Кочис. Чирикауа

Апачи – кочевой воинственный народ, на просторах американского юго-запада расселившийся в суровых, неприступных горах и пустынях.
Слово «апач» происходит из языка «юма» (юмано) относящегося к ветви семьи на-дене атабаских языков и переводится как «сражающийся человек». По другой версии, специалистов в области атабаских языков, это слово на языке «зуни» – навахо означает «враг». Во всяком случае, это было установлено ранними исследованиями испанцев из Нью-Мексико. Сами же апачи себя называли «ндее», «дене», что означало «люди» и было созвучно с европейским названием «Inde» или Nide. Поэтому испанское и английское название «индеец» для апачей не было оскорбительным.
В современной американистике апачи принято относить к одной из групп  юго-западных индейцев – кочевников  говорящих на атабаских (атапаских) языках. Эта большая группа индейских языков и диалектов Северной Америки входящих в языковую семью «на-дене». Включает около 40 языков. Современный уровень изученности указанной группы языков не позволяет сделать вывод о том, что считать языком, а что диалектом.
Атапаски (атабаски) группа коренных народов Америки расселялась на большой территории от Аляски до Мексики, как на побережье Тихого океана, так и во внутренних районах. На севере их ареал доходит до Северного полярного круга, где с ними соседствуют эскимосы, а на юге достигает зоны степей. Атапаски делятся на три группы: Северные (атапаски субарктической зоны, атапаски Кордильер и атапаски внутренней Аляски), тихоокеанские атапаски и южные, к которым относятся апачи и навахо, расселившиеся в штатах Аризона и Нью-Мексико.
Данные антропологии  и  истории о периоде появления апачи на просторах юго-запада разнятся. Одни утверждают, что апачи мигрировали туда в ХVI веке, другие, в особенности Д.Форбс доказывают, что их появление на юго-западе со всей ответственностью можно считать 1400-е годы.
Предки апачи переселились на Юго-запад в результате так называемого пассионарного толчка с территории северо-западной части Канады около 850-1000 г.н.э.. Далее к ХIV-ХV векам апачи мигрировали из бассейна реки Макензи на Юг и достигли районов современного Юго-запада США и севера Мексики, где заняли пустынные районы Соноры и Чиуауа (ныне мексиканские штаты), а к началу ХVIII века произошла их этническая дифференциация.
Эта исследовательская гипотеза мне наиболее нравиться. Автором ее является Лев Николаевич Гумилев. Полное название теории – пассионарная теория этногенеза – описывает  исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с изменениями ландшафта их обитания и другими этносами. Данная теория, к сожалению, не встретила понимания ни у советской, и наследовавшей ее современной российской, исторической науки, ни у международного научного сообщества. В настоящее время не является общепризнанной, и дальнейшего развития не получила. Не буду вдаваться в подробности Гумилевской теории, но поясню, в широком смысле слова, пассионарность – это наследуемая количественная характеристика, определяющая способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям. Пассионарный толчок – время от времени происходящие массовые мутации, которые способствуют пассионарности. Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают территорию не более 200 км, расположенную вдоль геодезической линии Земли тянущейся  несколько тысяч километров. Действуют пассионарные толчки, скорее всего, если я правильно понимаю Гумилева, с помощью электромагнитного поля Земли, а, следовательно, причиной толчков является внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует. Таким образом, переход предков апачи с  Севера на Юг через всю практически Северную Америку, возможно, проходил под воздействием не зависящих от них массовых мутаций, т.е. в те периоды, когда их этнос наиболее был активен к выживанию и воспроизводству своей популяции. Эскимосы же не перешли на Юг, значит они в тот период не подверглись воздействию электромагнитного поля Земли и не находились в районе геометрии геодезической линии. Существуют и другие научные объяснения массовой миграции атапаских племен с севра на юг, но бесспорно одно – предки апачи ранее населяли северо-западную часть Канады, граничащую с Аляской.
