41. В. И. Агошков. Орёл, который не летает, ч. 2

41. В.И. Агошков. Орёл, который не летает,

 ч.2.

Поскольку у людей всегда есть стремление сделать своё родовое гнездо более древним, то и наши учёные мужи посчитали, что годом образования Орла следует считать 1566. Это, видимо, соответствует истине, если вспомнить, что возводились крепости, как правило, с осени, после уборки урожая.

Орловский краевед-исследователь, художник Владимир Неделин, автор монографии «Орёл изначальный» (Орёл, 2001г) предположил, что «вопрос о постройке нового города был решён уже весной 1566 года … но подготовка к его строительству осложнялась тем, что её необходимо было вести летом».

Автор «с достаточной долей уверенности» написал и о том, что «дату 21 сентября … можно считать днём основания Орла».

Правда, в последние годы ДЕНЬ ГОРОДА ОРЛА проводят 5 августа – в день, когда областной центр был освобожден (5 августа 1943 года) от немецко-фашистских захватчиков.

Конечно, определить точное время закладки Орла трудно, поскольку в городе и до сего времени постоянно что-то возводят, рушат, ведь и Москва, как известно, не сразу строилась. Так что согласимся с 5 августа; главное, чтобы мы не забывали о дне рождения своего родного города…

Г.П. Смолицкая называет две даты образования нашего областного центра: 1566 и 1564, ничего не объясняя. До 1964 года считали, что город Орёл возник в 1564 году, но 400-летие «крылатого города» провели в 1966-м…
 
 
НА СТРЕЛКЕ. Орловские историки допускают, что Иван Грозный мог побывать на Стрелке, у слияния Оки и Орлика – Орла – Орели. Так ли это было на самом деле, сказать трудно, поскольку точных сведений не сохранилось или мы о них пока не знаем. Но то, что царь ведал о Стрелке и что здесь будет возведена с его согласия крепость, это, конечно, не вызывает сомнения.

 В нашем предыдущем выпуске (№3) мы рассказывали о том, какое большое внимание уделял Иван IV Верхней Оке. Мы даже допускаем, что основание им здесь города Орла вызывалось не только тем, чтобы отражать нападения степняков. Город Орёл нужен был, прежде всего, для того, чтобы заставить местное население говорить больше о царе, чем о настоящем хозяине края – КНЯЗЕ ВОРОТЫНСКОМ.

Кстати, М.И. Воротынский после опалы возвратился в родные края и стал восстанавливать город НОВОСИЛЬ.
 
В.М. НЕДЕЛИН ОБ ОРЛЕ. В предисловии к своей книге «Орёл изначальный» В. М. Неделин написал о том, что «кроме большого количества выявленных и опубликованных источников, приведённых в данном издании, новым в нём являются материалы об удельном Звенигородском княжестве … новая датировка Болхова (1196г), а также гипотеза о домонгольском и послемонгольском существовании Орла или поселения на его месте (ХI-IV вв.)».

Что касается Звенигородского княжества, существовавшего на реке Неполоди, то о нём писал ещё 100 лет назад болховский краевед Т.Мартемьянов, а в конце 80-х начале 90-х годов ХХ века орловский археолог Л.Красницкий. Новая датировка Болхова – спорна. Не одинок В.Неделин в своих предположениях и о домонгольском существовании Орла: этот наш выпуск (№4) открывают рассуждения М.Аджиева о том, что город Орёл существовал в «IV-V веках в составе государства Дешт-и-Кипчак».

 Как видим, «ничто не ново под луной». Главное, чтобы «хорошо забытое старое» было востребовано.

В капитальной книге В.М. Неделина есть много новых материалов, например, о строительстве Орловской крепости, набегах татар и пр.… Каждый орловец должен прочитать этот труд. Раньше, в царское время, за подобные исследования давали специальные «Золотые медали», ценные украшения, присваивали соответствующие учёные степени и звания.

Безусловно, Владимир Михайлович – это редкое явление в Орловском краеведении и учёном мире.
//Только что профессор В.М. Неделин издал капитальный труд "Древние города Орловщины" (2013)//

(С) В.И. Агошков.


Рецензии