Еретическая истина II

II

Умудренные словопрениями богословы многозначительно утверждают, что человеческий разум способен познавать лишь свойства внешнего, материального мира. Что касается божественных элементов, то есть мира неосязаемого, духовного, разум признается бессильным. В вопросах религии, учат святые отцы, без веры не обойтись.

Думаем подобный ход мысли весьма устарел. К примеру, современной психологией предприняты успешные попытки объяснить многие загадки внутреннего мира человека. Полученные в настоящее время неполные знания при объяснении ранее неосязаемых моментов реальности, как внешней, так и внутренней, позволяют не прибегать к помощи небесных сил.   
   
Итак, даже под угрозой отлучения от Церкви пытливые умы всех времен не прекращали попыток толкования постулатов Священного Писания. Однако данная область не сразу поддалась изучению, поскольку затрагиваемые вопросы большей частью связаны с механизмами деятельности самой человеческой психики. При изучении религиозных символов путаются философские представления, внезапные озарения и неясные ощущения собственного внутреннего мира исследователя.   

Конечно, без определенной техники и инструментов в таком непростом вопросе разобраться сложно. С развитием некоторых дисциплин на помощь в толковании основных религиозных догматов приходят рационализации, или конструкции. Подробнее об этом говорилось в «Математических конструкциях в мифологии».

Конечно, в целях избежание погружения в собственные фантазии, о чем упоминалось в заметке «Конструктивная ложь», научные предположения относительно одного элемента религиозной картины должны естественным образом соотноситься с другими ее частями, не противореча при этом основам современных знаний.

Вероятно, это единственный путь представить в материальном мире неосязаемые элементы окружающей нас религиозной реальности. Заметим, это происходит без какого-либо принижения важного духовного значения христианства.

Однако, как говорилось выше, всяческие научные конструкции на религиозные темы отцы Церкви принимают за еретические попытки осквернить возвышенную природу божественного. 

Безусловно, интерес и сложность рассматриваемого вопроса отношения священников и религиозно настроенных мыслителей к применению разума при толковании Священного Писания состоит в части обладания последних необходимым знанием. В обобщенном понимании можно утверждать, что даже реально существующее знание в нужной форме может быть доступно лишь малой части исследователей. Другая часть ученых, как правило, строит свои предположения на доступном неполном знании, или согласно собственным ощущениям.

Конечно, не все претендующие на достижение истины знания человечества известны исследователям, тем более, если эти знания касаются тонких духовных процессов. Ситуация с современными богословами еще печальнее по причине отягощения святых отцов врожденным недоверием к науке. Положение усугубляется тем, что наблюдается весьма интересное и неискоренимое презрительное отношение к новому знанию.

При таком отношении индивид, тем более массовое сознание, с трудом усваивает желанную  истину.

                Продолжение следует ...


Рецензии