Лечение алкоголизма. Другие препараты и методики

1. Инекционный пролонг дисульфирама - Тетлонг-250
Тетлонг-250 – это лечебный препарат, который используется не только и не столько на первых этапах лечения алкоголизма, сколько для поддержания воздержания и устойчивой ремиссии.
В 1987 году препарат Тетлонг-250 был зарегистрирован в Украине, и разрешен для производства и применения в медицинской практике лечения алкоголизма.
Вот рассказ об одном из первых случаев лечения этим препаратом.
 
    Перед доктором на стуле в напряжённой позе, сидела ещё молодая, красивая, большая и стройная женщина. Доктор задавал вопросы:
- Расскажите, пожалуйста, с какого возраста вы пьёте, что пьёте и сколько можете выпить?
- Ну, выпивать я начала как все, лет в 16-17. Сначала вино, потом стала выпивать и водку, а потом только водку.
- Когда у вас начались запои, когда это стало вас беспокоить?
- Да я даже и не заметила. Это уже после замужества и рождения дочери…. У нас с мужем, в том городе, где мы раньше жили, была очень большая и хорошая компания друзей, почти все одного возраста. Праздники, дни рождения друзей, мужей, жён, потом добавились дни рождения детей…, шашлыки, выезды на природу, отпуска… . Я тогда не работала, ну и как все плохо себя чувствовала по утрам, после вчерашнего. Можно сказать мучилась. Когда после таких празднований муж утром уходил на работу, я его провожала и после этого как-то незаметно стала по утрам «лечиться», выпивала немного вина, мне становилось легче. Потом это вошло в привычку, я уже ждала, когда он уйдёт, нервничала, торопила его. Сначала это был стакан вина утром, потом несколько стаканов за день. Ну, а потом уже не могла остановиться, выпивала и на следующий день. Потом вино мне уже не помогало, нужно было его много выпить, чтобы стало хорошо, я перешла на водку.
- Через какие промежутки времени вы выпивали и сколько?
- Ну, это не было привязано ко времени, это могло быть и через два часа и через полтора.
- И сколько же вы выпивали за день?
- Ну, наверное, пол литра, а может быть и больше….
- Сколько продолжались запои, как и чем это заканчивалось?
- Дня четыре или пять, потом организм начинал сопротивляться, меня рвало от всего: от водки, от вина, от пива и даже от воды. Я «отмокала» в горячей ванне, страшно мучилась, но потом это как-то проходило… . И так до следующего раза.
- Когда вы поняли, что вы больны, что вы алкоголик?
- Это я поняла совсем недавно, пожалуй, после лечения антабусом.
- Расскажите, что вы чувствовали после лечения, что вас сдерживало?
- Страх. Я боялась, что если выпью, то обязательно умру. А потом страх как-то прошёл. Я попробовала, выпила немного вина, глоточек, – ничего не случилось. Ещё попробовала – опять ничего, выпила водки и ушла в запой на целую неделю. На этот раз еле выкарабкалась, с утра до самого вечера отмачивалась в горячей ванне, выворачивало всю наизнанку, а я снова в ванну. Руки кусала до крови, еле-еле привела организм в порядок ради дочки, ради семьи. И тогда началась эта мука: бессонница и депрессия, я вся разбита, я не нахожу себе места, меня всё раздражает, даже пустяки. Затюкала Светку, я же всё понимаю, а сделать ничего не могу. Муж, видимо, чтобы не ссориться, старается не быть дома, задерживается на работе или ещё где. Это меня ещё больше бесит. Еле сдерживаюсь, чтобы не начать всё с начала. Так долго продолжаться не может, я так больше не могу, хоть в петлю лезь… . И в запой снова не хочу, знаю, чем это заканчивается.
- Если бы вам сейчас предложили выпить и никто не узнал бы об этом, вы бы выпили? - Он заметил, как она облизала сразу ставшие сухими губы:
- Наверное, выпила бы.
- Хорошо, давайте на этом вопросы закончим. Я хочу вам помочь. У меня есть новое лекарство, в общем-то это лекарство не новое, всё тот же известный уже давно дисульфирам, наверное и вы слышали это название.
- Да, что-то знакомое, кажется, слышала или читала где-то.
- Так вот, это лекарство - новая инъекционная лекарственная форма дисульфирама пролонгированного действия. Лекарство сейчас как раз проходит клинические испытания на большом количестве больных. Уже само то, что оно прошло доклинические испытания, допущено к клиническим испытаниям, говорит о том, что его применение не опасно для здоровья человека. Лично я в нём уверен на 200 процентов. Если вы согласны, мы сейчас сделаем пробный укол, введём полкубика в мышечную ткань и, если у вас не обнаружится его непереносимость, продолжим. Только скажите, абсолютно честно, когда вы последний раз выпивали.
- Ой, наверное, дней шесть назад, а может и больше.
- А вы принимали Антабус или Титурам, после того, как выписались из больницы?
Она немного смутилась и ответила:
- Нет, не принимала. Меня от него воротит, и этот металлический привкус во рту я не могу переносить.
- Ладно, начнём. Только имейте в виду, что этот лекарственный препарат действует точно так же, как и антабус, вас, конечно, предупреждали об этом. При взаимодействии с алкоголем он образует мышечный токсин, который может вызвать тяжелые расстройства здоровья, вплоть до смертельного исхода.
- Да я знаю.

