Каноны

Виктор Матюк

Каноны

Душа моя слаба и в чём была моя мольба, вот те слова, что низвергли их мои уста:
Невесть куда уходят мои годы, нет духовной свободы, от святых слов - одна вода
Да комки из прошлогоднего льда! Чтобы жизнь стала краше,
Неоднократно прикладывался к божественной чаше и даже стоял на страже
У своих духовных ворот и вот ещё один неприятный исход! Даже бог
Всех моих намерений вряд ли в этот миг поймёт! Над головой мерцающий собор,
А в голову лезет сущий вздор, извечная трепотня постоянно беспокоит меня!
Какая-то мышиная возня идёт вокруг меня, но нет дыма без полымя! А на фига
Мне нужна чужая игра мыслей и слов? Колокола увесистый язык в мою душу
Своим дивным звоном проник, вытащил мысли с воды на сушу, тональность певучая
Вводит в состояние полного благозвучия, но по-иному выглядит суть бытия!
По дому хлопоча, жду удобного случая дабы чего-то добиться от своей судьбы,
Но моих дум следы нигде не видны, на поверхности – речная муть,
Бог весть, куда исчезла суть выражений и слов – на всё  воля богов!
Она странствует по космическим водам и с каждым годом отдаляет духовную свободу,
К кому могу воззвать под бесконечным небосводом по поводу того, что никто
В миг шквала не говорит, что вера в бога у людей пропала! Такого раньше не бывало!
У людей веры мало, но время течёт, авось, поумнеет наш благочестивый народ!
Грешны все мы, но как выбраться самостоятельно из тьмы? Надо думать обстоятельно!
Только на гребне девятибалльной волны можно преодолеть впадины и холмы!
Но способны ли мы вылечиться от бубонной формы чумы? Мысль летит, как пуля,
Но она – не дура, хотя с утра болела голова, то тут свистит, то там гудит,
А в пене повседневного шквала прыть, бог весть, куда пропала, её как ни бывало!
Я жду от небес невероятных чудес, но сложен этот процесс! Коль нас создал Господь,
То мы должны блюсти свой дух и плоть, но сколько пьяный рож я видел среди святош!
Судья им - бог, но и я хорош! Свою душу лишний раз не тревожь, в жизни много дорог!
По многим их них пройти я не смог, хотя до костей продрог и замёрз! Слава богу,
Что не оглох! Чох! Чох! Чох! Рядом много склок, ну и что? В голову ударило вино!
Тело заворожено, а сознание думами растревожено да так,
Что до сих пор не может успокоиться никак! Ему, как и мне надоел всеобщий бардак!
Кто-то на коне, кто-то едва держится на земле, а третий ходит навеселе,
Но всем – труба, коль правильно мною поняты Господние слова:
«Пока я с Вами – Вас везде и всюду от греха оберегаю!»
Размышляю о чреде времён и тут же слышу бабьи крики и стон!
Хочешь верить Богу – верь, ты подаёшь людям хороший пример
И поможешь грешникам избежать в грядущем великих потерь!
Они живут хлебом насущным, остатки их почти истлели, но они едва уцелели!
Было бы лучше жить в нищете, но при себе иметь нательный крест и молитву,
Её слова острее бритвы, вспомните о былом, как Иисус шёл по жизни напролом!
Я ключ от истины всю жизнь искал, оказалось, что зря грешную землю топтал,
В цель до сих пор ещё не попал! Выл и страдал, но своим грехи никому не раздал,
Оказалось, опоздал! Над головою синь, а перед глазами марево Иудейских пустынь!
Аминь! Аминь! Отринь, бес, от наших полей и долин,
Там хранится немало древних православных святынь!
Можно без труда Святую книгу прочесть, коль тебе небеса окажут такую честь,
Там немало полезного и важного есть! Тогда на грехах можно ставить жирный крест!
Что же делать тому, кто стремительно идёт ко дну? Жаловаться небу на грех,
Так он у всех есть, быть может, бог поможет его молитвами искупить,
И потом о нём напрочь забыть! Где лёгкость своей душе добыть? Жизнь оскудела
И никому до неё нет дела! Заноза в душу глубоко засела, этому есть много причин,
Многие из мужчин стремились добыть для себя должность и чин, но жизнь полна кручины,
Есть путь один для исправления – всеобщее прощение! Я двигаюсь по страницам книг,
На высоте их мыслей завис, внизу совсем не то, что наверху, держусь на весу и пишу
Свои мемуары, продаю мысли задаром молодым и старым! Не царская забота -
Искать лодырям работу! Всё – тщета, всё – мишура, коль в душе нет ни толики греха!