Южные атапаски, известные как апачи, подразделялись на семь основных групп.
Восточные апачи: хикарилья, липан, кайова-апачи составляли восточную часть южных атапасков.
Западные апачи: мескалеро, койотеро, чирикауа и навахо представляли соответственно западную часть южных атапасков.
Сами же апачи делятся на шесть региональных групп:
– Западные апачи – койотеро – расселены на востоке штата Аризона, включают в себя апачи Белых гор, Сибекью, Сан-Карлос, северных и южных тонто.
– Чирикауа – населяют  юго-запад штата Нью-Мексико, юго-восток Аризоны и смежные мексиканские штаты Чиуауа и Сонора.
– Мескалеро  (так же их называют «Фараон») расселялись на юге штата Нью-Мексико на восток от Рио-Гранде, до реки Пекос.
– Хикарилья – тинде жили на юго-востоке штата Колорадо, на севере штата Нью-Мексико и северо-западе штата Техас. Во времена их расцвета на юго-западе были известны группы апачи хикарилья – льянеро – равнинные и хойеро – горные. Хикарилья кочевали в центральной части и на востоке Колорадо, на западе Оклахомы, и по Нью-Мексико на юг до Эстансии. В результате контактов с равнинными индейцами на востоке, хикарилья восприняли их основные культурные черты, так же, как и мескалеро, которые тоже перекочевывали в восточные равнины.
– Липан населяли восток от хикарилья. Название их происходит от слова «Ипа-нде», где «Ипа» некое личное имя, «нде» – люди сами липаны называли себя «нанжан», что означает «наши» или «нашего рода»  До середины ХIХ века считались едва ли не самым свирепым и жестоким народом на Южных равнинах.
– Кайова-апачи или гатака (так их называли еще в 1837 году в официальных правительственных документах США) – равнинные индейцы, которые кочевали по южным равнинам Колорадо, Оклахомы и Техаса. В американистике достаточно распространено мнение, что кайова – апачи являлись индейцами кайова, но были прозваны белыми «апачами» за бандитские, если можно так выразится, вылазки. Это не правильно, т.к. на самом деле Кайова–апачи и лингвистически и антропологически непосредственно относятся и есть апачи, но во многом, перенявшие культуру народа кайова.
Поскольку Кочис принадлежал к племени чирикауа, то речь пойдет об этих представителях народа апачи.
Слово «чирикауа» вероятно происходило из языка индейцев опата, звучащее как «чирикагуи», что означало «гора диких индеек». Чирикауа были наиболее удаленными от остальных групп апачи, тем не менее, по мнению самих апачи они считаются основной группой этого народа, центральной его ветвью. Центральная ветвь чирикауа имела три основные общины (классификация дается согласно Оплеру – И.К.).
Чихине – «люди раскрашенные красным» название получили из-за поперечных красных линий на лице, которые наносили, придавая магическое, защитное действо. В литературе их еще называли апачи Теплых Ключей (Источника) или апачи Охо Калиенте. Также они известны как хиленьо. Населяли юг Нью-Мексико от реки Рио-Гранде до границы с Аризоной и прилегающие районы Чиуауа (горные хребты – Блэк, Мимбрес, Пинос-Альтос, Сан-Матео, Датил, Могольон, Бурро, Викториа и Флорида).  Делились на Мимбрес и Могольон, последних можно ассоциировать с бедонкоэ (bedonkohe) – бэндом, в котором родился Джеронимо. Их территория располагалась северо-восточнее чоконен и северо-западнее чихене, возле реки Хила и гор Могольон. Как самая маленькая группа чирикауа, бедонкое после смерти Мангаса Колорадоса растворилась среди других групп в начале 60-х годов, и большинство их последовало за Кочисом.
Их известными вождями с 1820-х годов по 1870-е были – Мано Мокко, Фуэрте, Кучильо Негро, Итан, Мангас Колорадос, Делгадито, Викторио, Нана, и Локо.
