Исраэль Шамир. Праведник
Title: ПРАВЕДНИК
No: Denlit, 12(194). Газета "День литературы"
Date: 17.12.2012
Этой осенью меня занесло в горы турецкой Ликии, неподалеку от городка Фетхие, напротив острова Родос. Высоко в горах стоял дом моих знакомых, а оттуда открывался такой вид на горы и море, что захватывало дух и рвало крышу. И там один молодой суфий рассказал мне историю, которая позволила мне понять, что значит быть праведником.
Один шейх не мог уснуть, и решил выйти погулять,
а дело было глубокой ночью. По улице шёл сторож с колотушкой,
увидел человека, который возится с замком калитки,
решил, что это – грабитель, и стукнул его колотушкой,
да так, что колотушка сломалась.
Назавтра шейх дал своему слуге письмо для сторожа,
и в нём написал: я был неправ, что ночью вышел из дому,
а ты был прав, потому что хотел остановить вора.
Прими от меня эти деньги, сделай себе новую колотушку вместо той,
что сломалась. Пожалуйста, прости меня!
Удивился я чистоте сердца шейха, и понял, что праведник это тот, кто в другом провидит праведника, а тот, кто оправдывает своего ближнего, тот, кто поступки ближнего толкует в самом лучшем свете.
И уже было подумал, что у суфиев высшая премудрость,
но тут вспомнил, что у иудеев в Талмуде есть такой рассказ.
Жила в Риме гетера, которую посещала вся знать.
Решили мудрецы попросить её о помощи,
чтобы заступилась за Израиль. Пошёл к ней р. Иошуа с учениками.
Перед входом он снял филактерии, вошёл и дверь перед носом учеников закрыл.
А когда вышел, пошёл в баню, окунулся в купели и вернулся к ученикам.
Спросил он их:
– Когда я снял филактерии, что вы подумали?
– Мы подумали: наш учитель не хочет вносить святое слово в нечистое место, – сказали они.
– Когда я закрыл перед вами дверь, что вы подумали?
– Мы подумали – учитель обсуждает государственные тайны, – ответили они.
– А когда я вышел и пошёл в купель, что вы подумали?
– Может, её слюна брызнула на одежды учителя, – сказали ученики.
– Клянусь, так оно и было! – сказал им р. Иошуа. – Вы судили меня, толкуя мои дела в лучшую сторону, так и Сущий рассудит вас.
Добавлю, что ученики были праведнее своего учителя,
потому что они не подозревали его, а рабби подозревал их в худшем толковании его шагов.
И о том же учит и христианская вера.
«Будьте, как дети» – сказал Христос. Но в каком смысле?
Значит ли это – будьте несмышлёными,
будьте слабыми и зависимыми? Наверное, нет.
У ребёнка есть одно преимущество над взрослым –
он толкует наши дела и поступки в лучшую сторону.
Что бы мы ни делали, ребёнок нам верит слепо,
что мы стремимся к его благу.
Ребёнок невинен, а это не значит, что он не несёт вины.
Невинность означает – он не винит другого.
Такая простота сердца кажется опасной –
ведь невинного могут обмануть,
но в конце концов она – лучшая стратегия,
нежели подозрительность.
+++
Свидетельство о публикации №213013100287