37. В. И. Агошков. Опричнина Ивана Грозного. ч. 2
ч.2.
ВЕСНА 1566 ГОДА принесла перемены: казни прекратились, власть «прощала» опальных. По ходатайству руководителей земщины царь Иван вернул из ссылки удельного князя Михаила Воротынского и пожаловал ему старую «отчину» – удельное княжество с укреплёнными городами Одоевом и Новосилем.
Но дело не только в ходатайстве земщины: родовые земли заметно опустели после изгнания их владельцев, т.е. князей. Однако Воротынский не помнил зла.
Вот что писал Р.Г. Скрынников: «Будучи осведомлены об усилившихся трениях между опричниной и земщиной, литовцы пытались ускорить выступление недовольных и обратились с тайными воззваниями к главным руководителям земщины Челяднину, Бельскому, Мстиславскому и Воротынскому. Ввиду того, что Воротынский по милости царя сидел в тюрьме (он только что получил свободу), литовцы возлагали на него особые надежды. Удельный князь должен был возглавить вооружённый мятеж.
Король обязался прислать ему в помощь войска и передать во владения все земли, которые будут отвоёваны у царя. Чтобы ускорить дело, король послал в Россию в качестве лазутчика старого «послужильца» Воротынских, ранее бежавшего в Литву.
Лазутчик без труда пробрался в Полоцк, где находился Челяднин, и вручил ему письма. Планы вооружённого мятежа в земщине были разработаны в мельчайших деталях …
Воевода … не пожелал последовать примеру Курбского, и, по видимому, сам выдал царю лазутчика».
Почему это произошло, ясно из следующей грамоты, которую направил литовцам Челяднин: «Вам, пане, впору управиться со своим местечком, а не с Московским царством».
Как писал Р.Г. Скрынников, здесь «конюший» саркастически высмеял попытки литовских панов вмешаться в русские дела.
Известна переписка Ивана Грозного с бежавшим в Литву Курбским. «Переписывались» с литовцами и другие бояре и знатные люди. О чём была эта переписка. Иван IV в посланиях, например, обосновывал свою излюбленную идею о «происхождении Московской династии от кесаря Августа, о божественной природе самодержавной власти наследственных, а не выборных московских государей».
Правда, сам Иван Грозный в жизни делал «всё наоборот»: семь раз женился, своими же руками способствовал уходу из жизни сына и беременной невестки. Но не будем судить прошлое, поскольку не знаем, что творим в настоящем!
ИТАК, МОСКВА СТАЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ! Эту теорию поднимали на щит русские цари. Николай II и в I мировую войну ввязался, видимо, с мыслью о том, чтобы завладеть Константинополем, ныне Стамбулом, бывшем когда-то столицей Византии.
К чему всё это привело, мы знаем. Достаточно напомнить и о том, что в середине XIX века русские войска потерпели поражение в Крымской войне. Следствием этого стало положение о том, что Россия не могла иметь в Чёрном море флот и прочие войска.
А что касается «панов», которым «впору управиться со своим местечком, а не с Московским царством», то нужно объективно заметить: Великое княжество Литовское, делопроизводство которого велось на русско-белорусско-украинском языке, присоединив к себе бывшее Черниговское княжество, освободило с середины XIVв наших предков от монголо-татарского ига.
И в Куликовской битве, и в Грюнвальдской битве брянцы, новосильцы, мценцы, белёвцы и другие «орловцы» принимали самое активное участие. И не только принимали, но и оказывали решающее воздействие на победу.
ЛЕГЕНДА И БЫЛЬ – НОВОСИЛЬ!
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Выпуск №3
Технический редактор и корректор – автор.
Компьютерный набор – Ю.В. Третьяков
(С) В.И. Агошков, 2002г.
Свидетельство о публикации №213020101959