Чоконен (chokonen – происхождение слова четко не идентифицируется), известные также как «собственно чирикауа» или «племя Кочиса» – населяли юго-восток Аризоны и соседние районы Нью-Мексико, Соноры и Чиуауа (горные хребты Драгун, Чирикауа, Дос-Кабесас, Мул, Педрегоса и Швиссхельм, а также долина Сальфер-Спрингс).
С 1820-х до 1870-х годов, их вождями являлись Писаго Кабесон, Рейес, Матиас, Тапила, Иригольен, Мигель Нарбона, Карро, Посито Мораго, Эскуиналье, и Кочис, который быстро возвысился в середине 1850-х годов, и стал лидером своего племени.
Недни – «враждебные люди», известные также как пинери, или бронко (дикие) – населяли горные хребты восточной Сьерра-Мадре на северо-востоке Соноры и северо-западе Чиуауа (Мексика). Делились на ханерос и карризаленьос, и считались самыми диким среди чирикауа. Их лагеря трудно было разыскать даже соплеменникам.
Их вождями с 1820-х по 1870-е годы были Хуан Диего Компа, Хуан Хосе Компа, Колето Амарильо, Арвизу, Лакерес, Галиндо, Натиса, и Хух.
Народ Карризаленос жил южнее ханерос возле Карризала, в Чиуауа. Их наиболее выдающимися лидерами считались в 1820–30-х Яскуэбега и Кристобаль. В 1840-х, лидерство перешло к Францисгуильо, после к Франциско, и Сигаритто, а в 50-х к Койинилин и Фелиппе.
Обе этих группы в 30-х года ХIХ столетия практически истреблены мексиканцами, а в начале 60-х исчезли как самостоятельные межплеменные группы.
Все названные группы чирикауа идентифицируются как одно племя, относящееся к одному народу, так как они  имеют общие лингвистические и культурные особенности.  Их племенная принадлежность, характеризовалась многочисленными компонентами: общность традиций, обычаев, религиозного культа.
Современные исследователи утверждают, что недни и чоконен являлись одним бэндом, тогда как чихине отличались от них диалектом и некоторыми культурными особенностями.
 Каждый член племени после рождения принадлежал к той общине (бэнду) в которой родился, покидал бэнд лишь в случаях вступления в брак с представителем другой общины. У чирикауа обычным делом был уход мужчины после женитьбы в бэнд жены.
Каждый бэнд состоял из трех-пяти локальных групп или малосемейных общин, в которые входили близкие родственники. В бэндовом лагере они ставили свои жилища в одном месте рядом друг с другом. В отличие от бэнда, малосемейная община не была устойчивой племенной единицей. Она могла распадаться по причине недостатка продовольствия, смерти лидера, эпидемий, внутренних разногласий. В таких случаях семьи, покинувшие  такую локальную группу, могли присоединиться к другой малосемейной общине в этом же бэнде.
В этом кроется ответ на вопрос, почему малосемейная группа, к которой принадлежал Кочис, на протяжении его жизни разрослась до отдельного племенного бэнда (чоконен). Успешность группы в социальной и военной жизни племени позволили группе Кочиса занять лидирующее положение по сравнению с другими группами, и доминировать во всех сферах жизнедеятельности племени, что в конечном итоге и сделало самого Кочиса общепризнанным лидером племени чирикауа.
Если сравнивать бэнд Кочиса чоконен с локальными группами бэндов чихине и недни, то можно заметить, что у чоконен Кочиса на протяжении значительного периода был один лидер – это сам Кочис. А у чихине несколько – Викторио возглавлял свою локальную группу, Нана свою и, Локо также свою. У недни аналогично, Хух главенствовал отдельно от Натиса, и не претендовал на общее лидерство в бэнде.