    Доктор сделал пробный укол, потом через какое-то время ещё кубик.
- Ну вот, на сегодня и всё. Если будет что-то беспокоить, то звоните, приходите, не стесняйтесь. А вообще давайте договоримся, что первую неделю Вы будете мне звонить каждый день и сообщать о своём самочувствии, мыслях относительно алкоголя и ощущениях. Если всё будет нормально, то второй укол поставим через пятнадцать дней.

Встретились они ровно через две недели.
- Ну что, как вы себя чувствуете?
- Я вам так благодарна! Знаете, я снова почувствовала себя человеком, прежним нормальным человеком, как когда-то давно, кажется, чуть ли не в прошлой жизни.
- Хорошо, давайте вернёмся к событиям пятнадцатидневной давности. Вот мы тогда поставили вам укол, в общей сложности полтора кубика лекарства. Что вы почувствовали?
- Если вы помните, до укола вы задали мне вопрос: выпила бы я, если бы мне предложили. Тогда я ответила: «да». Так вот, после укола это желание исчезло, улетучилось куда-то. И знаете, оно после этого и не появлялось больше. Я себе сейчас даже не могу представить, как это можно хотеть выпить, как это желание вообще может быть и может быть непреодолимым.
- Что ещё вы почувствовали? Как изменилась ваша жизнь за эти пятнадцать дней?
- Прежде всего, очень быстро наладился сон. Я пришла домой совершенно успокоенная, прилегла и уснула. Меня разбудил приход дочки из школы, я проспала больше часа и, не смотря на это, всю следующую ночь прекрасно спала, проспала семь часов. И потом, в последующие ночи сплю нормально почти каждую ночь. И самое главное, как-то мягко исчезла депрессия! Я успокоилась, я спокойно занимаюсь своими делами, муж не нарадуется, Светка вся прямо светиться. В общем, это какие-то чудеса, никакого сравнения с предыдущим лечением! Всего один укол!
- Есть какие-то побочные явления? Как печень, почки? Что-то вас беспокоит?
- Вы знаете, даже смешно говорить, всё, что меня беспокоило, то это небольшая шишка на попе, на месте укола. И всё! Разве это можно назвать беспокойством, по сравнению с тем, что творилось со мной до укола? Я так вам благодарна, вы себе даже представить не можете!
- Ну, хорошо, хорошо. Теперь мы поставим второй укол и должны решить, как быть дальше. Есть два варианта. Можно регулярно каждые две-три недели вводить препарат, если вы будете чувствовать неуверенность, неустойчивость ситуации или в какой-то степени страх возврата к прежнему. Если же у Вас две-три недели не будет ни малейшего намёка на возобновление тяги к спиртному, то я дам вам ампулу и вы сами определите, когда нужно сделать инъекцию препарата. Если вы почувствуете беспокойство, проявление депрессии или возобновится бессонница, можно сделать укол. Это может быть через двадцать дней, через два месяца, через полгода. Выбирайте.
- Я сейчас не чувствую никакой тяги к спиртному, но давайте поставим укол, чтобы закрепить достижение. А ампулу вы мне дайте, пусть она будет в моём арсенале на всякий случай. Такая маленькая скорая помощь длительного действия.
- Хорошо. Ещё у меня просьба. Первый месяц, каждую неделю вы должны мне звонить и сообщать о своём самочувствии, а потом встретимся. Договорились?
- Да, конечно.               

