Зелёный плавур

Наш восьмидесятилитровый аквариум был самым лучшим в округе. Конечно, сейчас этим никого не удивишь, но в восьмидесятые годы домашние аквариумы были максимум, литров по двадцать, а позже появились скалярники на сорок. Наш же, по сравнению с ними, был – океан! Папа лично сделал его из толстых стёкол, оставшихся от старого серванта, основательно проклеив их эпоксидной смолой.

Постепенно аквариум заполнялся обитателями, и наша семья отрывалась от созерцания подводной жизни лишь по самым неотложным делам, да и дворовая ребятня стала частенько проситься в гости. Вся округа знала название каждой рыбы, мало того, почти у каждой было и своё собственное имя. Самым активным посетителем был наш сосед Серёжка. Это был шустрый живчик лет десяти - с чёрными весёлыми глазами, безудержно азартный и ревнивый к каждому аквариумному успеху. Не было случая, чтобы он не оспаривал право на купленную нами рыбу, доказывая всякий раз, что она была уже обещана ему продавцом. Он часами заворожено наблюдал за кипучей жизнью обитателей подводного царства, в котором плавали чудесные серебристые данио-рерио с чёрными полосками от головы до хвоста, величавые скалярки-полумесяцы, любимицы мамы, бодрые и смелые барбусы суматранские, полосатые и задиристые как пираты, цветастые шустрые гуппи, хвосты которых были всех акварельных цветов и оттенков. Но над всеми власть держал суровый и повелительный макропод – красавец и гроза, он мог смириться и терпеть только тех, кто поселился в аквариуме до него. С ними он считался и не обижал. Но стоило там появиться новичку - кто знает, как долго продлится его и без того короткая рыбья жизнь? Макропод всем новичкам устраивал испытание на право существовать в этом подводном мире…

Стоит сказать, что, кроме умения всё делать своими руками, наш папа обладал ещё и рыбацким везением, и никогда не возвращался с реки без улова. Мы настолько к этому привыкли, что караси и окуни никого уже не удивляли, ни размером, ни количеством.
Да и серые речные рыбки с бледновато-красненькими плавниками явно проигрывали холёным экзотическим красавцам, обитателям нашего аквариума.

Но однажды с рыбалки папа привёз живца, который остался невостребованным. Почему удачливый рыбак не выпустил этого малька в реку, так и осталось для нас загадкой.

- Папа, это кто? – поинтересовался я.

   - Это гольян.

Гольян был очень маленький, около четырёх сантиметров, тёмно-серый и тонкий, чуть толще детского мизинца. Он сновал по банке как заведённый. Невзрачный и несуразный, совершенно не понятно было что с ним делать. И тут в мою голову пришла абсурдная идея – а что, если гольяна запустить в наш аквариум? Что будет?

    - Макропод его сразу съест. Тут и думать нечего, - безапелляционно выдал Руслан, мой средний брат.

    - А мы увидим!

    Я не знаю, что думал гольян, но его мнения никто и не спрашивал, через пять минут произошёл торжественный запуск новичка в аквариум… Гольян выпорхнул из банки на свободу как птица из клетки, и… Случилось чудо! Под искусственным освещением гольян стал переливаться малахитовым цветом, а спинка его заиграла тёмно-зелёными ромбиками от головы до хвоста. Он был так красив, изящен, быстр, ловок, так стремительно летал по самой поверхности воды, что мы, замерев от восхищения, безмолвно любовались его виртуозными пируэтами.

    - Да-а-а – протянул Руслан, - никакой макропод такому не страшен…

    Видимо после наших суровых рек и озёр, кишащих окунями, да прожорливыми щуками, после зимних льдов, да прочих испытаний в дикой природе, гольяну показалось, что он попал в рай. И это было видно по его поведению. Не было никаких сомнений – он счастлив!

    Папа и мама с удивлением следили за нашим новым жильцом, никто и подумать не мог, что в наших реках обитают такие красавцы… Мы с Русланом были довольны, лишь одна мысль омрачала нам радость обладания новой рыбкой – что скажет Серёга, ведь он нас на смех поднимет - в нашем прекрасном элитном аквариуме плавает обыкновенный гольян… Я уже сейчас представлял, как он удивится, начнёт безудержно хохотать и разнесёт по всему двору эту новость. Ладно - решил я – пока ничего говорить не буду, может он и не заметит.