Малосемейный общины (группы), входившие в бэнд, у чирикауа, как правило, входили в состав ранчерии – небольшого поселения. Ранчерии чирикауа находились в высокогорных долинах, на возвышенностях. Ранчерия к тому же являлась локальной, расширенной большесемейной общинной, включавшей в себя несколько малосемейных локальных группы бэнда, и формировалась по матрилокальному принципу. Ранчерии (большесемейные общины и состоящие из них поселения) имели каждая свое название по имени лидера – главы большесемейной общины. Большую семью называли так же, как и кочевую группу – go-ta, Этот термин обязательно использовался вместе с именем главы семьи (например, «семья Найче» – na-’ichi gogo-ta).
Именно лидеры локальных большесемейных групп  вошли в историю под названием «нантан» (nantan, na-ta). Власть вождя не передавалась по наследству, хотя сын лидера имел некоторые преимущества перед соплеменниками в получении высокого статуса благодаря авторитету отца. Вождь получал влияние благодаря своим военным, охотничьим или ораторским качествам, кроме того, очень ценилось обладание вождем «личной Силы», т.е. сверхъестественными способностями. Власть вождей в большесемейной группе была невелика, и базировалась на родоплеменных отношениях.
Традиционная экономика чирикауа базировалась на охоте и собирательстве. С появлением европейцев в рационе этих апачи появилось мясо лошадей, мулов и рогатого скота. Несмотря на ограниченность пищевых ресурсов, мясо множества доступных животных не использовалось по религиозным причинам. Табу (запрет) распространялось на мясо медведя, так как он считался родственником людей, а также рыбу, пресмыкающихся и земноводных.
Сезонные миграции племенных бэндов зависели от времени созревания плодов растений. Самым важным из растений был мескаль – род агавы, в высушенном виде хранившийся круглый год, а также юкка, мескитовые бобы, ягоды сумаха, ягоды можжевельника, орехи сосны и пиньон, луковицы тростника тьюле, плоды кактуса сагуаро и множества других кактусов, онионы, дикий картофель, семена различных трав и др. Апачи также соскребали и внутреннюю поверхность коры желтой сосны. Чирикауа были знакомы и с тропической флорой и фауной, доходя в своих набегах до жарких долин внутренней Мексики.
В мирные периоды некоторые бэнды чирикауа (чихине) могли заниматься сельским хозяйством, видимо сказывалось влияние испаноговорящего населения долины Рио-Гранде. Эти апачи выращивали кукурузу, дыни, тыквы, бобовые, перец, лук и картофель.
Из кукурузы или из стеблей мескаля апачи делали «тисвин» – напиток подобие пива и «тулупаи» – крепкое пиво. Табак апачи никогда не возделывали, собирая дикорастущий, или получали от пуэбло или европейцев. Часто апачи курили толокнянку или другие растения, завернутые в листья дуба. В более поздние времена апачи предпочитали курить вместо трубок сонорские сигары.
Собранные в сезон продукты, а также различную утварь, награбленную добычу и другие плохо транспортируемые вещи апачи хранили в пещерах-тайниках.
Чирикауа проживали в куполообразных шалашах, в литературе получивших название «викиюп», хотя сами чирикауа называли их «гоха» или «кова». Шесты из гибких пород деревьев, воткнутых в землю по кругу или вставленных в круговую траншею, изгибались и связывались на вершине с помощью волокон юкки, образовывая полукруглый купол. Сверху каркас покрывался травой или листьями и шкурами, позже – одеялами или кусками ткани. Размер стандартного викиюпа примерно 3,6 м в диаметре и около
2,4 м в высоту, но в годы войн, апачи предпочитали строить жилища поменьше из-за недолговременности стоянок. Рядом с домом  часто делался плетеный навес или беседка,  называемая испанским словом «рамада».
Традиционный мужской костюм чирикауа-апачи в летнее время представляли: набедренная  повязка и высокие мокасины из оленьей шкуры. Передняя часть набедренной повязки обычно была уже и короче задней, нередко спускавшейся ниже колен. Высокие мокасины, напоминающие  чулок поднимали до середины бедра, а во время похода или в жару опускали и подвязывали ниже колен. Для мокасин чирикауа характерен высокий загнутый носок с пуговицей, к которой пристегивалась подошва. Зимой апачи носили кожаные рубахи, похожие на пончо.
