Этногр. замеч. Казанская губерния. 1861. Русские

МАТЕРИАЛЫ
для
ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ
РОССИИ,
СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА.

КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ.
Составил М. Лаптев.

САНКТПЕТЕРБУРГ.
ПЕЧАТАНО В ВОИНСКОЙ ТИПОГРАФИИ.
1861
ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ:
с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров.
С.-Петербург. 28 Ноября 1860 г.
Ценсор В. Бекетов.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Статистические материалы, издаваемые в настоящее время Департаментом Генерального Штаба, собирались и в прежнее время; с 1836 по 1854 год было три издания военно-статистических описаний губерний. Описания эти служили исключительно для надобностей Военного Министерства. В 1857 году начато 4-е издание, но на других основаниях: круг исследований сталь шире, да притом материалы, собранные для составления военных обозрений, издаются в свет отдельно.

Статистические материалы Казанской [г]убернии составлены частью по печатным источникам, которые, впрочем, очень бедны, частью по сведениям, собранным от частных лиц и по личным наблюдениям составителя при разъездах; наконец, в тех случаях, когда нельзя было достать сведений последним путем, служили официальные отчеты, из которых важнейшими были — отчеты губернаторов. Наши официальные статистические материалы, как известно, весьма обширны, иногда даже мелочны и очень разнообразны. Но научная разработка их представляет часто непреодолимые затруднения, и пользоваться ими приходится с большою осторожностью или только в крайности. Жалобы на неверность таких данных сделались уже ходячею монетою. Это голос немощи против целой системы собирания таких сведений. Пока у нас статистик не столько архитектор, дающий план и оценивающий материал, сколько чернорабочий отыскивающий его. До тех пор пока не будет введен в составление отчетов элемент критический, наши статистические показания будут только более или менее приближаться к истине.

В настоящем, собрании статистических материалов особенное внимание обращено на физическое описание стран! Природа края составляет самую важную опору для всех будущих исследований: она не только объясняет проше[д]шее и настоящее развитие какого бы то ни было края, но и определяет его дальнейшую историю.

Составитель считает также нужным оговориться в том, что труд его далеко не представляет систематического описания. Причины этого заключаются частью в отсутствии данных по многим вопросам, а также и в том, что статистические работы, производимый Генеральным Штабом, имеют главной целью приготовление материала для военно-статистических обозрений, непосредственно удовлетворяющих тем статистическим указом, в которых нуждаются войска.
Представляя на суд публики сведения, собранные с этой последнею целью, составитель будет считать стремление своё вполне достигнутым, если его труд послужит к дальнейшему, более подробному и строгому изучению Казанской губернии.

Источники значатся в подстрочных примечаниях; кроме того, есть особое указание главнейших сочинений, в которых говорится о Казанской губернии. Из официальных данных, которыми мы пользовались, не можем не упомянуть здесь: 1.) о трудах Комиссии уравнения денежных сборов, как о таком источнике, который отличает и научными основаниями, и точностью; следовательно, совершенно не походит на все прочие официальные показания: 2.) об инвентарном описании г. Казани, отличающемся во многих отделах большими достоинствами(1).
................
(1) Замеченные опечатки [опечаты] помещены в конце книги; из них самые важные на 153, 274 и 411 страницах.
                * * *
Указание главнейших сочинений, в которых говорится о Казанской губернии.

