Кочис. Рождение и подготовка воина

На протяжении всего исторического периода существования фронтира (границы между освоенными территориями и землями, где обитали индейцы – И.К.) отношения между апачи и Новой Испанией, а позже мексиканцами складывались не просто.
В конце ХVIII  века конфликт обострился и протекал с переменным успехом. Апачи громили испанские поселения, оклемавшись, жители фронтира вставали под ружье и наносили ответные удары по ранчериям апачи.
В 1786 году, правительство Новой Испании осознало безуспешность такой политики по отношению к апачи и приступило к реализации, так называемой политики инструссион (инструкция), которая устанавливала новый порядок во взаимоотношениях с индейцами. Учитывая ошибки прошлого, в частности отказ от полного истребления индейцев, правительство попыталось навязать апачи мирное сосуществование. Исходя из принципа, что «плохой мир» лучше чем «хорошая война» инструссион закладывала фундамент будущих мирных отношений с учетом самобытности индейских племен. Подобный подход был тогда прагматичным решением индейского вопроса на этом участке фронтира.
В начале 90-х ХVIII века большинство чирикауа приняли «новый порядок» и добросовестно соответствовали принципу мирного сосуществования, поселяясь в пресидио Ханос в Чиуауа, а затем и около других испанских факторий вдоль всей границы. Правительство Новой Испании сознательно «прикармливало» индейцев, в стремлении разрушить их традиционный общественный уклад.
Индейцам, дабы отвадить их от потребностей в охоте и набегах на поселения, в этих факториях выдавались мука, кукуруза, пшеница, говядина, тростниковый сахар, соль, табак из расчета 23 тыс. песо в год. Так же индейцев снабжали ружьями, спиртными напитками, одеждой, с намерением сделать их полностью зависимыми, а значит безропотно сговорчивыми и подвластными испанцам.
Огнестрельное оружие поставлялось индейцам с дефектами, и они постоянно обращались к оружейникам за починкой. Испанцы рассчитывали, что привязанность апачи к огнестрельному оружию заставит их отказаться от луков и копий, которыми они владели на уровне виртуозов. Алголь должен был сыграть роль медленного убийцы, так как у апачи была не высокая его переносимость, и они быстро спивались, деградировали, а воин-деградат многого не стоит, ни в жизни, ни в бою.
Инструссион была коварной, жестокой, безнравственной политикой на пути испано-мексиканской экспансии в землях апачи.
Новый порядок весьма накладывал видимые ограничения на апачи, и лишал их свободы передвижения. В конечном итоге их обязали быть привязанными к пресидио, и не покидать этой территории без специального разрешения.
По оценкам историков политика инструссион просуществовала вплоть до конца господства испанцев в Мексике, в точности до1821года, а отголоски ее давали о себе знать еще и при мексиканском правлении до 1830 года.
Исследователь У.Гриффин считает, что возможно две трети апачи-чирикауа были включены в орбиту инструссион. Гриффин уверен, что политика возымела действо и была успешной. Расходы на содержание апачи при пресидио были значительно меньше, чем расходы покрывавшие убытки от их набегов и организацию ответных карательных экспедиций.
Ф.Локвуд характеризует этот период как «самый лучший мир между апачи и испанцами, по сравнению с любым другим в прошлые годы. В годы этой передышки, открывались и успешно эксплуатировались шахты, строились церкви, развивались и процветали ранчо».
Во времена этого согласия и родился Кочис.
Кроме него в семье было еще трое детей – сестра и двое младших братьев – Хуан и Кайотера. Через несколько месяцев после рождения, когда жизни ребенка ничего не угрожало, родители нарекали его именем, которое рекомендовала повитуха, принимавшая роды. Да нас не дошло его истинное имя, полученное при рождении.
Исследователь апачи М.Оплер утверждает, что повзрослев мальчика стали называть «Госи», что означает «его нос», вероятно из-за орлиного профиля Кочиса. Другие исторические свидетельства указывают, что имя Кочис означает «дерево» или «сила дерева». Некоторые объясняют связь его имени с поставками якобы древесины апачами на станцию Апач-Пасс. Такое объяснение алогично, так как существуют свидетельства, указывающие на имя Кочиса задолго до того (20 лет), когда была построена станция.
Как мы уже знаем, Кочис принадлежал к бэнду чирикауа чоконен. Исследователи и биографы, изучавшие жизнь этого знаменитого апачи, точной даты его рождения не называют. Предположительно Кочис родился в 1810 или1815 году в горах Драгун. Некоторые склонны считать, что гораздо раньше в 1805 году.
 Сами же апачи также противоречиво свидетельствуют о времени рождения Кочиса.
Эйса Даклюжи, склонен считать, что на момент смерти Кочиса в 1874 году ему было около 70 лет.
Исследователь Д.Грисуолд, опираясь на свидетельства Эйсы, просчитал, что Кочис родился в 1800 году.
