Гл. 14-1. Эвакогоспитали с. Благодарного. 1942 г

НА ФОТО: Заведующий Благодарненской районной больницей Геллер Павел-Рудольф Павлович. Фото из архива Благодарненского историко-краеведческого музея.

***

ГЛАВА 14

ЭВАКОГОСПИТАЛИ СЕЛА БЛАГОДАРНОГО
1942 г.

ЧАСТЬ 1

Из истории района мы знаем, что в селе Благодарном в начале войны действовал эвакогоспиталь № 2110. Об этом сообщает сайт «Муниципального образования г. Благодарный»: «…С февраля по июль 1942 года в здании нынешней МОУ СОШ № 1 размещался эвакогоспиталь 2110, где находились на излечении раненные солдаты. Перед оккупацией госпиталь эвакуировали. Двоих скончавшихся от ран солдат захоронили во дворе школы, где впоследствии установили памятник».

О том, что в селе Благодарном размещался эвакогоспиталь № 4830, мне стало известно недавно, после получения в начале августа 2012 года копии личного дела секретаря по кадрам Благодарненского райкома партии В.Г. Ефимова.

Ефимов Владимир Григорьевич родился в 1915 году в селе Константиновском Петровского района. В пятнадцатилетнем возрасте он уже работал учеником счетовода в местном колхозе, носящем имя 1-й Конной Армии. Через год поступил в Петровское педагогическое училище, а еще через год уже учительствовал в местной начальной школе.

В 1934 году В.Г. Ефимов окончил годичные курсы при Ставропольском педагогическом институте. Но, работа в школе начинающему учителю не нравилась, и когда ему предложили место в организационном бюро по созданию нового Бурлацкого района, он с удовольствием согласился.

С 1935 года В.Г. Ефимов работал в должности бухгалтера финансового отдела Бурлацкого райисполкома.  Осенью 1936 года он получил повестку райвоенкомата, был призван в РККА, служил в 21-м кавалерийском полку города Кировобада Азербайджанской ССР. Вскоре, он был комиссован по болезни, прибыл в село Благодарное и устроился на работу в «Госстрах». В должностях бухгалтера, старшего инспектора работал до начала войны.

В числе первых благодарненских добровольцев В.Г. Ефимов написал заявление о посылке на фронт. Армия требовала грамотных офицеров, поэтому мандатная комиссия Благодарненского объединенного райвоенкомата приняла решение: «В.Г. Ефимова направить на учебу в военное училище». С июля 1941 года он обучался в военном училище города Орджоникидзе Северо-Осетинской ССР.

Но состояние здоровья не позволило ему стать кадровым военным. С февраля 1942 года В.Г. Ефимов работал в Благодарненском эвакуационном госпитале № 2110, а с мая – в эвакогоспитале № 4830 в должности помощника начальника эвакогоспиталя по финансово-хозяйственной части.

***
С этого места остановимся подробнее на истории формирования госпиталей в нашем селе и, естественно, расскажем о людях, которые в них работали, выполняли нелегкую миссию: выхаживали тяжелораненых бойцов и командиров. В отношении эвакогоспиталя № 2110 «Справочник дислокации госпиталей РККА в 1941-1945 годах» приводит следующие данные: «…Эвакуационный госпиталь. Благодарное. Лечебное учреждение находилось в этом районе с 27.08.1941 по 15.05.1942 года».
 
Эвакогоспиталь был развернут на базе Благодарненской районной больницы в главном корпусе. Ныне это отделение травматологии. Начальником госпиталя назначили врача, капитана Соколика Юрия, призванного из города Кисловодска, комиссаром – председателя потребкооперации Благодарненского района Сергу Петра Игнатьевича.

Петр Игнатьевич Серга, 1902 года рождения, украинец, член партии ВКП(б) с 1927 года. В гражданской войне на стороне большевиков участвовал с декабря 1917 по май 1924 годов. К началу Великой Отечественной войны имел воинское звание капитан, награждался за трудовые успехи медалью «За трудовую доблесть». Повестку в армию получил 22 июня 1941 года.

