенно той суммой денег, которые постоянно расходовались на меня  и  моего сына. Вскоре она уже не сдерживала себя,  по любому поводу цепляла меня, делала какие-то язвительные замечания. Я  постоянно жаловалась мужу, плакала  и, в конце концов,  мы съехали на съемную квартиру.

      «Наконец-то, - думала я, - мы заживем счастливо, потому что отдельно от родителей». Я устраивала наше семейное гнездышко, свозила из дому вазочки, чашечки, прикупала на месте недорогие сувениры лишь для того, чтобы развеселить  нашу бедную обстановку. Свекровь как-то сразу потухла после нашего ухода. Её отношение ко мне моментально изменилось на доброжелательность, она просила каждый день к ней приходить хотя бы на чашку кофе, чтобы поболтать по душам. Но у меня уже не было к ней сердца, и я приходила в гости  только вместе с мужем,    или     мне что-нибудь было нужно, сидела принужденно,  и  почти  не разговаривала  с ней.

         Прошло несколько месяцев  нашей «семейной идиллии».  Это было довольно-таки непростое  время. Мы по-прежнему не стояли твердо на ногах, я никак не могла определиться, привозить своего сына сюда на постоянное место жительства или нет. Я  сама не знала, хочу ли я остаться в этой стране и  получить здесь гражданство, ведь  у нас не было никаких перспектив касательно жилья, а у меня не было ясного понимания, где же я буду здесь работать. Как-то в газете я увидела объявление о кулинарных платных курсах и стала уговаривать мужа разрешить мне пойти туда учиться, но он без энтузиазма воспринял эту новость. Я поняла, что мой муж уже тяготиться и мной, и  нашим браком. Тогда я попыталась его склонить к мысли, что неплохо было бы нам переехать жить  ко мне на родину. Пусть не в мой родной, а в другой город. Мы могли бы начать всё сначала и открыть, к примеру, свое кафе. Ведь у меня с первым мужем был свой бизнес и какой-никакой предпринимательский опыт у меня имеется.

- Хорошо, Милочка, если хочешь, давай  начнем с кафе, - ответил мне Штефан.

   Разумеется, к этой новой цели я стала подходить основательно. Со всех журналов, газет я вырезала рецепты  блюд, которые только попадались  мне на глаза. Завела специальную тетрадь и ходила на  кулинарные курсы к своей свекрови, аккуратно стенографируя её семейные рецепты и тайны приготовления блюд.  Мы тут же с мужем взяли в кредит кухонный комбайн, я настояла, чтобы  иметь возможность  готовить все современные кушанья. Я постоянно  упражнялась в готовке разных блюд, что-то в уме подсчитывала, прикидывала и так увлеклась своей новой мечтой, что даже  не заметила, как от меня отдалился мой муж. Он стал каким-то мелочным, подозрительным, постоянно меня в чем-то упрекал, что-то недоговаривал. Я все списывала на его усталость и недовольство моей праздностью, но что я могла сделать, обстоятельства от меня не зависели, наоборот, это я от них зависела. Мы, порой, являемся узниками нашего настоящего,к тому же,  нас крепко удерживают невидимые цепи прошлого  и это они не дают  вырваться нам в лучшее будущее.

    А против меня уже готовился настоящий заговор. Причем сразу в четырех абсолютно разных местах.  Вскоре я оказалась в эпицентре настоящей трагедии, и несчастья обрушились на меня со всех четырех сторон.
                Глава 3

      Как я уже говорила,  Штефан был моим вторым законным супругом. А у него раньше тоже была семья. И в отличие  от меня, он бросил жену и детей ради меня, а я в то время была уже год как в разводе. Я никогда не спрашивала,  о причинах, приведших его к такому поступку. Не потому, что мне не было интересно, а оттого, что отчасти считала и себя в этом виновной.  А свою провинность я старалась сгладить тем, что несмотря на все уговоры родственников мужа, ни за что не соглашалась на то, чтобы  Штефан отсудил у бывшей жены какое-то имущество. Я была уверенна, что мы всего сможем достичь собственными силами.  Ведь мы молоды, здоровы и у нас вся жизнь впереди. Но стоит только недооценить врага и дать ему какую-то поблажку, как тут же получаешь удар в спину. Как-то к нам в гости заглянули дети моего мужа Штефана.

- Здравствуйте, Мила, можно к вам  на минутку, - на пороге стояла Марта, старшая дочь моего мужа.

   Я поцеловала , поздоровалась  и пригласила войти. Штефана как раз не было дома. Я провела гостью на кухню, приготовила кофе и спросила, что её привело ко мне.

- Понимаете, Мила, - начала Марта. – Вы плохо знаете своего мужа, то есть моего отца. Он был очень плохим папой, постоянно обманывал  всех, не заботился о нас. Всё в доме держалось исключительно на моей маме.  А вы разве сможете  держать его в руках? Скоро он опять начнет пить, может оказаться без работы.   А если у вас к тому времени родится ребенок, что вы будете делать? Ведь у вас здесь нет родных и в случае беды вам помочь будет некому. Вы не подумайте, что я держу на вас зло, нет, вы мне нравитесь, но мне хочется предупредить, что  мой отец очень плохой человек и вы с ним ещё хлебнете горя. Мы столько намучились с ним в свое время.