Опыт Казанской истории, Рычкова, 1767 года.
История о Казанском Царстве, неизвестного сочинителя XVI века, находившегося в плену у Казанцев 20 лет и освобожденного по взятии Казани. Издано Академией Наук, в 1791 году.
Сборник древностей Казанской епархии Архимандрита Платона Любарского, 1782 года.
Описание инородцев Казанской губернии, Миллера, 1791 года.
Краткое медико-топографическое обозрение Казанской губернии и г. Казани, соч. Лангеля, 1817 года.
Казанские Татары — Фукса.
Записки Фукса о Чувашах и Черемисах, 1840 года.
Поездка к Вотякам, ся же, Приб. Казан. Ведомост. 1844 года. Указатель Казани, изд. Черновым, 1840 и 1842 годах. Иcтория Казани, Рыбушкина, 1843 года.
История Казани, Баженова, 1847 года, 2 части.
Военно-Статистическое обозрение Казанской губернии, изд. Департаментом Генерального Штаба, том V часть I, 1850 года.
Энциклопедический Словарь, Плюшара.
Описание Зилантова монастыря и памятника в честь взятия Казани, Архимандрита Гавриила, 1840 года.
Исследования об инородцах Казанской губернии, соч. Сбоева, 1856 г. О быте крестьян Казанской губернии, его же, 1856 года.
История России с древнейших времен, г. Соловьева.
Сборник юридических актов, относящихся до Казанской губернии, г. Мельникова, Казань, 1859 года, 1 том.
Отрывочные сведения находятся в древней Российской Библиотеке Новикова, в изданиях Археографической Комиссии; в путешествиях Олеария, Белля, Гмелина, Палласа, Рычкова, Лепехина, Фалька, Георги, Беллингса, Лессепса, Коцебу, Эрдмана, Купфера, Эрмана-Гумбольдта, Гельмерсена, Мургисона, Гальберга, Котлера, Гакстгаузена, Чихачёва, Арсеньева, Муравьева, Небольсина и других. Кроме того, есть заметки о Казанской губернии в периодических казанских изданиях и других русских журналах и газетах, как-то: в Журнале Министерства Государственных Имуществ, Внутренних Дел, Русском Дневнике, Библиотеке для чтения, изданиях Географического Общества и проч.
= ======================== =
* * *
Этнографические замечания о народонаселении
заметки о быте, нравах и обычаях жителей.

РУССКИЕ
Русское народонаселение занимает побережье Волги и Камы. Волга давно была великим двигателем в истории народов; на берегах в отдаленную эпоху существовали государства, богатые города; издревле река эта была естественным путем распространения русского владычества, или, лучше сказать, русской колонизации, начавшейся со времён Иоанна Грозного и кончившейся, в исходе прошлого столетия. Одни из водворившихся здесь крестьян были пожалованы монастырям и архиереям. Поселения эти заняли лучшие, самые привольные места для жизни по берегам Волги и Камы. Получив от Государя богатые рыбные ловли  духовенство переводило сюда своих крестьян, иногда на время только чтобы сторожить угодья; несколько семейств, помещавшихся спасало по бивачному, мало помалу приобретали в таких местах оседлость (1). Хотя Иоанн IV, первый из Государей Русских положил предел увеличению недвижимых имений духовных лиц, но в Казанской губернии все духовные имения образовались в его царствование. Мера эта была исключительною, местною и необходимою в то время. В царствование Екатерины II монастырские церковные и  духовные имения окончательно отошли в казну, а небольшое число крестьян, числящихся за монастырями, находится также в ведении Палаты Государственных Имуществ, по распоряжению которой назначаются служители в архиерейские и монастырские дома. Такие служители избираются миром на 20 лет, имущественно из одиноких, неисправных плательщиков податей и неспособных к военной службе(2).

Однодворцы получили  официально это имя только в 1714 г. Казанские однодворцы, — потомки переселенцев западных губерний и однодворцев великороссийских, образовались из боярских детей и служилых людей, поселенных в XVI и XVII столетиях по Украине. Пётр Великий возложил воинскую службу этих поселенцев на ландмилиционные полки, которые вербовались из однодворцев же, поступивших в 1724 году в разряд государственных крестьян (3).
При Императрице Анне Иоанновне поселены были отставные воинские нижние чины в низовых губерниях; в Казанской — потомки их до 1832 года известны были под именем малолетков. Они появились здесь во второй половине XVII века. Служба их, как военных поселян, кончилась давно, а теперь исчезло и самое имя, по крайней мере официально. Они были поселены в Чистопольском уезде по старой закамской линии. Малолетки управлялись до 1781 года воеводскою канцелярией, бывшею в Билярске, где был воевода, а помощники его жили в Старо и Ново-Шешминске. Поселены они с целью защищать пределы от набегов из соседних степей Башкир и Киргизов, к которым часто присоединялись еще инородцы Казанской губернии — Татары и Чуваши. С успокоением края в конце XVII столетия, такая внутренняя служба малолетков была менее нужна, и потому из них стали брать всех годных молодых людей в рекруты, оставляя в семьях только самое необходимое число. Срок их службы был 15 лет; тем, которые оставались на службе еще 10 лет, назначали полный пенсион. В 1816 году, после трудного военного времени, по просьбе малолетков, дана им льгота на 12 лет от рекрутской повинности и податей; но по истечении итого срока они еще не оправились; очень мало между ними нашлось охотников, когда их призывали на службу в войну 1828 года, а потому тогда уже решено было сравнять их во всём с государственными крестьянами, к которым они окончательно, и присоединены в 1838 году.