Простой люд - наивен и смешон, его исход предрешён! Хочешь молиться – молись,
Но за дурное дело двумя руками не держись, ты к познанию истины стремись,
А узнав её каноны – гордись, а какой же смысл прожигать свою единственную жизнь?
Пусть твоя мысль поднимается вверх, но не падает вниз! Там скользкий карниз!
Смотри не оступись! Поторопись, коротка земная жизнь! Мыслей тьма,
Как бы не сойти с ума! Разворована казна, а людям даже ересь не страшна!
Хочешь любить – люби, хочешь грешить – греши, но никого в своих проступках не вини!
Извини, но дни, проведенные в любви и грехе, не спрячешь в бытовой шелухе! Знаю я,
Из-за своей любви страдают даже преданные мужья, она каждого превращает в муравья!
Борясь, не теряй с любовницами связь, им никто не указ, всему виною страсть!
Мы кто перед судьбой всесильной? Никто, если нет бога за спиной! Рок злой
Привносит в душу жар геенны, мы же смотрим на него кротко и смиренно!
Выпиваем стакан водки, рвём свою глотку, а потом и подмётки, дабы в душе цвели сады,
Милостыню подаём, честь и совесть задарма продаём, взяток много не берём,
Но то, что написано пером, потом не вырубишь даже топором! Все мы когда-то умрём,
Это всеобщий закон! О каноны бытия разбивается мысль и душа моя! Я не тот,
Что прежде, окружил себя глашатаями и невеждами! По жизни скитаюсь,
Не живу, а обороняюсь! С места галопом срываюсь и несусь вскачь, хоть стой, хоть плачь,
Однако из плода гнилого никогда не получишь то, что через пару минут сам озвучишь!
Такова его участь! Грубость и глупость ни к чему, надо жить по уму! Пролетают события,
Над головой висят ветхие перекрытия! Можно жизнь сломать, как знать,
Куда же направляется она? Пробудившись от романтического сна, лично она
Внезапно вспомнила былые времена, когда бушевала стужа и пурга
И ходили русичи на заклятого врага, но всё за них решала злая доля и судьба!
Она, словно сказочная баба – Яга, костяная нога, летает высоко и видит далеко,
Но смотрит поверх голов, ей приятен сладостный улов из умных выражений и слов!
Возбудясь, то поднимаясь, то садясь, искал с былыми временами незримую связь,
Она внезапно оборвалась, надежду потерять себя не заставляй, пей вдоволь жизнь
И плоть свою не отрезвляй! Живи и знай, что всему приходит край!
Любви и ненависти пламя горит подобострастно и похабно, повсюду грязно,
Ну и что? Каждый ищет свой очаг, но не может его найти никак, кто-то пьёт
Счастье из огромных баклаг, а иной дурак его не замечает никак!
Изредка мелькнёт редкое, но приятное на вкус блаженство,
Как тут же из-под ног, подобно птице, улетает совершенство бытия,
Нелепы рождение и уход и вся наша грешная стезя! Где же нахожусь я ?
Здесь нет ни тепла, ни огня, лишь изредка слышу голос Всевышнего,
Он звучит неправдоподобно, говорит, что жить нельзя грешно, но сомненья нет,
Люди грешат на протяжении тысячи лет, хотя на все сладости жизни наложен запрет!
Гасите свет, господа! Нельзя ни туда, нельзя и сюда! В банке закрыты счета,
Везде - бедность и нищета! В словах – одна вода, даже днём нас сопровождает темнота!
Кому-то любовь и весна, а нам светит лишь холодная и гордая Луна! Челом Господу бью
И о прощении грехов Его прошу, хотя слёзы ночами не лью, они не омывают мою стезю!
Это мне ни к чему! Боже, не отрезвляй и не опохмеляй, надежду потерять не заставляй!
Без неё жить нельзя! Да! Да! Жизнь тогда окрасится только в чёрные цвета! Вот это да!