    Серёжа постучал в нашу дверь уже на следующее утро, он ходил к нам как на работу. Не успев поздороваться, к чему такие формальности, он прошёл к аквариуму.

    - О!!! Это кто?

    Да… На такое скорое обнаружение гольяна я никак не рассчитывал… Надо было спасать ситуацию, а заодно и репутацию нашего аквариума, она висела на волоске.

    - Это наша новая рыбка, зелёный плавур! – придав голосу максимальную гордость, выдал я первое, что пришло мне в голову.

    - Ни-че-го се-бе! – процедил Серёга, даже не повернув голову в мою сторону, он гипнотическим взглядом следил за каждым движением «плавура».

Да, это был первый в мире гольян, получивший такое громкое имя.

    - Где вы его взяли?

    - Папа из Кургана привёз. – врать, так по полной программе, обратной дороги нет.

    - Я никогда не слышал о такой рыбке, даже названия ни в одной книжке не встречал!

- Я тоже. – вот это была уже чистейшая правда.

    - Сколько он стоит?

    - Три рубля. – я назвал цену, самую высокую и почти не мыслимую по тем временам, специально, чтобы Серёга и думать забыл о рыбке.

    - Я его у вас покупаю! – непререкаемым тоном заявил он. Не смотря на то, что Серёжка был лет на шесть младше меня, он всегда говорил так уверенно, будто иначе и быть не может, так, как будто всё и всеми уже решено и обжалованию не подлежит.
    - Но он не продаётся – решительно возразил я точно в том же ключе.

    - Я всё равно у вас его куплю!
 
    - Ну как ты его купишь, если он не продаётся?!

    - Я заплачу вам столько, что вы мне его продадите!

    Да… Трудно говорить с теми, кто не хочет понимать здравого смысла. Серёжка вспотел, доказывая нам с Русланом очевидную для нас выгоду сделки, он захлёбывался от эмоций, расписывая наши финансовые перспективы, глаза его горели лихорадочным огнём, это была настоящая торговля, куда там восточному базару! Чем большую сумму называл Серёжа, тем страшней становилось мне. Ведь если он принесёт домой гольяна, то мне даже подумать жутко, что скажет его отец… Он-то сразу поймёт и разглядит, что это за зелёный плавур. Нет, таких неприятностей мне совсем не хотелось… Ушёл от нас наш незадачливый покупатель измотанным и неудовлетворённым, мы проявили чудеса стойкости, разбив в щепу всю Серёжкину логику.

    Не знаю, спал ли он в эту ночь, но в семь утра в дверь квартиры раздался звонок.

    - Я покупаю у вас плавура за пять рублей, если мало папа сказал, что даст мне десять. – уверенной скороговоркой выдал Серёга с порога и прошёл напрямую к аквариуму.

    Мы с Русланом переглянулись и поняли – положение безвыходное…

    - Серёга, ты меня извини, - начал я покаянную речь. – я тебя обманул, это никакой не зелёный плавур, это обыкновенный гольян, выловленный папой из реки, а название ему я сам придумал, такой рыбки на самом деле не существует.

    - Саня, даже не пытайся меня обмануть, я вчера нашёл в книге этого зелёного плавура и всё о нём прочитал. Есть такая рыбка! Он у меня даже на картинке напечатан! Такой же красивый.

    Ситуация патовая…

    - Слушай, Серёг, давай так, я тебе его дарю. Ты не даёшь мне никаких денег, просто берёшь его себе и всё.

    Наш горячий сосед долго и недоверчиво переводил взгляд с меня на Руслана и обратно, совершенно не понимая к чему мы клоним. Но брат уже принёс банку с кухни, мы не без труда большим сачком выловили «плавура» и пересадили в стекляшку…

    На следующий день Серёга сообщил нам, что его отец определил, что это зелёный плавур и никак иначе…
 
    С тех пор прошло много лет, мы так и жили в одном дворе, в одном посёлке, и не знаю был ли Серёга ещё хоть когда-нибудь также счастлив как в тот день, когда совершенно бесплатно в его аквариуме появился сверхэкзотический жилец - зелёный плавур!


Рецензии
Спасибо за смешной, добрый рассказ! :)

Елена Пименова 2   01.02.2013 00:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, за добрый отзыв. Очень рад, что рассказ понравился.

Руслан.

Александр Руслан Карасёвы   05.02.2013 07:26   Заявить о нарушении