Они поддерживали постоянную связь почти полгода,  за эти полгода было сделано всего четыре укола Тетлонга-250.

    Клинические испытания Тетлонга-250 в институте невралгии, психиатрии и наркологии АМН Украины по программе Фармакологического комитета Украины зарегистрировали становление терапевтических ремиссий у больных алкоголизмом в 78 % случаях. Если сравнить Тетлонг-250 с прежними лекарственными формами дисульфирама, то препарат выигрывает по всем показателям. По способу применения, удобству для больного, его родных и врачей, надёжности и автоматизму действия…..  Антабус нужно принимать каждый день, печень больного должна перерабатывать в месяц огромное количество дисульфирама. А можно поставить укол Тетлонга раз в месяц и организм в этом случае перерабатывает в десятки раз меньше действующего вещества. При этом количество его в крови больного в обоих случаях сопоставимо. Дисульфирам надёжно и гарантированно доставляется в организм путём инъекции Тетлонга-250 в мышечную ткань. Таблетку антабуса можно выплюнуть, можно вызвать рвоту двумя пальцами и, таким же образом, удалить из организма шипучку из антабуса. Тетлонг-250 не допускает никакой симуляции. Если сравнить Эспераль-имплантант с Тетлонгом, то опять же выигрывал последний. Не требуется оперативного вмешательства, инъекция препарата по мышце обыкновенным шприцом заменяет, хотя и простую, но всё же операцию. И, главное, препарат можно ввести тогда, когда заканчивается действие предыдущего укола, через 15-20 дней или тогда, когда в этом была необходимость по самочувствию больного. Препарат позволяет после снятия абстинентного синдрома амбулаторное лечение и, самое главное, терапевтически обеспечивает длительную ремиссию. И жизнь подтверждает это.

Однажды, по прошествии полутора лет после лечения доктору позвонила женщина, юрист из Новосибирска. Она напомнила о себе и, когда доктор её вспомнил, она попросила о помощи:

- Я использовала за полтора года все десять ампул, которые приобрела по окончании лечения. Я делала инъекции по мере необходимости один раз в один - два месяца. И вот после того, как использовала последнюю ампулу, я заволновалась. Нет, не подумайте плохо, это не привыкание и у меня нет влечения к алкоголю, нет депрессии, всё нормально со сном, я себя прекрасно чувствую. Но когда у меня в запасе была ампула Тетлонга-250, я чувствовала себя психологически более уверенно. Я была, как бы защищена. А сейчас я боюсь потерять эту уверенность. Может быть, препарат мне больше и не понадобится, скорее всего, это так и будет, но я хотела бы иметь в запасе несколько ампул. Помогите мне их приобрести.

Ампулы удалось передать сначала в Омск, а потом туда из Новосибирска приехал на автомашине муж пациентки, тоже юрист и забрал препарат. В условиях зимы он проехал в два конца больше тысячи километров, чтобы его жена получила уверенность в завтрашнем дне, уверенность в продолжении трезвой счастливой жизни и устойчивой ремиссии.

