Опасность безнаказанности

         

Рано или поздно катастрофа обязательно станет темой очередного «Нюрнбергского процесса».  Но почему этот процесс не начинают, пока фигуранты  дела еще живы, здравствуют и могли бы дать достоверные показания? Ведь убиты не только чеченцы, если кому-то чеченская кровь кажется слишком жидкой, дешевой.

Грозный был интернациональным городом и бульдозеры здесь зарывали в одну большую яму немало русских, армян, евреев, украинцев… Плохая, короткая память – не лучшее профилактическое средство от рецидивов  приступов безумия, дикости.

Из всего многообразия свидетельств и предположений политиков, военных чиновников, журналистов, связанных с началом боевых действий в Нахистане,  я бы выделил высказывания Александра Коржакова, который в 1991-1996 годах возглавлял Службу безопасности Президента РФ и был, без сомнения, наиболее осведомленным, близким Ельцину человеком.

О своей  работе в те годы  Коржаков много и подробно пишет в мемуарной литературе, но по интересующей нас в данном случае теме он лаконично остановился в своем выступлении в подборке «Только спустя десять лет мы начинаем узнавать о том, как власти начали войну в Чечне»,  опубликованном в «Московском комсомольце» 26 февраля 2004 года.


Свидетельство Коржакова: «Решение о вводе войск готовилось Адми¬нистрацией Президента, в частности Филатовым, руководителем Администрации, и активное участие принимал в этом замдиректора ФСК – начальник УФСК по Москве и Московской обла¬сти, бывший кандидат в президенты  Евгений Севостьянов.  Они подвигали Ельцина к этому.

 Я пришел к такому выводу после того, как сам лично поговорил с помощником Дудаева Салмановым, его доверенным лицом. Суть того, что он говорил: Дудаев категорически не хочет войны. Это было уже после ноябрьских событий,  когда наших танкистов пожгли.  Эта операция – провокация, устроенная Савостьяновым, — пол¬ностью провалилась,  и,  к сожалению, никто за это и за многочисленные  жертвы  не ответил.

Беседа с доверенным человеком Дудаева была достаточно хорошая, дружелюбная. После того как ее расшифровали, я носил текст к Ель¬цину и даже подчеркнул ему салатовым марке¬ром места, которые нужно было прочитать. Он читать не захотел,  «Ладно, – говорит, – вы мне в двух словах расскажите, о чем там речь».  Дело в том, что к моменту нашего разговора с этим чеченцем Дудаев восемь раз выходил на Ельци¬на, пытался поговорить с ним.

( Выделено мной. Н.С-Х.М.). Тем более что они по зубам России вдарили в этой провальной операции. А кто виноват в событиях ноябрьских 1994 года, которые спровоцировали войну?  Ведь получается, Россия получила пощечину, и Ельцин, естественно, как человек амбициозный, сказал:  «Надо ответить...»

В общем, операция та в ноябре была фа¬тальной ошибкой, - продолжает Коржаков, -  Я  не  видел ничего крамольного в том, если бы Ельцин принял Дудаева  после этих событий.  Дудаев был законно избранный президент,  Чеч¬ня – 89-й субъект Федерации, и ничего страш¬ного не было бы... Но Ельцину руководство Ад¬министрации  специально  подсовывало  бумаги,  где  Дудаев  плохо о нем говорил, а Ельцину это всегда не  нравилось,  если  кто-то о нем плохо го¬ворил. Да плюс еще эта «пощечина» России в но¬ябре… И когда я сказал ему: «Примите  его,  он же приходит  к вам как вассал к своему сюзерену, и ничего такого здесь нет!»  – «Нет! Если я его при¬му, подумают, что мы слабые!»

Война началась по глупости,  которую  спровоцировали  Савостьянов,  Филатов и те, кто вокруг них находился. Они ввели в заблуждение ди¬ректора ФСК Степашина... Потом было то самое заседание Совета безопасности, «историческое», после которого Генштаб подготовил опе¬рацию по вводу войск в Чечню буквально за три дня и три ночи.

Срочно надо было потому, что просто приказали... Надо было доказать, что все можно было раздолбать и быстро захватить, тем более что Грачев заявил, что за два часа одним парашютно-десантным полком возьмет Гроз¬ный... Из Москвы-то все казалось легко...»

Коржаков совершенно справедливо объединяет два вопроса –  оставленное в Нахистане огромное количество оружия и то, как Филатов с Савостьяновым упорно мешали встрече Дудаева и Ельцина (не менее 8 раз!)

Все станет предельно понятным, если найти ответ на простой, примитивный вопрос: кто стоял или стояли за Филатовым и Савостьяновым?  Чью волю они столь трепетно исполняли? Волю Президента? Парламента? Народа России? Сомневаюсь.

Уходя  в отставку, Ельцин назвал войну в республике  главной ошибкой за всю свою непростую президентскую карьеру, которая  пришлась на весьма непростую и неоднозначную эпоху. Но покаются ли когда-нибудь силы, стоявшие за Филатовым и Савостьяновым?  Или происшедшее ими будет записано в перечень  своих самых блестящих, ошеломляющих, «золотых» побед?

Чтобы зачинщики войны хоть немного  себе представили, что это была за война (а вдруг какие-то крохи совести остались?) приведу лишь один задокументированный эпизод: «27 октября в окрестностях селения Комсомольское с борта военного вертолета была расстреляна автомашина «Нива», в которой ехали 15-летний Ахмад Гехаев и его 23-летняя беременная  родственница, мать четверых детей Залина Межидова.

 После расстрела военные забрали из машины раненых подростка и женщину на борт вертолета, как они  говорили  потом, для того чтобы  доставить их в военный госпиталь в Ханкалу. Однако на тре¬тий день после расстрела  тру¬пы подростка и женщины бы¬ли обнаружены в лесу в 20-25 км от места происшес¬твия. Как выяснилось, трупы были сброшены с вертолета, вероятно, чтобы скрыть следы преступления».

Это сообщение из газеты «Коммерсант». (6 ноября 2001 года, № 204). Преступление стало достоянием общественности, потому что жители с. Комсомольское  устроили многодневный митинг у здания администрации Гудермеса и разошлись только после того, как руководство обещало раскрыть преступление.

А ведь таких преступлений было множество как со стороны федералов, так и со стороны местных отморозков.  Кто за это ответит?  Или принцип неотвратимости наказания действует  только по отношению к совершившим мелкие преступления, типа дорожно – транспортные происшествия или подобранное с бесхозного поля ведро картошки?  Суда над теми, кто совершил геноцид многонационального народа целой республики  не будет?

С-х. Нунуев
село Махкеты


Рецензии