Суини – автор и исследовать по книге, которого мной написан этот литературный ремейк утверждает, что 1810 год наиболее вероятная дата рождения Кочиса, а место его рождения север Мексики или юго-восток Аризоны.
Современники вождя свидетельствую каждый в разнобой о его возрасте на момент контактов с ним.
Более правдоподобной является информация Т.Джефордса – друга Кочиса. На ее основании Роберт Хампфли Форбс заключил, что Кочис родился в период 1808-1810 годы в горах Чирикауа.
Как свидетельствуют источники, родители Кочиса принадлежали также к бэнду чоконен и его отец являлся лидером на племенном уровне. Отсюда есть основания предполагать, что власть в племени Кочис мог унаследовать от отца и впоследствии деяниями укрепить свой авторитет, удерживая лидерство. Но мы ни когда не узнаем, так ли это было на самом деле. Хотя сам Кочиз, по свидетельству источников, не раз распространялся о том, что и его дед был также вождем чирикауа. Но, возможно, это свидетельство, переходившие из уст в уста, со временем неправильно интерпретированное, вводит в заблуждение, относительно наследственности власти у апачи? Может Кочиз и распространялся на этот счет, но имел в виду не деда, а отца? 
Эйса Даклюжи указывал на то, что Кочис мог стать вождем после вождя чирикауа Хуана Хосе Компа являвшегося лидером чирикауа как полагают исследователи в 1830-х годах. Но настораживает то, что Хуан Хосе Компа не принадлежал к бэнду чоконен, а был недни. Хотя такая связь с чоконен могла быть у Компа через брак. Женившись на женщине чоконен, Компа мог перейти в бэнд жены и впоследствии возглавить его.
По информации Г.Тэвиса смотрителя станции в Апач-Пасс, который был знаком с Кочисом в конце 1850-х, отец Кочиса был главным среди чирикауа (возможно только у чоконен) и погиб в схватке с мексиканцами: «Мексиканцы пригласили отца Кочиса на праздник, где и произошло предательство, когда воины апачи напились, мексиканцы убили их».
В 1875 году газета «Аризона ситизен» опубликовала статью с биографией Кочиса, где описывался инцидент, отмеченный Тэвисом в своем дневнике. Из публикации следует, что подобное произошло в 1846 году около Галена в мексиканской провинции Чиуауа, когда охотники за скальпами во главе с Джеймсом Киркером безжалостно истребили 148 чирикауа. Среди мертвых был вождь Рейес, а возможно и Писаго Кабесон – один из выдающихся лидеров чирикауа на протяжении первых сорока лет ХIХ столетия.
Один из наемников Киркера Д.Хоббс, участвовавший в истреблении этих чирикауа, впоследствии вспоминал, что отец Кочиса был одним из вождей племени и был убит Киркером.
Суини видит в этом некоторое несоответствие, ссылаясь на слишком раннюю дату произошедшего, и предполагает, что отцом Кочиса возможно был вождь Рейес, но более вероятно, что Писаго Кабесон.
Лично меня Суини в этом не убеждает.
Как бы там ни было, ясно одно, что в различных источниках указывается на лидирующее положение отца Кочиса в племени или бэнде. Но мы же знаем и то, что власть по наследству у апачи не передавалась. Ее надо было заслужить и выстрадать, демонстрируя качества лидера по шкале ценностей апачи. К тому же нам известно и то, что сын племенного лидера имел преимущества на этапе становления вождя перед другими претендентами. В юности его лучше готовили в боевом отношении, чем других мальчиков, ему давали больше возможностей отличиться на охоте и быту, для того, чтобы он мог идти по стопам своего отца.
Апачи слыли весьма религиозными людьми, и все поступки человека связывали со сверхъестественными силами.
Когда ребенку исполнялось несколько недель мать или бабушка по матери прокалывали ему мочки ушей, для того, чтобы он хорошо слышал и рос послушным. Основополагающим аспектом в воспитании ребенка апачи была дисциплина, полное подчинение родителям.
Первые полгода жизни, младенец проводил в колыбели – люльки  изготовленной из дуба или ореха с каркасом из юкки, покрытой шкурой оленя. Изготовление люльки сопровождалось молитвой шамана о даровании духами долгой жизни младенцу. Шаман привязывал к колыбели различные амулеты в виде мешочков с перышками или бирюзу. Мать в свою очередь, чтобы также защитить ребенка от злых духов, также изготавливала амулеты и привязывала их к люльке. Это могли быть лапки барсука, когти колибри.
В церемонии освещения колыбели принимали участия все взрослые члены малосемейной группы бэнда. Колыбель поворачивали на четыре стороны, начиная с востока и по часовой стрелке, а затем в нее клали ребенка. После этого начинался праздник.
По мере взросления ребенка, апачи проводили ряд ритуалов обеспечивающих его защиту трикстером (культурным героем). В семилетнем возрасте проводилась «Церемония мокасин», которую, как правило, проводил шаман или человек, посвященный в детали ее проведения. Все эти церемонии играли важную роль на этапе взросления каждого ребенка апачи.