В госпитале работали врачи Геллер Павел Павлович, Каскевич Татьяна Николаевна, старшая медсестра Катасонова Ольга Андреевна, медсестра Макаренко Мария Алексеевна (с 15 ноября 1941 года), санитарка Мальцева Матрена Васильевна (годы жизни 1901-1995 гг.) и многие другие.

Вскоре, мест для поступающих тяжелораненых бойцов и офицеров стало не хватать. Зимой 1941-1942 года при Благодарненской полной средней школе имени Максима Горького открыли филиал госпиталя.

***
 
В городе Благодарном Ставропольского края проживает бывшая медсестра эвакогоспиталя № 2110 Попова (Дульнева) Анна Кузьминична, в поселке Ставропольском – медсестра этого же госпиталя Косарихина (Репина) Таисия Михайловна. Обоим участницам войны в 1913 году исполняется по 90 лет!

Дульнева (в замужестве Попова) Анна Кузьминична родилась в 1923 году в селе Благодарном Благодарненского уезда Ставропольской губернии. 10 августа 2012 года Анна Кузьминична рассказала мне о своих родных: «…Моя мама – Грибцова Дарья Ивановна родилась в Благодарном. Родовое поместье находится на пересечении улиц Московской и переулка Ручейный. Мама никогда не работала на производстве, воспитывала семью, была замечательной швеей, шила наряды на всех родственников, друзей и соседей.

Дед по линии отца выходец из Тулы. По профессии мирошник, работал на водяной мельнице, которая находилась в районе Андреевского пруда. Туда же устроил на работу своего сына Кузьму.

Мой отец – Дульнев Кузьма Николаевич, 1898 года рождения, родился в Благодарном в доме по переулку Колхозному, это недалеко от здания Местпрома (ныне Хлебозавод). Он дружил с будущим министром здравоохранения Петровским Борисом Васильевичем, хотя тот был несколько моложе – 1908 г. рождения. В 1937 году отец сидел три месяца в тюрьме, объявил сухую голодовку и его выпустили из застенков. В войну отец воевал в одном из госпиталей Красной Армии».

В 1940 году Аня Дульнева окончила десять классов Благодарненской полной средней школы имени Максима Горького. Это был четвертый выпуск десятиклассников с года присвоения учебному заведению имени классика современной советской литературы. Выпускной вечер прошел 18 июня, сохранилась фотография учителей и учеников на фоне знаменитого,  исторического здания средней школы.

На фото – Оболенская Александра Васильевна, которая в советское время длительное время заведовала районным отделом здравоохранения Благодарненского райисполкома, работала главным врачом районной больницы. А.В. Оболенская училась в 10-а классе, а Аня Дульнева в параллельном – 10-б. Обе были отличницами.

В этом же году способная ученица Аня Дульнева поступила учиться в Ворошиловский медицинский институт на лечебный факультет. Ныне это Ставропольская медицинская академия. Но выучиться на врача не дала грянувшая в 1941 года война с фашистами.

 Анна Кузьминична вспоминала: «Когда в 1941 году объявили о начале войны, студенты-медики сдавали сессию за первый курс. После обращения Молотова к народу, многие студенты подписались под коллективным заявлением о направлении добровольно на фронт. Подписалась и я. Это был массовый патриотический порыв.

Наше заявление поступило в комитет комсомола института, затем в горком комсомола, но его серьезно никто не рассматривал. Ведь военкоматы приводили в действие первоочередные мобилизационные планы, и нас, не имеющих военной и специальной подготовки, в войска не призвали.

Уже осенью с нашего курса отобрали 30 человек наиболее активных комсомольцев, отличников учебы, спортсменов в специальную группу и провели обучение на трехмесячных, ускоренных курсах медсестер. Затем нас стали привлекать для выполнения различных поручений. Мы разносили повестки по домам военнообязанных, доставляли раненых бойцов с железнодорожного вокзала до краевой больницы. А так как, автомашин и гужевого транспорта недоставало, то студенты переносили раненых на носилках».