Чирикауа редко носили головные уборы, чаще волосы придерживала широкая налобная повязка из ткани. Головные уборы считались боевыми или шаманскими,  поэтому мужчины носили их только во время боевых действий, исполнения магических ритуалов или в торжественных случаях. Иногда уборы украшались одним или двумя перьями, но чаще шапки изготовляли в виде «вороньего гнезда», прикрепляя к шапочке из оленьей кожи, равномерно подрезанные мелкие перья орла, совы, индюка, или ворона.
В традиционном облачении женщин преобладали юбка и накидка. В поздний исторический период кожаные рубахи или украшенные бисером плащи использовались только в качестве церемониальной одежды, в повседневной же одежде преобладали мексиканские мотивы.
 Чирикауа приобретали ткани и готовую одежду в городах Нью-Мексико и Мексики, а одеяла – у навахо и пуэбло. Леггины носили только зимой, позже их заменили мексиканские крестьянские штаны или солдатские панталоны. Чирикауа также отдавали предпочтение различным курткам, жилетам, шейным платки, металлическим украшениям и другим атрибутам европейского туалета.
Из ремесел у чирикауа, как и у других подразделений апачи было развито корзиноплетение и кожевенное ремесло.
Женщины чирикауа плели корзины для переноса вещей, кувшины для воды, обмазанные смолой сосны-пиньон, мескитом или глиной, а также корзины, напоминающие, большие блюда или чаши, которые наиболее известны благодаря характерному орнаменту, диаметром от 20 до 55 см и высотой порядка 7-13 см. Вероятно, техника плетения и форма корзин была заимствована ими у пуэбло. В небольших количествах изготовлялась глиняная посуда.
Из кожи шили большую часть традиционной одежды, которая украшалась бусинами, металлическими конусами, дисками и пуговицами, отделывалась бисером. Украшением служили также аппликации из кусочков кожи и узоры, нанесенные краской.
Мужчины изготовляли оружие, орудия труда, седла и узду, а также музыкальные инструменты. Известны апачская «флейта» и «скрипка».
Военной практике чирикауа присущи набеги и войны. Набег являлся походом на вражескую территорию небольшого отряда, и преследовал экономические цели – добычу продовольствия, лошадей и необходимых вещей. Во время набега апачи старались избегать прямых столкновений с  живой силой противника. На войне же апачи преследовали цель уничтожения или нанесения ущерба противнику, как в живой силе, так и имуществе. Обычным поводом для вступления на тропу войны служила месть за смерть соплеменников. Для ведения войны чирикауа собирали большой военный отряд.
Тактика ведения боя основывалась на внезапных нападениях из засады и быстром отступлении врассыпную. В отличие от индейцев Равнин, чирикауа не старались бравировать на поле боя, демонстрируя показную, безрассудную храбрость всевозможными прикосновениями к противнику, не нанося тому  существенного вреда, а  поражали его насмерть, либо увечили.
Взрослых мужчин в плен обычно не брали, а женщины и дети по возможности включались в племя. Скальпирование не практиковалось, или случалось очень редко – как акт личной мести, например женщиной за погибшего мужа.
Воинами становились мальчики в возрасте 10-15 лет, прошедшие обряд инициации, который заключался в прохождении четырех Священных походов в составе военного отряда. В этих походах мальчик назывался «Дитя Воды», прислуживал воинам и подвергался различного рода испытаниям (до головы разрешалось дотрагиваться только специальной палкой-чесалкой, а пить воду через тростниковую трубку). Во время войн многие условия посвящения в воины упрощались.
Мужчины на тропе войны наносили на свои лица одну или две горизонтальные полосы через нос, с лева на право, от уха до уха, белого или желтого цвета, хотя могли использовать и красный.