Ритуал весеннего обрезания волос проводился весной после «Церемонии мокасин». К голове и щекам ребенка прикладывались перышки, после чего волосы обрезались, за исключением нескольких клочков. После волосы отрастали и апачи их никогда не стригли, лишь только по случаю гибели или смерти близкого родственника. В целом апачи весьма щепетильно относились к своим прическам и длине волос, ежедневно ухаживая за ними. Кочис даже в зрелом возрасте уделял пристальное внимание своим волосам.
За религиозное воспитание ребенка отвечали родители. Поэтому, когда он достигал возраста понимания религии, они рассказывали ему о верховном божестве Усене, культурных героях Дитя Воды, Женщине Раскрашенной Белым, проказнике и хитреце Койоте, Горном Народе, живущем высоко в горах, которые являются защитниками племени и источниками получения Силы.
Апачи говорили: «Чтобы уберечь детей от бесчестия, с ними нужно больше заниматься». Чтобы между детьми не возникало ссор, их учили уважать окружающих. Воровать у друзей категорически запрещалось. Коррективы в поведение ребенка вносились разными способами. Если он не понимал доброго слова, с ним говорили строго, угрожая наказанием, если и после этого до него не доходило, его хлестали кнутом.
Вообще-то дети апачи с семилетнего возраста в основном учились сами по себе и приобретали необходимые навыки на удивление взрослым.
С детства подросткам прививалась забота о собственном теле. Старики любили повторять: «…сильное тело поможет вам в этом мире. Ваши ноги – ваши друзья».
Юношей заставляли съедать целиком сырое сердце первой добычи на охоте, для того, чтобы в будущем удача никогда не покидала охотника.
В юношестве молодые апачи в полном смысле слова становились экспертами по части обращения с лошадьми, повадки и правила обхождения, с которыми они к этому периоду своей жизни изучили досконально.
К четырнадцати годам юноши апачи начинали проходить интенсивную воинскую подготовку, которая включала и следопытские практики. Во время перекочевок юноши следовали впереди кочевья, отслеживая местность, всегда готовые, предупредить соплеменников об опасности.
Многие наиболее способные и быстро обучаемые, передавались на воспитание шаманам, которые, по мнению апачи, поддерживали связь с духами войны и знали все премудрости воинского искусства.
Состязания между молодыми апачи были неотъемлемой частью подготовки воина. Мальчик состязались в борьбе, фехтовании на рогатинах и палках, стрельбе из луков. Во всех этих соревнованиях главенствующим фактором была дисциплина и повиновение старшим.
В процессе подготовки мальчики подвергались различным испытаниям на выносливость и проявление силы духа. Когда водоемы покрывались льдом, им приказывали разбивать его и нырять в воду. Практиковался бег на вершину холма и обратно. В ходе военных игр, устраиваемых для молодых апачи, выявлялись способности будущих воинов. Наиболее подготовленных юношей, которым принадлежал и Кочис вводили на заключительный этап – участие в четырех военных рейдах наряду с взрослыми. В этот период происходило окончательное формирование воина апачи. Считалась, что молодой претендент на звание воина должен сам вызваться и предложить свою кандидатуру на участие в военном походе. Основной его задачей в походе, была демонстрация выносливости и покорности, умение четко и слаженно выполнять все распоряжения взрослых участников похода.
Если претендент – дикохе во время похода проявлял слабодушие, был замечен в чревоугодии и сексуальной невоздержанности, и не дай Бог струсил или солгал, то на его дальнейшую жизнь и военную карьеру мог лечь серьезный отпечаток – ненадежность.
В четырех походах дикохе выполняли всю черновую работу, готовили пищу, собирали дрова, разводили костры, ремонтировали одежду воинам, несли вахту в боевом охранении.
Апачи не позволяли дикохе находиться в горниле схватки с противником и всячески оберегали претендентов от опасностей в походе.
За них лично отвечал предводитель перед соплеменниками. Апачи верили, что на дикохе распространяется защита мифического Дитя Воды. Дикохе в походе носили церемониальную шапку для подобной защиты и откликались только на специальные слова и звуки, произносимы только в период четырех походов.
По окончании четвертого рейда, если дикохе не подвергся критике со стороны хотя бы одного из воинов, участвовавших с ним в походе, то автоматически становился воином и пользовался всеми привилегиями этого статуса. Он мог курить, жениться и пр.
Что же касается Кочиса, то его воспитание и подготовка как сына вождя давали о себе знать. Будучи в юношеском возрасте он уже тогда проявлял качества лидера. Игровое пространство, в которое его окунали родственники, предопределило его будущее. Он ловчее сверстников обходился с луком, объезжал лошадей, быстрее бегал и прыгал, проявлял завидную выносливость и терпение на охоте.
Пройдя этап дикохе, Кочис имел массу возможностей подтверждать свой статус воина, так как период мирного сосуществования с мексиканцами подходил к концу.


Рецензии