Надо праведно жить и нечего перед своей судьбой пресмыкаться и лебезить!
Ни дать, ни взять: люди привыкли спину гнуть перед теми, кто сказочно богат,
А они едва-едва на ногах стоят! Богатство надо людям раздавать! Свят! Свят!
Нам суждено золотую цепь из своих недостатков и бесчисленных забот ковать!
Так знающие люди говорят! Все грешат! Угрызения совести не для жизненной повести!
В один ряд становись, там чванство и зависть, нищета и корысть и нет глаз,
Которые пристально смотрят ввысь! Жизнь теряет всякий смысл! Остановись!
Человек старый вряд ли сможет очнуться от такого удара! Каноны одни,
Деяния – другие, на одном конце – грешные, на другом – почти святые,
Мы – и не те, и не другие! Мы даже характером не схожи, а дальше что же?
Нам бы благословенье божье, а там поглядим: заботы ум отяготят и выстроятся в ряд,
Попытаются свой куш сорвать, как бог сочтёт, так и произойдёт!
Грехи – враги моей души, воспоминания о них свежи, не лги ни себе, ни людям,
Не занимайся бахвальством и блудом! Давай продолжим беседу, я никуда не тороплюсь,
Вхожу, кажись, во вкус, читаю свои произведения наизусть, но душу обуяет грусть!
Когда с этих мест уеду, первым доложу ближайшему соседу, что мысль заклятая
Близка к закату! В помыслах своих не страшусь дум едких и злых и нередко
Опосля глотаю таблетки, сидя на старой отцовской табуретке! На ней сидели мои предки,
Говорила нам бабушка и мать, что трудно грешникам церковь по воскресениям посещать!
Как иную жизнь сотворить, если привык грешно жить? В какие двери в рай входить?
Куда совесть велит, туда и надо ступать! Стоит ли богатство в бедности искать?
Не хочу гадать, на всем лежит неведения печать! Я устал на спине груды книг таскать!
Мне ли умом блистать? Как сказать?! Главное – не паниковать и хвост трубой держать!
Будет лучше, когда-то и нас минует злополучье, выродится племя сучье
И тогда сгинут все заботы, но священники никогда не останутся без работы!
Они утешают нищих и больных, вселяют надежду в души их! Ну что постиг?
Нет идеально святых, много – пародирующих их! Кто нами пытается управлять?
Всякая шваль и ****ь! Где же умных и праведных сыскать? Их вблизи не видать!
Не стану чувств и дум своих от честной публики скрывать,
Но разъяснять - долго и скучно, думаю, этого делать не нужно!
Я тронут до слёз, что мой ангел до Бога слова моей молитвы донёс!
Смотрю на икону с дрожью и получаю от неё благословенье божье!
Похоже, что бог тоже вместе с теми, кого совесть гложет,
Но помочь быстро он нам не может! Что же в мире святош происходит?
Бог и мудр, и справедлив, но народ забыл, что Его дух до сих пор ещё жив!
Истину для себя открыв, я перешёл на речитатив, чтобы не произошёл нервный срыв!
Впереди то ли бездна, то ли глубокий обрыв! Я же слегка ленив и потому,
На одном месте сижу, церковные свечи напрасно жгу и не верю уже никому!
Только Богу одному! Грудь моя вместе с крестом обнажена, она выбрита догола
И лишь изредка видна очень редка седина! Надёжен божий свет,
Но истины с ним рядом нет! Мысль пришла издалека,
Её сюда принесла из небытия, бог весть, куда ушедшие века, дабы потешить старика!
Ему старость и младость уже не страшна, в его душе давно уже царит весна!
Рядом пляшет молодая стрекоза, у неё широко открытые глаза, жизнь – не бесконечна,
А молодость – не вечна, всё скоротечно в мире земном, глядь, уже золотая осень за окном!
Не хочется становиться стариком, но против закона в мире оном  не попрёшь,
Ядрёна вошь, что посеешь, то и пожнёшь! Смутясь, я потупил взгляд и был тому не рад,
Что к концу близится весь этот бразильский маскарад!
И власть, и слава – хуже, чем отрава, грех есть и слева, и справа,
Везде и всюду море блуда, бытие - несовершенно, ведь естество - не священно!