Традиционное оружие – лук и стрелы, копье, щит, нож, праща и дубинка с камнем, свободно свисающим на скрутке с рукояти. Лук цельный, обычно однодужный, длина 104-120 см, дальность прямого выстрела около 110 м. Стрелы изготовлялись из дерева или тростника. Копья делались из дерева сотол, длинной 2,4-2,7 м. Наконечниками могли служить куски твердого дерева, камень, позже железные ножи или штыки и сабли. Копья широко применялись на войне и охоте, ими также подгоняли угнанный скот. В заключительный период войн чирикауа имели на вооружении достаточно огнестрельного стрелкового оружия, зачастую более современные модели, чем те, что состояли на вооружении солдат армии США.   
Религия чирикауа – тотемизм, шаманизм, анимализм, знахарство, культ личной Силы, духов-покровителей, культ загробной жизни и т.д.
Главное божество – Даритель Жизни, или Усен (Usen), иногда обозначающийся как Небесный Бог. Мифология представлена такими персонажами как Женщина Раскрашенная Белым и ее сыновья – культурные герои – Дитя Воды и Убийца Врагов (иногда выступающий  в  роли дяди Дитя Воды или его отчима), давшие чирикауа знания о мире и победившие чудовищ. Выделялись два других вида мифических существ – Горный Народ и Водные Существа. Космология представлена сказаниями о похождениях еще одного культурного героя (трикстера), коим является Койот.
Самым важным ритуалом в религиозных верованиях чирикауа являлась церемония полового созревания девушки, длившаяся 4 дня и называвшаяся «Танцем Рассвета».
Танец Горных Духов исполнялся с целью привлечь помощь Горного Народа (Ган), Его исполняли 4 танцора и раскрашенный клоун – посланник Усена. Танцоры в руках держали мечеподобные жезлы, а лица закрывали масками, увенчанными характерными конструкциями из деревянных  пластин.
Все связанные с религией действия освящались рассеиванием  ходдентина пыльцы тростника тьюле, считавшейся священной и магической.
Апачи верили в обладание человеком личной магической «Силой», использующейся как в добрых (в руках лидера или шамана), так и в злых (в руках колдуна) намерениях. Колдовство являлось преступлением и каралось вплоть до смерти. «Силу» индивидуум мог получить как напрямую от сверхъестественных сил, так и от другого человека.
Апачи как один трепетали перед таинством загробной жизни. Произнесение имени человека после его смерти попадало под строгое табу, хотя это не распространялось на имена испано- или англоязычного происхождения (клички),  под которыми мы в сущности и узнаем о тех из них, кто вошел в историю.
Численность чирикауа в первой половине ХIХ века не превышала 3тыс. По данным  Бюро по делам индейцев численных Восточных чирикауа отмечалось 1,5 тыс., а в 1873-74 годах агент в резервации Центральных чирикауа Т.Джеффордс заявлял списки, согласно которым определялась цифра 1тыс. человек.  Со второй половины 1870-х годов, в результате войн, переселений и эпидемий численность чирикауа лишь уменьшалась. В 1886 г. во Флориду отправлено около 485 апачей (77 – группа вождя Чиуауа, 434 - из Форта Апач; группа Джеронимо – 33 чел., группа Мангаса – 12 чел.), некоторое количество чирикауа, женатых на белогорских апачках, осталось в Аризоне и 10-15  представителй этого племени– в Мексике.
Современные чирикауа проживают в Нью-Мексико (около 200 человек, и в  Оклахоме – около 100 человек.
Оклахомские чирикауа имеют статус племени (племя апачи форта Силл – И.К.), в Нью-Мексико чирикауа входят в объединенное племя апачи мескалеро, липан и чирикауа . Занимаются сельским хозяйством, в основном разведением крупного рогатого скота. Развит туризм и продажа предметов традиционного искусства.


Рецензии