2. "Испанская" методика лечения алкоголизма.
    Эта методика пришла в Россию из Европы сравнительно недавно и уже неплохо себя зарекомендовала по эффективности и безопасности для пациентов. Суть методики заключается в сочетании ранее разработанных, известных в России и признанных методов лечения алкоголизма. По некоторым данным, длительная устойчивая ремиссия лечения по этой методике достигает 78%. Эта цифра взята из исследований, проведенных в Европе, Америке и Японии. В России такие исследования пока не проводились, видимо, потому, что метод ещё не имеет достаточной широты охвата. Данные достаточно оптимистичны.

Важной составляющей «Испанского метода» является психотерапевтическое лечение, направленное на создание мотивации на трезвость. В принципе, устойчивая мотивация является очень важным фактором в лечении алкогольной зависимости по любой методике, да и не только алкогольной, но и любой другой зависимости. При выработке у пациента мотивации и достижения её устойчивой стадии осуществляется медикаментозное лечение, которое в принципе можно отнести к группе методов, относящихся к «химической защите». Для медикаментозного лечения применяется препарат Колме.

Колме выпускается в каплях для приема внутрь, он не имеет запаха и цвета. Действующее вещество в этом лекарственном препарате - цианамид.  Метаболический механизм и действие препарата аналогично действию дисульфирама в лекарственном препарате антабус (титурам). Он также блокирует фермент окисления алкоголя, повышая чувствительность к алкоголю, снижает мотивацию к его употреблению. После одновременного приема алкоголя и препарата у человека также наблюдается покраснение лица, тошнота, рвота, озноб, потоотделение, чувство страха. При этом токсические психозы отсутствуют, а артериальное давление не снижается. При приеме большой дозы алкоголя может наблюдаться рвота,  головокружение, отдышка. Отличие от антабуса, торпедо и эспераль, где действующее вещество – дисульфирам, заключается в том, что колме действует мягче. Все эти симптомы - вегетативная реакция, которая не требует медикаментозной коррекции и госпитализации больного алкогольной зависимостью. Симптомы проходят без посторонней помощи в течении двух часов и вырабатывают сильный безусловный рефлекс отвращения к алкоголю. Суточная доза препарата - 36-75 мг (12-25 капель) в два приема через 12 часов. Препарат сохраняет свою активность в организме до 24 часов. Принимается во внутрь, с  любой не горячей жидкостью, которая не содержит алкоголь!

Курс лечения препаратом составляет 3 месяца, но эффект наблюдается с первого дня применения. Такой длительный курс лечения безопасен. Самое главная особенность этой методики заключается в том, что при лечении не ограничивается потребление алкоголя больным. Чем больше эпизодов реакции на алкоголь, тем быстрее вырабатывается безусловный рефлекс отвращения к алкоголю, и тем он длительнее. В результате лечения даже запах алкоголя вызывает у больного чувство отвращения.
Однако, этот метод может быть эффективным только при устойчивой и сильной мотивации, в связи с тем, что допускает отказ от приёма препарата и симуляцию больного, как и в случае с антабусом. Хотя отсутствие цвета и запаха у препарата делает возможным его введение во внутрь больного с холодными напитками без его согласия. Есть ещё один отрицательный момент, который может препятствовать широкому применению методики в России – около 10 % наших соотечественников не восприимчивы или слабо восприимчивы к препарату колме.

3. Гипнотерапия – метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях. Широкое распространение гипнотерапии характеризует лечебную эффективность этого метода при различных зависимостях, в том числе и алкоголизма.

4. Акупунктуры – сравнительно новый способ лечения алкоголизма и наркомании даёт также относительно высокий процент успешного исхода. Техника иглоукалывания, разумеется, не нова, она применяется тысячи лет, и демонстрирует высокую действенность при различных заболеваниях. Разработанная на Востоке, эта методика лечения зависимостей, эффективность которой доказана наукой, получила в настоящее время распространение и на Западе.

5. Групповая психотерапия – психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании в лечебных целях групповой динамики, то есть всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта. Принципиально гипнотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.