Душа и плоть попеременно идут с повинной головой в храм святой,
Чтобы уладить дела с судьбой, свои усилия утрой, они уравнены судьбой,
Хотя всю жизнь воюют меж собой! Глаза открой и следы позора кровью смой!
Коль оглох, сделай глубокий вдох, а опосля, когда начнёт шататься под тобой земля,
Собой истину прикрой и чти домострой! Не тащи в рот лучший кусок,
Не смотри, что так делает местный поп, он себя на ад давно уже обрёк!
Он мужик в летах и ему не страшен тлен и прах! Духом креплюсь и молюсь
Дабы навсегда не отречься от бога и судьбы! Впереди много работы,
У других, уж явно не святых, ни горя, ни заботы! Кто ты? Простой мещанин!
Вас много или ты такой один? Что надо сотворить, чтобы праведно жизнь свою прожить?
Она нам дана в кредит! Так народная мудрость говорит! Как не ошибиться в выборе пути?
Трудно до своей вершины без пороков дойти! Господи, спаси и помилуй! Дай ум и силы,
Дабы не проиграть совесть в миг борьбы с врагами заклятыми, то есть супостатами!
Лишние затраты мне ни к чему, а потому говорю, что не успокоюсь,
Пока в грязном белье и хламе роюсь! Самозабвенно вглядываюсь вдаль,
Везде одна тоска и печаль, а жаль, что счастье закрывает серо-чёрная вуаль!
Коль совесть есть, две возможности мы видим здесь,
Чтобы постоять за свою славу и честь!
Одна – честь не будет велика, если решку менять на орла, а вторая меня пугает.
Хотя вечное входит в душу раз и навсегда и не предаётся никогда!
Ни одно живое существо не способно изменить истоков его! То-то и оно!
Оно - совершенно и нетленно, достигнутое им достаётся людям святым,
Но и оно может рассеяться как дым, если мы когда-то тоже согрешим!
Дело за большим – естество предстоит объединить с духом святым!
Живая боль есть в моих словах, я говорю в сердцах: всё – тлен, всё – прах!
Что-то святости рядом не видать, а каждый депутат готов тебя за хороший куш предать,
Чтобы на ступеньку выше встать! Коль кто-то знаменит и для общения открыт,
Он превзойти других людей ни в чём не спешит, но противоречия в душе растут,
Рядом пряник и кнут, им предрассудки повод для разобщения вечно подают!
В любом углу тебя наяву научат этому дерзкому ремеслу!
Кажись, везде преобладает стремление к розни и вражде!
В сердцах людских не осталось истин святых, а милосердие их
Врасплох источник греха настиг! Причина злобы и вражды
Кроется в презренной зависти, к бабке не ходи, ведь все разговоры ведутся от балды!
Не суди и не судим будешь! Проследи пристально за собой весь день в праздник святой!
Кто ты такой? Господин или изгой? В делах преуспел, но до сих пор ещё не разбогател!
Бог нами правит, коль захочет, здоровья и счастья прибавит и от всех болезней избавит!
О грехе забудьте, поскромнее и повежливее будьте!
Не мы ли свои души для греха стремглав открыли?
Хотя не знаем сами, насколько велика Божья власть над нами!
Небосвод шатается, но устоять на одном месте из последних сил пытается,
Но ничего не получается, он готов наземь упасть, кабы не Всевышняя власть!
Святость к небесам взлетает, но и там она совсем не отдыхает! Какое сословие ни взять,
Оно готово вышестоящих мигом смять и чужие плоды пожать! Куда бежать?
Таков наш быт, каждый хочет иных себе подчинить, кто сопротивляется, раздавить,
Только бы самому пристально смотреть на свет и тьму! Многие болеют и страдают,
Потому что причастие своевременно не принимают и заповеди Бога нарушают,
А Божий храм своим присутствием лишь оскверняют!
Не верьте, что никто не боится смерти!
Незыблемы церковные каноны, они не нами установлены и не нам их отвергать,
Нам дано сеять и жать и свою душу богу в руки вверять! А ветер ледяной
Поднимает мороз и снег стеной и холод бушует над седой головой! Боже мой!