  Чем дольше я  слушала рассказ,  тем больше  мне становилось не по себе. Слезы потекли у меня  из глаз, я дала волю своим чувствам и   заметила, что Марта тоже плакала. Мне стало неловко, ведь в первую очередь я считала себе виновной в её теперешних горестях.

     А через несколько дней пришел и младший сын Штефана-  Радко.  Его история совпала слово в слово с той, которую накануне рассказала Марта.

    Я, разумеется, ничего не сказала мужу. Но с рождением ребенка решила немного повременить. Я тогда не знала, что дети под любым предлогом  всеми силами старались завлечь отца в дом, чтобы помирить с матерью, ведь ей тяжело приходилось без главного добытчика. А нас им хотелось рассорить и разлучить.

       Как-то я решила навестить свою свекровь. Незаметно я  вошла во двор, открыла входную дверь и бесшумно зашла в дом. Послышались голоса, кто-то был в гостях,  и мне уже хотелось уйти прочь, но  подслушанный разговор меня удержал.

- Зря ты, Ева, разрешила жениться Штефану на этой украинке. Ведь на работу её никто не примет, разве что уборщицей, а она на такую не пойдет. Так и будет выуживать у твоего сына деньги. Пока ты с мужем, вам пенсии хватает, есть чем уплатить все коммунальные услуги. А если его не станет, как ты проживешь? Дом у тебя большой и ему всегда нужен хозяин. Я своему сыну не разрешила жениться, теперь он возле меня, конечно, все перейдет ему, но у меня будет обеспеченная и беззаботная старость, а что ждет тебя?

- Я и сама не особо хотела этой свадьбы. Но эта ведьма, Мила, словно околдовала его. Мы отговаривали Штефана, но категорически ему запретить не смогли, боялись, что он от нас отвернётся.

- Так можно поехать к колдунье в одно село, здесь, поблизости. Она вмиг снимет с него все чары. Ты только захвати что-нибудь из её белья.

- Я так и сделаю, надо спасать сына, эта ведьма его погубит, лучше бы она сама сгинула.

   Я стояла, слушала их разговор и не могла поверить   собственным   ушам.Не говоря ни слова, я тихо и  незаметно вышла из дому, и словно в полусне побрела домой.

   В тот вечер я сказала мужу, что не могу находиться здесь, в этом поселке, в этой стране. Мне все здесь не нравится,  и я хочу уехать домой. Но Штефан не хотел и слушать меня. Ни о каком возвращении не могло быть и речи. Я собрала все вещи, которые мне пригодились бы  у себя дома,  и закатила истерику. Мне хотелось поскорее вернуться в свой родной  город, чтобы немного отвлечься и отдохнуть  от моей сытой заграничной жизни, и я  настойчиво просила Штефана уехать, в ход пошли слезы, упреки, ругательства.  Я все сделала, что смогла. Муж  вскоре согласился и уже вечером мы отправились в путь.

     По дороге мы почти не разговаривали, ведь мы были почти два года вместе, а никогда друг с другом не ссорились. А эта моя сцена нарушила  ту умиротворенность, которая царила  в наших с ним отношениях с первых дней знакомства. Я видела, что муж нервничал, ему было не по себе.  Он старался меня убедить не уезжать, но делал это как-то нехотя.

   По приезде домой я заметила, что в квартире в мое отсутствие кто-то хозяйничал. Я дала ключи своей подруге, которая  когда-то меня  познакомила  со Штефаном, чтобы та присматривала за домом. Кроме того, ключи были у моего мужа, который часто наведывался в мой родной  город по делам. Но я даже не могла представить, что между этими двумя  мне такими близкими людьми, которым я так доверяла,  существует какая-то связь, причем через девять месяцев обещавшая стать для всех очевидной.

  Но всего этого я  тогда не знала, у меня возникла мысль о ворах, я порылась в шкафу с бумагами и не нашла документов на квартиру.  Меня осенила невеселая догадка. Мой муж  был заядлым картежником и по вечерам часто просиживал с друзьями за игрой в покер.  Я не раз отговаривала его от этой вредной привычки, но он отшучивался и говорил, что на деньги он не играет. Вероятно, он играл в долг и, проигравшись, решился на махинацию с  квартирой без моего на то  ведома.

    Рассердившись, я  опять закатила скандал. Потребовала вернуть ключи и документы на квартиру. Штефан бросил мне ключ и сказал, что насчет документов ничего не знает. Я в истерике принялась его бить по лицу, он отнимал мои руки, не веря в происходящее. Весь на нервах вышел  из квартиры.

   Больше я его не видела. Он отправился домой и  по дороге попал в аварию и погиб...

А документы, действительно пропали, их забрал мой брат, Матвей, но зачем он это сделал и когда он мне их вернет, я так до сих пор и не знаю…


Рецензии