В феврале 1942 года Аня Дульнева попросилась на работу в село Благодарное. Мама болела, за ней надо было присматривать. 19 февраля Благодарненским объединенным военкоматом Анна Кузьминична Дульнева была признана годной к строевой службе и зачислена медицинской сестрой в эвакуационный госпиталь № 2110. Весьма символично, 23 февраля в день Советской Армии и Военно-Морского Флота, здесь же при эвакогоспитале она приняла воинскую присягу.

А.К. Попова вспоминала: «…Присягу мы принимали в здании средней школы. Нас построили в шеренгу, каждый выходил к столу, дрожащим от волнения голосом произносил текст присяги, подписывал его и становился в строй. Все было обставлено строго по-военному, без помпезности. Но чувствовалась в этом ритуале ответственность за страну, желание биться с врагом».

В апреле 1942 года поступил приказ о переброске эвакогоспиталя № 2110 в район боевых действий, на Крымский фронт. Все врачи и медсестры рвались в бой. Как говорится, сборы были не долги. Власти хорошо укомплектовали госпиталь всем необходимым. В него отобрали лучший медицинский персонал, способный по состоянию здоровья и морально-политическим качествам, служить в действующей армии.

В штат зачислили врача-женщину Коган, медсестер Анну Дульневу, Таисию Репину, Марию Макаренко и других. Среди личного состава было много эвакуированных из западных областей страны, в том числе и евреев.

В начале мая 1942 года с железнодорожной станции «Благодарное» Северо-Кавказской железной дороги на запад отправился военный эшелон, в вагонах которого находились личный состав и имущество госпиталя № 2110. Через несколько дней военный эшелон прибыл в город Новороссийск. Разгрузились, сразу же попали в огненное пекло, под бомбежку.

Ярко этот эпизод описан в рассказе Алексея Кухарева «Шла война»: «…Как только разгрузили на железнодорожном вокзале Новороссийска свое госпитальное имущество, прилетела немецкая «рама», покружила и улетела. Подъехал комендант вокзала и приказал начальнику госпиталя Юрию Соколику и комиссару Серге срочно убрать личный состав с вокзала. Всех увезли, оставив семь человек для охраны имущества, в том числе и Аню.

До моря было близко, они не видали еще его, и Аня с Машей Макаренко, подругой, и с комендантом госпиталя направились к нему. И тут увидели, как со стороны моря летит множество «птиц», услышали нарастающий сплошной гул. Сразу и не поняли, что это немецкие самолёты, а было их не менее пятидесяти. Началась бомбёжка. Аня и Маша прятались в окопы, за стены, в ямки. Бомбёжка была ужасной…

Комендант госпиталя погиб. Аня и Маша направились к вокзалу. Живых не было никого. Лежали части тела врача Коган. Всё было изрыто воронками, горело, превращено в сплошное месиво. Скошенный осколком телеграфный столб повис на проводах, а на нём протянулся чей-то кишечник. У их рабочего Павлова была осколком срублена голова, она висела на какой-то жилке.

Слышался лёгкий шелест – это из посеченных мешков потихоньку струился рис. Одним словом, от госпиталя ничего не осталось. Убитые, поражённые ужасом, смотрели Аня и Маша на эту страшную картину. Пришли сандружинники, собрали части тел в мешки и матрацы. А какой-то майор, обняв Аню и Машу за плечи, сказал:
- Я вижу, вы из этого госпиталя, привыкайте! Это только начало…»

***

Официально в архивах этот период нахождения госпиталя в составе действующей армии обозначен так: «…Эвакуационный госпиталь № 2110. Ст. Тоннельная Краснодарского края. С 18 мая по 4 июня 1942 года». Железнодорожная станция Тоннельная находится в 36 км от города Анапы. Далее: «…Темрюк. Краснодарский край. По состоянию на 12 июня 1942 года».

19 мая решением Ставки Крымский фронт был расформирован, эвакогоспиталь № 2110 вошел в состав Северо-Кавказского, а позднее – Закавказского фронта. Из воспоминаний А.К. Поповой: «…Остатки личного состава направили в город Тамань, где в центре города в школе мы развернули полевой эвакогоспиталь. К нам доставляли тяжелораненых солдат и офицеров, которых переправляли с Керченского полуострова на различных плавсредствах.