Когда же кончится затмение и прояснится моё воображение? Есть в бытии такой закон,
Дошедший к нам из давнишних времён, и руководствуясь им, мы не должны в чужие руки
Вручать сокровенные мысли свои! Ничего в ответ не говори!
Так заведено исстари на Руси! От греха исходит тяжкий вред
И ему оправдания нет! Навсегда остаётся его след в душе горемычной,
Коль плоть грешит систематично! К истине всегда стремись и разумом руководись!
В этом весь смысл бытия, но узкая его стезя! Она скачками проносится перед глазами,
То исчезает, то появляется за невидимыми гранями! Только молния небес
Может стремглав замедлить этот божественный процесс,
Но даже из хладных уст исходит множество горячих чувств!
Когда душа будет святою, тогда плоть окажется у неё под пятою!
Не скрою своего разочарования, ведь все наши грехи – результат незнания!
На дворе и стужа, и метель, к нам же святость приходит из тех земель,
Где в любую пору года добрым мыслям благоприятствует погода!
Благочестивы господние дела, на них печать благоволения легла!
По сторонам оглянись, тихо и спокойно в храм вернись, но смотри не оступись,
Иначе жизнь потеряет всякий смысл! Вопреки нашим ожиданиям
Всё свершается по воле небес, у людей на первом плане иной интерес!
Другого не будет впредь, на все надо без пристрастия смотреть! Бесцельно жить нельзя,
Это преступление и на него спокойно идёт молодое поколение! Каково начало,
Таков и конец! Миром правит Творец! Зачем напрасно слова терять,
Проще всего грешникам уши надрать, чтобы их воспитать раз и навсегда!
Их грехам нет числа, да и совесть у них не чиста! Свидетель – божество,
Разумней всего – не придумывать ничего! Пусть всё будет так, как есть!
Плохо тем, кто не приемлет лесть! Мир жесток, но у жизни есть свой срок,
Я беспечным быть не мог! При рождении Христа ширь земная ожила
И в движения страна пришла! В ночной тиши можно подумать о состоянии своей души!
Не греши, но жить спеши, а на какие шиши? Вёсла суши, коль работать нет охоты,
У кого-то льготы, но не у нас, нам на всё – отказ! Всему своё время – всему свой час!
Уж так получается, что нам не платят даже то, что причитается!
Матерщина с уст срывается, ведь ничего и никогда не забывается!
Собственно говоря, жизнь и вера мне напоминают подобие мыльного пузыря!
Грехи раздуваются вширь и в длину, а потом лопаются, приблизившись к окну,
Хотя путей для отступления нет, в голову лезет странный бред!
Тот, кто крупней и сильней, кричит: «Попробуй, убей!» тому, кто вдвое меньше и слабей!
Не хочу слышать подобных речей, гоню их взашей, а жду лишь добрых новостей!
Мысли мчатся, мне за ними не угнаться, хочу, чтобы божья милость
Вблизи моих ног очутилась и странствие греха вокруг меня прекратилось!
Ветер свищет и хохочет, он голову не только мне одному морочит,
Он что-то говорит про совесть и стыд, святость окликает, но грехам потакает!
Никто его мысли всерьёз не воспринимает! Думаю про будущую тьму,
Что она сулит одиночеству моему? Покой или войну? Ни то, ни другое – мне ни к чему!
При виде лютой стужи, которая гуляет снаружи, живу с каждым разом всё хуже!
Укрываюсь одеялом рваным, кутаюсь в обноски драные,
В таких в былые времена ходили цыгане! В одежде ветхой
Замёрзнешь зимой и никакое пальтишко не спасёт от холода и вьюги,
Она сковывает ноги и руки по всей заснеженной округе! Зачем мне тоска и муки?
Хочу покой, но Дамоклов меч завис над головой, он висит у двери входной,
Надо вышибать её ногой! Боже мой! Чем Тебе не нравится обличье моё,
Я же дитя Твоё? Неужто закончился наш союз? Чужих угроз я не боюсь!
Как бы не лишиться чувств?! Людская зависть наводит уныние и грусть,
Небось, и я в самом себе вот-вот замкнусь! Заря на небе уже взошла
И веру в свои силы у меня подняла! Очи к небу поднялись,
Но серый штрих над моими мыслями тут же завис! Заря упала вниз,
Вот это - сюрприз! Содрогнулся земной простор, кто-то мои мысли поставил мне в укор!