Образ жизни русских поселян почти одинаков с прочими великороссийскими губерниями. В Казанской Русские резко отличаются от прочих обитающих здесь племен нравственным и умственным превосходством, а также лучшим устройством домашнего быта, опрятностью изб и надворных строений. Из них зажиточнее других: купечество, местами мещане и крестьяне удельного ведомства.

Одежда русского крестьянина: овчинным некрытый тулуп или полушубок, кафтан черного домашнего сукна со сборками назади, шапка теплая с овчинным околышем, а летом высокая поярковая с небольшими полями шляпа, к верху суженная. Обувь состоит из холщевых или шерстяных онуч и лаптей, зажиточные всегда носят сапоги, а прочие только по праздникам. Женщины в будничные дни носят синие холщёвые сарафаны с передниками (запона); на голове набойчатый чехлик или бумажный платок; на ногах белые онучи и лапти; в праздники сарафаны и запоны — китайчатые, ситцевые разных цветов, с шелковым или мишурным спереди в два рада позументом; на голове платки бумажные, или шелковые, а у некоторых, в особенности у крестьянок удельного ведомства, в употреблении кокошники; на ногах чулки, коты или башмаки. Зимою крестьянки носят кафтаны, крытые сукном, или дублёные, а на ногах сапоги. Девичья одежда отличается тем, что девушки ходят с открытою головою, неподобранною косою, в которую вплетают ленты; серьги, кольца булавки и проч., большею частью медные, служат также украшением.

Пища бывает различна, смотря по зажиточности и годовым урожаям. Обыкновенные кушанья в пост — щи без приправы из сырой капусты, полбенная каша, горох, рыба, кислая капуста, квас, конопляное масло, редька, лук — репчатый и зеленый. В скоромные дни — щи и картофельная похлебка с приправами, с говядиной, а чаще с бараниной или свининою, каша гречневая, полбеная, с маслом или салом, яйца, молоко. В праздничные дня — жареная в сале говядина, баранина, свинина, куры, гуси, пироги с кашею, рыбою и курицами; ватрушки, или блины гречневые. Летом в рабочую пору горячей пищи не употребляют, а большею часто берут с собой на целые дни сырую или предварительно дома изготовленную.

Что касается до нравов и обычаев Русских в Казанской губернии, то они, конечно, не могли остаться такими же как в великороссийских губерниях; местные условия не могли не дать им особого оттенка. Надо припомнить себе, что Русские явились сюда колонизаторами края из разных мест, из разных сословий, из разных провинций. Расселение русского племени в здешних местах шло особенно сильно, и особенно развивалось в смутное врем начала XVII столетия: беглые, искавшие свободы от частновладельческой власти, потом раскольники укрывались в пустынной еще тогда Казанской губернии среди разноплеменного туземного населения монгольского и финского племён. Живя слишком три столетия между столь разнохарактерными национальностями, хоть и подчинениями им, казанцы - русские всё-таки не могли не усвоить себе некоторых новых чужих привычек и остаться в своём быте и развитии без влияния окружающих их народов. Влияние это, вследствие сравнительно большого развития победителей в их исторической роли, не могло быть глубоко, не могло значительно изменить коренные свойства; оно касалось большею частью только внешности, касалось поверхностно; так, по местностям, есть различии в свадебных обрядах, отправлении в пированье разных праздников и, наконец, даже легкие оттенки в самом языке, в принятии чужих слов, поговорок и поверий. Более резкое, более значительное и важное различие между Русскими кладут их религиозные понятия, хотя это различие очень мало, почти не высказывается наружно. Мы говорим здесь о расколе, который так многосторонне и так сильно отпечатывается не только в образ жизни, семейном быте, в нравственных понятиях, но дает отпавшим от православия даже некоторый политический характер. Этот вопрос рассмотрим в своем месте.
...................
1. Почти все приволжские селения, находящихся теперь в ведомстве Государственных крестьян, до конца XVII столетия принадлежали или монастырям или духовным лицам например: Тянишево, Карельское, Богоявленское — Антоновка, Богородское Красновидово, Нижний Услон, Погородское камское устье, Рахчива, Печищи, Троицкое — Вязовая, Сундырь (Мариинские ...) и проч.  II. Кама. Мысы, Урай, Монастырь, и  другие.
2. Число штатных служителей при монастырях и архиерейских домах по 9 ревизии в Казанской губернии было 125 человек.
3. В Казанской губернии считалось однодворцев мужского пола по 7-й ревизии 1847 душ, — 8-й - 1020, — 9-й - 978.


Рецензии