В июле-августе госпиталь отступал в Закавказье, вместе с Красной Армией. Из Тамани мы двигались на Краснодар, Майкоп. Попали в окружение немецкого десанта, но вырвались. Мне удалось встать на подножку нашей полуторки, на которой мы везли восьмерых тяжелораненых. Ехать пришлось долго. В Майкопе я сдала своих раненых.

В ходе отступления персонал госпиталя потерял управление, растерялся в пути. Я пошла вместе с отступающей колонной на юг. На реке Белой стояли заградительные отряды. Военных не пропускали, формировали из отступающих бойцов и офицеров подразделения и направляли их навстречу врагу. Меня, как санинструктора, с группой красноармейцев отправили на поиск дополнительной переправы или брода на реке Белой, так как возле основного моста собралось много людей, техники и животных. Порядка не было, повсюду слышался крик, брань. Каждый хотел перейти реку первым. Военные с трудом сдерживали натиск неорганизованной массы людей.
 
Налетела фашистская авиация. Почти вся наша группа была расстреляна с пикирующих самолетов. Мне удалось вытащить одного раненного бойца, который получил ранение в живот, громко кричал и стонал. Его мучения и страдания я запомнила на всю жизнь. Затем начали пропускать через переправы реки Белой и военных.

Руководство эвакогоспиталя № 2110 отправило в штаб армии донесение: «…Эвакогоспиталь № 2110. Станица Родниковская. Краснодарский край. С 1 июля по 15 августа 1942 года».

***

Вместе с отступающими военными и гражданскими, по черноморскому побережью Аня Дульнева дошла до Сочи, потом до Сухуми. В Сухуми собралось несколько девушек из состава госпиталя, выживших в этой бессмысленной мясорубке. В городе они пробыли несколько дней, отдохнули, сфотографировались. У каждой девушки был комплект гражданской одежды.

А.К. Попова: «…Я имела сарафан, который носила под военной одеждой. Нас и командование предупреждало: «В случае окружения, переодевайтесь! Зачем погибать понапрасну? Вы нужны стране живыми…» Далее мы поездом добралась до Тбилиси. Остатки личного состава госпиталя № 2110 собрались в одном из городских дворов. Начальник госпиталя Юрий Соколик и комиссар Петр Серга были живы и здоровы.

Попова Анна Кузьминична рассказывала: «…В Тбилиси я получила направление Закавказского фронта в 37-ю Армию. Комиссар Серга предлагал мне никуда из Тбилиси не уходить, повременить. Но я не хотела отсиживаться, считала, что мое место там, где льется кровь советского солдата и требуется моя помощь. С августа 1942 года служила медсестрой в отдельной гужтранспортной (горно-вьючной) роте 37-й Армии.

 Лошадей  в роте было мало, в основном ослики-трудяги. Только командиры ездили на лошадях. Мы находились в горах в районе городов Нальчика и Орджоникидзе. Помню небольшие населенные пункты: Чекала, Лескен, Алагир. В январе 1943 года наша армия пошла в контрнаступление, с 10 по 17 января освободила города Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Черкесск…»

Эвакуационный госпиталь № 2110 к тому времени уже действовал без Ани Дульневой. Его последний период в действующей армии: с 15 декабря 1943 по 1 июня 1944 года. Место дислокации – хутор Кубанская Колонка в Крымском районе Краснодарского края. Затем госпиталь расформировали.

31 января 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков


Рецензии
Немцы не соблюдали международную конвенцию о запрете бомбить объекты, на которых было обозначение "Красного креста", наоборот, - он служил прекрасным ориентиром для лётчиков люфтваффе...

Анатолий Бешенцев   01.02.2013 22:18     Заявить о нарушении
Доброе утро!
Спасибо за ценную информацию!

Владимир Пузиков   02.02.2013 10:17   Заявить о нарушении