Раздался страшный крик, он небосвода достиг, никто уже не спит, а в холодной комнате,
Сгорбившись сидит заснеженный старик! Он увидел много стран, его домом был балаган,
Никто его мысли от греха не защитит, он духовной пищей сыт! Слёзы в глазах застыли,
Ему грехи небеса не простили, но час придёт и Господь всех к порядку призовёт!
Взгляд устремлён на Восток, противиться случаю старец не смог!
Он продрог, как осенний лист, вокруг слышен ветра свист и странный детский визг,
На кону стоит жизнь! Творенью Христа на пятки наступает нищета,
Все против него ополчились и разом поднялись, слышны их крики и стоны
И видны чёткие следы яркого света и черноты, что скажешь мне ты,
Детище народной хулы? Твои мысли для меня важны! Молодое поколенье
Внушает мне и жалость, и презренье! Я тоже укрываюсь дырявой рогожей,
Похоже продавать начну дрожжи, высоко не летаю, между трёх сосен плутаю
И медленно в одиночестве замерзаю! Грехи не считаю, их наперечёт до единого знаю!
Холодные сени уменьшают наслаждение, но растут прегрешения, их число различно
И о них я говорю публично! Не знаю, Боже, простишь ли Ты того,
Чье естество не является символом душевной чистоты? Да, оно грешно,
Но пытается само не опуститься на самое дно! Бог правит миром небесным и земным,
Он является учителем моим! Молодость со мной рассталась, а впереди маячит старость!
Я же на жизнь спокойно смотрю, когда трезв и когда во хмелю и никуда её не тороплю!
Наверное, со мной произошла история скверная! Не осужден ни разу,
Но грешил не только в миг экстаза! Звёзды на небе ярко пылают,
Дворовые собаки на воздухе из последних сил лают, кажись, и они замерзают!
Боги наши грехи порознь считают, но лично меня они не сильно удручают!
Меняются день и ночь, я же не прочь, чем-то себе сегодня помочь!
Одна лишь цель опутала своими сетями мою холодную постель:
Хочу окунуться в священную купель и среди множества грешных тел
Разглядеть тело то, что и вправду не грешно! Оно - молодо и зелено,
Но живёт весело, за неё радуется всё село! Уж домой идти пора,
Я сижу с ней до утра в тёплой избе и шепчу слова благодарности своей судьбе!
Какой от моих желаний прок? Надел шапку на левый висок, посмотрел наискосок,
А потом пару умных фраз изрёк: «Да видит бог, я сделал всё, что смог,
Дабы все ночи напролёт мне завидовал бы даже всемогущий бог!»
От болезней в кровать не слёг и одинокой барышне финансово помог,
Не говорил ей правду в лоб, но насквозь от пота и водоворота страстей промок!
К утру сделал шаг назад, словно сам её присутствию не рад, действовал наугад,
И остался без божественных наград, а семейный уклад,
Словно шапка, сдвинутая набекрень, наводит тень на старый плетень!
Что за хрень переворачивает мой дом кверху дном? Она точь-в-точь,
Что и в прошлогоднюю рождественскую ночь! Страсть прожгла грешную плоть насквозь,
В неё спичку брось и огонь не потушит ни снег, ни морось, плохо жить порознь!
Как карта ляжет, так судьба двух людей и свяжет!
Проходят годы без любви и без духовной свободы!
Боюсь своей королевы, но хожу налево довольно смело и делаю это умело,
Какие преследую цели? Грехи на шею мне насели и свой хомут на неё надели!
Незавидную роль играет на доске жизни несостоявшийся король,
Не веришь – изволь проверить на себе и даже ты не сможешь перечить своей судьбе!
Так стоили ли сыну своей земли по скользкой стезе наперекор судьбе идти?
Спроси у любого, кто лишён любви и крова, что на том пути трудно своё счастье найти!
Каждый, кто был судьбою неоднократно бит,
Тут же мои слова кивком головы подтвердит,
А жизнь вынесет свой вердикт! Быть или не быть?
Через миг и ты поймёшь, что Бог – велик и для общения открыт!
Это нас с ним роднит!

г. Мариуполь
31 января 2013 г.


Рецензии